НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 17.03.2022 № 33-1337/2022

УИД: 29RS0014-01-2021-006371-66

Строка 2.045, г/п 0 руб.

Судья Кочина Ж.С.

Докладчик Попова Т.В.

№ 33-1337/2022

г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего Хмара Е.И.,

судей Поповой Т.В., Радюка Е.В.,

при секретаре Русиновой К.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Меньшикова М.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, за не предоставленный междувахтовый отдых, компенсации неиспользованного отпуска, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда по апелляционной жалобе Меньшикова М.А. на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 20 декабря 2021 года по делу № 2-3182/2021.

Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия

установила:

Меньшиков М.А. обратился в суд с исковым заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации (далее – ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России) о взыскании заработной платы за сверхурочную работу за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года, за не предоставленный междувахтовый отдых в 2020 и 2021 годах, компенсации неиспользованного отпуска за вредность, процентов за задержку выплаты заработной платы за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2021 года, компенсации морального вреда. В обоснование исковых требований указано, что он в период с 01 марта 2018 года по 02 августа 2021 года работал на производственном участке (<данные изъяты> филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в должности <данные изъяты>. За работу в районах Крайнего Севера установлен районный коэффициент 2,0, надбавка за выслугу лет 15%, процентная надбавка 100%. За спорный период им не дополучена заработная плата. При этом полагает, что продолжительность вахты увеличена работодателем в одностороннем порядке, по окончанию отчетного периода часы сверхурочной работы не оплачены. С учетом предоставленных отпусков, основной, дополнительный отпуск уменьшает норму часов рабочего времени на количество часов из расчета, количества рабочих дней, приходящихся на отпуск, умноженного на количество рабочих часов. Следовательно, индивидуальная норма рабочего времени в 2020 году составила 1 267 часов, количество сверхурочной работы в 2020 году - 318 часов. Полагает, что ответчиком не предоставлено в 2020 году 98 часов междувахтового отдыха, в 2021 году – 125 часов. В виду выплаты надбавки за работу с вредными условиями труда с 01 августа 2019 года ответчиком не предоставлен отпуск в количестве 7 дней в год. Просил взыскать заработную плату за сверхурочную работу за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 146 964 рублей 38 копеек, за не предоставленный междувахтовый отдых в 2020 году в размере 7 326 рублей 48 копеек, за не предоставленный междувахтовый отдых в 2021 году 6 005 рублей, компенсацию неиспользованного отпуска за вредность в размере 45 858 рублей 46 копеек, проценты за задержку выплаты заработной платы за период с 01 января 2020 года по 31 октября 2021 года в размере 18 632 рублей, компенсацию морального вреда в размере 5 000 рублей.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования по аналогичным основаниям, указанным в исковом заявлении.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований по изложенным в отзыве основаниям.

Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 20 декабря 2021 года исковые требования Меньшикова М.А. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, за не предоставленный междувахтовый отдых, компенсации отпуска за вредную работу, проценты за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда удовлетворены частично.

С ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России в пользу Меньшикова М.А. взысканы компенсация морального вреда в размере 3 000 рублей, заработная плата за сверхурочную работу в размере 88 327 рублей 27 копеек, компенсация отпуска за вредные условия труда в размере 14 894 рублей 88 копеек, проценты за задержку выплаты заработной платы в размере 9 941 рубль 82 копейки, всего взыскано 116 163 рубля 97 копеек.

В удовлетворении остальной части исковых требований Меньшикова М.А. к ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, за не предоставленный междувахтовый отдых, компенсации отпуска за вредную работу, процентов за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда отказано.

С данным решением не согласился истец, в поданной апелляционной жалобе просит его отменить, считая принятым при неправильном применении судом норм материального права, несоответствии выводов суда обстоятельствам дела. Указывает на несогласие с расчетом суда в части взыскания компенсации за сверхурочную работу, поскольку судом не учтена выплаченная ему дополнительная стимулирующая выплата и премия по итогам года, а также неверно рассчитана премия и надбавка за выслугу лет. Обращает внимание, что в силу Положения об оплате труда заработная плата состоит из оклада, стимулирующих выплат и премий, которые начисляются исходя из положения о стимулирующих выплатах и премиях. Ему регулярно выплачивалась дополнительная стимулирующая выплата за непосредственное выполнение должностных обязанностей. Полагает, что данная выплата носит систематический характер и должна учитываться при расчете размера двойной оплаты труда. Также должна учитываться и премия, выплачиваемая по итогам работы за год. Со ссылкой на ст. 301 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) и п. 5, 6 трудового договора указывает на несогласие с присужденной судом компенсацией за не предоставленный междувахтовый отдых. Считает, что при подсчете часов переработки в пределах графиков на вахте недопустимо применение среднего количества часов в месяц. Такое исчисление допустимо лишь при начислении заработной платы, а при подсчете рабочих часов необходимо применять производственный календарь. При вахтовом методе работы соблюдается требование о норме рабочих часов, предусмотренной ст. 91 ТК РФ. Также при расчете переработки не учитываются часы предоставленного междувахтового отдыха и время нахождения в пути. Полагает, что работодатель должен оплачивать дни междувахтового отдыха с учетом положений главы 47 ТК РФ, Основных положений о вахтовом методе организации работ, утвержденными постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС и Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года № 794/33-82 в части, не противоречащей ТК РФ, независимо от того, будет сверхурочная работа по окончании учетного периода или нет. Указывает, что судом неверно применен расчет компенсации отпуска за вредную работу, в котором учтено непосредственное время (в днях) нахождения при исполнении трудовых обязанностей. При работе вахтовым методом продолжительность одной рабочей смены отличается от нормальной продолжительности рабочей смены, которая у него составляет 11 часов. Полагает, что судом неверно произведен и расчет компенсации за задержку выплаты заработной платы. Считает, что расчет необходимо производить исходя из сумм, получившихся в расчете компенсации за сверхурочную работу в 2020 году, компенсации за непредоставленный междувахтовый отдых в 2020 и 2021 годах, компенсации за неиспользованный отпуск за работу во вредных условиях труда. Срок исчисления компенсации за задержку выплат следует принять с 30 декабря 2020 года по 22 апреля 2022 года, так как полагает, что рассмотрение апелляционной жалобы произойдет 22 апреля 2022 года.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Считает, что компенсация дней междувахтового отдыха не может быть предоставлена и выплачена истцу, поскольку ему по итогам учетного периода (2020 года), который составляет один год, произведен подсчет часов переработки за весь год, которая подлежит оплате как сверхурочная работа. Полагает, что сверхурочная работа для работников, работающих вахтовым методом, не возникает, переработка в пределах графика работы на вахте оплачивается в соответствии со ст. 301 ТК РФ после окончания учетного периода в дни междувахтового отдыха работника. Переработка за пределами графика на вахте оплачивается как сверхурочная работа в соответствии со ст.152 ТК РФ, а смена в пределах графика работы на вахте, приходящейся на нерабочие праздничные дни, оплачивается в соответствии со ст. 153 ТК РФ и при подсчете переработки не учитывается. Учитывая, что переработка у истца образовалась за пределами графика работы на вахте ввиду увеличения продолжительности вахты, она подлежит оплате как сверхурочная работа. В связи с этим в удовлетворении требований истца о взыскании компенсации за не предоставленный междувахтовый отдых надлежало отказать. Также не соглашается с приведёнными истцом доводами относительно расчета компенсации за неиспользованный отпуск. Считает, что при его расчете следует исходить из количества отработанных истцом дней во вредных условиях. Ссылки истца на то, что дополнительное материальное стимулирование и единовременные денежные выплаты должны учитываться при подсчете размера компенсации за сверхурочную работу, несостоятельны, учитывая действующие у ответчика локальные акты об оплате труда. Также указывает, что размер компенсации за один день отпуска составляет 2017 рублей 53 копейки, а не 2360 рублей 52 копейки.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции стороны не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ответчик просил о рассмотрении дела без участия его представителя.

В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, исследовав принятые судом апелляционной инстанции в качестве новых доказательств: копию приказа об увольнении истца от 22 июля 2021 года № 218-л/с, представленную ответчиком в порядке, предусмотренном п. 43 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (ч. 1).

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных данным кодексом (ч. 1 ст. 132 ТК РФ).

Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч.ч. 1 и 2 ст. 135 ТК РФ).

Из приведенных норм следует, что заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иным нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.

Сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период (абз. 1 ст. 99 ТК РФ).

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

В соответствии с ч. 1 ст. 104 ТК РФ, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учета рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учетный период не может превышать один год, а для учета рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

Согласно ч. 2 ст. 104 ТК РФ, нормальное число рабочих часов за учетный период определяется исходя из установленной для данной категории работников еженедельной продолжительности рабочего времени.

Частью 1 ст. 152 ТК РФ установлена повышенная оплата сверхурочной работы (за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере). Положением данной нормы также предусмотрено, что конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

В ч. 1 ст. 349 ТК РФ установлено, что на работников, заключивших трудовой договор о работе в воинских частях, учреждениях, военных образовательных организациях высшего образования и военных профессиональных образовательных организациях, иных организациях Вооруженных Сил Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, а также на работников, проходящих заменяющую военную службу альтернативную гражданскую службу, распространяются трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, с особенностями, установленными названным кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с задачами органов, учреждений и организаций, указанных в ч. 1 названной статьи, для таких работников устанавливаются особые условия оплаты труда, а также дополнительные льготы и преимущества (ч. 2 ст. 349 ТК РФ).

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 23 апреля 2014 года № 255 «О мерах по реализации в Вооруженных Силах Российской Федерации постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 года № 583» (действовавшим до 1 октября 2019 года) утверждено Положение о системе оплаты труда гражданского персонала воинских частей и организаций вооруженных сил Российской Федерации.

Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (действующим с 1 октября 2019 года) утверждены условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации соответственно.

Пунктом 14 Положения и пунктом 2 Условий установлено, что в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2007 года № 822 выплаты компенсационного характера устанавливаются, в том числе при выполнении сверхурочной работы.

Согласно п. 5.3.3.2 Положения об оплате труда работников ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России, являющегося приложением к приказу начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 9 августа 2019 года (далее – Положение от 9 августа 2019 года), учреждение по истечении учетного периода оплачивает работникам сверхурочную работу за первые два часа работы – в полуторном размере (доплачивается 50% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час), за последующие часы работы – в двойном размере (доплачивается 100% часовой ставки, рассчитанной исходя из установленного оклада, за каждый час).

С 1 октября 2019 года система оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации установлена приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, утвердившим размеры должностных окладов (тарифных ставок) гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, а также условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации.

В соответствии с п. 21 приложения № 2 («Условия, размеры и порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») к данному приказу гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет; премиальные выплаты по итогам работы.

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 9 августа 2019 года утверждено Положение о стимулирующих выплатах и премиях работникам, согласно п. 4.2 которого, гражданскому персоналу учреждения устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам.

Согласно п. 5.1 указанного Положения, работникам учреждения выплачивается премия по результатам работы за добросовестное исполнение должностных обязанностей по итогам работы за месяц (ежемесячная премия).

Размер ежемесячной премии не может превышать 25 % от установленного размера оклада (тарифной ставки) (п. 5.3).

Помимо указанного, п. 5.8.3.1 Положения от 9 августа 2019 года, работнику учреждения устанавливается процентная надбавка за выслугу лет к должностным окладам, ставке заработной платы (тарифным ставкам) в следующих размерах: свыше 1 года – 5 %, свыше 2 лет – 10 %, свыше 3 лет – 15 %, свыше 5 лет – 20%, свыше 10 лет – 30 %.

Положение о стимулирующих выплатах и премиях работникам не содержит данных о том, что ежемесячная премия выплачивается из фонда экономии оплаты труда, напротив, данные сведения указаны в отношении дополнительного материального стимулирования (разд. 6).

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 17 апреля 2017 года «О доплатах гражданскому персоналу за вредные или опасные условия труда» утвержден перечень гражданского персонала, занятого на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, которому положено повышение должностного оклада (тарифной ставки) до проведения специальной оценки условий труда.

Приказом начальника ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ от 31 июля 2019 года в вышеназванный приказ внесены изменения, при этом занимаемая истцом должность включена в перечень работ с вредными и (или) опасными условиями труда.

В соответствии с п. 5.6.1 Приложения № 1 к Приказу должностные оклады (тарифные ставки) занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда повышаются по результатам проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда 1 степени – на 4 %, 3 и (или) 4 степени – 12 %.

Кроме того, п. 5.8.3.1 Положения от 9 августа 2019 года установлено, что должностные оклады (тарифные ставки) работников, занятых на работах, указанных в Приложении № 1 и Приложении № 2 к Приказу № 255, повышаются до проведения специальной оценки условий труда в следующих размерах: на работах с вредными условиями труда на 12 %.

При этом в силу п. 6 Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545, гражданскому персоналу воинских частей и организаций, имеющему право на повышение в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим приложением, должностные оклады (тарифные ставки) увеличиваются на размер повышения, то есть устанавливается новый должностной оклад (тарифная ставка). Если гражданский персонал имеет право на повышение одновременно по нескольким основаниям, должностной оклад (тарифная ставка) увеличивается на сумму процентов повышений.

Как установлено судом первой инстанции, истец состоял в трудовых отношениях с ответчиком в период с 01 марта 2018 года по 02 августа 2021 года, работал в производственном участке (<данные изъяты>) ЖКС №3 филиала ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ в должности <данные изъяты>. За работу в районах Крайнего Севера установлен районный коэффициент 2,0, надбавка за выслугу лет 15%, процентная надбавка 100%, вахтовый метод работы, суммированный учет рабочего времени с учетным периодом 1 год, рабочий день 11 часов, при шестидневной рабочей неделе; отпуск за работу во вредных и (или) опасных условиях труда 7 календарных дней за фактически отработанное время во вредных и (или) опасных условиях труда.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец, в том числе просил взыскать заработную плату за сверхурочную работу за 2020 год.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в 2020 году истец действительно привлекался к сверхурочной работе, количество часов которой составило 318, а ее оплата соответственно с учетом установленного оклада, надбавки за вредность и надбавки за выслугу лет, недоплаченной премии составит 88327 рублей 27 копеек, взыскав данную сумму с ответчика в пользу истца в качестве оплаты за сверхурочную работу. При этом, взыскивая такую сумму и за указанное количество часов сверхурочной работы, суд исходил из расчета ответчика, признав именно этот расчет правильным и соответствующим локальным актам ответчика.

Однако, взыскивая сумму в 88327 рублей 27 копеек, суд первой инстанции не указал ни в мотивировочной, ни в резолютивной частях решения, данных о том, каким образом он проверял расчет ответчика, и из каких конкретно сумм (выплат) образовался такой размер задолженности, не выяснил, соответствует ли приведенный ответчиком расчет нормативным положениям трудового законодательства об оплате труда. Не указал суд первой инстанции, по каким основаниям он отверг расчет истца, приведенный им в иске.

Вместе с тем, приведенный ответчиком расчет в части средней стоимости часа, исчисленного из индивидуальной нормы рабочего времени для истца, не соответствует ни нормам трудового законодательства – Постановлению Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2007 года № 922, ни Положению о вахтовом методе организации работ, действующему у ответчика, которыми предусмотрено, что среднемесячное количество рабочих часов рассчитывается путем деления годовой нормы рабочего времени (а не индивидуальной) в часах на 12. Кроме того, ответчик при расчете размера недополученной ежемесячной премии и надбавки за выслугу лет не учитывает, что оклад истца с учетом вредности в силу указанных выше норм образует новый оклад, на который и подлежит начислению премия и надбавка за выслугу лет.

Не может быть признан правильным и расчет истца, поскольку он вопреки законодательству при расчете средней стоимости часа также применяет индивидуальную норму часов, а не норму годовую рабочего времени, а кроме того, в расчет стоимости часа включает абсолютно все выплаты, произведенные работодателем в каждом месяце 2020 года, в том числе не входящие в систему оплаты труда.

Принимая во внимание, что истцу производилась выплата надбавки за выслугу лет к должностному окладу в размере 20 %, данная надбавка является гарантированным элементом системы оплаты труда и не зависит от выполнения работником каких-либо условий, ежемесячно истцу выплачивалась также премия разовая в размере 25 %, расчет компенсации за переработку по итогам работы за год, на протяжении которого истцу ежемесячно начислялась надбавка за выслугу лет и ежемесячная премия, необходимо осуществлять с учетом нового оклада (оклад с учетом вредности) и начисленных на него надбавки за выслугу лет и ежемесячной премии. При этом следует учесть, что указанные стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда и не могут не учитываться при компенсации часов переработки, поскольку из ч. 1 ст. 152 ТК РФ, предусматривающей в качестве общего правила оплату за сверхурочную работу за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере, во взаимосвязи с положениями абз. 2 ч. 2 ст. 22 и ст.ст. 132 и 149 ТК РФ однозначно следует, что сверхурочная работа должна оплачиваться в большем размере, чем аналогичная работа, произведенная в пределах нормы рабочего времени. Повышение размера оплаты труда в таких случаях призвано компенсировать увеличенные в связи с осуществлением работы в предназначенное для отдыха время трудозатраты работника, а потому, будучи гарантией справедливой оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных, должно распространяться на всех лиц, работающих по трудовому договору.

Таким образом, с учетом изложенных выше обстоятельств дела, норм материального права, локальных нормативных актов ответчика, среднемесячное количество рабочих часов в 2020 году составит 164,92 ч. (исходя из расчета 1979 часов (годовая норма рабочего времени в 2020 году, из которой 01 июля 2020 года не исключается, о чем указано в Указе Президента Российской Федерации от 01 июня 2020 года № 354 / 12 месяцев). При расчете стоимости часа следует исходить из оклада истца (7893 рубля) с учетом надбавки за вредные условия труда (оклад составит 8840 рублей 16 копеек (7893х12%), где 12-% надбавка за работу во вредных условиях труда, выплачиваемая истцу в 2020 году до проведения специальной оценки условий труда), ежемесячной премии (25%) и надбавки за выслугу лет (20 %).

Следовательно, размер подлежащей взысканию с ответчика в пользу истца доплаты за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени за период с 01 января 2020 года по 31 декабря 2020 года с учетом 318 часов переработки (количество часов переработки сторонами не оспаривается) и районного коэффициента и процентной надбавки составит 73 911 рублей 72 копейки, исходя из следующего расчета: 7893 рублей х 12% х 25% + 7893 рублей х 12% х 20% = 12818 рублей 23 копейки/164,92 = 77 рублей 72 копейки (стоимость часа); размер оплаты первых двух часов переработки составит 77 рублей 72 копеек (77,72 х 0,5 х 2) + размер оплаты остальных 316 часов составит 24 559 рублей 52 копейки (77,72 х 316); с учетом районного коэффициента и процентной надбавки: 77 рублей 72 копейки + 24 559 рублей 52 копейки + (77 рублей 72 копейки + 24 559 рублей 52 копейки) х 100% + (77 рублей 72 копейки + 24 559 рублей 52 копейки) х 100%.

При таких обстоятельствах судом первой инстанции размер заработной платы за сверхурочную работу за 2020 год определен без учета норм трудового законодательства, в связи с чем решение суда в указанной части нельзя признать правильным.

Обращаясь с настоящим иском в суд, истец, ссылаясь на положения трудового договора, полагал, что в связи с переработкой в 2020 и 2021 годах ему подлежал предоставлению междувахтовый отдых в большем размере, чем он фактически предоставлен, в частности не предоставлен отдых в количестве 98 и 125 часов соответственно, а его не предоставление подлежит компенсации в размере 7326 рублей 48 копеек и 6005 рублей соответственно. При этом для подсчета переработки в пределах графика работы на вахте необходимо исходить из нормы рабочего времени в каждом месяце, которая для него будет являться индивидуальной.

Отказывая в удовлетворении данных требований истцу, суд первой инстанции исходил из отсутствия законных оснований для их удовлетворения.

С указанным выводом судебная коллегия согласна в силу следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 297 ТК РФ вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.

В силу ч. 1 ст. 300 ТК РФ при вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более, чем за один год.

Согласно ст. 301 ТК РФ, рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в порядке, установленном ст. 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов, и доводится до сведения работников не позднее чем за два месяца до введения его в действие.

В указанном графике предусматривается время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно. Дни нахождения в пути к месту работы и обратно в рабочее время не включаются и могут приходиться на дни междувахтового отдыха.

Каждый день отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте (день междувахтового отдыха) оплачивается в размере дневной тарифной ставки, дневной ставки (части оклада (должностного оклада) за день работы), если более высокая оплата не установлена коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Часы переработки рабочего времени в пределах графика работы на вахте, не кратные целому рабочему дню, могут накапливаться в течение календарного года и суммироваться до целых рабочих дней с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха.

Междувахтовый отдых не назван в числе видов времени отдыха, закрепленных в ст. 107 ТК РФ, и как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 12 июля 2006 года №261-О, он (междувахтовый отдых) фактически представляет собой суммированное время ежедневного и еженедельного отдыха (не использованного и накопленного в период вахты), которое в силу специфики данного вида работы предоставляется после периода вахты. Определяя вахтовый метод как особый режим рабочего времени, обусловленный тем, что ежедневное возвращение работников к месту постоянного проживания не может быть обеспечено, законодатель установил, что работа организуется по специальному режиму труда, как правило, при суммированном учете рабочего времени, а междувахтовый отдых предоставляется в местах постоянного жительства. При вахтовом методе работы устанавливается суммированный учет рабочего времени за месяц, квартал или иной более длительный период, но не более чем за один год. Учетный период охватывает как все рабочее время, время в пути от места нахождения работодателя или от пункта сбора до места выполнения работы и обратно, так и время отдыха, приходящееся на данный календарный отрезок времени, включая междувахтовый отдых, общая же продолжительность рабочего времени за учетный период не должна превышать нормального числа рабочих часов, установленного ТК РФ.

Режим труда и отдыха при вахтовом методе организации работ утвержден Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС, Минздрава СССР от 31 декабря 1987 года № 794/33-82 «Об утверждении Основных положений о вахтовом методе организации работ». Согласно данному постановлению, продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха работников с учетом обеденных перерывов может быть уменьшена до 12 часов. Недоиспользованные в этом случае часы ежедневного (междусменного) отдыха, а также дни еженедельного отдыха суммируются и предоставляются в виде дополнительных свободных от работы дней (дни междувахтового отдыха) в течение учетного периода. Число дней еженедельного отдыха в текущем месяце должно быть не менее числа полных недель этого месяца. Дни еженедельного отдыха могут приходиться на любые дни недели (п. 4.3).

Дни отдыха (отгулов) в связи с работой сверх нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде в пределах графика работы на вахте оплачиваются в размере тарифной ставки, оклада (без применения районных коэффициентов, коэффициентов за работу в высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, а также надбавок за работу в районах Крайнего Севера и в приравненных к ним местностях и в районах, где надбавки выплачиваются в порядке и размерах, предусмотренных Постановлением ЦК КПСС, Совета Министров СССР и ВЦСПС от 6 апреля 1972 г. N 255), получаемых работниками ко дню наступления отдыха (отгула), из расчета за 8-рабочий день.

Часы переработки рабочего времени, некратные целым рабочим дням, могут накапливаться в течение календарного года до целых рабочих дней с последующим предоставлением оплачиваемых дней междувахтового отдыха. В случае увольнения работника или истечения календарного года указанные часы оплачиваются из расчета тарифной ставки (оклада) (п. 5.6).

Таким образом, работа вахтовым методом имеет свои особенности применительно к норме рабочего времени работников, работающих данным методом, и в периоды времени, не равные учетному периоду, может превышать нормальную продолжительность рабочего времени, установленную производственным календарем, с тем условием, что общая продолжительность рабочего времени за учетный период не превышает нормальную продолжительность рабочего времени, установленную законодательством. Междувахтовый отдых – это дополнительные дни отдыха за переработку рабочего времени в пределах графика работы на вахте, предоставляемые в рамках учетного периода. Такой вид отдыха – одна из особенностей правового регулирования труда при вахтовом методе работы, его специфика состоит в том, что он предоставляется за переработанное рабочее время согласно графику работы на вахте в каждом периоде суммированного учета. Компенсации днями междувахтового отдыха подлежат только часы переработки в пределах графика работы на вахте. Такой отдых должен предоставляться в рамках учетного периода. Оплата дней междувахтового отдыха в размере тарифной ставки производится лишь в том случае, если эти дни предоставляются в виде компенсации за переработку в рамках учетного периода, согласно графику работы на вахте, составленному в соответствии с законодательством. Компенсация за не предоставленные фактически дни междувахтового отдыха законом не предусмотрена.

Если переработка произошла сверх рабочего времени, предусмотренного графиком, то она будет являться сверхурочной работой, в частности таковой является переработка рабочего времени, связанная с увеличением продолжительности вахты, превышающая норму рабочего времени, установленную на учетный период, которая оплачивается как сверхурочные работы в соответствии с трудовым законодательством Российской Федерации (п.4 постановления Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2020 года № 601 «Об утверждении временных правил работы вахтовым методом»).

Учитывая изложенное, при рассмотрении требований истца о взыскании компенсации за не предоставленный междувахтовый отдых определение наличия у истца права на компенсацию за не предоставленный междувахтовый отдых, для определения которого необходимы установление режима работы, порядка оплаты труда, наличия/отсутствия сверхурочной работы по итогам учетного периода с учетом установленного режима, ее оплаты/неоплаты и фактическое предоставление/непредоставление междувахтового отдыха, компенсации в виде оплаты которого просит истец, являются юридически значимыми для рассмотрения настоящего спора и неразрывно связаны, и лишь при установлении данных обстоятельств подлежал проверке порядок подсчета дней отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте.

Как следует из материалов дела, п. 2 приказа начальника ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России от 31 октября 2019 года «Об утверждении и введении в действие в ФГБУ «ЦЖКУ» МО РФ основных графиков работы на 2020 год» для работников Учреждения, работающих в сменном режиме, на 2020 год установлен годовой суммированный учет рабочего времени с 1 января по 31 декабря.

Норма рабочего времени исчисляется по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями при 40-часовой рабочей неделе.

При суммированном учете норма рабочего времени определяется только по итогам учетного периода.

В соответствии с п. 6 приказа №131«Об организации работ вахтовым методом в <данные изъяты> (<данные изъяты>) на объектах электросетевого хозяйства» для персонала, работающего вахтовым методом, определён сменный режим работы (I и II смена), включая работу в выходные и праздничные дни, с продолжительностью рабочей смены 11 часов, 6 рабочих дней, 1 выходной.

Согласно п.5.1 Положения о вахтовом методе организации работ в федеральном государственном бюджетном учреждении «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации» (далее – приказ №52), утвержденного приказом начальника Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно-коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации от 11 мая 2017 года № 52, учетный период составляет 1 год.

В соответствии с п.1.6 приказа междусменный отдых (междувахтовый отдых) – период времени между окончанием очередной вахты работника учреждения и началом следующей за ней вахты работника учреждения.

Согласно п.5.3 приказа , рабочее время и время отдыха в рамках учетного периода регламентируется графиком работы на вахте, который утверждается и доводится до сведения работников не позднее, чем за два месяца до введения его в действие. В графиках также предусматриваются дни (часы) необходимые для доставки работников на вахту и обратно.

Время нахождения в пути к месту работы и обратно в норму рабочего времени не включается и приходится на дни междусменного (междувахтового отдыха).

В силу п. 6.7 указанного приказа дни отдыха в связи с работой за пределами нормальной продолжительности рабочего времени в учетном периоде в пределах графика работы на вахте оплачиваются в размере тарифной ставки (оклада) без учета применения районного коэффициента и процентной надбавки за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, получаемых работником ко дню наступления отдыха, из расчета за 8 часовой рабочий день.

Аналогичные положения указаны и в трудовом договоре, заключенном между истцом и ответчиком.

Таким образом, истцу установлен вахтовый метод работы с суммированным учетным периодом, учетный период 1 год, годовой суммированный учет рабочего времени с 1 января по 31 декабря. Продолжительность вахт и их период определяются на каждый год приказом работодателя. Индивидуальные графики работы, несмотря на прямое указание об этом в ТК РФ и Положении о вахтовом методе работы, действующем у ответчика, в учреждении в 2020 и 2021 годах не составлялись и не велись.

Как следует из материалов дела, на 2020 и 2021 годы приказами работодателя были определены даты начала и окончания вахт, их продолжительность. Так, на 2020 год установлены периоды вахт: с 11 февраля по 14 апреля 2020 года, с 23 июня по 08 сентября 2020 года, с 10 ноября 2020 года по 12 января 2021 года, с 09 февраля 2021 года по 27 апреля 2021 года, в которые должен был осуществлять работу истец. Однако фактически в 2020 году истец находился на вахте и работал в периоды с 11 марта 2020 года по 20 июня 2020 года и с 29 августа 2020 года по 14 октября 2020 года. В 2021 году он находился на вахте в период с 12 февраля 2021 года по 7 апреля 2021 года. Продолжительность вахт в 2020 году увеличилась ввиду неприбытия персонала. Из-за увеличения продолжительности вахт истец, как установлено выше, имел переработку в 2020 году в количестве 318 часов, подлежащих оплате как сверхурочная работа.

Таким образом, возмещение за сверхурочную работу при суммированном учете рабочего времени является компенсацией в денежной форме отработанных истцом часов за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. В противном случае будет компенсирована та же работа за пределами нормальной продолжительности за тот же период, что трудовым законодательством не допускается. Иными словами, заявляя требования о взыскании компенсации за не предоставленный междувахтовый отдых, истец, по сути, просит произвести оплату тех же часов, которые он просил компенсировать как сверхурочную работу и его требования о взыскании заработной платы за ее осуществление признаны обоснованными. При этом сверхурочная работа оплачена в повышенном размере в силу норм ст. 152 ТК РФ и действующих у работодателя локальных актов.

С учетом изложенного, доводы истца о том, что компенсация дней не предоставленного междувахтового отдыха должна производиться вне зависимости от переработки по итогам учетного периода, при том, что за переработку по итогам учетного периода 2020 года взыскана оплата, несостоятельны.

Кроме того, истец уволен в 2021 году, в учетные периоды и по окончанию вахт, как и в иные вахтовые циклы, перед увольнением за предоставлением дополнительных оплачиваемых дней междувахтового отдыха к работодателю не обращался (доказательств этому не предоставлено), а оплата компенсации за не предоставленные фактически дни междувахтового отдыха не может быть произведена, поскольку это не предусмотрено трудовым законодательством и локальными актами работодателя.

При таких обстоятельствах оснований для взыскания с ответчика в пользу истца компенсации за не предоставленные дни междувахтового отдыха у суда не имелось, в связи с чем решение суда в указанной части является правильным.

Разрешая требования истца о взыскании задолженности за неиспользованный отпуск, суд пришел к выводу о том, что истцу за период работы не предоставлено и не оплачено 7,48 дн. дополнительного отпуска во вредных условиях труда, в связи с чем, признав расчет ответчика, как по дням, так и по размеру компенсации, правильным, взыскал с него в пользу истца 14894 рубля 88 копеек.

Однако с таким выводом суда также нельзя согласиться в силу следующего.

Согласно ст. 117 ТК РФ, ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 2, 3 или 4 степени либо опасным условиям труда.

Минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам составляет 7 календарных дней.

В силу ст. 121 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда предоставляется только за время, фактически отработанное в таких условиях.

В силу ст. 127 ТК РФ при увольнении работнику выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

Правила об очередных и дополнительных отпусках утверждены НКТ СССР 30 апреля 1930 года № 169 (далее – Правила № 169).

Пунктом 28 Правил № 169, продолжающих действовать в настоящее время в соответствии со ст. 423 ТК РФ как не противоречащих названному Кодексу, установлено, при увольнении работника, не использовавшего своего права на отпуск, ему выплачивается компенсация за неиспользованный отпуск. При этом, увольняемые по каким бы то ни было причинам работники, проработавшие у данного нанимателя не менее 11 месяцев, подлежащих зачету в срок работы, дающей право на отпуск, получают полную компенсацию. Во всех остальных случаях работники получают пропорциональную компенсацию.

Следовательно, дополнительный отпуск за работу во вредных условиях труда, должен быть пропорционален фактически отработанному времени в этих условиях. При этом пропорциональность должна исчисляться исходя из расчетного числа дней дополнительного отпуска, который работник мог бы получить при полной фактической занятости во вредных условиях труда в течение рабочего года. Если работник имеет право на дополнительные отпуска (за работу с вредными и опасными условиями труда, за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, за ненормированный рабочий день и проч.), они должны рассчитываться по общим правилам.

Согласно приказу об увольнении истца, расчетным листкам, при увольнении истцу выплачена компенсация за 81,84 календарных дня отпуска, из которых 32 календарных дня – отпуск за работу в районах Крайнего Севера и 48,67 календарных дней – основной отпуск, 1,17 дн. – дополнительный отпуск за работу во вредных условиях.

Истец, как указано выше, работал во вредных условиях труда. Ему трудовым договором, дополнительным соглашением к нему, локальными актами установлено 7 календарных дней дополнительного отпуска за работу в таких условиях.

При увольнении за работу в таких условиях компенсация отпуска произведена лишь в количестве 1,17 дн.

Ответчиком в части определения количества дней отпуска, подлежащих компенсации истцу при увольнении, расчет произведен из количества отработанных истцом дней на вахте в каждом году в периоде с 2019 года по 2021 год. Признав такой расчет правильным, суд не приводит в решении выводов о том, каким нормативным положениям трудового законодательства либо локальным актам ответчика, он соответствует. Более того, суд, определяя размер компенсации неиспользованного отпуска, исходит из среднего заработка в 2360 рублей 52 копейки, не приводя в решении выводов о том, каким образом судом проверен расчет среднего заработка, а также о том, соответствует ли указанный в возражениях на иск размер среднего заработка нормативным положениям трудового законодательства. Не указал суд первой инстанции, по каким основаниям он отверг размер среднего заработка, из которого исходил истец при расчете компенсации за неиспользованный отпуск.

Однако расчет ответчика не основан на указанных выше нормах трудового законодательства. Ответчик в своем расчете не учитывает, что истец работал вахтовым методом, по сменам продолжительностью 11 часов, т.е. во вредных условиях был занят постоянно в течение рабочих смен (а не 8 часов и менее). Трудовым договором, иными актами работодателя не установлено, что он во вредных условиях должен работать меньшее количество часов. Сведений о том, что истец работал в смену менее 11 часов либо в период смен имел отвлечения от работы и трудился не во вредных условиях, материалы дела не содержат. При этом в периодах между вахтами истца отсутствовали неоплачиваемые периоды, а время междувахтового отдыха не должно исключаться из фактически отработанного времени во вредных условиях, дающего право на дополнительный отпуск. Кроме того, и это не оспаривается ответчиком, в 2019-2021 годах истцом норма рабочего времени отработана и отработана во вредных условиях, а в 2020 году имела место переработка в количестве 318 часов, которые отработаны также во вредных условиях. Таким образом, основания определять количество неиспользованного дополнительного отпуска за работу во вредных условиях лишь по периодам вахт, при том, что вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса, когда не может быть обеспечен обычный режим труда, отсутствуют.

Принимая во внимание вышеназванные нормы трудового законодательства, обстоятельства дела, режим работы истца, отсутствие отвлечений от нее и неоплачиваемых периодов в периодах между вахтами, определение количества дней отпуска за работу во вредных условиях, подлежащих компенсации истцу при увольнении, должно рассчитываться по общим правилам и составит 12,83 дн., при том, что истец отработал у ответчика в период 01 августа 2019 года по 02 августа 2021 года во вредных условиях, т.е. полных 24 месяца, - 7 : 12 х 24 = 14 дн. -1,17 дн. = 12, 83 дн. Следовательно, компенсация составит 25 884 рубля 91 копейка (12,243 х 2017 рублей 53 копейки – средний заработок, сумма которого сторонами не оспаривается (из такого размера исходит истец и ответчик в возражениях на апелляционную жалобу и такой размер среднего заработка истцу выплачен за иные виды отпуска, что подтверждается расчетным листком за август 2021 года).

Учитывая изложенное, компенсация за неиспользованный отпуск подлежала взысканию в размере 25 884 рубля 91 копейка копейки, а не 14894 рубля 88 копеек.

При этом судебная коллегия считает расчет компенсации за неиспользованный отпуск, приведенный истцом в иске, не соответствующим нормам законодательства и фактическим обстоятельствам дела, поскольку надбавка за вредность истцу установлена с 1 августа 2019 года, а не с момента его трудоустройства, соответственно и период, за который полагается компенсация отпуска за вредность составит 24 месяца, а не 41. Ссылки истца на решение суда по иному делу и по иску иного работника, основанием для определения периода компенсации за неиспользованный отпуск с момента трудоустройства истца к ответчику являться не может.

Таким образом, размер невыплаченной истцу суммы составит 99796 рублей 63 копейки (25 884 рубля 91 копейка + 73911 рублей 72 копейки).

В соответствии с ч. 1 ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.

Из приведенных положений ст. 236 ТК РФ следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленной работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.

Факт нарушения сроков выплаты заработной платы за сверхурочную работу и компенсации за неиспользованный отпуск установлен, что является основанием для взыскания компенсации за задержку этих выплат.

С изменением размера невыплаченной заработной платы и с учетом положений п.46 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», подлежит изменению и размер компенсации за задержку выплаты заработной платы, предусмотренный ст.236 ТК РФ, взысканный судом.

Судебная коллегия считает, что компенсация подлежит начислению не с 31 декабря 2020 года, как это определено судом первой инстанции, а с 16 января 2021 года по 25 октября 2021 года – за несвоевременно выплаченную заработную плату за сверхурочную работу и за период с 3 августа 2021 года по 25 октября 2021 года – за несвоевременно выплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск. Определяя таким образом даты с которых подлежит начислению компенсация по ст.236 ТК РФ, судебная коллегия исходит из того, что увольнение истца состоялось 2 августа 2021 года, следовательно и компенсация за неиспользованный отпуск подлежала выплате 2 августа 2021 года, а нарушением срока его выплаты будет являться 3 августа 2021 года. Оплата сверхурочной работы по итогам 2020 года, при том, что в силу действующих локальных актов у ответчика переработка при суммированном учете определяется только по итогам учетного периода, в части оплаты сверхурочной работы по итогам учетного периода локальные акты каких-либо отдельных сроков не устанавливают, определяют лишь общие сроки выплаты ежемесячной заработной платы (п.7.1.2 – п. 7.1.4 Положения об оплате труда, действующего у ответчика), а при не установлении таких сроков в силу ст.136 ТК РФ она подлежит выплате не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена, нарушением срока оплаты сверхурочной работы по итогам 2020 года будет являться 16 января 2021 года, поскольку иного не установлено в локальных актах ответчика.

Следовательно, с учетом положений ст. 236 ТК РФ в пользу истца подлежит взысканию компенсация за нарушение сроков выплаты компенсации за неиспользованный отпуск за период с 03 августа 2021 года по 25 октября 2021 года в размере 962 рубля 05 копеек (25884,91 х 41 х 1/150 х 6,5% = 459,89 + 25884,91 х 42 х 1/150 х 6,75% = 489,22 +25884,91 х 1 х 1/150 х 7,5% = 12,94) и компенсация за нарушение срока выплаты заработной платы за сверхурочную работу за период с 16 января 2021 года по 25 октября 2021 года – в размере 7483 рубля 56 копеек (73911, 72 х 65 х 1/150 х 4,25 % = 1361,21 + 73911, 72 х 35 х 1/150 х 4,5% = 776,07 +73911, 72 х 50 х 1/150 х 5% = 1231,86 + 73911, 72 х 41 х 1/150 х 5,5% = 1111,14 + 73911, 72 х 49 х 1/150 х 6,5% = 1569,39 + 73911, 72 х 42 х 1/150 х 6,75 % = 1396,93 + 73911, 72 х 1 х 1/150 х 7,5 % = 36,96), а всего 8445 рублей 61 копейка (962 рубля 05 копеек + 7483 рубля 56 копеек).

При этом доводы истца в апелляционной жалобе о необходимости взыскания компенсации за нарушение сроков выплаты заработной платы и компенсации за неиспользованный отпуск за период 30 декабря 2021 года, с 26 октября 2021 года по 22 апреля 2022 года не могут быть предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции, поскольку истец в исковом заявлении просил о взыскании такой компенсации лишь за период по 25 октября 2021 года, требований о взыскании компенсации за иной период не заявлял, при рассмотрении дела в суде первой инстанции требований не изменял и не уточнял, судебная коллегия к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции не переходила, следовательно, коллегия вправе рассматривать требования в пределах заявленных, учитывая положения ст. 327 ГПК РФ и разъяснения, данные Верховным Судом Российской Федерации в п. 37 Постановления Пленума от 22 июня 2021 года №16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», где разъяснено, что повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционных жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции. Новые материально-правовые требования, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, не принимаются и не рассматриваются судом апелляционной инстанции.

Решение суда в части взыскания с ответчика в пользу истца компенсации морального вреда в сумме 3000 рублей сторонами не оспаривается, а в соответствии с требованиями ч.1 ст.327.1 ГПК РФ и разъяснениями, содержащимися в п.46 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года №16, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

При таких обстоятельствах решение суда подлежит изменению в части, как постановленное с нарушением норм материального права, при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, с принятием по делу нового решения о частичном удовлетворении требований истца, взыскании с ответчика в пользу истца задолженности по оплате сверхурочной работы в размере 73911 рублей 72 копейки, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 25 884 рубля 91 копейка, компенсации за задержку выплаты в размере 8445 рублей 61 копейка, компенсации морального вреда в размере 3000 рублей, в удовлетворении остальной части требований надлежит отказать.

Руководствуясь ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 20 декабря 2021 года изменить в части, принять по делу новое решение, которым исковые требования Меньшикова М.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, компенсации за не предоставленный междувахтовый отдых, компенсации неиспользованного отпуска, процентов за задержку их выплаты, компенсации морального вреда удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации в пользу Меньшикова М.А. заработную плату за сверхурочную работу в размере 73911 рублей 72 копейки, компенсацию за неиспользованный отпуск в размере 25 884 рубля 91 копейка, компенсацию за задержку выплат в размере 8445 рублей 61 копейка, компенсацию морального вреда в размере 3000 рублей, всего взыскать 111 242 рубля 24 копейки (Сто одиннадцать тысяч двести сорок два рубля 24 копейки)

В удовлетворении остальной части исковых требований Меньшикова М.А. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Центральное жилищно – коммунальное управление» Министерства обороны Российской Федерации о взыскании заработной платы за сверхурочную работу, компенсации за не предоставленный междувахтовый отдых, компенсации неиспользованного отпуска, процентов за задержку их выплаты, компенсации морального вреда отказать.

Председательствующий Е.И. Хмара

Судьи Т.В. Попова

Е.В. Радюк