НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 16.06.2022 № 33-3448/202216И

Судья – Коневец С.А. Стр.211 г г/п 150 руб.

Докладчик – Романова Н.В. №33-3448/2022 16 июня 2022 г.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Мананниковой Т.А.,

судей Романовой Н.В., Рудь Т.Н.,

при секретаре Гачаевой А.Ю.

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Бобылева С.П. к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» о возложении обязанности предоставить бесплатно земельный участок в собственность по апелляционной жалобе администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» на решение Пинежского районного суда Архангельской области от 10 марта 2022 г.

Заслушав доклад судьи Романовой Н.В., судебная коллегия

установила:

Бобылев С.П. обратился с иском к администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» (далее – администрация МО «Пинежский муниципальный район) с требованиями обязать предоставить в собственность бесплатно земельный участок в границах с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры, включая сети инженерно-технического обеспечения электроснабжения, водоснабжения и транспортной инфраструктуры, в срок до 1 апреля 2022 г. Взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.

В обоснование требования указано, что его семья является многодетной. Постановлением главы МО «Пинежский муниципальный район» от 6 августа 2019 г. –па многодетная семья в составе Бобылева С.П., ФИО1., ФИО3., ФИО5., ФИО2., ФИО4. включена в реестр многодетных семей, желающих приобрести земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства в с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области. С 2019 г. администрацией не предпринято никаких мер для предоставления земельного участка. В ответе от 20 августа 2021 г. на заявление от 23 июля 2021 г. ответчик отказал в предоставлении участка, ссылаясь на их отсутствие.

Истец в судебном заседании на заявленных требованиях настаивает по доводам, изложенным в исковом заявлении. Пояснил, что за весь период с момента включения в реестр участок ему не предлагали, участки от которых могли отказаться предшественники в очереди, также не предлагали, денежная компенсация им не нужна. Возможность предоставить участок имеется, поскольку, для сдачи в аренду участки есть, предоставил скриншоты экрана свидетельствующие о проведении торгов по аренде земельных участков (л.д. 116-121). Относительно срока исполнения решения считает разумным срок до июня 2022 г.

Третьи лица ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО2, ФИО4 извещены надлежащим образом.

Представители привлеченных к участию в деле по определению суда ответчиков Министерства имущественных отношений Архангельской области, Министерства строительства и архитектуры Архангельской области в судебное заседание не явились, считают, что являются ненадлежащими ответчиками, так как эти вопросы относятся к вопросам местного значения соответствующего муниципального района.

Представитель ответчика администрации МО «Пинежский муниципальный район» в судебное заседание не явился, в письменном отзыве с иском не согласен, предоставление земельных участков многодетным семьям не относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, являются государственными полномочиями; образованные участки предоставляются в порядке очередности, сроки образования земельных участков и предоставления законом не определены, в реестре до истца еще 13 человек которые ждут образованных земельных участков; согласно Генплану и ПЗЗ в с. Карпогоры отсутствуют земельные участки подходящие для ИЖС, полномочия по внесению изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки относятся к полномочиям правительства Архангельской области в лице Министерства строительства и архитектуры Архангельской области на основании ст.7.6.1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года -внеоч.-ОЗ «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления»; специальный порядок обеспечения объектами инфраструктуры земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, при их предоставлении в собственность гражданам бесплатно в качестве одной из мер государственной поддержки семей, имеющих детей не установлен, в соответствии с Методическими рекомендациями утвержденными приказом Минрегион России от 9 сентября 2013 г. рекомендуется финансировать соответствующие расходы за счет консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации.

Решением суда исковые требования Бобылева С.П. к администрации МО «Пинежский муниципальный район» удовлетворены. Администрация МО «Пинежский муниципальный район» обязана предоставить в собственность бесплатно земельный участок в границах с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области обеспеченный объектами инженерной инфраструктуры, включая сети инженерно-технического обеспечения электроснабжения, водоснабжения и транспортной инфраструктуры, в течение 1 года со дня вступления решения суда в законную силу. С администрации МО «Пинежский муниципальный район» в пользу Бобылева С.П. взыскано в счет возврата уплаченной государственной пошлины 300 руб. В удовлетворении исковых требований Бобылева С.П. к Министерству имущественных отношений Архангельской области, Министерству строительства и архитектуры Архангельской области отказано.

Администрация МО «Пинежский муниципальный район» с решением суда не согласилась, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. В обоснование доводов жалобы ссылается на то, что сроки образования земельных участков Законом Архангельской области от 7 октября 2003 г. -ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» не определены. Образованные земельные участки предоставляются многодетным семьям в порядке очередности включения в реестр многодетных семей. Истец в указанном реестре значиться под . Считает, что решение суда нарушает права других многодетных семей на предоставление земельных участков. Указывает, что предоставление земельных участков многодетным семьям бесплатно является государственной мерой социальной поддержки. На территории с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области нет земельных участков для многодетных семей, где есть вся необходимая инфраструктура. Образование таких участков возможно только после развития такой инфраструктуры, но без помощи государства муниципалитет не имеет такой возможности. В областном бюджете Архангельской области уже много лет не закладываются средства на софинансирование проведения кадастровых работ и работ по строительству транспортной инфраструктуры. Считает, что полномочия по определению случаев и порядка предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность гражданам бесплатно в качестве меры государственной поддержки многодетных семей относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ. Полагает, что государство в лице Архангельской области сняло с себя такую обязанность, хотя должно оказывать муниципалитетам посильную помощь в этом вопросе. Считает сроки, установленные судом для исполнения решения, неразумными, поскольку год уходит только на проектные работы и год на само строительство.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями ч.ч.3 и 4 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив решение суда, судебная коллегия приходит к следующему.

На основании подп. 6 ст. 39.5 Земельного Кодекса РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Органами государственной власти субъектов Российской Федерации может быть предусмотрено требование о том, что такие граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или у таких граждан имеются основания для постановки их на данный учет, а также установлена возможность предоставления таким гражданам с их согласия иных мер социальной поддержки по обеспечению жилыми помещениями взамен предоставления им земельного участка в собственность бесплатно.

В соответствии с п. 2, 5, 6, 7, 8, 12.1 ст. 2.3 Закона Архангельской области от 7 июля 2003 г. -ОЗ «О порядке предоставления земельных участков отдельным категориям граждан» право на однократное бесплатное приобретение земельного участка в собственность без проведения торгов в соответствии с п. п. 5 и 5.1 настоящей статьи имеет многодетная семья при одновременном соблюдении установленных данным пунктом условий.

Земельные участки в соответствии с п. 2 настоящей статьи предоставляются в границах муниципального района или городского округа Архангельской области, где в соответствии с законодательством Архангельской области зарегистрирована многодетная семья, за исключением случаев, установленных п. 5.1 настоящей статьи.

Предоставление земельных участков в соответствии с п. п. 1 и 2 настоящей статьи осуществляется в соответствии с земельным законодательством на основании решений органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченного исполнительного органа государственной власти Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Органы местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области и уполномоченный исполнительный орган государственной власти Архангельской области осуществляют образование земельных участков в соответствии с документами территориального планирования, правилами землепользования и застройки, документацией по планировке территории, землеустроительной документацией.

Проведение работ по образованию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и (или) бюджетов органов местного самоуправления муниципальных образований Архангельской области, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков.

Обеспечение земельных участков, предоставляемых в соответствии с настоящей статьей, объектами инженерной (включая сети инженерно-технического обеспечения) и транспортной инфраструктуры может осуществляться в рамках реализации государственных программ Архангельской области и (или) муниципальных программ муниципальных образований Архангельской области.

В соответствии с п. 7 ст. 2.3 Закона от 7 октября 2003 г. -ОЗ проведение работ по формированию земельного участка в целях реализации положений настоящей статьи включает в себя: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения.

Проведение работ по формированию земельного участка осуществляется за счет средств областного бюджета и бюджетов муниципальных районов и городских округов Архангельской области.

Местные администрации подают заявки в порядке, предусмотренном разделом 2.2 Правил формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденных постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 г. -пп (далее - Правила).

Обязательным условием для подачи заявки на участие в областной программе является наличие правил землепользования и застройки, генплан, имеющая положительное заключение экспертиза проектной документации на строительство, наличие софинансирования.

В соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов социальной поддержки семей, имеющих детей, в том числе многодетных семей, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами (пункты 24, 29).

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

Государственная программа «Обеспечение качественным, доступным жильем и объектами инженерной инфраструктуры населения Архангельской области», утверждена постановлением Правительства Архангельской области -пп от 11 октября 2013 г.

В перечне мероприятий подпрограммы предусмотрено мероприятие «Обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям и жилищно-строительным кооперативам, созданным многодетными семьями, для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства объектами инженерной инфраструктуры. Реализацию данного мероприятия на земельных участках, находящихся в муниципальной собственности, осуществляют органы местного самоуправления, которым из областного бюджета предоставляются субсидии на софинансирование расходов в объекты капитального строительства муниципальной собственности. Мероприятие предусмотренное подлежит ежегодному включению в областную адресную инвестиционную программу в соответствии с правилами формирования областной адресной инвестиционной программы на очередной финансовый год и на плановый период, утвержденными постановлением Правительства Архангельской области от 10 июля 2012 г. -пп.

Включение объектов в проект областной адресной инвестиционной программы осуществляется на основании заявки, предоставленной в соответствии с указанными правилами.

В соответствии с областным законом от 19 ноября 2018 г. -ОЗ «О внесении изменений в областной закон «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере правового регулирования организации и осуществления местного самоуправления» с 1 января 2019 г. к органам государственной власти Архангельской области переданы отдельные полномочия органов местного самоуправления городских поселений, сельских поселений, муниципальных районов … в сфере градостроительной деятельности (подготовка и утверждение документов территориального планирования и градостроительного зонирования) до 31 декабря 2023 г.

Судом установлено, что постановлением главы МО «Пинежский муниципальный район» от 6 августа 2019 г. –па многодетная семья в составе Бобылева С.П., ФИО1, ФИО3, ФИО5, ФИО2, ФИО4 включена в реестр многодетных семей, желающих приобрести земельный участок в собственность для индивидуального жилищного строительства в с. Карпогоры Пинежского района Архангельской области. Истец в указанном реестре значится под , из претендующих на предоставление именно земельного участка под .

На территории МО «Карпогорское» утверждены Генеральный план МО «Карпогорское» решением Собрания депутатов МО «Пинежский муниципальный район» от 16 ноября 2018 г. , правила землепользования и застройки МО «Карпогорское» Пинежского муниципального района, решением Собрания депутатов МО «Пинежский муниципальный район» от 16 ноября 2018 г. .

Согласно отзыву Министерства имущественных отношений Архангельской области на 2022 г. денежные средства на проведение кадастровых работ в отношении земельных участков, предназначенных для предоставления многодетным семьям, в бюджете Архангельской области отсутствуют. Пинежский муниципальный район с заявлениями о необходимости выделения денежных средств на формирование земельных участков для предоставления многодетным семьям в министерство не обращался. В соответствии с постановлением от 11 июня 2015 г. -пп «Об утверждении положения о министерстве строительства и архитектуры Архангельской области» оно осуществляет полномочия в сфере градостроительной деятельности (подп.36 п.8 раздел 2).

Из ответа на запрос суда Министерства строительства и архитектуры Архангельской области следует, что за период с 1 января 2019 г. по настоящее время в адрес комиссии по подготовке проектов правил землепользования и застройки Архангельской области уполномоченной на рассмотрение предложений о внесении изменений в генеральный план и правила землепользования и застройки муниципальный образований Архангельской области предложений от администрации Пинежского муниципального района Архангельской области о внесении изменений в генеральный план и правила в целях формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям, а также для обустройства их инфраструктурой не поступало.

В рамках заявочной кампании на включение объектов муниципальной собственности в проект областной адресной инвестиционной программы на 2022 г. в части мероприятий по обустройству инфраструктурой земельных участков для многодетных семей заявка от администрации Пинежского муниципального района не поступала.

Из ответа на обращение истца от 23 июля 2021 г. к главе администрации МО «Пинежский муниципальный район», направленного истцу письмом исходящий номер от 20 августа 2021 г., следует, что в настоящее время в с. Карпогоры отсутствуют земельные участки, обеспеченные объектами водоснабжения и транспортной инфраструктурой возможные для предоставления многодетным семьям включенным в реестр.

Удовлетворяя требования Бобылева С.П. к администрации МО «Пинежский муниципальный район», суд пришел к выводу, что в течение длительного времени (с 2019 г.) администрация МО «Пинежский муниципальный район» как орган, уполномоченный на предоставление земельных участков и обеспечение их необходимой инфраструктурой должных мер к формированию таковых не предпринимало, соответствующих заявок на софинансирование в рамках государственной программы в установленном порядке не подавала, предложений о внесении в документы территориального планирования в целях формирования земельных участков для предоставления многодетным семьям, а также для обустройства их инфраструктурой не направляла.

Определяя срок исполнения решения, суд учел требования Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с выводами суда о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку судом правильно определены имеющие значение для дела обстоятельства, подтвержденные исследованными судом доказательствами, выводы суда мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам и требованиям закона. Бремя распределения обязанности по доказыванию юридически значимых обстоятельств по делу между лицами, участвующими по делу, судом распределено правильно.

Мотивы, по которым суд пришел к своим выводам, аргументированно изложены в обжалуемом судебном постановлении, содержащем соответствующие правовые нормы. Позиция суда основана на верном применении и толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения, нормы процессуального права при рассмотрении административного дела не нарушены.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, выводы суда о наличии бездействия ответчика являются правильными, ссылки ответчика на отсутствие средств для обеспечения земельных участков соответствующий инфраструктурой не освобождают уполномоченный орган от обязанности предоставить земельный участок многодетной семье.

Уполномоченные органы должны предвидеть потребность в земельных участках для многодетных семей и заблаговременно принимать меры к обеспечению земельных участков инфраструктурой. Отсутствие достаточного количества земельных участков не предполагает, что обязанность предоставить земельный участок многодетной семье может не исполняться более трех лет. Иное означает нарушение ст. 7 Конституции Российской Федерации.

Согласно статьям 9, 139, 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, а при отсутствии требуемых для их осуществления денежных средств осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы РФ.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что отсутствие денежных средств не является основанием для освобождения ответчика от выполнения возложенных на него законом обязанностей. Ответчик, ссылающийся на отсутствие финансирования, не предпринял достаточных мер к своевременному получению субсидий из областного бюджета.

Иные доводы апелляционной жалобы не содержат ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.

Таким образом, судебная коллегия считает, что обжалуемое решение, постановленное в соответствии с установленными обстоятельствами и требованиями закона, подлежит оставлению без изменения, а апелляционная жалоба ответчика, которая не содержит предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда первой инстанции, - оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Пинежского районного суда Архангельской области от 10 марта 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации муниципального образования «Пинежский муниципальный район» – без удовлетворения.

Председательствующий Т.А. Мананникова

Судьи Н.В. Романова

Т.Н. Рудь