Стр.№ 068г, г/п 150 руб.
Судья Москвина Ю.В.
Докладчик Хмара Е.И. № 33-6744/2019 13 ноября 2019 г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе
председательствующего Хмара Е.И.,
судей Гулевой Г.В. и Распопина В.Ф.,
при секретаре Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело 2-1068/2019 по иску Шараповой Т.В, к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) о возложении обязанности включить в стаж периоды осуществления предпринимательской деятельности и назначить досрочную страховую пенсию по старости, по апелляционной жалобе Шараповой Т.В, в лице представителя Знаменской С.В, на решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 4 июня 2019 г.
Заслушав доклад судьи Хмара Е.И., судебная коллегия
установила:
Шарапова Т.В. обратилась с иском, уточненным в порядке статьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Архангельске Архангельской области (межрайонному) (далее – ГУ УПФ в г.Архангельске) о возложении обязанности включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 марта 1996 г. по 28 июня 1999 г., с 1 октября 1999 г. по 31 июля 2001 г., с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г., в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды осуществления предпринимательской деятельности с 29 июня 1999 г. по 30 июня 1999 г., с 1 августа 1999 г. по 30 сентября 1999 г., с 2 апреля 2002 г. по 31 декабря 2002 г., назначить досрочную страховую пенсию по старости с 18 марта 2018 г.
В обоснование требований указала, что 2 марта 2018 г. подала в пенсионный орган заявление о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». В назначении пенсии ей было отказано, с чем она не согласна. Полагает незаконным исключение из стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периодов осуществления предпринимательской деятельности, поскольку в данные периоды она жила, была зарегистрирована, работала и уплачивала страховые взносы в г.Архангельске.
Истец Шарапова Т.В., извещенная надлежащим образом, в судебное заседание не явилась.
Представитель истца Знаменская С.В. в судебном заседании требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ УПФ в г.Архангельске Долгобородова А.А. в судебном заседании с требованиями не согласилась.
В соответствии со статьей 167 ГПК РФ дело было рассмотрено судом в отсутствие истца.
Решением Ломоносовского районного суда города Архангельска от 4 июня 2019 г. в удовлетворении исковых требований Шараповой Т.В. к ГУ УПФ в г.Архангельске о возложении обязанности включить в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 марта 1996 г. по 28 июня 1999 г., с 1 октября 1999 г. по 31 июля 2001 г., с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г., в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 29 июня 1999 г. по 30 июня 1999 г., с 1 августа 1999 г. по 30 сентября 1999 г., с 2 апреля 2002 г. по 31 декабря 2002 г. и назначить досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 18 марта 2018 г. отказано.
В апелляционной жалобе, поданной представителем истца Знаменской С.В., ставится вопрос об отмене указанного решения суда, принятии нового судебного акта.
В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что в ходе рассмотрения дела нашло свое подтверждение осуществление в спорные периоды Шараповой Т.В. предпринимательской деятельности в г. Архангельске. Истец, как индивидуальный предприниматель, был зарегистрирован в органах контроля за уплатой страховых взносов и налогов по месту жительства - в г. Архангельске, зарегистрирован и проживает в г. Архангельске, что в совокупности свидетельствуют об осуществлении истцом в спорные периоды предпринимательской деятельности в местности, приравненной к районам Крайнего Севера. Кроме того, отсутствие уплаты страховых взносов за спорные периоды не может служить основанием для отказа во включении вышеуказанных периодов работы в страховой стаж и стаж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, поскольку данные периоды имели место до принятия ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Для подтверждения факта ведения деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой в особых климатических условиях, необходимо представление дополнительных документов. Такие документы стороной истца были представлены, а именно справка о регистрации ККТ АМС-100Ф в торговой точке «Астра» с 7 августа 1997 г. по 1 января 2005 г., справка ИП Обермейстер А.С. от 23 мая 2019 г. № 41 об аренде торговой точки в магазине «Астра», квитанции об оплате арендных платежей. Ответчик не уведомил истца надлежащим образом о необходимости предоставить дополнительные документы. Уведомление от 2 марта 2018 г. не может являться допустимым доказательством по делу, поскольку ответчик передал его истцу с нарушением процедуры, установленной Административным регламентом предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Заявление о назначении пенсии подано истцом 2 марта 2018 г. в форме электронного документа с использованием «личного кабинета» на Едином портале и сайте ПФР, в связи с чем, уведомление от 2 марта 2018 г. должно было быть направлено ответчиком с соблюдением пунктов 73 - 78 Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению, т.е. в форме электронного документа, в котором должна содержаться информация о получении заявления с указанием даты представления в территориальный орган ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги. В ходе рассмотрения дела были представлены скриншоты «личного кабинета» Шараповой Т.В., согласно которым не подтверждается факт направления ответчиком уведомления о запросе дополнительных документов, подтверждающих страж работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера.
В возражениях на апелляционную жалобу Шараповой Т.В. представитель ответчика ГУ УПФ в.Архангельске Долгобородова А.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Стороны, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель ответчика ГУ УПФ в г. Архангельске Долгобородова А.А. просила рассмотреть дело без ее участия. Судебная коллегия по гражданским делам, руководствуясь положениями части 3 и 5 статьи 167, части 1 статьи 327 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Согласно положениям части 1 статьи 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и поступивших возражений, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в пределах доводов жалобы в силу следующего.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 2 марта 2018 г. Шарапова Т.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением ГУ УПФ в г.Архангельске от 22 июня 2018 г. № истцу отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости ввиду недостаточности стажа работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера. При этом в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, не были включены периоды осуществления предпринимательской деятельности с 1 марта 1996 г. по 28 июня 1999 г., с 1 октября 1999 г. по 31 июля 2001 г., с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г., в страховой стаж и стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - периоды осуществления предпринимательской деятельности с 29 июня 1999 г. по 30 июня 1999 г., с 1 августа 1999 г. по 30 сентября 1999 г., с 2 апреля 2002 г. по 31 декабря 2002 г., установлен страховой стаж в календарном исчислении – 24 года 11 месяцев 24 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 15 лет 11 месяцев 09 дней.
Кроме того, в материалах отказного пенсионного дела имеется решение ГУ УПФ в г.Архангельске (взамен ранее направленного письмом от 22 июня 2018 г. исх. №) от 22 июня 2018 г. №, в соответствии с которым истцу включен в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, период осуществления предпринимательской деятельности с 1 октября 1999 г. по 31 июля 2001 г., установлен страховой стаж в календарном исчислении – 24 года 11 месяцев 24 дня, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, - 17 лет 10 месяцев 11 дней.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца, как в страховой стаж, так и в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Судебная коллегия согласна с такими выводами суда, основанными на нормах материального права и исследованных в судебном заседании доказательствах, которым дана надлежащая правовая оценка.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон «О страховых пенсиях») устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) (статья 8).
Согласно пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии) мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Статьей 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
В части 1 статьи 4 данного закона указаны граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно статье 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, в том числе работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).
В силу статьи 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Исходя из указанных норм действующего законодательства, индивидуальные предприниматели, независимо от наличия у них дохода, обязаны уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а неуплата страховых взносов за определенный период означает, что данный период в страховой стаж не засчитывается.
Как следует из материалов наблюдательного дела ИП Шараповой Т.В. за периоды с 29 июня 1999 г. по 30 июня 1999 г., с 1 августа 1999 г. по 30 сентября 1999 г., с 2 апреля 2002 г. по 31 декабря 2002 г. страховые взносы не уплачены, в связи с чем они не были включены в страховой стаж и в стаж работы в особых климатических условиях.
В соответствии с пунктом 19 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014г. №, периоды индивидуальной трудовой деятельности, начиная с 1 января 1991 г. подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.
Доказательств уплаты страховых взносов за указанные периоды истец в силу требований статьи 56 ГПК РФ не предоставил, в связи с чем суд признал решение ответчика в данной части законным и обоснованным.
Вопреки доводам жалобы неуплата индивидуальным предпринимателем страховых взносов исключает возможность включения периодов его деятельности в страховой, а следовательно, и в специальный стаж в особых климатических условиях.
Представленными истцом ответчику доказательствами был подтвержден факт осуществления им предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в период с 1 октября 1999 г. по 31 июля 2001 г., в связи с чем указанный период включен пенсионным органом в стаж работы истца в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а вывод суда об отсутствии оснований для повторного включения указанного периода является правомерным.
В подтверждение работы в спорные периоды с 1 марта 1996 г. по 28 июня 1999 г. и 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. истец представил в суд справку о регистрации ККТ АМС-100Ф в торговой точке «Астра» с 7 августа 1997 г. по 1 января 2005 г., справку ИП Обермейстер А.С. от 23 мая 2019 г. № 41 об аренде торговой точки в магазине «Астра» и иные документы.
Перечень документов, необходимых для установления страховой пенсии, установления и перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, назначения накопительной пенсии, установления пенсии по государственному пенсионному обеспечению, утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 г. № 958н (далее - Перечень № 958н).
Пунктом 7 Перечня № 958н определено, что для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы о периодах работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (части 4 и 5 статьи 17 Федерального закона № 400-ФЗ).
Пенсионное законодательство предусматривает заявительный характер реализации права гражданина на пенсионное обеспечение, устанавливая обязательное обращение гражданина в пенсионный орган с письменным заявлением о назначении пенсии (в том числе в форме электронного документа) и в установленные сроки (то есть не ранее чем за месяц до достижения соответствующего пенсионного возраста) с обязательным предоставлением необходимых документов, обязанность по представлению которых возложена на заявителя. При рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ дает оценку содержащимся в них сведениям, правильности оформления документов; проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи; принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения; принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов. Такое обращение является надлежащим и соответствующим требованиям закона, позволяющим инициировать пенсионному органу проверку пенсионных прав конкретного гражданина, влекущую возникновение правовых оснований исходя из оценки представленных документов для установления пенсии либо об отказе в ее установлении.
В силу части 3 статьи 22 Федерального закона «О страховых пенсиях», в случае, если к заявлению о назначении страховой пенсии приложены не все необходимые документы, подлежащие представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, дает лицу, обратившемуся за страховой пенсией, разъяснение, какие документы он должен представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через три месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за страховой пенсией считается день приема заявления о назначении страховой пенсии, или дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления, или дата подачи заявления с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», включая Единый портал государственных и муниципальных услуг, или дата приема заявления многофункциональным центром предоставления государственных и муниципальных услуг.
Из материалов дела следует, что при обращении истца 2 марта 2018 г. ей было разъяснена необходимость представления дополнительных документов для назначения пенсии, подтверждающих работу в особых климатических условиях.
Доказательств осуществления предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в периоды с 1 марта 1996 г. по 28 июня 1999 г. и с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. истцом при обращении в пенсионный орган представлено не было.
Ссылка в жалобе на нарушение Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации государственной услуги по установлению страховых пенсий, накопительной пенсии и пенсий по государственному пенсионному обеспечению судебной коллегией отклоняется в силу следующего.
Согласно пункту 75 указанного регламента должностное лицо не позднее рабочего дня, следующего за днем получения территориальным органом ПФР заявления, осуществляет его регистрацию, а также формирует и направляет гражданину в форме электронного документа уведомление, в котором содержится информация о получении его заявления с указанием даты представления в территориальный орган ПФР документов, необходимых для предоставления государственной услуги.
Поскольку заявление Шараповой Т.В. было направлено в форме электронного документа 2 марта 2018 г., и в этот же день она лично получила уведомление о необходимости предоставить дополнительные документы, соответственно отсутствовала необходимость в направлении ей не позднее рабочего дня, следующего за днем получения территориальным органом ПФР заявления в форме электронного документа, аналогичного уведомления в форме электронного документа.
В протоколе заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 22 июня 2018 г. перечислены документы, имеющиеся в распоряжении комиссии, среди которых не имеется документов, подтверждающих осуществление истцом предпринимательской деятельности в особых климатических условиях в спорные периоды, в том числе документов, представленных в суд первой инстанции.
После вынесения и получения решения пенсионного органа от 22 июня 2018г., несмотря на указание на отсутствие документов, свидетельствующих об осуществлении предпринимательской деятельности в особых климатических условиях в спорные периоды, Шарапова Т.В. повторно в пенсионный орган с заявлением и необходимыми документами не обращалась.
В связи с непредставлением в пенсионный орган при обращении за назначением пенсии документов, подтверждающих осуществление истцом в спорные периоды предпринимательской деятельности в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, у органа пенсионного обеспечения не имелось оснований для включения в стаж работы в особых климатических условиях спорных периодов.
Судебная коллегия отмечает, что суд, разрешая заявленные требования, проверяет законность действий пенсионного органа на момент обращения гражданина за назначением пенсии и законность отказа в ее назначении.
Таким образом, на момент вынесения решения от 22 июня 2018 г. ответчик обоснованно не включил периоды с 1 марта 1996 г. по 28 июня 1999 г. и с 1 января 2003 г. по 31 декабря 2003 г. в стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера.
Правовые основания для переоценки имеющихся в деле доказательств и признания неправомерными выводы суда, на чем фактически настаивает податель жалобы, у суда апелляционной инстанции отсутствуют, поскольку выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам и нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения, оценка доказательств произведена в полном соответствии с правилами процессуального закона.
Учитывая, что стаж работы истца в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, является недостаточным для установления права на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона № 400-ФЗ, исковые требования Шараповой Т.В. возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию удовлетворению не подлежали.
Оснований для отмены постановленного решения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ломоносовского районного суда города Архангельска от 4 июня 2019 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Шараповой Т.В. в лице представителя Знаменской С.В. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Г.В. Гулева
В.Ф. Распопин