НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 11.05.2017 № 33-2328/2017

стр. статотчета - 045, г/п 00 руб.

Судья: Белякова Е.С.

Дело № 33-2328/2017

Докладчик: Кожемякина М.В.

г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Кожемякиной М.В.,

судей Гулевой Г.М., Маслова Д.А.,

при секретаре Лысенко И.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Т на решение Красноборского районного суда Архангельской области от 06 февраля 2017 года, которым постановлено:

«в удовлетворении исковых требований к администрации МО «***» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы, обязании выплачивать оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера – сверх фиксированного размера оплаты труда, взыскании компенсации морального вреда Т отказать.».

Заслушав доклад судьи Кожемякиной М.В., судебная коллегия

установила:

Т обратилась в суд с иском к администрации МО «***» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы.

В обоснование требований указала, что с 13.04.2012 работает в должности специалиста по муниципальному имуществу в администрации МО «***». Размер начисленной ей заработной платы в месяц составляет *** рублей и включает в себя должностной оклад в размере *** рублей, стимулирующие выплаты: за особые условия 70% (*** рублей), ежемесячное денежное поощрение (*** рублей), а также компенсационные выплаты: за классный чин (*** рублей), за выслугу лет 15% (*** рублей), районный коэффициент 20% (*** рублей), северную надбавку 50% (*** рублей). С 01.07.2016 установлен МРОТ в размере *** рублей. Полагает, что установленная ей заработная плата нарушает её трудовые права и не соответствует положениям Конституции РФ и трудового законодательства. Включение компенсационных выплат (районного коэффициента, северной надбавки, процентной надбавки за выслугу лет и за классный чин) в размер заработной платы незаконно. В период с 01.07.2016 по 30.11.2016 ответчик не доначислил и не выплатил заработную плату в размере *** рублей. Также ответчик своевременно не ответил на заявление истца о недоначислении заработной платы в связи с повышением МРОТ. Недобросовестными действиями работодателя истцу причинены нравственные страдания, так как размер заработной платы, который ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, не позволял ей достойно существовать, удовлетворять необходимые жизненные потребности. Просила суд взыскать с ответчика недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01.08.2016 по 30.11.2016 в сумме *** рублей, обязать ответчика выплачивать в дальнейшем заработную плату в соответствии с положениями Конституции РФ и Трудового кодекса РФ, то есть оклад в размере не ниже минимального размера оплаты труда, выплаты компенсационного и стимулирующего характера – сверх фиксированного размера оплаты труда, взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в размере *** рублей.

В судебном заседании истец Т на удовлетворении исковых требований настаивала по доводам, изложенным в иске.

Ответчик представители администрации МО «***» ФИО1, ФИО2 с требованиями не согласились, пояснив, что с учетом установленного оклада, а также начисленных доплат за работу в условиях труда, отклоняющихся от нормальных, иных выплат компенсационного и стимулирующего характера, в том числе, предусмотренных трудовым договором, а также районного коэффициента в размере 20% и процентной надбавки в размере 50% *** ежемесячно начисляется заработная плата в размере, который превышает установленный законом минимальный размер оплаты труда. В иске просили отказать.

Судом вынесено указанное выше решение, с которым не согласился истец. В поданной апелляционной жалобе, просит решение суда отменить и вынести новое об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что вывод суда о том, что заработная плата работника с учетом всех стимулирующих и компенсационных выплат должна быть не ниже МРОТ, противоречит нормам действующего законодательства. Считает, что районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях должны начисляться сверх установленного федеральным законодательством МРОТ. Более того, полагает, что классный чин и проценты за выслугу лет также должны начисляться сверх МРОТ.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки не сообщили.

При таких обстоятельствах в соответствии с ч.ч.3-5 ст.167, ч.1 ст.327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда, судебная коллегия в пределах доводов жалобы не находит оснований для отмены вынесенного судом решения.

В силу ст. 22 Федерального закона № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» оплата труда муниципального служащего производится в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (далее - должностной оклад), а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, определяемых законом субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления самостоятельно определяют размер и условия оплаты труда муниципальных служащих. Размер должностного оклада, а также размер ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления устанавливаются муниципальными правовыми актами, издаваемыми представительным органом муниципального образования в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 29 Закона Архангельской области от 27.09.2006 № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области» оплата труда муниципального служащего осуществляется в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (должностного оклада), а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат: 1) оклад за классный чин муниципального служащего; 2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе; 3) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия муниципальной службы; 4) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; 5) премия за выполнение особо важных и сложных заданий; 6) ежемесячное денежное поощрение; 7) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь.

Должностной оклад и оклад за классный чин муниципального служащего составляют оклад денежного содержания.

Денежное содержание муниципального служащего, работающего в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, увеличивается на районный коэффициент к денежному содержанию и процентную надбавку к денежному содержанию за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Т в период с 17.11.2009 по 30.12.2016 замещала должность муниципальной службы специалист 1 категории – специалист по муниципальному имуществу в администрации МО «***», что подтверждается приказами о приеме на работу от 17.11.2009 № 67, от 13.04.2012 № 24, от 27.12.2016 № 75, а также трудовым договором от 13.04.2012 № 25.

Согласно Перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1967 № 1029 (в редакции распоряжения Правительства РФ от 12.07.1993 № 1245-р) Красноборский район отнесен к местности, приравненной к районам Крайнего Севера.

Администрация МО «***» расположена в Красноборском районе Архангельской области, то есть, местности, приравненной к районам Крайнего Севера, где к заработной плате работников выплачивается районный коэффициент в размере 20 % и процентная надбавка за стаж работы в таких местностях в размере до 50 % (в зависимости от стажа работы).

Согласно ч. 3 ст. 28 Устава МО «***» размеры должностных окладов муниципальных служащих в соответствии с замещаемой должностью муниципальной службы, размеры надбавки к должностному окладу за классный чин, а также размеры других ежемесячных и иных дополнительных выплат и порядок их осуществления утверждаются решением Совета депутатов Телеговского сельского поселения с учетом принципа соотносительности основных условий оплаты труда муниципальных служащих и государственных служащих в соответствии с законодательством РФ и законами Архангельской области.

Решением Совета депутатов МО «***» от 30.05.2014 № 71 с изменениями, внесенными решением от 26.03.2015 № 102 «О денежном содержании муниципальных служащих муниципального образования «***», установлена оплата труда муниципальных служащих в виде денежного содержания, которое состоит из должностного оклада муниципального служащего в соответствии с замещаемой им должностью муниципальной службы (должностного оклада), а также из следующих ежемесячных и иных дополнительных выплат: оклад за классный чин муниципального служащего; ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на муниципальной службе, ежемесячная надбавка за особые условия муниципальной службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премия за выполнение особо важных и сложных заданий; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь. Установлено, что увеличение (индексация) размеров должностных окладов денежного содержания муниципальных служащих может производится на основании правовых актов представителей нанимателя в сроки и размерах, установленных нормативными правовыми актами РФ и Архангельской области соответственно для федеральных государственных гражданских служащих Архангельской области. Увеличение (индексация) размеров окладов денежного содержания муниципальных служащих в иные сроки и иных размерах не производится.

Данным решением размер должностного оклада специалиста 1 категории администрации МО «***» установлен в размере *** рубля, размер оклада за классный чин секретаря муниципальной службы Архангельской области 750 рублей, ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада в месяц.

Распоряжением от 01.02.2016 № 6 «О присвоении классных чинов» Т присвоен классный чин секретарь муниципальной службы Архангельской области 1 класса.

Из условий трудового договора № 25, заключенного с Т а также приказа о приеме на работу, распоряжения от 17.11.2014 № 89 «Об установлении стажа муниципальной службы», распоряжения от 01.02.2016 № 6, расчетных листков истца, а также штатного расписания на 2016 год следует, что муниципальному служащему Т в денежное содержание включались и выплачивались: ежемесячная надбавка за особые условия труда в размере 70%, оклад за классный чин в размере *** рублей, ежемесячная надбавка за выслугу лет в размере 15%, ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада в размере *** рубля, а также районный коэффициент в размере 20% и процентная надбавка за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, в размере 50%.

Распоряжением администрации МО «***» от 28.12.2016 № 79 Т выплачена премия за выполнение особо важных и сложных заданий за 4 квартал 2016 года в размере 1,5 оклада денежного содержания.

Спорным является период работы с 01 августа по 30 ноября 2016 года.

Из табелей учета рабочего времени за август-ноябрь 2016 года видно, что в августе и октябре истцом отработана норма рабочего времени при пятидневной рабочей неделе 23 и 21 день, соответственно размер начисленного ей денежного содержания должен составлять не менее *** рублей; в сентябре истец отработала 2 дня при норме 22 дня, соответственно размер начисленного денежного содержания должен составлять не менее *** рублей (***/22 х 2), в ноябре истцом отработано 8 дней при норме рабочего времени 21 день, размер денежного содержания должен составлять не менее *** рублей (***/21 х 8).

Как следует из расчетного листка за август и октябрь Т было начислено денежное содержание в размере *** рублей (за минусом отпускных в сумме *** рублей), которое включает в себя: должностной оклад в размере *** рублей, оклад за классный чин в размере *** рублей, надбавку за выслугу лет в размере *** рублей (*** х 15%), надбавку за особые условия труда в размере *** рублей (*** х 70%), ежемесячное денежное поощрение в размере должностного оклада *** рублей, а также районный коэффициент в размере *** рублей ((*** + *** + *** + *** + ***) х 20%), и процентную надбавку в размере *** рублей ((*** + *** + *** + *** + ***) х 50%), что больше установленного минимального размера оплаты труда.

В сентябре Т начислено денежное содержание в размере *** рублей, в ноябре – *** рублей (за минусом отпускных в размере *** рублей), что также превышает установленный размер МРОТ с учетом фактически отработанного времени.

Установив указанные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу, что выплаченная заработная плата исходя из пропорции времени, отработанного в оспариваемые периоды, превышает установленный законом МРОТ в размере *** рублей и потому соответствует действующему закону.

С указанными выводами суда судебная коллегия согласна, поскольку они соответствуют обстоятельствам дела и требованиям материального закона, регулирующего спорные правоотношения.

Доводы апелляционной жалобы о необходимости начисления районного коэффициента и северной надбавки за работу в районах Крайнего Севера, а также классного чина и процентов за выслугу лет сверх заработной платы, доведенной до минимального размера оплаты труда, основаны на неправильном толковании и применении норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» на муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства с особенностями, предусмотренными настоящим Федеральным законом.

Нормы главы 50 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК РФ) определяют особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда.

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 315 ТК РФ).

В силу статьи 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (часть 4 статьи 133.1 ТК РФ).

Статья 129 ТК РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы (части 3, 4, 5).

Согласно названной статье Трудового кодекса РФ тарифная ставка – фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) – фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы – минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящего в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Из приведенного выше действующего правового регулирования оплаты труда работников следует, что основным назначением минимального размера оплаты труда в системе действующего правового регулирования является обеспечение месячного дохода работника, отработавшего норму рабочего времени, на уровне, достаточном для восстановления работоспособности и удовлетворения основных жизненных потребностей. При этом трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок) как составных частей заработной платы работников в размере меньше минимального размера оплаты труда при условии, что размер их месячной заработной платы, включающий в себя все элементы, будет не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а минимальный размер оплаты труда в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 2 июня 2016 года № 164-ФЗ) с 1 июля 2016 года минимальный размер оплаты труда составил *** рублей в месяц.

Как видно из материалов дела, размер оклада истца в спорный период был меньше минимального размера оплаты труда, установленного названным федеральным законом.

Вместе с тем с учетом установленного должностного оклада, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат, районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, размер начисленной истцу заработной платы (пропорционально отработанному времени) за период с 01.08.2016 по 30.11.2016 превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, что соответствует требованиям части 3 статьи 133 ТК РФ и ст. 29 Закона Архангельской области от 27.09.2006 № 222-12-ОЗ «О правовом регулировании муниципальной службы в Архангельской области».

При таком положении вывод суда о том, что положениями действующего трудового законодательства не предусмотрено условие, согласно которому размер оклада как составной части месячной заработной платы, определенный работнику работодателем, не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, является правильным. В силу статьи 133 ТК РФ обязательным условием при начислении ежемесячной заработной платы работнику, полностью отработавшему за этот период норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), является установление ее размера не ниже минимального размера оплаты труда.

Иных доводов, влияющих на правильность выводом суда, жалоба не содержит, оснований для отмены решения суда по доводам жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Красноборского районного суда Архангельской области от 06 февраля 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т – без удовлетворения.

Председательствующий М.В. Кожемякина

Судьи Г.В. Гулева

Д.А. Маслов