Строка № 085 г, г/п 0 руб.
Судья Кораблина Е.А.
Докладчик Попова Т.В. Дело № 33-1914/2020 11 марта 2020 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Гулевой Г.В.,
судей Маслова Д.А., Поповой Т.В.,
при секретаре Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску ФИО1 к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и Приморскому району», некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» о возложении обязанности по передаче сведений о получателе льготы, произвести перерасчет платы за капитальный ремонт по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 декабря 2019 года по делу № 2-5952/2019.
Заслушав доклад судьи Поповой Т.В., судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к государственному казенному учреждению Архангельской области «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску и Приморскому району» (далее - ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и Приморскому району»), некоммерческой организации «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» (далее - НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области») о возложении обязанности по передаче сведений о получателе льготы, возложении обязанности произвести перерасчет платы за капитальный ремонт. В обоснование требований указал, что является ветераном боевых действий, имеет право на получение льгот, установленных ст. 16 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее – ФЗ «О ветеранах»), в том числе право на компенсацию расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса. Данная мера социальной поддержки предоставляется также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим. Он проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>. Жилое помещение принадлежит на праве собственности его супруге ФИО2 Он неоднократно обращался к ответчикам с заявлениями о компенсации ему расходов на оплату взноса на капитальный ремонт, которые остались без удовлетворения, по той причине, что он не является собственником жилого помещения. Полагая, что отказы являются незаконными, с учетом увеличения просил обязать ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и Приморскому району» предоставить в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» сведения о нем как о ветеране, имеющем право на меру социальной поддержки в виде компенсации 50 % по оплате взноса на капитальный ремонт, обязать НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» произвести перерасчет платы взноса за капитальный ремонт за период с 01 июля 2016 года по ноябрь 2019 года на сумму 12 185 рублей 21 копейку.
В судебном заседании ФИО1 заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и Приморскому району» ФИО3 с заявленными требованиями не согласился, указав, что ФИО1 не является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>,<адрес>, соответственно ему не может выплачиваться компенсация на оплату взносов на капитальный ремонт.
Представитель НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» ФИО4 с заявленными требованиями не согласилась, полагала, что фонд не является надлежащим ответчиком по делу.
Решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 декабря 2019 года в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано в полном объеме.
С данным решением не согласился истец ФИО1, в апелляционной жалобе просит его отменить, указав на его незаконность и необоснованность. Обращает внимание в жалобе на то, что часть правовых норм в мотивировочной части решения изложена иначе, чем в федеральных законах, что не позволяет признать решение законным. Суд разделил общее понятие «оплата жилого помещения» на оплату 50 процентов за содержание жилого помещения и взносы на капитальный ремонт, что позволило в дальнейшем выделить льготу взноса на капитальный ремонт и рассмотреть отдельно от льготы в виде «оплаты жилых помещений в размере 50 %». Также искажена в решении норма ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации. Указал на выход суда за рамки заявленных им требований при разрешении спора, поскольку им не было заявлено требование, связанное с правоотношениями, возникающими в сфере организации и проведения капитального ремонта. Им было заявлено требование о непредоставлении мер социальной поддержки в полном объеме в рамках ФЗ «О ветеранах» и иных нормативных актов, регулирующих правоотношения в сфере оказания мер социальной поддержки. При принятии решения суд не принял во внимание то обстоятельство, что меры социальной поддержки предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях, независимо от вида жилищного фонда. Также не отражены в решении суда и не оценены обязательные требования при определении права на льготу, а именно совместное проживание с собственником (супругой), отнесение его к членам семьи. В решении суда отсутствует оценка положениям Федерального закона от 29 июня 2015 года №176 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Суд не дал в решении оценки тому факту, что собственнику жилого помещения – ФИО2 предоставляется льгота по оплате содержания жилого помещения, при наличии именно его как льготника, при этом денежная компенсация расходов производится ему на лицевой банковский счет. Одновременно указал на необоснованность отказа в удовлетворении требований к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области», отсутствии в решении мотивировки указанных выводов. Просил решение суда отменить, принять решение по иску в соответствии с заявленными требованиями.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ответчик ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и Приморскому району» указал на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта. Просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, решение суда первой инстанции оставить без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец ФИО1 доводы, изложенные в апелляционной жалобе, поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились. Представитель НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» представил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
В соответствии с ч. 1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, поступивших на нее возражений, заслушав пояснения истца ФИО1, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции, истец ФИО1 является ветераном боевых действий, имеет право на получение льгот, установленных п.1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах». Он зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>,41, совместно с супругой ФИО2 Указанное жилое помещение принадлежит на праве собственности ФИО2 с 30 апреля 2009 года. На имя ФИО2 в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» открыт лицевой счет № №. ФИО2 регулярно оплачивает взносы, не имеет задолженности.
ФИО2, как член семьи ветерана боевых действий и собственник жилого помещения, с заявлением о предоставлении льготы по оплате взносов на капитальный ремонт в ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по г.Архангельску и Приморскому району», не обращалась.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец ФИО1 собственником жилого помещения не является, на него законом обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт не возложена, он расходы по оплате взносов на капитальный ремонт не несет, в связи с чем ему не может быть представлена мера социальной поддержки в виде компенсации 50 % взносов на капитальный ремонт.
С указанным выводом судебная коллегия согласна.
В силу пп. 1 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах» к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;
В соответствии с п.п. 5 п. 1 ст. 16 ФЗ «О ветеранах» ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1 - 4 п. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, предоставляется мера социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату жилых помещений в размере 50 процентов платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади); взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади).
Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, а также членам семей ветеранов боевых действий, совместно с ними проживающим.
При этом обязательного наличия у членов семей льготников права собственности на данное жилое помещение закон не предусматривает.
В соответствии с ч. 2 ст. 154, ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя, в том числе взнос на капитальный ремонт, при этом обязанность по его внесению возложена только на собственника жилого помещения.
Компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг - это возмещение отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, произведенных ими расходов, связанных с оплатой жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств соответствующих бюджетов.
Такое разъяснение правовой природы названной меры социальной поддержки содержится в п. 45 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 года № 22 «О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности» (далее – Постановление Пленума от 27 июня 2017 года № 22).
Меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам уполномоченным органом на основании заявления и документов, подтверждающих их право на получение этих мер (п. 46 Постановления Пленума от 27 июня 2017 года № 22).
В ст. 23.2 ФЗ «О ветеранах», установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки указанным выше категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, средства на реализацию которых предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций, предоставляя субъекту Российской Федерации право определить форму предоставления указанной меры социальной поддержки.
В Архангельской области в силу положений Закона Архангельской области от 28 мая 2008 года № 515-27-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, предусмотренные ФЗ «О ветеранах», предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению. Порядок предоставления указанных мер социальной поддержки устанавливаются постановлением Правительства Архангельской области.
Постановлением Правительства Архангельской области от 10 марта 2010 года № 61-пп утвержден Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в денежной форме отдельным категориям граждан (далее – Порядок), который содержит нормы в части предоставления ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в пп. 1-4 п. 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», мер социальной поддержки в виде компенсация расходов на оплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов, аналогичные нормам ФЗ «О ветеранах».
Исходя из анализа вышеприведенных норм меры социальной поддержки в виде компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, предоставляются гражданам, имеющим обязанность по внесению указанных взносов, которыми в силу прямого указания норм ЖК РФ, являются только собственники жилых помещений.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что поскольку истец ФИО1 собственником жилого помещения по месту своего жительства не является, обязанность по оплате взносов на капитальный ремонт на него законом не возлагается, мера социальной поддержки в виде оплаты компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, ему не может быть предоставлена.
Принятие решения об отказе в предоставлении компенсации в данном случае нельзя расценить как ограничение права на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ФЗ «О ветеранах» и Закона Архангельской области от 28 мая 2018 года № 515-27-ОЗ «О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан», поскольку собственник жилого помещения ФИО2 не лишена права на получение меры социальной поддержки (в виде компенсации взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса), в качестве гражданина из числа лиц, проживающих совместно с членами семьи, которым в соответствии с законодательством предоставляются меры социальной поддержки, то есть ФИО1, путем обращения в обособленное подразделение государственного учреждения по месту проживания для назначения соответствующих выплат.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.
При этом правильным судебная коллегия считает решение суда и в части отказа в удовлетворении требований истца к НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» произвести перерасчет платы взноса за капитальный ремонт за период с 01 июля 2016 года по ноябрь 2019 года на сумму 12 185 рублей 21 копейку, учитывая, что данные требования истца, по сути, производны от требований к ГКУ АО «Отделение социальной защиты населения по г. Архангельску и Приморскому району» о возложении обязанности предоставить в НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Архангельской области» сведения об истце как о ветеране, имеющем право на меру социальной поддержки в виде компенсации 50 % по оплате взноса на капитальный ремонт, которые в силу изложенного выше удовлетворению не подлежали.
Доводы апелляционной жалобы истца о том, что собственнику жилого помещения – ФИО2 предоставляется льгота по оплате содержания жилого помещения, при наличии именно его (истца) как льготника, при этом денежная компенсация расходов производится ему на лицевой банковский счет, основанием для удовлетворения заявленных требования являться не могут, при том, что обязанность по оплате содержания жилого помещения, в отличии от обязанности по оплате взносов на капитальный ремонт, жилищным законодательством возложена не только на собственников жилого помещения, но и на членов его семьи.
Иные доводы апелляционной жалобы истца не опровергают выводы суда, по сути, основаны на неверном толковании норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия приходит к выводу о том, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального прав. При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Октябрьского районного суда города Архангельска от 16 декабря 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий Г.В. Гулева
Судьи Д.А. Маслов
Т.В. Попова