Судья Воропаев Е.Н. стр. 124гг/п 0 руб.
Докладчик Смоленцев М.В. Дело №33-3748/2017 10 июля 2017 года
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Смоленцева М.В.,
судей Корепановой С.В., Пономарева Р.С.,
при секретаре Сухериной А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по частной жалобе муниципального казенного унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» на частное определение Няндомского районногосуда Архангельской области от 11 мая 2017 года, которым постановлено:
«обратить внимание директора муниципального казенного унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» МО «Няндомский муниципальный район» Егоровой Т.А. на обстоятельства, установленные судом при рассмотрении гражданского дела по иску Фуркало Л.П. к Фуркало С.Ф. о признании утратившим право пользования жилым помещением.
О результатах рассмотрения частного определения и принятых мерах сообщить в месячный срок в Няндомский районный суд».
Заслушав доклад судьи Смоленцева М.В., судебная коллегия
установила:
определением Няндомского районного суда Архангельской области от 11 мая 2017 года прекращено производство по делу по иску Фуркало Л.П. к Фуркало С.Ф. о признании утратившим право пользования жилым помещением.
По результатам рассмотрения заявления по существу вынесено указанное частное определение, с которым не согласномуниципальное казенное унитарное предприятие «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» (далее – МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район»).
В частной жалобе представитель предприятия просит определение суда отменить, ссылаясь на несогласие с выводом суда о том, что выданная истцу справка содержала не соответствующие действительности сведения.
В обоснование доводов жалобы указывает на то, что Фуркало С.Ф.не обращался в адрес МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» для снятия его с регистрационного учета, а обратился с соответствующим заявлением в отделение УФМС России по <данные изъяты> области в <данные изъяты> районе г. <данные изъяты> о регистрации по месту жительства в указанном городе.17 марта 2017 годапо запросу указанногооргана ответчик был снят с регистрационного учета в г. Няндома отделением УФМС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Няндомском районе. Данная информация стала известна предприятию только 14 апреля 2017 года при поступлении уведомления, направленного в адрес предприятия отделением паспортно-визовой службы, снявшим ответчика с регистрационного учета.
Считает, что сведения, полученные истцом на дату получения справки 04 апреля 2017 были, достоверными, так как иной информацией предприятие на тот момент не обладало. После получения уведомления информация была внесена в базу данных паспортного стола МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» и предоставлена в суд 19 апреля 2017 года с учетом полученных сведений.
Также ссылается на то, что факты, указанные в обжалуемом определении, не были проверены в полном объеме и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела. Пояснений по факту несоответствия информации предприятие в суд не предоставляло, поскольку они судом не запрашивались.
Изучив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 226 ГПК РФ при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах. Возможность вынесения судом частных определений, направленных на устранение нарушений законности и выполняющих профилактическо-дисциплинирующую функцию, является правом суда и вытекает из принципа самостоятельности и независимости судебной власти, из его дискреционных полномочий при осуществлении правосудия.
Из приведенной нормы следует, что частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданско-процессуальным законом средствами.
При рассмотрении вопроса о необходимости вынесения частного определения суд оценивает в совокупности все обстоятельства дела, исходя из обязанности гражданского судопроизводства способствовать укреплению законности и правопорядка, предупреждению правонарушений, формированию уважительного отношения к закону и суду (ст. 2 ГПК РФ).
При вынесении частного определения суд первой инстанции исходил из того, что МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» допущено ненадлежащее исполнение возложенных на предприятие обязанностей по учету и регистрации граждан.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда.
В соответствии со ст. 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» в целях предоставления информации о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - адресно-справочная информация) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, организует и ведет адресно-справочную работу.
Адресно-справочная информация предоставляется физическим и юридическим лицам по их запросам территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, при наличии согласия лица, в отношении которого такая информация запрашивается. Порядок предоставления адресно-справочной информации и порядок организации и ведения адресно-справочной работы устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Информация, содержащаяся в базе данных, также предоставляется органам государственной власти и органам местного самоуправления в случаях, когда это необходимо для осуществления ими своих полномочий, в том числе для предоставления государственных и муниципальных услуг.
В соответствии со ст. 4указанного закона, п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительствав пределах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713 (далее - Правила регистрации, Перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов), органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Федеральной миграционной службы.
Согласно п. 4 Правил регистрации, п. 1 Перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, к ним относятся, в том числе должностные лица органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда.
Как установлено судом первой инстанции, на основании пункта 5.3.10 Устава МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» предприятие осуществляет комплекс услуг по учету и регистрации граждан в соответствии с действующим законодательством РФ.
Таким образом, полномочия МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» в рассматриваемых отношениях сводятся к обеспечению деятельности органов регистрационного учета посредством приема и передачи документов.
В соответствии со ст. 6 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» гражданин Российской Федерации (за исключением случая, предусмотренного статьей 6.1 настоящего Закона), изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме.
На основании ст. 7 указанного закона снятие гражданина Российской Федерации с регистрационного учета по месту жительства производится органом регистрационного учета, в том числе в случае изменения места жительства - на основании заявления гражданина в письменной форме или в форме электронного документа о регистрации по новому месту жительства.
В силу п. 133 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного приказом ФМС России от 11 сентября 2012 года № 288, снятие граждан с регистрационного учета по месту жительства оформляется в течение 3 дней путем проставления штампов о снятии с регистрационного учетав карточках регистрации по форме № 9 (приложение № 13 к Регламенту) или домовых (поквартирных) книгах по форме № 11 (приложение № 8 к Регламенту).
Пунктом 139 указанного регламента установлено, что сотрудники органа регистрационного учета в 3-дневный срок со дня получения документов снимают граждан с регистрационного учета по месту жительства путем проставления в их паспортах, карточках регистрации по форме № 9 (приложение № 13 к Регламенту) или домовых (поквартирных) книгах по форме № 11 (приложение № 8 к Регламенту) штампа о снятии с регистрационного учета по месту жительства.
После принятия решения о снятии гражданина с регистрационного учета по месту жительства сотрудник органа регистрационного учета в течение одного рабочего дня вносит сведения о гражданине в автоматизированную базу данных ФМС России.
Как следует из материалов дела, определением Няндомского районного суда Архангельской области от 11 мая 2017 года прекращено производство по делу по иску по иску Фуркало Л.П. к Фуркало С.Ф. о признании утратившим право пользования жилым помещением.
Основанием для обращения в суд с указанным иском послужил факт регистрации ответчика в жилом помещении, расположенном по адресу: Архангельская область, г. Няндома, ул. <данные изъяты>, д. <данные изъяты>, кв.<данные изъяты>. В качестве подтверждения данного обстоятельства, истцом при предъявлении иска представлена справка, которая выдана04 апреля 2017 годаМКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» на основании сведений, содержащихся в поквартирной карточке.
Вместе с тем в ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик снят с регистрационного учета в спорном жилом помещении до предъявления иска Фуркало Л.П.
Так, Фуркало С.Ф., не обращаясь в адрес МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» для снятия его с регистрационного учета, обратился с соответствующим заявлением в отделение УФМС России по <данные изъяты> области в <данные изъяты> районе г. <данные изъяты> о регистрации по месту жительства в указанном городе. 17 марта 2017 года ответчик зарегистрирован по новому месту жительства, а также снят с регистрационногоучета по прежнему месту жительства отделением УФМС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу в Няндомском районе. Данная информация поступила в МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» только 14 апреля 2017 года.
Таким образом, выданная 04 апреля 2017 года справка содержала сведения о регистрации Фуркало С.Ф., имевшиеся у предприятия на день ее выдачи.
После получения уведомления информация была внесена в базу данных паспортного стола МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» и предоставлена в суд 19 апреля 2017 года с учетом предоставленных органом регистрационного учета сведений.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к необоснованному выводу о том, чтоМКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» было допущено ненадлежащее исполнение возложенных на предприятие обязанностей по учету и регистрации граждан.
Учитывая изложенное, оснований для применения такой меры реагирования как вынесение частного определения в адрес руководителя МКУП «РКЦ ЖКХ» МО «Няндомский муниципальный район» у суда не имелось, в связи с чем частное определение подлежит отмене как незаконное и необоснованное.
Руководствуясь ст. 334 ГПК РФсудебная коллегия
определила:
частную жалобу муниципального казенного унитарного предприятия «Расчетно-кассовый центр жилищно-коммунального хозяйства» муниципального образования «Няндомский муниципальный район» удовлетворить.
Отменить частное определение Няндомского районного суда Архангельской области от 11 мая 2017 года, вынесенное по гражданскому делу по иску Фуркало Л.П. к Фуркало С.Ф. о признании утратившим право пользования жилым помещением.
Председательствующий М.В. Смоленцев
Судьи С.В. Корепанова
Р.С. Пономарев