Строка № 2.068, г/п 0 руб.
Судья Ферина Л.Г.
№ 2-3281/2020
Докладчик Бланару Е.М. Дело № 33-7119/2020 09 декабря 2020 года
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе: председательствующего Хмара Е.И.,
судей Гулевой Г.В., Бланару Е.М.,
при секретаре судебных заседаний Искусовой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску Миронюка В.М. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов в специальный стаж, понуждении к назначению пенсии по апелляционной жалобе истца Миронюка В.М. на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 09 сентября 2020 года.
Заслушав доклад судьи Бланару Е.М., судебная коллегия
установила:
Миронюк В.М. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Северодвинске Архангельской области (далее – ГУ-УПФ РФ в г. Северодвинске), с учетом уточнения исковых требований, просил включить в специальный стаж по п. 27 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 31 августа 1990 года по 30 декабря 1994 года, в 1995 году 4 дня, в 1996 году 50,4 дней, 2000-2003 годы, с 23 января 2004 года по 31 мая 2005 года, о понуждении к назначению пенсии с 25 марта 2020 года. В обоснование исковых требований указал, что 25 марта 2020 года он обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. В ее назначении ему было отказано по причине отсутствия необходимого специального стажа работы. Полагал, что спорные периоды исключены из подсчета специального стажа необоснованно, поскольку он работал в тяжелых условиях труда в должности, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, постоянно.
В ходе рассмотрения спора Миронюк В.М. уточнил исковые требования, просил включить в специальный стаж по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» период работы с 31 августа 1990 года по 30 декабря 1994 года, в 1995 году 4 дня, в 1999 году 2 месяца 6 дней, период 2000-2003 годы за исключением 22 рабочих дней в октябре, с 23 января 2004 года по 31 мая 2005 года, понуждении к назначению пенсии с 25 марта 2020 года.
Истец Миронюк В.М. и его представитель Перин А.И. в судебном заседании первой инстанции уточненные исковые требования поддержали.
Представитель ответчика Павлюк И.В. в судебном заседании с иском не согласилась.
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 09 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований Миронюка В.М. к ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске о включении в специальный стаж по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов работы с 31 августа 1990 года по 30 декабря 1994 года, в 1995 году 4 дня, в 1999 году 2 месяца 6 дней, с 01 января 2000 года по 31 декабря 2003 года, с 23 января 2004 года по 31 мая 2005 года, понуждении к назначению пенсии с 25 марта 2020 года отказано.
С данным решением не согласился истец. В поданной апелляционной жалобе и дополнениях к ее доводам представитель истца Перина Н.А. указала на нарушение судом норм материального права при принятии решения. В обоснование доводов указала, что отказывая во включении в специальный стаж истца по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода работы с 31 августа 1990 года по 02 ноября 1990 года, суд принял во внимание голословный довод стороны ответчика о включении указанного периода в общий размер стажа по п. 5 ч. 1 ст. 30 вышеназванного Федерального закона, основанный на предположениях представителя ответчика, без самостоятельного расчета. Обращает внимание, что в решении судом не дана оценка доводу стороны истца об отсутствии в Кодинском ЛПХ верхнего и промежуточного складов, подтвержденного предоставленной в материалы дела копией решения Онежского районного суда Архангельской области по делу № 2-104/2011 от 30 мая 2011 года по аналогичному спору, что свидетельствует о том, что сортировка древесины производилась только на нижнем складе. Ссылается на игнорирование судом того обстоятельства, что согласно справке АО «Онегалес» Миронюк В.М. работал постоянно полный рабочий день в едином технологическом процессе лесозаготовок, а также противоречие выводов суда в части отнесения должности, занимаемой истцом, к должностям, предусмотренным Списком № 2 от 1956 года и Списком № 273. Полагает, что выводы суда о том, что истцом не предоставлены документы, опровергающие индивидуальные сведения персонифицированного учета, не соответствуют материалам дела и пенсионному законодательству, поскольку в материалах дела нет ни одного первичного документа. Между тем именно пенсионный орган в силу положений ст. 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» обязан осуществлять контроль за правильностью предоставления страхователями сведений персонифицированного учета. Суд не учел, что истец обратился в пенсионный орган за два дня до возникновения права на пенсию, между тем ответчиком не было разъяснено указанное, как не было разъяснено и право на обращение с заявлением о назначении пенсии через два дня с момента достижения возраста 50 лет. На основании изложенного просила решение суда отменить, принять новое решение.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика Павлюк И.В. с доводами указанной жалобы не согласилась, просила решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец и представитель ответчика, надлежащим образом извещенные о времени и месте его проведения, не явились, о причинах своей неявки суду не сообщили. При таких обстоятельствах в соответствии с ч.ч. 3, 4 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Изучив материалы дела, заслушав представитель истца Перину Н.А., поддержавшую доводы апелляционной жалобы по изложенным в ней основаниям, обсудив доводы апелляционной жалобы, дополнения к ее доводам, письменные возражения на указанную жалобу, исследовав принятую судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства копию решения ГУ-УПФ РФ в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) № 2020/342 от 07 апреля 2020 года в порядке, предусмотренном п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 25 марта 2020 года истец Миронюк В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, обратился в ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске с заявлением о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФ РФ в г. Северодвинске от 07 апреля 2020 года № 2020/342 (с учетом корректировки) истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, ввиду отсутствия стажа на соответствующих видах работ, предусмотренных п. 5 и п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом страховой стаж истца определен в количестве 28 лет 08 месяцев 27 дней, стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, – 25 лет 03 месяца 18 дней, стаж работы по п. 5 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» – 11 лет 9 месяцев 16 дней, стаж работы по п. 7 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона – 2 месяца 1 день, что с учетом суммирования стажа на соответствующих видах работ составляет 11 лет 11 месяцев 16 дней (в льготном полуторном исчислении в соответствии с ранее действовавшим законодательством до 01 января 2002 года – 12 лет 17 дней), что менее требуемых 12 лет 6 месяцев.
Не согласившись с данным решением пенсионного органа, истец обратился в суд с настоящим иском.
Разрешая исковые требования Миронюка В.М., суд первой инстанции, оценив представленные доказательства в их совокупности применительно к требованиям ст. 67 КПК РФ, приняв во внимание включение пенсионным органом при обращении за назначением пенсии спорного периода работы истца с 31 августа 1990 года по 02 ноября 1990 года в качестве помощника вальщика леса в ОАО «Кодинолес» в специальный стаж работы по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а повторное включение периодов в один и тот же вид стажа пенсионным законодательством не предусмотрено, в отсутствие допустимых, относимых и достоверных доказательств работы истца в иные спорные периоды в должности и условиях, предусмотренных законом для льготного пенсионного обеспечения, учтя сведения персонифицированного учета в отношении истца без кода льготных условий труда после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы в специальный стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии по старости в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Принимая во внимание, что специальный стаж работы истца в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом учтенного пенсионным органом при обращении истца за назначением пенсии и суммированного со специальным стажем по п. 5 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона, составил менее требуемого 12 лет 6 месяцев, судом отказано в удовлетворении исковых требований Миронюка В.М. о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения за ее назначением с 25 марта 2020 года, при том, что необходимого возраста для назначения пенсии по заявленному основанию 50 лет истец достиг 27 марта 2020 года.
С данными выводами судебная коллегия согласна, так как они мотивированы, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют доказательствам, которые получили оценку суда по правилам ст. 67 ГПК РФ в совокупности.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях») устанавливает основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии и закрепляет в качестве условий назначения страховой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (65 лет для мужчин и 60 лет для женщин), наличие страхового стажа не менее 15 лет и наличие величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии согласно приложению к настоящему Федеральному закону) (ст. 8).
В соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (в зависимости от года назначения пенсии согласно приложению к настоящему Федеральному закону) мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Как предусмотрено ч. 3, ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Частью 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Действуя в пределах предоставленного ему полномочия, Правительство Российской Федерации приняло постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Подпунктом «д» п. 1 указанного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются: при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим в качестве рабочих, мастеров (в том числе старших) непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, Список профессий и должностей рабочих и мастеров (в том числе старших), занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве (включая обслуживание механизмов и оборудования), пользующихся правом на пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом «ж» статьи 12 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 1992 года № 273 «Об утверждении Списка профессий и должностей рабочих и мастеров, занятых непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда» (далее – Список № 273).
Согласно примечанию Списка № 273 указанный перечень профессий и должностей распространяется на работников, занятых в едином технологическом процессе лесозаготовок (независимо от вида рубок) и на лесосплаве предприятий лесной промышленности и лесного хозяйства, постоянно действующих лесопунктов, лесничеств, лесозаготовительных участков независимо от их ведомственной подчиненности.
Списком № 273 предусмотрено, что правом на досрочное назначение пенсии пользуются вальщики леса, вздымщики, водители автомобилей на вывозке леса, лебедчики на трелевке леса, лесорубы, машинисты - крановщики, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, машинисты сплоточных (сортировочных) машин, машинисты трелевочных машин, навальщики - свальщики лесоматериалов, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, обрубщики сучьев, раскряжевщики, слесари по ремонту лесозаготовительного оборудования, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, сортировщики древесины на воде, стропальщики на верхних и промежуточных складах, сплотчики, трактористы на подготовке лесосек, трелевке и вывозе леса, трелевщики, формировщики плотов, чокеровщики, штабелевщики древесины, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, мастера, старшие мастера, занятые на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах.
Для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 года, согласно пп. "б" п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 «Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» (далее – Список № 2 от 1956 года).
Список № 2 от 1956 года в разделе XXII «Лесозаготовки» предусматривал профессии, работа в которых дает право на льготное пенсионное обеспечение: кочегары стационарных электростанций и силовых установок и их помощники, лебедчики на трелевочных лебедках, лесорубы, машинисты сплоточных машин и элеваторов, машинисты паровозов на вывозке леса и их помощники, машинисты-крановщики на погрузке лесоматериалов на лесовозных дорогах, мотористы мотовозов и тепловозов лесовозных дорог, машинисты трелевочных машин и лебедок, мотористы бензиномоторных пил и их помощники, навальщики и свальщики лесоматериалов на верхних складах, обрубщики сучьев, строповщики на верхних складах, стивидоры, сплотчики, трактористы на трелевке и вывозке леса, трелевщики, тесчики спецсортиментов, формировщики, переформировщики и расформировщики плотов, чокеровщики на трелевке и вывозке лесоматериалов, штабелевщики древесины на складах лесовозных дорог, шоферы лесовозных автомобилей, электропильщики и их помощники, электромеханики стационарных электростанций и силовых установок и их помощники.
В соответствии с п. 9 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 года № 29 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются рабочие, профессии которых являются производными от профессий, предусмотренных Списками.
Согласно Постановлению Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 года № 81/8 «Об утверждении разъяснения «О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 года № 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах» и о признании утратившими силу ранее принятых разъяснений и постановлений по вопросам назначения пенсий на льготных условиях и в льготных размерах» по Списку № 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, пенсии следует назначать: сортировщикам древесины на складах лесовозных дорог - как штабелевщикам древесины на складах лесовозных дорог, вальщикам леса и их помощникам - как лесорубам (XXII Лесозаготовки Заготовка и сплав леса).
Кроме того, положением п. 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 516).
Пунктами 4 и 5 Правил № 516 установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Ранее согласно п. 5 Разъяснения Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 5 «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет», утвержденного Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 года № 29, право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня. Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций. Если работники в связи с сокращением объемов производства работали в режиме неполной рабочей недели, но выполняли в течение полного рабочего дня работы, дающие право на пенсию в связи с особыми условиями труда, то специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, исчисляется им по фактически отработанному времени.
Аналогичные положения содержались и в разъяснениях Министерства труда Российской Федерации от 08 января 1992 года № 1, утвержденных приказом Министерства труда и занятости РСФСР № 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР от 08 января 1992 года № 235.
При этом при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 2 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Истец зарегистрирован в системе государственного персонифицированного учета 10 декабря 1998 года.
Частью 4 ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусмотрено, что правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее также – Правила от 2 октября 2014 года № 1015).
Разделом II названных Правил определены документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж.
Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 года № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Пунктом 43 Правил от 2 октября 2014 года № 1015 определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в п. 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н.
Пунктом 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 марта 2011 года № 258н, установлено, что периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, подтверждаются до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» - документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. При этом работодатели несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В соответствии с п. 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития РФ от 31 марта 2011 года № 258н, в случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), например, о занятости на подземных работах, о выполнении работ определенным способом, о работе с вредными веществами определенных классов опасности, о выполнении работ в определенном месте (местности) или структурном подразделении и др., для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Справки выдаются на основании документов соответствующего периода времени, когда выполнялась работа, из которых можно установить период работы в определенной профессии и должности и (или) на конкретных работах (в условиях), дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
На основании п.п. «а» п. 12 «Перечня документов, необходимых для установления страховой пенсии», утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 28 ноября 2014 года № 958н, для назначения страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 - 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в дополнение к документам, предусмотренным пунктами 6 и 7 настоящего перечня, необходимы документы, подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
Таким образом, как указано выше, в силу пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения, одним из условий для включения периодов работы в специальный стаж является занятость работника полный рабочий день постоянно на работах, предусмотренных Списком № 273.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
При разрешении спора о периодах работы, подлежащих включению в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, порядке исчисления этого стажа, сведения о наличии такого стажа могут быть подтверждены в судебном порядке с представлением доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ. При этом бремя доказывания этих юридически значимых обстоятельств в силу ст. 56 ГПК РФ является обязанностью лица, претендующего на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Как следует из трудовой книжки, истец 31 августа 1990 года был принят в Кодинский леспромхоз помощником вальщика леса, 30 декабря 1994 года переведен рабочим нижнего склада, 31 декабря 1997 года уволен по переводу в ЗАО «КЛПХ».
02 января 1998 года истец принят в Кодинский леспромхоз ЗАО «КЛПХ» рабочим нижнего склада по переводу с АО «Кодиналес», 20 мая 1999 года уволен по переводу в ЗАО «Лесная компания».
21 мая 1999 года истец принят в Кодинский леспромхоз ЗАО «Лесная компания» рабочим нижнего склада по переводу с ЗАО «КЛПХ», 31 января 2000 года уволен по переводу в ОАО «Кодиналес».
01 февраля 2000 года истец принят в Кодинский леспромхоз АООТ «Кодинолес» рабочим нижнего склада по переводу с ЗАО «Лесная компания», 22 января 2004 года уволен по собственному желанию.
23 января 2004 года истец принят в ОАО «Онегалес» штабелевщиком древесины, 31 мая 2005 года уволен по собственному желанию.
Проверяя доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия считает верным указание суда первой инстанции на то, что из поименованных в трудовой книжке занимаемых истцом должностей только помощник вальщика леса, являясь производной от должности вальщика леса, соответствует должности, предусмотренной Списком № 273.
Вместе с тем, пенсионным органом при обращении истца за назначением пенсии период работы истца с 31 августа 1990 года по 02 ноября 1990 года в качестве помощника вальщика леса в ОАО «Кодинолес» включен в специальный стаж работы истца по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», что следовало из данных о стаже отказного пенсионного дела истца и подтверждено произведенной корректировкой решения об отказе в назначении пенсии от 07 апреля 2020 года №2020/342, исходя из данных архивной справки администрации МО «Онежский муниципальный район» от 10 декабря 2019 года № 1552 и лицевых счетов, путем суммирования дней, в которых была подтверждена работа в названной должности, а повторное включение периодов в один и тот же вид стажа пенсионным законодательством не предусмотрено.
Согласно архивной справке администрации МО «Онежский муниципальный район» от 10 декабря 2019 года № 1552 и лицевых счетов, в иные спорные периоды с 03 ноября 1990 года по 30 декабря 1994 года, в 1995 году 4 дня, в 1999 году 2 месяца 6 дней, с 01 января 2000 года по 31 декабря 2003 года истец работал на работах, которые нельзя отнести к предусмотренным Списком № 2 от 1956 года (периоды до 01 января 1992 года), и Списком № 273, дающих право на льготное пенсионное обеспечение. При этом ссылка стороны истца на работу в указанные периоды в качестве сортировщика для включения в стаж, требуемый для досрочного назначения пенсии по старости, судебной коллегией не принимается, поскольку Списком № 273 предусмотрены «сортировщики древесины на воде», тогда как согласно пояснениям представителя истца в судебном заседании апелляционной инстанции истец работал сортировщиком древесины в лесу, в связи с чем указание в вышеназванных документах на работу сортировщиком право на включение указанных периодов в специальный стаж на соответствующих видах работ не дает.
Соглашается судебная коллегия и с мотивами, положенными в основание отказа для включении в стаж истца в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периода его работы в ОАО «Онегалес» с 23 января 2004 года по 31 мая 2005 года в должности штабелевщика древесины.
Вопреки доводам апелляционной жалобы истца, справка АО «Онегалес» от 18 ноября 2019 года о работе истца в указанный период постоянно полный рабочий день в едином технологическом процессе лесозаготовок штабелевщиком древесины на нижнем складе в Кодинском лесозаготовительном участке работу в условиях, предусмотренных законом для льготного пенсионного обеспечения по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», не подтверждает; занимаемая истцом должность не соответствует предусмотренной Списком № 273.
Как верно указал суд, доказательств, подтверждающих, что истец работал постоянно полный рабочий день в едином технологическом процессе лесозаготовок штабелевщиком древесины, занятым на лесосеках, лесопогрузочных пунктах, верхних и промежуточных складах, стороной истца в силу требований ст. 56 ГПК РФ не представлено.
Предоставленная в материалы дела копия решения Онежского городского суда Архангельской области по делу № 2-104/2011 от 30 мая 2011 года о льготном характере работы истца постоянно в течение полного рабочего дня свидетельствовать не может, поскольку указанное решение принято по иному делу в отношении иных субъектов правоотношений, в отношении другого лица, за иной промежуток времени.
Более того, работодатели в отношении периодов работы истца, имевших место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, передавали сведения персонифицированного учета без соответствующего кода особых условий труда, которые истцом в силу требований ст. ст. 56, 60 ГПК РФ в установленном порядке не опровергнуты.
Указания заявителем в жалобе, что на него не должны возлагаться негативные последствия отсутствия по вине работодателей сведений об особых условиях его работы и постоянной занятости в спорные периоды в сведениях персонифицированного учета, основано на неправильном применении положений действующего пенсионного и гражданского процессуального законодательства.
В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, что истцом сделано не было. Напротив, обращаясь в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, он дал согласие на назначение пенсии по данным персонифицированного учета без истребования дополнительных документов о стаже и заработке, поставив соответствующую отметку в заявлении.
При таких обстоятельствах, оснований для включения оспариваемых истцом в апелляционной жалобе периодов работы по п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» у суда первой инстанции не имелось по вышеприведенным мотивам, оснований для несогласия с чем судебная коллегия не усматривает.
Доводы апеллянта об отсутствии доказательств включения спорного периода работы истца с 31 августа 1990 года по 02 ноября 1990 года при обращении истца за назначением пенсии опровергаются данными о стаже, имеющимися в отказном пенсионном деле, а также откорректированным решением пенсионного органа об отказе в назначении пенсии № 2020/342 от 07 апреля 2020 года, принятым судом апелляционной инстанции в качестве нового доказательства и исследованным в порядке, предусмотренном п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2012 года №13 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции».
Принимая во внимание, что специальный стаж работы истца в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с учетом учтенного пенсионным органом при обращении истца за назначением пенсии и суммированного со специальным стажем по п. 5 ч. 1 ст. 30 названного Федерального закона, составил менее требуемого 12 лет 6 месяцев, судом обоснованно отказано и в удовлетворении исковых требований Миронюка В.М. о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании п. 7 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Таким образом, по существу доводы апелляционной жалобы сводятся к переоценке обстоятельств дела и имеющихся в деле доказательств, не содержат ссылок на обстоятельства, которые опровергали бы правильность выводов суда по существу принятого решения.
При таких обстоятельствах оснований для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 09 сентября 2020 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Миронюка В.М. – без удовлетворения.
Председательствующий Е.И. Хмара
Судьи Г.В. Гулева
Е.М. Бланару