НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 07.09.2017 № 33-5005/17

Строка статотчета 067г, г/п 00=00

Судья: Смоленская Ю.А. Дело № 33-5005/2017 7 сентября 2017 года

Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:

председательствующего

судей

Хмара Е.И.

Маслова Д.А. и Панас Л.Ю.

при секретаре Шепуревой Т.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске дело по апелляционной жалобе Михалевой Г.В. на решение Вельского районного суда Архангельской области от 26 июня 2017 года, которым Михалевой Галине Валентиновне отказано в удовлетворении иска к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области о признании неработающим пенсионером, взыскании суммы индексации страховой пенсии с февраля по июнь 2017 года в размере 4786 руб. 30 коп., незаконно удержанных с ее страховой пенсии денежных средств в размере 13152 руб., выплаченных в счет ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, за период с 27 ноября 2015 года по 31 августа 2016 года, ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, за период с февраля по март 2017 года в сумме 7200 руб. на основании заявления от 02 февраля 2017 года, компенсации морального вреда в размере 300000 руб., а также штрафа в размере 50 % от суммы, присужденной судом в ее пользу за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.

Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции

установил:

Михалева Г.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области (далее – Управление) о признании ее неработающим пенсионером, взыскании суммы индексации страховой пенсии с февраля по июнь 2017 года в размере 4786 руб. 30 коп., незаконно удержанных с ее страховой пенсии 13152 руб., выплаченных в счет ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином за период с 27 ноября 2015 года по 31 августа 2016 года, ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, за период с февраля по март 2017 года в сумме 7200 руб. на основании заявления от 2 февраля 2017 года, денежной компенсации морального вреда, а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя, сославшись на то, что является пенсионером по старости, инвалидом <данные изъяты>, 1 сентября 2015 года она создала приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области и получает денежное вознаграждение от Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Архангельской области «Вельский комплексный центр социального обслуживания» на основании гражданско-правового договора, и которое относится к мерам социальной поддержки лицам, осуществляющим уход на возмездной основе на основании заключенного договора о приемной семье, что нельзя считать выполнением оплачиваемой работы, а ее как лицо, организовавшее приемную семью, – работающим пенсионером. Периоды осуществления ухода по договору о приемной семье должны засчитываться в страховой стаж, а не в трудовой.

В судебном заседании Михалева Г.В. заявленные требования поддержала изложенным основаниям, дополнительно пояснив, что получаемое ею вознаграждение по гражданско-правовому договору № 5 возмездного оказания услуг о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области от 1 сентября 2015 года относится к мерам социальной поддержки, оно выплачивается из средств областного бюджета, в штате Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Архангельской области «Вельский комплексный центр социального обслуживания» она не состоит и в данной организации она не работает, трудовой договор с данным учреждением она не заключала, никаких услуг она юридическому лицу не оказывает, а поэтому осуществление ею обязанностей на возмездной основе недопустимо считать выполнением оплачиваемой работы, относить ее к работающему лицу и соответственно лишать ее предусмотренных законом для неработающих пенсионеров-инвалидов социальных прав,

Представитель Управления Поталюнас Е.А. иск не признала.

Представитель третьего лица без самостоятельных требований - Государственного бюджетного учреждения социального обслуживания населения Архангельской области «Вельский комплексный центр социального обслуживания» (далее – КЦСО) Макарова О.С. отношения к иску не высказала, и подтвердила, что представляемая ею организация заключила 1 сентября 2015 года с Михалевой Г.В. договор № 5 о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области, который продолжает свое действие, истице выплачивается ежемесячное вознаграждение, как лицу, организовавшему приемную семью, в размере, утвержденном постановлением Правительства Архангельской области, на основании актов оказанных социальных услуг, подписанных сторонами договора, из вознаграждения удерживается налог на доходы физических лиц, и Учреждение производит за истицу отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в период действия договора.

Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица без самостоятельных требований - Костиной Т.В.

Суд принял указанное выше решение, с которым не согласилась Михалева Г.В., в поданной апелляционной жалобе просит решение суда отменить ввиду нарушения норм материального права и вынести по делу новое – об удовлетворении иска.

Доводы апелляционной жалобы ее податель мотивирует тем, что ей никто не передавал Малышеву В.П., у которой аварийное жилье и поэтому она проживает у нее с апреля 2009 года, до создания приемной семьи за уход за Малышевой В.П. был увеличен е трудовой стаж. С целью получения вознаграждения в 4350 руб. они заключили трехсторонний договор о создании приемной семьи, в котором КЦСО является контролирующим органом. Суд неверно проанализировал представленные акты, это – не услуги, а совместное ведение хозяйства. Суд не учел, что она получает вознаграждение не только за совместное ведение хозяйства, но и предоставление надлежащих жилищных и бытовых условий, для проживания она предоставила пенсионеру комнату с мебелью, бытовой техникой, а согласно ст. 779 ГК РФ (подп. 2 п. 1 ст. 422 НК РФ) страховые взносы с выплат по гражданско-правовому договору, предметом которого является переход права на имущество в пользование и предоставление жилья, не начисляются. Суд неправильно применил законодательство о пенсионном страховании, за нее не перечисляются страховые взносы – 6% на накопительную пенсию, участниками системы государственного пенсионного страхования являются работодатели, а у нет работодателя и трудового договора (ст. 20 ТК РФ применена неправильно). На том основании, что с нее удерживается НДФЛ ее нельзя признать работающим пенсионером, по заключению МСЭ она нуждается в постороннем уходе, осуществление ей любой трудовой деятельности невозможно. Неверно применена ч. 1 ст. 1 Закона РФ «О занятости населения», у нее нет заработка и трудовых доходов, она получает вознаграждение, а не зарплату.ЕЕ признали работающей на основании того, что КЦСО за нее перечисляет страховые взносы, но суд не дал оценки на основании какой нормы права с нее удерживаются страховые взносы. ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» не предусматривает взимание страховых взносов за создание приемной семьи и ведение совместного хозяйства. У них с Малышевой В.П. образовалась приемная семья для совместного проживания, ведения хозяйства, но не для трудовой деятельности, они нуждаются в социальных услугах и сохраняют право на социальные выплаты. Единственным основанием для прекращения ей выплаты по уходу за нетрудоспособными гражданами старше 80 лет и инвалидами 1 группы (ежемесячной компенсации 1200 руб.) может быть запись в трудовой книжке о трудоустройстве, а согласно медицинскому заключению она остается нетрудоспособным гражданином, а не работающим пенсионером как об этом утверждает пенсионный орган. Ссылка суда на то, что ни Бределева Д.Ю., ни Костина Т.В. не заявляют своих прав на ежемесячные компенсационные выплаты, несостоятельна, так как она платила и платит за помощь.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия оснований для отмены решения суда не усматривает, исходя из следующего.

Судом установлено, что Михалева Г.В., 1959 года рождения, является инвалидом <данные изъяты>, инвалидность установлена на срок до 01 ноября 2017 года (дата очередного переосвидетельствования – 02 октября 2017 года).

Решением пенсионного органа от 21 февраля 2007 года № 1572 Михалевой Г.В. была назначена пенсия по инвалидности с 4 декабря 2006 года в связи с установлением III группы инвалидности по общему заболеванию.

На основании заявления Михалевой Г.В. от 31 августа 2009 года решением Пенсионного фонда от 9 сентября 2009 года № 923 ей назначена с 31 августа 2009 года пожизненно пенсия по старости.

12 августа 2015 года между КЦСО и Михалевой Г.В. на срок со дня его подписания сторонами и до 11 августа 2018 года заключен договор о предоставлении социальных услуг № 983, согласно которому последняя, поручила исполнителю оказывать ей социальные услуги на основании индивидуальной программы предоставления социальных услуг, выданной в установленном законом порядке. Место оказания услуг: Архангельская область, <адрес>

В соответствии с п. п. 1, 2 Указа Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 13.05.2008 № 774 «О дополнительных мерах социальной поддержки лиц, осуществляющих уход за нетрудоспособными гражданами») с 1 июля 2008 года установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 1200 рублей неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком – инвалидом в возрасте до 18 лет, а также за престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее – компенсационные выплаты). Компенсационные выплаты устанавливаются одному неработающему трудоспособному лицу в отношении каждого указанного нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Размер компенсационных выплат, предусмотренных п. 1 настоящего Указа, для граждан, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах с тяжелыми климатическими условиями, требующих дополнительных материальных и физиологических затрат проживающих там граждан, увеличивается на соответствующий районный, применяемый в указанных районах (местностях) при определении размеров пенсий в соответствии с Законом № 166-ФЗ и Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2007 № 343 утверждены Правила осуществления ежемесячных компенсационных выплат неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за инвалидом 1 группы (за исключением инвалидов с детства 1 группы), а также за престарелыми, нуждающимися по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет (далее – Правила).

Согласно п. п. 2 и 3 Правил ежемесячная компенсационная выплата назначается проживающим на территории Российской Федерации лицам, осуществляющим уход за инвалидом I группы (за исключением инвалидов с детства I группы), а также престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет. Компенсационная выплата устанавливается лицу, осуществляющему уход, в отношении каждого нетрудоспособного гражданина на период осуществления ухода за ним. Указанная выплата производится к назначенной нетрудоспособному гражданину пенсии и осуществляется в течение этого периода в порядке, установленном для выплаты соответствующей пенсии. Компенсационная выплата назначается лицу, осуществляющему уход, независимо от родственных отношений и совместного проживания с нетрудоспособным гражданином (п. 4).

В силу п. 5 Правил компенсационная выплата назначается и осуществляется органом, осуществляющим назначение и выплату пенсии нетрудоспособному гражданину.

Заявление лица, осуществляющего уход, с приложенными к нему необходимыми для предоставления документами рассматривается органом, осуществлявшим выплату пенсии, в течение 10 рабочих дней со дня его приема. В случае отказа в удовлетворении заявления, осуществляющего уход, орган, осуществляющий выплату пенсии, в течение 5 рабочих дней со дня вынесения соответствующего решения извещает об этом лицо, осуществляющее уход, и нетрудоспособного гражданина (законного представителя) с указанием причины отказа и порядка обжалования вынесенного решения (п. 7 Правил).

Согласно п. 8 Правил, компенсационная выплата назначается с месяца, в котором лицо, осуществляющее уход, обратилось за ее назначением с заявлениями и всеми необходимыми для предоставления документами в орган, осуществляющий выплату пенсии, но не ранее дня возникновения права на указанную выплату.

При этом, в соответствии с подп. «д» п. 9 Правил осуществление компенсационной выплаты прекращается в случае выполнения нетрудоспособным гражданином либо лицом, осуществляющим уход, оплачиваемой работы.

В силу п. 10 Правил лицо, осуществляющее уход, обязано в течение 5 дней известить орган, осуществляющий выплату пенсии, о наступлении обстоятельств, влекущих прекращение осуществления компенсационной выплаты.

Решением и распоряжением Управления от 1 декабря 2015 года № 352419/15 на основании заявления лица, осуществляющего уход за нетрудоспособным гражданином о назначении ежемесячной компенсационной выплаты и документов Бределевой Д.Ю. от 27 ноября 2015 года, а также заявления нетрудоспособного гражданина о согласии на осуществление за ним ухода Михалевой Г.В. от 27 ноября 2015 года, Бределевой Д.Ю., 13 мая 1998 года рождения, была назначена ежемесячная компенсационная выплата в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» в размере 1440 руб. с 27 ноября 2015 года по 31 августа 2016 года. При этом было решено производить выплату к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину Михалевой Г.В.

Решением Управления от 19 августа 2016 года № 2391 прекращено осуществление ежемесячной компенсационной выплаты Бределевой Д.Ю., производимой к пенсии, назначенной нетрудоспособному гражданину Михалевой Г.В., с 1 сентября 2016 года.

Как установлено судом, за период с 27 ноября 2015 года по 31 августа 2016 года назначенная Бределевой Д.Ю. ежемесячная компенсационная выплата, и производимая к пенсии Михалевой Г.В., составила 13152 руб.

При этом согласно протоколу заседания Комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 14 сентября 2016 года № 580 был установлен документально подтвержденный факт излишне выплаченной пенсии (компенсационной выплаты по уходу за нетрудоспособным пенсионером, инвалидом I группы Михалевой Г.В.) за период с 27 ноября 2015 года по 31 августа 2016 года в сумме 13152 руб., по вине получателя, и принято решение о восстановлении переплаты.

В этой связи по решению Управления от 23 ноября 2016 года № 580 и в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» произведено удержание переплаты из страховой пенсии по старости Михалевой Г.В. на общую сумму 13152 руб. 00 коп., ежемесячно, начиная с декабря 2016 года, в размере 20 % от начисляемого к выплате размера пенсии.

Излишне выплаченные 13152 руб., были удержаны пенсионным органом с пенсии Михалевой Г.В. (в декабре 2016 года – 3545 руб. 41 коп., в январе 2017 года – 3545 руб. 41 коп., в феврале 2017 года – 3545 руб. 41 коп., в марте 2017 года – 2515 руб. 77 коп.).

Допрошенный свидетель Бределева Д.Ю. показала, что она была у Михалевой Г.В. всего один раз, уход за ней не осуществляла, услуги не оказывала, денежные средства в счет назначенной Михалевой Г.В. решением пенсионного органа ежемесячную компенсационную выплату с 27 ноября 2015 года по 31 августа 2016 года последняя ей не передавала.

Кроме того, 2 сентября 2016 года в Пенсионный фонд поступило заявление Павловой В.С. о назначении в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами» ежемесячную компенсационную выплату в связи с осуществлением ухода за нетрудоспособным гражданином Михалевой Г.В., с 1 сентября 2016 года.

1 сентября 2016 года в Управление поступило заявление от истицы о согласии на осуществление за ней ухода Павловой В.С.

Решением Управления от 7 сентября 2016 года № 269942/16 Михалевой Г.В. было отказано в удовлетворении ее заявления от 1 сентября 2016 года о согласии на осуществление за ней ухода Павловой В.С. и, соответственно, назначении ежемесячной компенсационной выплаты, поскольку нетрудоспособная Михалева Г.В. работает.

Не согласившись с данным решением, Михалева Г.В. обжаловала его в суд, однако никем не обжалованным определением Вельского районного суда Архангельской области от 27 октября 2016 года принят отказ от иска Михалевой Г.В. к ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Вельском районе Архангельской области, производство по делу прекращено.

При этом согласно Закону Архангельской области от 21.11.2011 № 382-26-ОЗ «О приемных семьях для граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области» (далее – Областной закон) регулируются общественные отношения, возникающие в связи с организацией и осуществлением деятельности приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов Архангельской области.

Согласно п. 5 ст. 2 Областного закона лицом, организовавшим приемную семью является совершеннолетний дееспособный гражданин, имеющий место жительства на территории Архангельской области, взявший на себя обязательства по совместному проживанию и ведению совместного хозяйства с лицом (лицами), нуждающимся (нуждающимися) в социальных услугах, в целях оказания указанному лицу (указанным лицам) социальных услуг в соответствии с договором о приемной семье и получающий вознаграждение за счет средств областного бюджета.

В силу ст. 7 Областного закона государственные организации социального обслуживания Архангельской области осуществляют выплату вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью, на основании договора о приемной семье и акта оказанных социальных услуг в сроки и порядке, которые определены в договоре о приемной семье. Акт оказанных социальных услуг составляется ежемесячно и подписывается заключившими договор о приемной семье государственной организацией социального обслуживания Архангельской области, лицом, организовавшим приемную семью, и лицом, нуждающимся в социальных услугах (п. 1). Размер вознаграждения лица, организовавшего приемную семью, определяется постановлением Правительства Архангельской области (п. 2). Лицо, нуждающееся в социальных услугах, и лицо, организовавшее приемную семью, сохраняют право на социальные выплаты, установленные им в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Архангельской области (п. 4).

В силу ст. 9 Областного закона финансовое обеспечение расходов, связанных с реализацией настоящего закона, производится за счет средств областного бюджета.

Постановлением Правительства Архангельской области от 04.12.2012 № 549-пп «Об утверждении порядка создания приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области и размера ежемесячного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов» утверждены прилагаемый Порядок создания приемных семей для граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области и размер ежемесячного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов, без учета страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в сумме 5000 рублей за оказание социальных услуг одному лицу, нуждающемуся в социальных услугах.

Согласно п. 3 указанного Порядка приемная семья создается на основании договора о приемной семье, который заключается между государственным бюджетным учреждением социального обслуживания населения Архангельской области – комплексным центром социального обслуживания, лицом, изъявившим желание организовать приемную семью, и лицом, нуждающимся в социальных услугах, в целях оказания социальных услуг лицу, нуждающемуся в социальных услугах, путем организации совместного проживания и ведения совместного хозяйства лица, организовавшего приемную семью, и лица, нуждающегося в социальных услугах.

В силу п. 19 указанного Порядка договор о приемной семье прекращается по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством Российской Федерации или договором о приемной семье. Государственное учреждение осуществляет оплату социальных услуг, оказанных лицом, организовавшим приемную семью, на основании договора и акта оказанных социальных услуг в сроки и в порядке, которые определены договором о приемной семье, в размере, установленном постановлением Правительства Архангельской области. Право лица, организовавшего приемную семью, на вознаграждение возникает со дня заключения договора о приемной семье (п. 21).

Судом установлено, что 1 сентября 2015 года между КЦСО и Михалевой Г.В. заключен договор № 5 о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области (далее – договор), согласно п. 1 которого КЦСО передало, а лицо, организовавшее приемную семью Михалева Г.В., приняла на себя обязательства по осуществлению физической, социально-бытовой, социально-психологической поддержке и предоставлению гарантированных социальных услуг (приложение № 1) к настоящему договору) лицу, нуждающемуся в социальных услугах в связи с частичной потерей возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и передвижению, Малышевой В.П., путем организации совместного проживания и ведения совместного хозяйства с ним на дому. По согласованию лица, организовавшего приемную семью, и лица, нуждающегося в социальных услугах, приемная семья проживает у лица Михалевой Г.В. по адресу: Архангельская область, <адрес>

Дополнительным соглашением в раздел X договора внесены изменения, установлен период действия договора с момента подписания по 31 августа 2017 года без изменения существенных условий договора.

Таким образом, данный договор в период с 27 ноября 2015 года по 31 августа 2016 года и с 2 февраля 2017 года до рассмотрения и разрешения судом дела являлся действующим и исполнялся сторонами.

В соответствии с п. 4.1 раздела II договора лицо, организовавшее приемную семью, имеет право, в том числе: на получение ежемесячного вознаграждение лицу, организовавшему приемную семью, в размере, определенном постановлением Правительства Архангельской области, в порядке, определенном разделом VI настоящего договора.

Лицо, организовавшее приемную семью, обязано, в том числе: предоставлять лицу, нуждающемуся в социальных услугах, социальные услуги (приложение № 1 к настоящему договору) в условиях совместного с ним проживания, а также в случаях госпитализации лица, нуждающегося в социальных услугах, в государственные бюджетные учреждения здравоохранения Архангельской области; подписывать акт оказанных социальных услуг, либо направлять мотивированный письменный отказ от подписания акта оказанных услуг в Учреждение в порядке, определенном разделом III настоящего договора (п. 4.2 раздела II договора).

Согласно разделу VI договора учреждение осуществляет выплату ежемесячного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью, путем перечисления лицу, организовавшему приемную семью, денежных средств в размере, утвержденном Постановлением Правительства Архангельской области, на его лицевой счет , открытый в кредитной организации ОАО «Сбербанк России» № 8637/00206, в течение всего периода действия договора, не позднее 1 месяца, следующего за отчетным, на основании акта оказанных социальных услуг, подписанного всеми сторонами настоящего договора. Размер ежемесячного вознаграждения лицу, организовавшему приемную семью, выплачиваемого на момент подписания договора, составляет 5000 рублей, из которых в соответствии с законодательством Российской Федерации удерживается и уплачивается в бюджет Российской Федерации НДФЛ (13%) в размере 650 рублей.

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закона № 167-ФЗ) застрахованные лица - лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане или лица без гражданства, а также иностранные граждане или лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»), временно пребывающие на территории Российской Федерации, в том числе: работающие по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг (за исключением лиц, обучающихся в образовательных учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального образования по очной форме обучения и получающих выплаты за деятельность, осуществляемую в студенческом отряде по трудовым договорам или по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ и (или) оказание услуг), по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства.

В соответствии со ст. 10 Закона № 167-ФЗ суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования». Объект обложения страховыми взносами, база для начисления страховых взносов, суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами, порядок исчисления, порядок и сроки уплаты страховых взносов, порядок обеспечения исполнения обязанности по уплате страховых взносов регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. При этом право на обязательное пенсионное страхование в Российской Федерации реализуется при условии уплаты страховых взносов.

В ст. 217 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) приведены виды доходов, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения).

Суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, были перечислены в ст. 9 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», утратившего силу с 1 января 2017 года в связи с принятием Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250 – ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в том числе: организации.

В силу п. 1 ч. 1 ст. 420 НК РФ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков, указанных в абзацах втором и третьем подпункта 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей, признаются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса): в рамках трудовых отношений и по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг.

В ст. 422 НК РФ предусмотрены виды доходов, не подлежащие обложению страховыми взносами для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса.

Суд правильно руководствовался указанными нормами материального права и пришел к верному выводу о том, что ежемесячное вознаграждение лицу, организовавшему приемную семью, не относилось ранее и не относится на момент рассмотрения и разрешения дела к видам доходов, освобождаемых от налогообложения и обложения страховыми взносами, следовательно, с указанного вознаграждения подлежат уплате налоги и произведение отчислений страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

Кроме того, периоды, в течение которых в Пенсионный фонд перечисляются страховые взносы за указанных застрахованных лиц, включаются гражданам в страховой стаж как периоды работы.

Судом также верно установлено и это следует из материалов дела, что с момента заключения гражданско-правового договора с Михалевой Г.В., КЦСО, производящее ежемесячную выплату денежного вознаграждения истцу, за застрахованное лицо Михалеву Г.В. уплачивало в Пенсионный фонд страховые взносы и данный период включен ответчиком в страховой стаж истицы.

Утверждение подателя жалобы о том, что она, являясь пенсионером, исполняя с 1 сентября 2015 года заключенный договор № 5 о приемной семье для граждан пожилого возраста и инвалидов в Архангельской области, и получая ежемесячное вознаграждение лицу, организовавшему приемную семью, фактически относится к категории неработающего пенсионера, нельзя признать обоснованным.

Так, в соответствии со ст. 20 Трудового кодекса РФ, сторонами трудовых отношений являются работник и работодатель. Работник - физическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.

Согласно абз. 5 ст. 2 указанного закона занятыми считаются граждане, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг.

Таким образом, выполнение пенсионером работ и оказание услуг по договору гражданско-правового характера не является трудовой деятельностью, но является иной деятельностью, в период которой пенсионер подлежит обязательному пенсионному страхования, и это свидетельствует о том, что Михалева Г.В. является работающим пенсионером.

Понятие «работающий» и понятие «занятый» применительно к лицам, выполняющим работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, по своему юридическому содержанию идентичны.

Следовательно, действующее законодательство не позволяет отнести Михалеву Г.В. ни к категории незанятых граждан, ни к категории неработающих пенсионеров.

Михалева Г.В. заключила возмездный договор гражданско-правового характера с КЦСО на оказание услуг, то есть приняла на себя обязательства по оказанию услуг за вознаграждение, и которое она регулярно (ежемесячно) в виде денежных средств получала в качестве оплаты ее труда, то ее следует признать выполняющей оплачиваемую работу, в связи с чем, она не имеет права, как работающее лицо, на получение заявленной ежемесячной компенсационной выплаты, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от 26.12.2006 № 1455 «О компенсационных выплатах лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами».

Более того, данная компенсационная выплата устанавливается и назначается лицу, осуществляющему уход, которым непосредственно истица не являлась.

При таком положении, вопреки доводам апелляционной жалобы, суд обоснованно отказал в иске Михалевой Г.В. к Пенсионному фонду в части признании ее неработающим пенсионером, взыскании удержанных с ее страховой пенсии 13152 руб., выплаченных в счет ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, за период с 27 ноября 2015 года по 31 августа 2016 года, ежемесячной компенсационной выплаты лицу, осуществляющему уход за нетрудоспособным гражданином, за период с февраля по март 2017 года в сумме 7200 руб. (на основании заявления от 2 февраля 2017 года).

В соответствии со ст. 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (п. 1). Пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии (п. 2). Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом № 167-ФЗ, в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (ч. 4). Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (п. 6). Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (п. 7).

В этой связи суд правомерно не усмотрел законных оснований для удовлетворения требования Михалевой Г.В. к Пенсионному фонду о взыскании суммы индексации страховой пенсии с февраля по июнь 2017 года в размере 4786 руб. 30 коп. (957 руб. 26 коп. * 5), поскольку каких – либо нарушений прав истца и требований закона, регулирующих спорные правоотношения, со стороны ответчика не допущено, доказательств наличия оснований для произведения заявленной индексации страховой пенсии истицей суду не представлено.

Суд также правильно отказал в иске о взыскании денежной компенсации морального вреда, а также штрафа за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя.

В решении суда дан подробный анализ доказательств, на основании которого сделан вывод об отказе Михалевой Г.В. в иске в полном объеме, и в определении суда апелляционной инстанции нет необходимости повторять эти обоснования.

Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.

Доводы апелляционной жалобы направлены на иную оценку доказательств, что в силу закона не является основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Исходя из доводов апелляционной жалобы, оснований для отмены решения суда судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции

определил:

решение Вельского районного суда Архангельской области от 26 июня 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Михалевой Г.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Е.И.Хмара

Судьи:

Д.А.Маслов

Л.Ю.Панас