НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 05.12.2018 № 33А-7820/20185Д

<данные изъяты>

<данные изъяты> Дело №33а-7820/2018 5 декабря 2018 года

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по административным делам Архангельского областного суда в составе

председательствующего Брагина А.А.,

судей Пыжовой И.А., Рудь Т.Н.,

при секретаре Ткаченко С.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 5 декабря 2018 года в городе Архангельске административное дело по апелляционной жалобе Пуляева Н.П. на решение Устьянского районного суда Архангельской области от 21 августа 2018 года, с учетом дополнительного решения от 21 сентября 2018 года, определений об исправлении опечаток от 21 сентября 2018 года и 22 октября 2018 года, которым постановлено:

«административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Пуляеву Н.П. удовлетворить частично.

Взыскать с Пуляева Н.П., проживающего по адресу: <адрес>,

в пользу бюджета Архангельской области пени:

за период с 22 декабря 2016 года по 14 апреля 2017 года в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015 год в размере 1114 руб. – в сумме 42 руб. 15 коп.;

за период с 01 декабря 2015 года по 14 апреля 2017 года в связи с неуплатой налога за 2013 год в размере 1846 руб. – в сумме 317 руб. 79 коп.

за период с 01 декабря 2015 года по 10 мая 2016 года в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 год в размере 1114 руб. – в сумме 63 руб. 01 коп., а всего на общую сумму 422 руб. 95 коп.,

в пользу бюджета МО «Октябрьское» пени:

за период с 22 декабря 2016 года по 14 апреля 2017 года в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015 год в размере 10925 руб. – в сумме 413 руб. 42 коп.;

за период с 01 декабря 2015 года по 16 апреля 2017 года в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2013 год в размере 894 руб. 00 коп. – в сумме 154 руб. 48 коп.;

за период с 01 декабря 2015 года по 14 апреля 2017 года в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2014 год в размере 10925 руб. 00 коп. – в сумме 1880 руб. 73 коп., а всего на сумму 2448 руб. 63 коп.

В удовлетворении взыскания пеней по транспортному налогу в сумме 34 руб. 58 коп., пеней по земельному налогу в сумме 162 руб. 65 коп., отказать.

Взыскать с Пуляева Н.П. в доход бюджета МО «Устьянский муниципальный район» государственную пошлину в размере 400 руб. 00 коп.».

Заслушав доклад судьи Рудь Т.Н., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу (далее – МИФНС России №8) обратилась в суд с иском к Пуляеву Н.П. о взыскании пеней по транспортному налогу за период с 01.11.2015 по 14.04.2017 в сумме 457 руб. 53 коп., пеней по земельному налогу за период с 01.11.2015 по 16.04.2017 в сумме 2611 руб. 28 коп., всего на сумму 3068 руб. 81 коп.

В обоснование указано, ответчик, являясь плательщиком транспортного и земельного налогов, обязанности по их уплате в установленный законом срок не исполнил, в связи с чем, начислены пени, направлено требование, которое также не исполнено. Судебный приказ о взыскании задолженности отменен 28 ноября 2017 года.

Административный истец в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела без участия представителя.

Пуляев Н.П. в судебном заседании иск не признал.

Суд принял указанное выше решение, с которым не согласился Пуляев Н.П. и в поданной апелляционной жалобе просит его отменить, ссылаясь на принятый Федеральный закон от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», вступивший в силу с 01.01.2018. Полагает, что закон предусматривает освобождение граждан от уплаты налоговой задолженности за периоды до 01.01.2015 и начисленных на нее пеней и штрафов, льготу по земельному налогу для пенсионеров в виде необлагаемых 6 соток, а также мораторий на установление кадастровой стоимости до 2020 года.

Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В силу ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Судом установлено, что Пуляев Н.П. с 2012 года является собственником автомобиля <данные изъяты>, г/н и земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.

При этом согласно п.п. 1, 2 ст. 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.

Поскольку Пуляев Н.П. является плательщиком транспортного и земельного налогов, ему правомерно налоговым органом были исчислены налоги, направлены налоговые уведомления об их уплате.

Способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов являются пени, которые исчисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога и сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора и уплачиваются единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (ст. 72, п.3, п. 5 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации).

Судом установлено, что Пуляевым Н.П. несвоевременно уплачены транспортный налог за 2013, 2014, 2015 годы и земельный налог за 2012, 2013, 2014, 2015 годы.

Налоговым органом в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации на неуплаченную сумму задолженности по вышеуказанным налогам начислены соответствующие суммы пеней и направлены требования об их уплате.

Частично удовлетворяя исковые требования о взыскании пеней, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что не подлежат взысканию пени по транспортному налогу в сумме 34 руб. 58 коп. и по земельному налогу – 162 руб. 65 коп.

Вместе с тем судебная коллегия полагает подлежащими удовлетворению доводы апелляционной жалобы о применении ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ «О внесении изменении в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и отдельные законодательные акты РФ», в соответствии с которой признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 01.01.2015, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.

Согласно п. 2 ст. 11 Налогового кодекса Российской Федерации недоимкой признается сумма налога, сумма сбора или суммы страховых взносов, не уплаченная в установленные законодательством о налогах и сборах срок.

Из представленного налоговым органом расчета пеней следует, что часть из них начислена на недоимку по транспортному и земельному налогам за 2013 год, обязанность по уплате которых образовалась до 01.01.2015.

Поскольку недоимка, образовавшаяся на 01.01.2015, в силу ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ признается безнадежной к взысканию, пени, начисленные на данную недоимку, также признаются безнадежными к взысканию.

Таким образом, заявленные в административном иске пени, начисленные на недоимку по взыскиваемым налогам за 2013 год, взысканию не подлежат.

Доводы апелляционной жалобы о применении положений Федерального закона от 28.12.2017 №436-ФЗ в части льгот по земельному налогу для пенсионеров судебной коллегией не принимаются, поскольку данные положения применяются с налогового периода, начиная с 01.01.2017.

Вопрос об установлении моратория на изменение кадастровой стоимости земельных участков, на который ссылается административный ответчик, правового значения для разрешения данного дела не имеет, поскольку налог исчислен из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности Пуляева Н.П. Сведения о кадастровой стоимости предоставляются в налоговую инспекцию органом кадастрового учета в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Судом первой инстанции проверены доводы административного ответчика о неправильно определенной налоговой базы по земельному участку из завышенной кадастровой стоимости за 2014, 2015 год, им дана надлежащая оценка.

Судом установлено, что кадастровая стоимость земельного участка была изменена в порядке, установленном ч. 11 ст. 24.18 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», то есть в связи с установлением рыночной стоимости объекта, решением Архангельского областного суда от 11.12.2017, вступившим в законную силу 12.03.2018. Для целей налогообложения сведения о новой кадастровой стоимости данного объекта подлежат применению с 01.01.2017.

На основании вышеизложенного решение суда подлежит изменению в части суммы подлежащих взысканию пеней.

Руководствуясь ст.ст. 309-310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Устьянского районного суда Архангельской области от 21 августа 2018 года, с учетом дополнительного решения от 21 сентября 2018 года, определений об исправлении опечаток от 21 сентября 2018 года и 22 октября 2018 года изменить, принять новое решение.

Административное исковое заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №8 по Архангельской области и Ненецкому автономному округу к Пуляеву Н.П. удовлетворить частично.

Взыскать с Пуляева Н.П., проживающего по адресу: <адрес>,

пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2015 год за период с 22 декабря 2016 года по 14 апреля 2017 года в сумме 42 руб. 15 коп.;

пени в связи с несвоевременной уплатой транспортного налога за 2014 год за период с 1 декабря 2015 года по 10 мая 2016 года в сумме 63 руб. 01 коп., а всего на общую сумму 105 руб. 16 коп., перечислив их на счет <данные изъяты>;

пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2015 год за период с 22 декабря 2016 года по 14 апреля 2017 года в сумме 413 руб. 42 коп.;

пени в связи с несвоевременной уплатой земельного налога за 2014 год за период с 1 декабря 2015 года по 14 апреля 2017 года в сумме 1880 руб. 73 коп., а всего на сумму 2294 руб. 15 коп., перечислив их на счет <данные изъяты>.

В удовлетворении иска о взыскании пеней по транспортному налогу в сумме 352 руб. 37 коп., пеней по земельному налогу в сумме 317 руб. 13 коп. отказать.

Взыскать с Пуляева Н.П. в доход бюджета МО «Устьянский муниципальный район» государственную пошлину в размере 400 руб.

Председательствующий А.А. Брагин

Судьи И.А. Пыжова

Т.Н. Рудь