НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Архангельского областного суда (Архангельская область) от 04.02.2021 № 2-497/20

Стр.075г, г/п 0 руб.

Судья Кузнецов А.А.

Докладчик Гулева Г.В.

№ 33-619/2021

г. Архангельск

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе председательствующего Хмара Е.И., судей Гулевой Г.В., Поповой Т.В., при секретаре Искусовой Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело №2-497/2020 по исковому заявлению ФИО1 к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» об обязании выплатить муниципальную пенсию, взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконной отменой выплаты муниципальной пенсии,

по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Онежского городского суда Архангельской области от 10 ноября 2020 г.

Заслушав доклад судьи Гулевой Г.В., судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратилась в суд с иском к администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее - администрация МО «Онежский муниципальный район») об обязании выплатить муниципальную пенсию с октября 2017 г., взыскании компенсации морального вреда, причиненного незаконной отменой выплаты муниципальной пенсии, в сумме 10 000 рублей.

В обоснование требований указала, что постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1240 от 11 сентября 2017 г. ей отказано в выплате муниципальной пенсии со ссылкой на изменение необходимого стажа для выплаты данной пенсии. Считала, что изменение размера муниципального стажа необходимо применять к лицам, которые выходят на пенсию после сентября 2017 г. Письмом главы администрации муниципального образования от 21 мая 2018 г., а также письмом председателя комиссии ФИО2 от 22 ноября 2019 г. ей дано разъяснение, что пенсия превысила выплату пенсии за выслугу лет и составляет 00 рублей.

В судебном заседании истец ФИО1 просила удовлетворить исковые требования.

Представитель ответчика администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» ФИО3 в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, ссылаясь на представленный в материалы дела письменный отзыв.

Решением Онежского городского суда Архангельской области от 10 ноября 2020 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к администрации МО «Онежский муниципальный район» об обязании выплатить муниципальную пенсию с октября 2017 г., взыскании морального вреда, причиненного незаконной отменой выплаты муниципальной пенсии, в сумме 10 000 рублей отказано.

С указанным решением суда не согласилась истец ФИО1, в апелляционной жалобе просит судебное постановление отменить.

В обоснование жалобы указывает, что постановление администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» №1240 от 11 сентября 2017 г. необходимо применять к лицам, которые выходят на пенсию после сентября 2017 г., тогда как она вышла на пенсию в 2015 г.

Обращает внимание, что согласно пояснениям представителя ответчика, данным в ходе рассмотрения дела, ее пенсия превысила оплату пенсии за выслугу лет и составляла 00 рублей. В действительности же данная пенсия составляла 00 рублей по состоянию на 1 февраля 2014 г., однако администрация продолжала выплачивать пенсию до октября 2017 г., затем перестала её выплачивать в связи с нехваткой денежных средств на выплату данной пенсии, а также в связи с недостаточностью стажа.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель ответчика ФИО4 указал на законность и обоснованность принятого решения, просил в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

Проверив материалы дела в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражениях на нее, по правилам, установленным частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом первой инстанции, постановлением главы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» № 187 от 28 марта 2005 г. «Об ежемесячной доплате к трудовой пенсии ФИО1» на основании Положения о порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район», утвержденного постановлением главы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» № 127 от 19 марта 2003 г. «О порядке установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район» ФИО1, занимавшей муниципальную должность заведующей муниципальным архивом администрации муниципального образования «Город Онега и Онежский район», с 19 марта 2005 г. была установлена ежемесячная доплата к трудовой пенсии в размере 4921 рубль 54 копейки.

В соответствии с представленной справкой из Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Онежском районе № 261 от 16 марта 2012 г., ФИО1 был сделан расчет доплаты к трудовой пенсии, который составил 633 рублей 24 копейки. Решением Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии от 24 апреля 2012 г. № 37/5 ФИО1 была установлена доплата к трудовой пенсии в размере 1200 рублей.

Согласно протоколу № 57 от 10 января 2014 г. заседания Комиссии по установлению ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, ФИО1 был произведен расчет ежемесячной доплаты к трудовой пенсии, из которого видно, что размер трудовой пенсии истца составлял 15 074 рубля 17 копеек, месячное денежное содержание, из которого исчислялась доплата - 24 342 рубля 71 копейка, стаж муниципальной службы - 15 лет 10 месяцев, размер ежемесячной доплаты к пенсии - 60%, сумма доплаты к пенсии - 0 руб. Несмотря на данные обстоятельства, истцу производилась выплата ежемесячной доплаты к пенсии до октября 2017 г., поскольку бюджет муниципального образования позволял это делать.

Разрешая настоящее дело, суд первой инстанции, правильно установив фактические обстоятельства и верно руководствуясь положениями закона, подлежащего применению по данному делу, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований. При этом исходил из отсутствия у ответчика оснований выплачивать истцу с 1 октября 2017 г. ежемесячную доплату к пенсии (пенсию за выслугу лет), а также отсутствия задолженности по выплате истцу пенсии за выслугу (муниципальной пенсии, как называет ее истец) за оспариваемый период с октября 2017 г.

Судебная коллегия с указанными выводами суда первой инстанции соглашается. Выводы суда достаточно аргументированы, доказательства, представленные сторонами, подробно проанализированы, давать иную оценку изложенным обстоятельствам судебная коллегия оснований не находит.

В соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Условия предоставления права на пенсию муниципальным служащим (пункт 4 статьи 7 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), размер государственной пенсии муниципального служащего (часть 2 статьи 24 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации»), дополнительные гарантии муниципальным служащим (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации») обеспечиваются за счет средств местных бюджетов на основании законов, иных нормативных актов субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления.

Федеральный законодатель, предусматривая государственное пенсионное обеспечение граждан, проходивших муниципальную службу, и гарантируя в связи с этим муниципальному служащему право на пенсионное обеспечение, одновременно относит определение условий и порядка пенсионного обеспечения к компетенции органов местного самоуправления.

Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств соответствующего бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить порядок и условия выплаты такого обеспечения муниципальным служащим. При этом органы местного самоуправления не вправе снижать уровень гарантий, установленных федеральным и областным законодательством, поскольку не обладают соответствующими полномочиями.

Законом Архангельской области от 16 апреля 1998 г. № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области», действовавшим в редакции на момент установления истцу ежемесячной доплаты к страховой пенсии, было предусмотрено, что муниципальные служащие в связи с выходом на страховую пенсию имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на ежемесячную доплату к страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии) (далее – ежемесячная доплата к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» или Законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации».

Таким образом, законодательством Архангельской области было предусмотрено право муниципального служащего на получение ежемесячной доплаты к пенсии (пункт 2 статьи 18 Закона Архангельской области от 16 апреля 1998 г. № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области»). При этом, ежемесячная доплата к страховой пенсии муниципальным служащим устанавливалась при соблюдении ряда условий: при наличии 12,5 календарных лет стажа муниципальной службы у мужчин и 10 календарных лет у женщин в таком размере, чтобы сумма пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) и доплаты составляла 50 процентов месячного денежного содержания муниципального служащего. Размер доплаты увеличивался на 3 процента месячного денежного содержания муниципального служащего за каждый полный год выслуги свыше установленной настоящим пунктом продолжительности стажа муниципальной службы, но сумма пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) и доплаты не могла превышать 60 процентов его месячного денежного содержания.

Постановлением главы МО «Город Онега и Онежский район» №127 от 19 марта 2003 г., в силу предоставленных полномочий, был утвержден Порядок установления выплаты ежемесячной доплаты к трудовой пенсии лицам, занимавшим муниципальные должности муниципальной службы муниципального образования «Город Онега и Онежский район».

Указанный Порядок предусматривал аналогичные областному закону условия установления и увеличения ежемесячной доплаты к пенсии муниципальным служащим, ее размер, а также ограничения размера получаемой пенсии и доплаты.

В последующем с 1 января 2017 г. Законом Архангельской области от 23 декабря 2016 г. № 511-31-ОЗ «О внесении изменений в отдельные областные законы в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее – Закон Архангельской области от 23 декабря 2016 г. № 511-31-ОЗ) в областной закон от 16 апреля 1998 г. №68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» внесены изменения, в соответствии с которыми лица, замещавшие на постоянной основе муниципальные должности муниципальных образований Архангельской области (далее - лица, замещавшие муниципальные должности), и лица, замещавшие должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области (далее также - должности муниципальной службы), имеют право в соответствии с муниципальными нормативными правовыми актами на пенсию за выслугу лет, устанавливаемую к страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности (страховой пенсии и фиксированной выплате к страховой пенсии), назначенной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», либо к пенсии, назначенной в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее - пенсия за выслугу лет).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 1, пунктом 6 статьи 1 Закона Архангельской области от 16 апреля 1998 г. № 68-15-ОЗ пенсия за выслугу лет устанавливается при выполнении следующих требований к периодам замещения на постоянной основе муниципальных должностей муниципальных образований Архангельской области и (или) стажу муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области, необходимым для установления пенсии за выслугу лет (далее в совокупности - стаж) в том числе лицам, замещавшим должности муниципальной службы, при расторжении трудового договора с муниципальным служащим до 1 января 2017 г. в связи с выходом на страховую пенсию (назначением страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии), - при наличии не менее 12 лет 6 месяцев стажа у мужчин и 10 лет стажа у женщин.

Пунктом 10 статьи 1, пунктом 19 статьи 1 Закона Архангельской области от 16 апреля 1998 г. № 68-15-ОЗ установлено, что лицам, указанным в подпунктах 1, 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма получаемых ими страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) или досрочной пенсии и пенсии за выслугу лет составляла 50 процентов месячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность или должность муниципальной службы. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания лица, замещавшего муниципальную должность или должность муниципальной службы, за каждый полный год стажа свыше 12 лет 6 месяцев стажа у мужчин и 10 лет стажа у женщин, но сумма получаемой им страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) или досрочной пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 60 процентов его месячного денежного содержания. Порядок установления и выплаты пенсии за выслугу лет определяется муниципальными нормативными правовыми актами.

Из анализа Закона Архангельской области от 23 декабря 2016 г. № 511-31-ОЗ, как верно указано судом первой инстанции, следует, что Закон Архангельской области от 16 апреля 1998 г. № 68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» в части получения ежемесячной доплаты к пенсии утратил силу, вместе с тем введен механизм назначения пенсии за выслугу лет.

В силу части 5 статьи 8 Закона Архангельской области от 23 декабря 2016 г. №511-31-ОЗ с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором настоящий закон вступил в силу, вместо выплаты ежемесячных доплат к пенсии осуществляется выплата пенсий за выслугу лет для всех категорий получателей без принятия дополнительных решений в размере установленной до 1 января 2017 г. ежемесячной доплаты к пенсии.

Постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1240 от 11 сентября 2017 г. в соответствии с Федеральными законами от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами Архангельской области от 16 апреля 1998 г. № 68-15-ОЗ «О пенсионном обеспечении лиц, замещавших муниципальные должности, должности муниципальной службы муниципальных образований Архангельской области», от 7 июля 1999 г. № 151-23-ОЗ «О порядке исчисления стажа муниципальной службы в Архангельской области» и в целях обеспечения гарантий лицам, замещавшим должности муниципальной службы в отраслевых и функциональных органах администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» утверждено Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в отраслевых и функциональных органах администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» (далее - Положение о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет).

Пунктом 3.1. данного Положения предусмотрено, что пенсия за выслугу лет устанавливается в таком размере, чтобы сумма получаемых ими страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) или досрочной пенсии и пенсии за выслугу лет составляла 50 процентов месячного денежного содержания лица, замещавшего должность муниципальной службы. Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3 процента месячного денежного содержания лица, замещавшего должность муниципальной службы, за каждый полный год стажа свыше установленного пунктом 2.3 Положения, но сумма получаемой им страховой пенсии (страховой пенсии и фиксированной выплаты к страховой пенсии) или досрочной пенсии и пенсии за выслугу лет не может превышать 60 процентов его месячного содержания.

Из материалов дела следует, что с 2014 г. страховая пенсия ФИО1 индексировалась в установленном законодательством порядке, то есть увеличивалась, увеличение стажа на должности муниципальной службы не происходило, а изменение размера денежного содержания должности муниципальной службы (индексация) происходило только в 2019 и 2020 гг., перерасчет размера пенсии за выслугу лет производился также в 2019 и 2020 гг. Согласно расчетам 2019-2020 гг. сумма пенсии за выслугу лет у истца составила - 0 рублей. Величина суммы получаемой истцом страховой пенсии превышала 60% месячного денежного содержания, из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет.

Указанное свидетельствует о том, что ежемесячная доплата к страховой пенсии в соответствии с положениями Закона Архангельской области от 16 апреля 1998 г. №68-15-ОЗ «О муниципальной службе в Архангельской области» (с 1 января 2017 г. в соответствии с Законом Архангельской области от 23 декабря 2016 г. № 511-31-ОЗ – пенсии за выслугу лет) не производится.

Доказательств изменения за спорный период отношения размера страховой пенсии к ранее получаемому месячному денежному содержанию, не превышающего вышеуказанного предела, истцом не представлено.

При таких обстоятельствах право на получение пенсии за выслугу лет ФИО1 не имеет, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении требований истца об обязании выплатить муниципальную пенсию с октября 2017 г. и производного от него требования о взыскании компенсации морального вреда.

Доводы истца о том, что на нее не может распространяться действие Положения о порядке установления и выплаты пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы в отраслевых и функциональных органах администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Онежский муниципальный район» № 1240 от 11 сентября 2017 г., приводились в суде первой инстанции и получили правильную правовую оценку, оснований не согласиться с которой у суда апелляционной инстанции не имеется.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены или изменения постановленного судом решения, поскольку каких-либо новых данных, не учтенных судом первой инстанции при разрешении спора, они не содержат. Данные доводы, приводимые в суде первой инстанции при разрешении дела, получили надлежащую правовую оценку, выводы суда не опровергают и по существу сводятся к иной оценке установленного судом и иному, ошибочному толкованию норм материального права.

Учитывая, что обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судом первой инстанции определены верно на основании полного, всестороннего и объективного исследования имеющихся в деле доказательств с учетом всех доводов и возражений участвующих в деле лиц, а выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам и представленным доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, судебная коллегия в пределах доводов апелляционной жалобы оснований к отмене или изменению оспариваемого решения не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Онежского городского суда Архангельской области от 10 ноября 2020 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Председательствующий

Е.И. Хмара

Судьи

Г.В. Гулева

Т.В. Попова