Строка статотчета 072, г/п 00=00
Судья Ферина Л.Г. Дело № 33-5388/2020 2 октября 2020 года
Докладчик: Маслов Д.А. г. Архангельск
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Архангельского областного суда в составе:
председательствующего Хмара Е.И.
судей Поповой Т.В. и Маслова Д.А.
при помощнике судьи Громовой А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело № 2-2490/2020 по иску ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов в специальный стаж, понуждении к назначению пенсии, по апелляционной жалобе представителя Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) ФИО2 на решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 июня 2020 года.
Заслушав доклад судьи областного суда Маслова Д.А., суд апелляционной инстанции
установил:
ФИО1 обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) (далее - Управление) о включении периодов в специальный стаж, понуждении к назначению пенсии, сославшись на то, что 16 марта 2020 года обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости по достижении возраста <данные изъяты>, в чем ему было отказано ввиду отсутствия стажа работы, предусмотренного п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Полагает решение Управления незаконным в части отказа в назначении пенсии, поскольку имеет необходимый стаж работы в плавсоставе на морском судне более 12 лет 6 месяцев. Просит включить в стаж в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 14.09.1994 по 13.07.1998, с 01.01.1999 по 06.06.1999, с 01.01.2000 по 30.04.2000, с 01.01.2001 по 06.06.2001, с 01.01.2002 по 09.06.2002, с 01.01.2003 по 31.07.2003, обязать ответчика назначить ему страховую пенсию по старости с 21.03.2020, взыскать расходы по оплате услуг представителя в размере 22000 рублей.
В судебном заседании представитель ФИО1 по доверенности ФИО3 заявленные требования поддержала.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ в г. Северодвинске ФИО2 иск не признала.
Дело рассмотрено в отсутствие ФИО1
Решением Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 июня 2020 года постановлено: «Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении периодов в специальный стаж, понуждении к назначению пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) включить в стаж в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 14.09.1994 по 09.05.1997, с 05.11.1997 по 13.07.1998, с 01.01.1999 по 06.06.1999, с 01.01.2000 по 30.04.2000, с 01.01.2001 по 06.06.2001, с 01.01.2002 по 09.06.2002, с 01.01.2003 по 31.07.2003, назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости с 21.03.2020.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) о включении в специальный стаж в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периода с 10.05.1997 по 04.11.1997 отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонное) в пользу ФИО1 расходы по оплате услуг представителя в размере 22000 рублей, расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, всего 22300 (двадцать две тысячи триста) рублей».
С данным решением не согласился представитель Управления ФИО2, в поданной апелляционной жалобе просит решение суда первой инстанции отменить в части ввиду незаконности, нарушения норм материального права и принять по делу новое – отказав в удовлетворении иска, сославшись на то, что с 1 января 2015 года назначение и выплата страховых пенсий производится на основании Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Для назначения истцу досрочной страховой пенсии по старости в <данные изъяты> в соответствии с п. 9 ч.1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ ему необходимо иметь наличие не менее 25 лет страхового стажа, не менее 15 лет стажа работы в районах Крайнего Севера и не менее 12 лет 6 месяцев стажа на соответствующих видах работ. При обращении истца в Управление за назначением пенсии его страховой стаж составлял 29 лет 9 месяцев 4 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера 24 года 19 дн., стаж работы на соответствующих видах работ (п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ) составляет 10 лет 4 мес. 16 дн. Ответчик не согласен с выводами суда первой инстанции о включении в стаж истца, для назначения пенсии по старости по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, периодов работы с 14.09.1994 по 09.05.1997, с 05.11.1997 по 13.07.1998, с 01.01.1999 по 06.06.1999, с 01.01.2000 по 30.04.2000, с по 06.06.2001, с 01.01.2002 по 09.06.2002, с 01.01.2003 по 31.07.2003.
Согласно п. 13 Правил, периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
В соответствии п. 5 разъяснения Минтруда России от 22.05.1996 года № 5 в стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды непосредственно предшествующие или непосредственно следующие за этой работой, т.е. погрузочно-разгрузочные работы в порту, межрейсовое техническое обслуживание или текущий ремонт судна, время выполнения плавсоставом других работ, обеспечивающих эксплуатацию судна по назначению.
Понятия «непосредственно предшествующий» и «непосредственно следующий» означает, что между работой в период плавания и иными периодами, включаемыми в стаж на соответствующих видах работ, не было работы или других периодов, которые в этот стаж не засчитываются.
Из содержания п. 9 ч. 1 ст. 30 Закона 400-ФЗ следует, что страховая пенсия по старости назначается досрочно плавсоставу тех, судов которые выполняют работу, согласно и предназначению, за пределами акватории порта. Данное связано с тем, что работа, дающая право на досрочное назначение пенсии, производится в длительном отрыве от берега, в тяжелых погодно-климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в акватории порта, правом на досрочное пенсионное обеспечение не пользуется, поскольку их работа протекает в других условиях и режиме.
Периоды нахождения судов морского, в том числе военно-морского флота речного флота в отстое, на консервации, а также периоды длительного пребывания судна у причальной стенки в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ не засчитываются.
В стаж для назначения льготной пенсии плавсоставу, указанных судов засчитываются отдельные периоды непосредственно предшествовавшие или следовавшие за работами на этих судах, к которым соответственно относятся:
выполнение рейсового задания, ремонт и иные подобные периоды, когда член экипажа судна используется по своей специальности и по завершении работ направляется в составе экипажа судна для выполнения рейсового задания; стоянки в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсовое техническое обслуживание или ремонт, а также периоды нахождения членов экипажей по окончании рейса в основных и дополнительных, отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах.
Пунктом 13 Правил от 11.07.2002 года № 516 предусмотрено, что периоды работы в течение полного навигационного периода на водном транспорте и в течение полного сезона в организациях сезонных отраслей промышленности, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации, учитываются с таким расчетом, чтобы при исчислении стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, продолжительность стажа на соответствующих видах работ в соответствующем календарном году составила полный год.
При невыполнении работниками плавсостава работ в течение полного навигационного периода, стаж учитывается по фактической продолжительности.
Документами, подтверждающими периоды выполнения работ, предусмотренных п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ являются судовые журналы и приказы о периодах навигации.
В стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ включаются периоды работы, в морской кампании, в том числе периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные представленные в периоды кампании. Указанные периоды, представляемые вне морской кампании, в стаж работы дающей право на досрочное назначение страховой пенсии не включаются.
Согласно уточняющей справке от 01.08.2019 года № 1267, выданной 133 группой судов обеспечения Беломорской ВМБ СФ, у истца имеются периоды работы, когда судно, на котором работал истец, находилось в кампании. Управлением, указанные в справке периоды, включены в льготный стаж истца с учетом камеральной проверки.
Судом первой инстанции не учтено, что согласно п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона № 400-ФЗ, страховая пенсия по старости назначается лицам за нахождение в длительном отрыве от берега, в том числе в тяжелых климатических условиях. Указанное требование обусловлено самой правовой природой досрочного назначения пенсии, которое законодатель связывает не с любой работой, а лишь с такой, при выполнение которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности. Неблагоприятное воздействие на организм работника в данном случае связано с длительным периодом отрыва от берега. Не выполнение истцом таких требований законодательства указывает на то, что его организм подвергался неблагоприятному воздействию в значительно меньшей степени по отношению к лицам, выполнявшим такие работы на постоянной основе, в таком случае у них должны быть и различные права в области досрочного пенсионного обеспечения, иное будет являться прямым нарушением ст. 19 Конституции РФ, что недопустимо. При стоянке судов у причальной стенки экипажем судна выполняются работы по поддержанию судна в нормальном эксплуатационно-техническом состоянии, которые связаны с обеспечением основных трудовых функций плавсостава, выполняемых на выходах в море. Периоды работы на судне СФП-286 «М. Ломоносов» подлежали включению в стаж истца на соответствующих видах работ только в части - в количестве 10 лет 4 мес. 16 дн. Не согласен с выводами суда первой инстанции о том, что в спорный период работы истец постоянно находился в установленной готовности к выходу в море с целью выполнения поставленных задач, экипаж постоянно находился на борту, выполняя свои функциональные обязанности, трудовые обязанности не изменялись, не изменялась и оплата по занимаемой должности, доказательств обратного ответчиком в соответствии со ст. 56 ГПК РФ суду не представлено. Суд первой инстанции, оспариваемым судебным актом, ставит в неравное положение лиц, работающих в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и лиц работающих полный рабочий день на судах Военно-Морского Флота, находящихся у причальной стенки годами и работающих по графику 5 через 2.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Федеральный закон «О страховых пенсиях»).
Положениями ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону). Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
На основании п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.
При этом лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (ч. 2 ст. 33 данного Федерального закона).
На основании ч. 3 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4 ст. 30 указанного Федерального закона).
Как следует из материалов дела, 16 марта 2020 года ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Решением Управления от 27 марта 2020 года № 2020/308 ему отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости, в связи с отсутствием специального стажа работы в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», который учтен в количестве 10 лет 4 месяца 16 дней, страховой стаж определен ответчиком в количестве 29 лет 9 месяцев 4 дня, стаж работы в районах Крайнего Севера – 26 лет 19 дней.
Стаж работы истца по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» оценивался пенсионным органом по 31 декабря 2019 года, в который ответчиком включены периоды нахождения судна физических полей, на котором работал ФИО1 в каждой кампании согласно сведениям работодателя. При этом спорные периоды работы истца исключены из специального стажа работы по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Разрешая возникший спор, оценив представленные в материалы дела доказательства и установив исходя из типа судна физических полей, назначения и характера его работы, что судно, на котором ФИО1 осуществлял трудовую деятельность в должностях плавсостава, не относится к портовым судам, постоянно работающим в акватории порта, служебно-вспомогательным и разъездным судам, судам пригородного и внутригородского сообщения, приняв во внимание положения п. 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 №1-28-у «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет», согласно которому в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой, сославшись на положения Устава службы на судах обеспечения ВМФ, введенного в действие приказом главнокомандующего Военно-Морским Флотом от 07.08.1997 № 281, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что в специальный стаж истца, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», подлежат включению периоды работы истца независимо от включения судна в кампанию и времени нахождения судна в плавании.
Определив с учетом включенных судом периодов работы и периодов работы, учтенных пенсионным органом, на момент обращения истца в пенсионный орган за назначением пенсии наличие у истца достаточного количества страхового стажа, стажа работы в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также стажа работы в районах Крайнего Севера, необходимого для снижения пенсионного возраста, суд пришел к выводу о возникновении правовых оснований для назначения ФИО1 досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения за ее назначением и достижения 50-летнего возраста, то есть с 21 марта 2020 года.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно них. В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Решение суда оспаривается ответчиком только в части удовлетворенных исковых требований.
С учетом указанного, судебная коллегия считает возможным проверить законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе ответчика.
Согласно ст.ст. 56, 60 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу присущего гражданскому судопроизводству принципа диспозитивности эффективность правосудия по гражданским делам обусловливается в первую очередь поведением сторон как субъектов доказательственной деятельности; наделенные равными процессуальными средствами защиты субъективных материальных прав в условиях состязательности, стороны должны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений, и принять на себя все последствия совершения или несовершения процессуальных действий.
Как следует из трудовой книжки, истец работал в войсковой части <данные изъяты> в <адрес>: 14 сентября 1994 года принят электриком 1 класса на судно физических полей <данные изъяты>; 17 апреля 2000 года переведен старшим электриком на судно физических полей <данные изъяты>; 31 июля 2003 года уволился по ст. 80 ТК РФ.
ФИО1 при обращении за назначением пенсии представил справку, уточняющую особый характер или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающая постоянную занятость на льготной работе, от 01.08.2019 № 1267, выданную 133 группой судов обеспечения Беломорской ВМБ СФ Министерства обороны Российской Федерации, согласно которой ФИО1 работал постоянно, полный рабочий день в войсковой части № в <адрес>, в плавсоставе на судах морского флота в указанные выше периоды.
С 20 по 23 июля 1999 года он находился в отпуске без сохранения заработной платы.
Судно физических полей СФП «Михаил Ломоносов» - это судно контроля физических полей, год постройки — 1980, судно физических полей <данные изъяты> переименовано в СФП «Михаил Ломоносов» 09.09.2010. Судно предназначено для проведения измерений следующих физических полей: акустического, электромагнитного, электрического, магнитного, теплового полей надводных кораблей и субмарин.
Судно не относится к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения, а должности, по которым работал истец (электрик, старший электрик) относятся к плавсоставу, стаж работы дает право на льготное пенсионное обеспечение в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
При этом в справке указаны периоды нахождения судна физических полей СФП «М.Ломоносов» в кампании.
Сведений о зачислении в кампанию и исключении из кампании судна физических полей <данные изъяты>-286 за 1994 - 1996 г.г., о периодах исключения его из кампании согласно приказам КСФ или приказам командира войсковой части № 133 группа судов обеспечения объединения Беломорской Военно-морской базы не располагает. Судовые журналы уничтожены в связи с истечением их сроков хранения согласно приказу МО СССР 1975 года № 0215, приказу МО РФ 1997 года № 033.
Разрешая заявленные ФИО1 исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что согласно буквальному толкованию п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» следует, что плавсостав судов морского, речного флота и флота рыбной промышленности пользуется правом на досрочную пенсию независимо от вида выполняемых работ (перевозка грузов, пассажиров или добыча рыбы, морепродуктов, прием готовой продукции на промысле или другие работы), от наименования их профессий и должностей. Не имеет значения ведомственная принадлежность соответствующих судов, а также организационно-правовая форма и форма собственности судовладельца.
В данном случае необходимо документальное подтверждение, что должность работника относится к плавсоставу, а суда, на которых он работал, не относятся к портовым, постоянно работающим на акватории порта, служебно-вспомогательным, разъездным, пригородного и внутригородского сообщения.
Согласно п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, применение которых подтверждено Постановлением Правительства РФ от 16.07.2014 № 665, периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами. При этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.
Согласно п. 9 указаний Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 № 1-28-у «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» (утративших силу в связи с изданием Приказа Минтруда России от 10.05.2017 № 415, но действовавших в спорные периоды работы истца до его отмены), в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса включаются некоторые периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой. К предшествующим направлению экипажа судна для выполнения рейсового задания относятся оплачиваемый резерв и периоды, когда член экипажа используется по своей специальности на ремонтных и других работах, необходимых для отправки судна в рейс. К следующим за окончанием рейса относятся периоды: стоянки судна в порту под погрузочно-разгрузочными операциями, межрейсового технического обслуживания судна или его ремонта, нахождения членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, оплачиваемых резерве и отгулах, отпуске по беременности и родам, оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения установленного законодательством возраста (но не далее чем до 06.10.1992, когда вступила в действие ст. 167 КЗоТ в редакции, исключающей такую возможность), временной нетрудоспособности, нахождения в командировках, а также иные периоды, когда не требуется перевода на другую работу.
Таким образом, пенсионное законодательство предусматривает возможность учета в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также на других работах во время рейса некоторых иных предусмотренных периодов при условии, что они непосредственно предшествовали или непосредственно следовали за такой работой.
При этом по смыслу п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также Указаний Минсоцзащиты РФ от 20.04.1992 № 1-28-у, досрочная страховая пенсия назначается плавсоставу тех судов, которые выполняют работу, согласно их предназначению, за пределами акватории порта. Это обуславливается тем, что данные работы производятся в длительном отрыве от берега в тяжелых погодно-климатических условиях. Плавсостав судов, работающих в акватории порта, правом на досрочное назначение пенсии не пользуется. Более того, в периоды длительной стоянки судна у причала в ожидании выхода в плавание суда не выполняют работы, соответствующие их предназначению, поэтому их нельзя относить к судам, работа плавсостава которых дает право на досрочное назначение пенсии.
На основании ст. 14 Федерального закона «О страховых пенсиях» при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены ст. ст. 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Как следует из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в п. 15 Постановления от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и после такой регистрации.
Периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами (к примеру, архивными).
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу пункта 2 статьи 13 Федерального закона № 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Сведения индивидуального (персонифицированного) учета на работающих граждан подаются работодателями для обеспечения организации и ведения учета сведений о каждом застрахованном лице для последующей реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом в случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином, претендующим на назначение досрочной пенсии, письменных доказательств, отвечающих требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ.
ФИО1 зарегистрирован в качестве застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования 27 января 1999 года.
Таким образом, частично заявленные им периоды работы с 14.09.1994 по 13.07.1998 и с 01.01.1999 по 27.01.1999 имели место до его регистрации в персонифицированном учете.
Действительно, согласно льготной справке работодателя, сведениями о зачислении в кампанию судна физических полей <данные изъяты>-286 за 1994 - 1996 г.г., о периодах исключения его из кампании согласно приказам КСФ или приказам командира войсковой части № - 133 группа судов обеспечения объединения Беломорской Военно-морской базы не располагает. При этом судовые журналы уничтожены в связи с истечением их сроков хранения согласно приказу МО СССР 1975 года № 0215, приказу МО РФ 1997 года № 033.
Вместе с тем, согласно справки работодателя от 01.08.1999 № 1267 в спорные периоды судно, на котором осуществлял трудовую деятельность ФИО1, на капитальном ремонте, отстое или консервации не находилось, что не опровергнуто пенсионным органом. Допустимых доказательств о том, что в период работы истца с 14.09.1994 по 31.12.1996 имели место длительные стоянки судна физических полей <данные изъяты>-286 у причала также не представлено.
Работодатель в льготной справке подтверждает работу ФИО1 в указанный период в качестве подлежащей включению в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Данные сведения пенсионным органом приняты, проверка их достоверности при обращении истца за назначением пенсии не производилась.
При таких обстоятельствах, учитывая, что частично период работы истца с 14.09.1994 по 31.12.1996 имел место до его регистрации в персонифицированном учете, принимая во внимание льготную справку работодателя, в отсутствие каких-либо опровергающих сведений, судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции о включении в стаж работы истца в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов его работы с 14.09.1994 по 31.12.1996.
Согласно материалам дела, истец непосредственно после окончания кампании и нахождения судна в море находился в оплачиваемых ежегодных трудовых отпусках, предоставляемых за период нахождения судна в плавании в периоды с 05.11.1997 по 08.11.1997, с 01.01.2002 по 18.01.2002.
Применительно к положениям ч. 4 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» исчисление периодов соответствующей работы (деятельности) в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, имевшей место до 1 января 2002 года возможно с применением полуторного исчисления, предусмотренного ст. 94 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Таким образом, периоды работы истца, учтенные в специальный стаж, требуемый для льготного пенсионного обеспечения, имевшие место в районах Крайнего Севера, до 1 января 2002 года подлежат исчислению в полуторном размере: с 14.09.1994 по 31.12.1996 – 3 года 5 месяцев 12 дней, с 05.11.1997 по 08.11.1997 – 6 дней.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в остальной части удовлетворенных исковых требований ФИО1, судебная коллегия исходит из следующего.
Согласно справке, уточняющей особый характер или условия труда, необходимые для назначения льготной пенсии и подтверждающей постоянную занятость на льготной работе, от 01.08.2019 №1267, выданной 133 группой судов обеспечения Беломорской ВМБ СФ Министерства обороны Российской Федерации, работодателем указаны конкретные периоды нахождения судна физических полей СФП «М. Ломоносов» в кампании, в иные заявленные истцом для включения в специальный стаж периоды судно физических полей, на котором работал истец, в рейсе не находилось, стояло в порту.
Данные периоды работы истца имели место после его регистрации в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно выписки из лицевого счета застрахованного лица индивидуальные сведения в отношении специального стажа истца за спорные периоды работы, включенные судом в стаж на соответствующих видах работ на указанном судне с 01.01.1997 по 09.05.1997, с 09.11.1997 по 13.07.1998, с 01.01.1999 по 06.06.1999, с 01.01.2000 по 30.04.2000, с 01.01.2001 по 06.06.2001, с 19.01.2002 по 09.06.2002, с 01.01.2003 по 31.07.2003, учтенные судом, предоставлены работодателем без указания кода льготной работы.
Каких-либо доказательств, отвечающих требованиям ст.ст. 59, 60 ГПК РФ и опровергающих данные персонифицированного учета, истцом, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, не представлено.
При таких обстоятельствах, считать данные заявленные истцом периоды, включенные судом, периодами работы в плавсоставе, дающими право на досрочное назначение пенсии, не имелось, несмотря на то, что в спорные периоды истец не переводился на иные работы, нес вахту по графику сменности согласно Уставу и должностной инструкции, то есть обеспечивал безопасность и живучесть судна, его производственную деятельность, а также на то, что такие периоды являлись оплачиваемыми, поскольку не любой оплачиваемый период работы подлежит включению в специальный стаж. В такие периоды стоянки судна в порту характер работы экипажа судна изменяется, поскольку судно не используется по назначению, а работа экипажа протекает в условиях более благоприятных в сравнении с условиями труда экипажа в периоды, когда судно находится в рейсе.
Такие периоды работы не относятся к периодам работы в плавсоставе судов, подлежащим включению в специальный стаж по п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с чем оспариваемые периоды работы истца в периоды стоянки судов в порту необоснованно включены судом первой инстанции в указанный вид специального стажа истца.
Вместе с тем, судом первой инстанции это не учтено, выводы суда первой инстанции в данной части не соответствуют обстоятельствам дела и требованиям пенсионного законодательства, регулирующего спорные правоотношения сторон после регистрации истца в системе обязательного пенсионного страхования.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции в вышеприведенной части нельзя признать законным и обоснованным, в связи с чем судебное постановление подлежит отмене в данной части, с принятием в данной части по делу нового – об отказе в удовлетворении данных требований.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 22 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. При этом днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
Как установлено судом, ФИО1 обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости 16 марта 2020 года, достигнув возраста 50 лет 21 марта 2020 года.
При включении судом первой инстанции периодов работы истца с 14.09.1994 по 31.12.1996 и с 05.11.1997 по 08.11.1997 (в полуторном исчислении до 01.01.2002), с 01.01.2002 по 18.01.2002 (всего 3 года 6 месяцев 6 дней) в стаж в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», с чем согласился суд апелляционной инстанции, с учетом учтенного стажа пенсионным органом в количестве 10 лет 4 месяца 16 дней, данный вид стажа составит 13 лет 10 месяцев 22 дня (3 года 6 месяцев 6 дней + 10 лет 4 месяца 16 дней), что более требуемого 12 лет 6 месяцев.
Таким образом, отмена решения суда в вышеприведенной части не влияет на выводы суда первой инстанции об обоснованности исковых требований ФИО1 о назначении ему досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с момента обращения за ее назначением и достижением <данные изъяты>, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
При таких обстоятельствах, по делу надлежит принятие нового решения о частичном удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в стаж его работы в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 14.09.1994 по 31.12.1996, с 05.11.1997 по 08.11.1997, с 01.01.2002 по 18.01.2002, назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 21 марта 2020 года.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 о включении в стаж его работы в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периодов работы с 01.01.1997 по 04.11.1997, с 09.11.1997 по 13.07.1998, с 01.01.1999 по 06.06.1999, с 01.01.2000 по 30.04.2000, с 01.01.2001 по 06.06.2001, с 19.01.2002 по 09.06.2002, с 01.01.2003 по 31.07.2003 – отказать.
Кроме того, истцом заявлены требования о взыскании с ответчика судебных расходов, связанных с оплатой услуг представителя в сумме 22000 рублей.
Согласно ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
К издержкам, связанным с рассмотрением дела отнесены, в том числе расходы на оплату услуг представителей (ст. 94 ГПК РФ).
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 96 данного кодекса. В случае, если иск удовлетворен частично, указанные в этой статье судебные расходы присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований, а ответчику пропорционально той части исковых требований, в которой истцу отказано.
На основании ч. 1 ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
В пунктах 10, 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела» разъяснено, что расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, взыскиваются судом с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах (ч. 1 ст. 100 ГПК РФ). Лицо, заявляющее о взыскании судебных издержек, должно доказать факт их несения, а также связь между понесенными указанным лицом издержками и делом, рассматриваемым в суде с его участием. Недоказанность данных обстоятельств является основанием для отказа в возмещении судебных издержек.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 13 названного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 1, разумными следует считать такие расходы на оплату услуг представителя, которые при сравнимых обстоятельствах обычно взимаются за аналогичные услуги. При определении разумности могут учитываться объем заявленных требований, цена иска, сложность дела, объем оказанных представителем услуг, время, необходимое на подготовку им процессуальных документов, продолжительность рассмотрения дела и другие обстоятельства.
Несение истцом расходов на оплату услуг представителя в заявленном размере подтверждено материалами дела.
Представитель ответчика в отзыве на исковые требования в суде первой инстанции указывал на их завышенность и несоразмерность.
Несение истцом расходов на оплату юридических услуг по составлению иска и представлению интересов в суде были связаны с целесообразным осуществлением правового требования и правовой защиты, принимая во внимание характер спора, конкретные обстоятельства рассмотренного дела, учитывая принципы соразмерности и разумности, объем выполненной представителем работы, частичное удовлетворение исковых требований, судебная коллегия полагает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца судебные расходы на оплату услуг представителя в размере 20000 рублей.
Также в соответствии со ст. 98 ГПК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с ответчика в пользу истца подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины, уплаченной при подаче искового заявления в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 ГПК РФ, суд апелляционной инстанции
определил:
решение Северодвинского городского суда Архангельской области от 18 июня 2020 года отменить в части, принять по делу новое решение, которым:
Исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонному) о включении периодов в специальный стаж, понуждении к назначению пенсии удовлетворить частично.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонному) включить в стаж ФИО1 в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды работы с 14.09.1994 по 31.12.1996, с 05.11.1997 по 08.11.1997, с 01.01.2002 по 18.01.2002, назначить ФИО1 досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 21 марта 2020 года.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонному) о включении в специальный стаж в соответствии с п. 9 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов с 01.01.1997 по 04.11.1997, с 09.11.1997 по 13.07.1998, с 01.01.1999 по 06.06.1999, с 01.01.2000 по 30.04.2000, с 01.01.2001 по 06.06.2001, с 19.01.2002 по 09.06.2002, с 01.01.2003 по 31.07.2003 - отказать.
Взыскать с Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Северодвинске Архангельской области (межрайонного) в пользу ФИО1 судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20000 рублей, судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Председательствующий: Е.И.Хмара
Судьи: Т.В.Попова
Д.А.Маслов