УИД 28RS0021-01-2019-000258-82
Дело 33АП-3248/2019 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Сушко Е.Ю.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 июля 2019 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Калиниченко Т.В.,
судей коллегии: Воробьёвой В.С., Дружинина О.В.,
при секретаре: Ткаченко И.Р.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области о признании отказа в назначении страховой пенсии незаконным, возложении обязанности по назначению страховой пенсии, по апелляционной жалобе представителя ответчика ГУ УПФР в Сковородинском районе на решение Сковородинского районного суда от 30 апреля 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Сковородинском района Амурской области ФИО2, действующей на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратилась в суд с указанным исковым заявлением. В обоснование предъявленных требований указала, что 29.09.2018 года она обратилась в Центр занятости населения Сковородинского района с заявлением о выдаче предложения о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию. Решением от 10.10.2018 года ей было отказано в выдаче предложения о назначении страховой пенсии. Не согласившись с решением Центра занятости населения, она обратилась в Сковородинский районный суд с иском о признании незаконным отказа в выдаче предложения о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию, возложении обязанности по оформлению и направлению в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сковородинском районе предложения о назначении пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию. Решением от 07.12.2018 года, суд удовлетворил исковые требования в полном объеме. 18.12.2018 года она обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. ГУ УПФР вынесло решение об отказе в установлении ей страховой пенсии по старости, в котором указало, что с 01.01.2019 г. Федеральным законом от 03.10.2018 г. № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» внесены изменения в ФЗ от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в ст.8 ч.1, согласно которой право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины). Изменение пенсионного возраста начинается с 01.01.2019 года и будет происходить постепенно в течение переходного периода до 2028 года. В переходный период женщины года рождения 1965 (второе полугодие) имеют право оформить пенсию в 56 лет 6 месяцев. При этом, ответчик указал, что на дату подачи заявления, ее возраст 53 года 5 месяцев. В связи с чем, оснований для назначения ей страховой пенсии по предложению органов службы занятости нет. Истица не согласна с принятым решением, так как Федеральный закон от 3 октября 2018 года не применяется к отношениям, возникшим до его принятия, а в центр занятости населения она обратилась 29.09.2018 года. С заявлением о назначении страховой пенсии к ответчику обратилась 18.12.2018 года, что подтверждается уведомлением УПФР в Сковородинском районе от 18.12.2018 года. Следовательно, правоотношения по поводу начисления ей страховой пенсии возникли до 01.01.2019 года и приведенный ответчиком Федеральный закон к ним не применяется. На момент подачи заявления ее возраст составляет 53 года 5 месяцев, что позволяет назначить страховую пенсию по старости в соответствии с ч.2 ст.32 ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации». При таких обстоятельствах, решение ответчика об отказе в назначении ей страховой пенсии старости является незаконным. В связи с чем, просит суд признать незаконным решение ответчика об отказе в установлении ей страховой пенсии №61406/19, возложить на ответчика обязанность назначить страховую пенсию по старости с 18 декабря 2018 года.
В судебном заседании истица ФИО1 исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области ФИО3 исковые требования ФИО1 не признала, в обоснование заявленной позиции суду пояснила, что 19.02.2019 года ФИО1, обратилась в УПФР в Сковородинском районе Амурской области за назначением страховой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». 28.02.2019 года Управление вынесло решение об отказе в установлении пенсии №61406/19. Условия приобретения права на страховую пенсию по старости досрочно закреплены в п.2 ст.32 Федерального закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», согласно которому, по предложению службы занятости, при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста, дающего права на страховую пенсию по старости, и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющим указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Такая пенсия устанавливается в соответствии с порядком и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях». С 01 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», внесены изменения в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно). Изменение пенсионного возраста начинается с 01 января 2019 года и будет происходить постепенно в течение переходного периода до 2028 года. В переходный период, при подаче заявления о назначении пенсии в 2019 году, женщины ДД.ММ.ГГГГ года рождения (второе полугодие) имеют право оформить пенсию в 56 лет 6 месяцев, а на основании п.2 ст.32 Федерального закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» - в 54 года 6 месяцев, то есть, на два года раньше наступления соответствующего возраста. Предложение службы занятости за исходящим номером 144/1 было направлено в Управление 19.02.2019 года. На дату подачи заявления ФИО1 (19.02.2019 г.), ее возраст составлял 53 года 5 месяцев, в связи с чем, у Управления отсутствовали основания для назначения страховой пенсии по предложению органов службы занятости.
В судебном заседании представитель третьего лица ГУ Амурской области Центр занятости населения Сковородинского района ФИО4 показала, что 28 июня 2018 года ФИО1 обратилась в Центр занятости населения о постановке на учет в качестве безработной, предоставив полный пакет документов: паспорт гражданина РФ, трудовую книжку, страховое свидетельство пенсионного фонда, свидетельство о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя. 28 июня 2018 года ФИО1 была поставлена на учет в поисках подходящей работы. В этот же день ей была оказана услуга по информированию о положении на рынке труда. 05 июля 2018 года ФИО1 была признана безработной. Согласно ст.30, 31, 32, 34 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», безработной был установлен период выплаты пособия 6 месяцев с 28.06.2018 года по 27.12.2018 года в размере 1020 рублей. На дату признания гражданина безработной, подходящие вакансии отсутствовали. 29.09.2018 года безработная в устной форме поинтересовалась у инспектора ЦЗН об условиях досрочного выхода на пенсию. Инспектор ЦЗН разъяснила, что в соответствии с пунктом 2 статьи 32 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, не достигшим возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющим страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста. Гражданин не имеет права выхода на пенсию по конкретному нормативно-правовому акту, так как, лично, занимаясь предпринимательской деятельностью, не работал по договору у работодателя - индивидуального предпринимателя (чтобы в дальнейшем быть уволенным в связи с прекращением деятельности ИП, сокращением численности или штата работников индивидуального предпринимателя). Из выписки ЕГРИП ФИО1 усматривается, что индивидуальный предприниматель прекратил деятельность, в связи с принятием им соответствующего решения, т.е. добровольно. При таких обстоятельствах, правовых оснований для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, не имеется. Также, 10.10.2018 года безработной было направлено разъяснительное письмо, в котором указано, почему ЦЗН не предложил ей досрочную пенсию. Также, в соответствии со статьей 28 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» направление безработных граждан на пенсию досрочно не относится к числу гарантированных государством мер социальной поддержки безработных граждан, а рассматривается лишь как мера дополнительной поддержки, при отсутствии возможности их трудоустройства органами службы занятости. Законом прямо не предусмотрена обязанность органов службы занятости населения по досрочному оформлению безработному гражданину трудовой пенсии по старости. Они наделены правом при определенных обстоятельствах предлагать соответствующим категориям безработных граждан досрочное назначение трудовой пенсии. По решению Сковородинского районного суда Амурской области от 07 декабря 2018 года, при обращении безработной 19.02.2019 года с заявлением, ГКУ Амурской области Центр занятости населения Сковородинского района направило в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области предложение о назначении ФИО1 пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию.
Решением Сковородинского районного суда от 30 апреля 2019 года постановлено: исковые требования ФИО1 удовлетворены. Постановлено: признать отказ ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области в назначении ФИО1 страховой пенсии по старости незаконным. Обязать ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 18 декабря 2018 года.
В апелляционной жалобе представитель ответчика ГУ УПФР в Сковородинском районе просит решение суда отменить и принять в новое решение об отказе в удовлетворении иска, взыскать с истицы судебные расходы по оплате госпошлины при подаче апелляционной жалобы. Указывает, что 18 декабря 2018 года истица в Управление обращалась по вопросу проведения заблаговременной работы как лицо, приобретающее право на страховую пенсию. Однако данная дата не является датой обращения истицы с заявлением о назначении пенсии. С таким заявлением истица обратилась только 19 февраля 2019 года. Предложение Центра занятости населения в Управление также было направлено 19 февраля 2019 года исх. 144/1. Данное предложение направлено и поступило после 11 января 2019 года, то есть в момент действия изменений, внесенных в ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ГКУ Амурской области ЦЗН Сковородинского района приведены обстоятельства дела, просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие его представителя.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Сковородинском района Амурской области ФИО2 на доводах апелляционной жалобы настаивала.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
С учетом мнения представителя ответчика, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие неявившихся лиц, судебная коллегия, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, письменный отзыв, выслушав пояснения представителя ответчика ГУ УПФ РФ в Сковородинском района Амурской области ФИО2, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии п.п.1,2 ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам из числа лиц, не достигших возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно, а также необходимый стаж на соответствующих видах работ, дающий им право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя, с их согласия может назначаться пенсия на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, но не ранее чем за два года до наступления соответствующего возраста.
Судом установлено, что истица ФИО1 состояла на учете в Центре занятости населения Сковородинского района с 28 июня 2018 года и ввиду соответствия ее условиям, приведенным в ст. 32 Закона Российской Федерации от 19.04.1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», обращалась с заявлением о выдаче предложения о назначении ФИО1 пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию, на который получила отказ.
Решением Сковородинского районного суда от 7 декабря 2018 года, вступившим в законную силу, признан незаконным отказ ГКУ Амурской области Центр занятости населения Сковородинского района от 10 октября 2018 года в выдаче предложения о назначении ФИО1 пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию. Возложена обязанность на ГКУ Амурской области Центр занятости населения Сковородинского района по оформлению и направлению в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сковородинском районе Амурской области предложения о назначении ФИО1 пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию.
Из материалов дела следует и не оспаривается лицами, участвующими в деле, что 18 декабря 2018 года ФИО1 обратилась в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сковородинском районе Амурской области за проведением заблаговременной подготовки документов на оформление страховой пенсии, предоставила с заявлением о назначении страховой пенсии по старости (заблаговременная подготовка документов на пенсию) следующие документы: паспорт гражданина РФ, свидетельство о внесении записей в ЕГРЮЛ; трудовую книжку, данное заявление зарегистрировано за № 422579/18.
Из материалов дела также усматривается, что предложение о направлении безработного гражданина ФИО1 на пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, досрочно, было направлено ГКУ Амурской области Центр занятости населения Сковородинского района в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области только 19 февраля 2019 года.
Решением ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Сковородинском районе Амурской области от 28 февраля 2019 года № 61406/19 ФИО1 было отказано в назначении досрочной пенсии по старости по причине того, что с 01 января 2019 года Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», внесены изменения в ч.1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно которой право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно). Изменение пенсионного возраста начинается с 01 января 2019 года и будет происходить постепенно в течение переходного периода до 2028 года. В переходный период, при подаче заявления о назначении пенсии в 2019 году, женщины ДД.ММ.ГГГГ года рождения (второе полугодие) имеют право оформить пенсию в 56 лет 6 месяцев. На дату подачи заявления ФИО1 возраст составлял 53 года 5 месяцев, в связи с чем, по мнению УПФР в Сковородинском районе, оснований для назначения страховой пенсии по предложению органов службы занятости нет.
Согласно ст.22 Закона РФ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных п.5-6 настоящей статьи, когда страховая пенсия назначается ранее дня обращения за страховой пенсией, но во всех случаях не ранее, чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч.7 ст.21 настоящего Федерального закона.
Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения страховой пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно, с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.
Из материалов дела усматривается, что с ФИО1 УПФР в Сковородинском районе начата работа по подготовке документов для оформления страховой пенсии 18 декабря 2018 года, то есть, до вступления в силу Федерального закона от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым внесены изменения в ч.1 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На момент проводимой с ФИО1 подготовки к оформлению страховой пенсии имелось принятое 07 декабря 2018 года Сковородинским районным судом решение, которым на ГКУ Амурской области Центр занятости населения Сковородинского района возложена обязанность по оформлению и направлению в Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в Сковородинском районе Амурской области предложения о назначении ФИО1 пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию в декабре 2018 года, данное решение вступило в законную силу и лицами, участвующими в деле, не обжаловано.
Суд первой инстанции, принимая во внимание пояснения представителя ответчика УПФР в Сковородинском районе об отсутствии иных препятствий для признания за ФИО1 права на страховую пенсию, установив, что датой назначения страховой пенсии следует считать 18 декабря 2018 года, пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ФИО1 в полном объеме.
С указанным выводом суда судебная коллегия соглашается, находит его обоснованным и принятым при правильном определении обстоятельств, имеющих значение для разрешения данного спора.
Содержащаяся в апелляционной жалобе ссылка на отсутствие оснований для назначения страховой пенсии в соответствии с п. 2 ст. 32 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в связи со вступившим в законную силу Федеральным законом от 03 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», которым внесены изменения в ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», не может повлечь за собой отмену обжалуемого решения, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, право на досрочное получение пенсии было установлено решением Сковородинского районного суда от 07 декабря 2018 года, имеющего в силу положений ч. 2 ст. 61 ГПК РФ преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, в период действия положений Закона Российской Федерации от 19.04.1991 N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», который прямо предусматривает назначение пенсии в порядке, предусмотренном ст.32, на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.
Иные доводы апелляционной жалобы, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда не противоречат материалам настоящего дела и ответчиком не опровергнуты.
Таким образом, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сковородинского районного суда Амурской области от 30 апреля 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя ответчика ГУ УПФР в Сковородинском районе Амурской области – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии: