28RS0004-01-2023-001966-94 Судья первой инстанции
Дело №33АПа-2093/2023 Коршунова Т.А.
Докладчик Костырева Е.Л.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Воронина И.К.,
судей коллегии Диких Е.С., Костыревой Е.Л.,
при секретаре Варанкиной А.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Благовещенского транспортного прокурора к Хабаровской таможне, Благовещенскому таможенному посту Хабаровской таможни о признании незаконным решения, возложении обязанности, по апелляционному представлению Благовещенского транспортного прокурора на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 29 марта 2023 года.
Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступление помощника Благовещенского транспортного прокурора Калашниковой Е.С., пояснения представителей Хабаровской таможни Каракулина П.А., Волоховой А.А., представителя ООО «Амурский ГХК» Головина С.В., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Благовещенский транспортный прокурор обратился с административным иском к Хабаровской таможне, Благовещенскому таможенному посту Хабаровской таможни, в обоснование указав, что в ходе проверки Благовещенской транспортной прокуратурой транзитной декларации Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни <номер> установлено, что таможенным органом назначения в указанной декларации является Благовещенский таможенный пост Хабаровской таможни, расположенный по адресу: г.Благовещенск, ул.Лазо, 1, на который возложена обязанность по завершению действий таможенной процедуры таможенного транзита по указанному адресу. Однако по данной транзитной декларации процедура таможенного транзита фактически завершена должностным лицом OCТП №3 Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни 5 января 2023 года в нарушение положений абзаца 2 пункта 2 статьи 145 ТК ЕАЭС, Порядка совершения таможенных операций, связанных с завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 года №170, в месте, расположенном в Свободненском муниципальном районе Амурской области (Желтояровский сельсовет, с.Черниговка, здание 10), отличном от юридического адреса таможенного поста, то есть не в месте нахождения таможенного органа назначения. Приказами Хабаровской таможни от 1 октября 2020 года №434 и от 4 августа 2021 года №390 на участке территории опережающего социально-экономического развития «Свободный» создана постоянная зона таможенного контроля (далее ПЗТК), определен перечень таможенных операций. Совершение таможенных операций в постоянной зоне таможенного контроля, связанных с завершением действия таможенной процедуры таможенного транзита, данными приказами не предусмотрено. Учитывая изложенное, решение о завершении процедуры таможенного транзита по транзитной декларации <номер> не в месте нахождения таможенного органа назначения (г.Благовещенск, ул.Лазо, 1) (вне мест доставки), является незаконным. Таможенная процедура таможенного транзита по указанной декларации осуществляется таможенным органом с нарушением действующего законодательства. Неправомерные действия таможенного органа способствуют совершению перевозчиками действий, подпадающих под признаки административного правонарушения, предусмотренного ст.16.10 КоАП РФ. Тем самым нарушены интересы Российской Федерации.
Административный истец просил признать решение о завершении процедуры таможенного транзита по транзитной декларации <номер> не в месте нахождения таможенного органа назначения незаконным; обязать Благовещенский таможенный пост Хабаровской таможни совершать действия по завершению процедуры таможенного транзита в соответствии с пунктом 1 статьи 151 ТК ЕАЭС и Порядком совершения таможенных операций, связанных с завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 года №170.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 29 марта 2023 года требования Благовещенского транспортного прокурора оставлены без удовлетворения.
В апелляционном представлении Благовещенский транспортный прокурор ставит вопрос об отмене решения суда, принятии нового решения об удовлетворении административных исковых требований. В обоснование доводов представления ссылается на положения пункта 1 статьи 151 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза, согласно которому действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления. Считает незаконным решение о завершении процедуры таможенного транзита по транзитной декларации <номер> не в месте нахождения таможенного органа назначения. Судом не дана оценка законности завершения процедуры таможенного транзита по адресу: ВЗИС 5, Амурская область, Свободненский район, Желтояровский сельсовет, с.Черниговка, здание 10. В место доставки по адресу: г.Благовещенск, ул.Лазо, 1 товар не доставлялся, а напрямую проследовал в ПЗТК (ВЗИС 5, Амурская область, Свободненский район, Желтояровский сельсовет, с.Черниговка, здание 10). В ответе Дальневосточного таможенного управления от 27 марта 2023 года №12-01-20/04977 указано о незаконности завершения процедуры таможенного транзита по фактическому месторасположению ОСТП №3 Благовещенского таможенного поста (в Свободненском муниципальном округе), однако судом первой инстанции оценка данному ответу не дана. Завершение процедуры таможенного транзита по адресу: ВЗИС 5, Амурская область, Свободненский муниципальный район, Желтояровский сельсовет, с.Черниговка, здание 10, 1475 метров северо-восточнее полевого офиса №1 возможно лишь при наличии самостоятельного кода таможенного органа, который по указанному адресу отсутствует, а присвоен Благовещенскому таможенному посту по юридическому месту нахождения по адресу: Амурская область, г.Благовещенск, ул.Лазо, 1 (код таможенного органа 10703160). Считает, что принятие незаконного решения, в нарушение установленного порядка завершения процедуры таможенного транзита, приводит к подрыву авторитета государственного органа в лице Хабаровской таможни, направлено против интересов Российской Федерации, на дезорганизацию государственного органа, чем существенно нарушены права и интересы государства в данной сфере правоотношений. Считает, что судьей Коршуновой Т.А. участники процесса не были проинформированы о наличии обстоятельств, которые могут поставить судью в ситуацию конфликта интересов, поскольку Коршунова Т.А. работала до апреля 2013 года в Благовещенской таможне.
В письменных возражениях на апелляционное представление представитель Хабаровской таможни Волохова А.А. просила решение суда оставить без изменения, доводы представления без удовлетворения, указав, что приказом ФТС России от 28 июня 2019 года №1069 определены местонахождение и регионы деятельности таможенных органов Дальневосточного таможенного управления. В соответствии с приложением к данному приказу ФТС России регионом деятельности Благовещенского таможенного поста являются регионы Амурской области: Благовещенский, Свободненский, города областного подчинения Амурской области: Благовещенск, Свободный. Считает, что выводы суда об отсутствии фактов нарушения прав, свобод и законных интересов лиц, Российской Федерации, соответствуют положениям, регулирующим таможенные правоотношения, международным договорам, включая ТК ЕАЭС, законодательству о таможенном регулировании, а также положениям КАС РФ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции помощник Благовещенского транспортного прокурора Калашникова Е.С. поддержала доводы, изложенные в апелляционном представлении, указав, что в приказе Хабаровской таможни должны быть четко прописаны процедуры, которые могут совершаться в постоянной зоне таможенного контроля, которая создавалась не для завершения процедуры таможенного транзита, а для использования ее в качестве склада временного хранения ООО «Амурский ГХК»; просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель Хабаровской таможни Каракулин П.А. пояснил, что в соответствии со статьей 145 ТК ЕАЭС единственным таможенным органом назначения в регионе деятельности площадки город Свободный является Благовещенский таможенный пост. В таможенной декларации указан его юридический адрес, в то же время именно транспортные документы определяют место доставки товара. Просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Хабаровской таможни Волохова А.А. пояснила, что судом первой инстанции сделан правильный вывод о том, что Благовещенский таможенный пост не нарушает положений таможенного законодательства при завершении процедуры таможенного транзита. В рассматриваемом случае для завершения таможенной процедуры в отношении иностранных товаров на территории участка резидента территории опережающего социально-экономического развития «Свободный» создана постоянная зона таможенного контроля. Перечень таможенных операций, которые могут осуществляться в данной зоне таможенного контроля, не является исчерпывающим, на что указывается в решении Благовещенского городского суда. В Федеральном законе от 18 марта 2023 года №84-ФЗ прямо предусмотрено, что таможенная операция в постоянных зонах таможенного контроля осуществляется в порядке, предусмотренном правом ЕС, тем самым подтверждается, что в рассматриваемом случае таможенный орган действовал правомерно. Просила решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель ООО «Амурский ГХК» Головин С.В. просил решение суда оставить без изменения, доводы жалобы без удовлетворения.
Другие участвующие в деле лица в судебное заседание суда апелляционной инсиануции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь статьями 307, 226 КАС РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при состоявшейся явке.
Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, возражения, заслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Согласно пункту 2 статьи 9 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) товары, перемещаемые через таможенную границу Евразийского экономического союза (далее – Союз), подлежат таможенному контролю в соответствии с ТК ЕАЭС.
Товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза (пункт 1 статьи 14 ТК ЕАЭС).
На основании статьи 127 ТК ЕАЭС товары, перемещаемые через таможенную границу Союза, и иные товары в случаях, установленных настоящим Кодексом, для нахождения и использования на таможенной территории Союза, вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза подлежат помещению под таможенные процедуры, если иное не установлено настоящим Кодексом (пункт 1). В зависимости от целей нахождения и использования товаров на таможенной территории Союза, их вывоза с таможенной территории Союза и (или) нахождения и использования за пределами таможенной территории Союза в отношении товаров применяется, в том числе, таможенный транзит (пункт 2).
Как установлено в статье 142 ТК ЕАЭС таможенная процедура таможенного транзита - таможенная процедура, в соответствии с которой товары перевозятся (транспортируются) от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру (пункт 1). Таможенная процедура таможенного транзита применяется, в том числе, при перевозке (транспортировке) товаров от таможенного органа в месте прибытия до внутреннего таможенного органа (подпункт 2 пункта 3). Иностранные товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита, сохраняют статус иностранных товаров (пункт 4).
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 143 ТК ЕАЭС закреплено, что одним из условий помещения товаров под таможенную процедуру таможенного транзита для их перевозки (транспортировки) по таможенной территории Союза является обеспечение исполнение обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 146 ТК ЕАЭС – в отношении иностранных товаров.
Согласно пункту 4 статьи 143 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления устанавливает срок таможенного транзита в соответствии со статьей 144 настоящего Кодекса, определяет место доставки товаров в соответствии со статьями 145, 263 и 304 настоящего Кодекса, осуществляет идентификацию товаров, документов на них в соответствии со статьей 341 настоящего Кодекса.
Как установлено в статье 145 ТК ЕАЭС при помещении товаров под таможенную процедуру таможенного транзита таможенный орган отправления определяет место, куда должны быть доставлены товары, помещаемые под таможенную процедуру таможенного транзита (далее - место доставки товаров) (пункт 1).
Место доставки товаров определяется на основании сведений о пункте назначения, указанных в транспортных (перевозочных) документах, если иное не установлено пунктами 3-5 настоящей статьи. Местом доставки товаров является зона таможенного контроля, находящаяся в регионе деятельности таможенного органа назначения. При этом товары, перевозимые из места их прибытия, доставляются в место нахождения таможенного органа, если иное не установлено настоящим Кодексом и (или) законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 2).
Действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается после доставки товаров в место доставки товаров, определенное таможенным органом отправления (пункт 1 статьи 151 ТК ЕАЭС).
В пункте 1 статьи 319 ТК ЕАЭС установлено, что зонами таможенного контроля являются места перемещения товаров через таможенную границу Союза, территории складов временного хранения, таможенных складов, свободных складов, территории магазинов беспошлинной торговли и иные места, установленные настоящим Кодексом и (или) устанавливаемые законодательством государств-членов о таможенном регулировании.
В иных местах зоны таможенного контроля создаются для временного хранения товаров, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств, проведения таможенного контроля в форме таможенного осмотра и (или) таможенного досмотра товаров, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Согласно пункту 3 статьи 319 ТК ЕАЭС зоны таможенного контроля могут быть постоянными, если они предназначены для регулярного размещения в них товаров, находящихся под таможенным контролем, или временными - в случае их создания на время проведения таможенного контроля, совершения грузовых и иных операций в отношении товаров и транспортных средств.
Порядок создания, прекращения функционирования (ликвидации) и обозначения зон таможенного контроля, требования к ним, а также правовой режим зоны таможенного контроля устанавливаются законодательством государств-членов о таможенном регулировании (пункт 4 статьи 319 ТК ЕАЭС).
Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 13 декабря 2017 года №170 утвержден Порядок совершения таможенных операций, связанных с завершением и прекращением действия таможенной процедуры таможенного транзита (далее - Порядок №170).
Как следует из пункта 2 Порядка №170 действие таможенной процедуры таможенного транзита завершается в отношении перевозимых (транспортируемых) товаров, если такие товары прибыли в место, куда должны быть доставлены товары, помещенные под таможенную процедуру таможенного транзита (далее-место доставки), до истечения установленного срока, в течение которого товары должны быть доставлены от таможенного органа отправления до таможенного органа назначения (далее-срок таможенного транзита).
В соответствии с пунктом 5 Порядка №170 после представления таможенному органу назначения сведений или документов, указанных в пункте 4 настоящего Порядка, и их регистрации в соответствии с пунктом 6 статьи 151 ТК ЕАЭС должностное лицо таможенного органа назначения в сроки, предусмотренные пунктами 7 и 8 статьи 151 данного Кодекса, оформляет завершение действия таможенной процедуры таможенного транзита, с указанием соответствующей сведений, в том числе даты и времени такого завершения.
Согласно статье 257 Федерального закона от 3 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» таможенные органы находятся в пунктах пропуска, за исключением пунктов пропуска, находящихся на участках Государственной границы Российской Федерации, где сопредельной стороной является государство - член Союза (ч.1).
Иные места нахождения таможенных органов, на территориях которых могут совершаться таможенные операции и может проводиться таможенный контроль, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций (часть 2).
Из материалов дела следует и установлено судом, что по транзитной декларации <номер> в адрес получателя ООО «Амурский ГХК» ввезен товар: кабельные лотки и комплектующие, 216 шт., 7462,820 кг. Транзитная декларация представлялась перевозчиком ООО «Транс Порт Терминал» таможенному органу отправления - таможенный пост МАПП Кани-Курган Хабаровской таможни в электронной форме.
Согласно графе 53 транзитной декларации <номер> таможенным органом назначения является Благовещенский таможенный пост (код таможенного органа 10703160). В графе 13 товарно-транспортной накладной (CMR) от 26 декабря 2022 года №9662612 место назначения указано - Благовещенский таможенный пост (код 10703160), ООО «Амурский ГХК», 676436, РФ, Амурская область, Свободненский район, с.Черниговка, ул.Октябрьская, д.18В, помещение 9, строительная площадка г.Свободный.
Для завершения таможенной процедуры таможенного транзита перевозчик (декларант) ООО «Транс Порт Терминал» представило документы должностному лицу отдела специальных таможенных процедур №3 (ОСТП №3) Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни, товар размещен в постоянной зоне таможенного контроля, документы получены и зарегистрированы 5 января 2023 года в 13:16. Таможенная процедура таможенного транзита завершена 5 января 2023 года в 14:06. Поступившая товарная партия принята на хранение 5 января 2023 года в 15:40 согласно отчету по форме ДО-1 №0000002 от 5 января 2023 года о принятии товаров на хранение.
В соответствии с Приказом ФТС России от 28 июня 2019 года №1069 определены местонахождение и регионы деятельности таможенных органов Дальневосточного таможенного управления. В соответствии с приложением к данному приказу ФТС России регионом деятельности Благовещенского таможенного поста являются регионы Амурской области: Благовещенский, Свободненский, города областного подчинения Амурской области: Благовещенск, Свободный (код ОКАТО 10430).
Приказом Хабаровской таможни от 4 августа 2021 года №390 (с учетом внесенных в него изменений приказом Хабаровской таможни от 23 декабря 2021 года №674) на основании статьи 319 ТК ЕАЭС, частей 13, 14 статьи 217 Федерального закона от 3 августа 2018 года №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», статьи 25 Федерального закона от 29 декабря 2014 года №473-ФЗ «О территориях опережающего развития в Российской Федерации» в целях проведения таможенного досмотра и (или) таможенного осмотра, совершения таможенных, грузовых и иных операций в отношений товаров, находящихся на участке территории опережающего социально-экономического развития «Свободный» при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны, на основании заявления ООО «Амурский газохимический комплекс» создана постоянная зона таможенного контроля на открытой строительной площадке и ВЗиС 5 и 6 (временные здания и сооружения), расположенных на территории участка резидента территории опережающего социально-экономического развития «Свободный» ООО «Амурский газохимический комплекс» по адресу: Амурская область, Свободненский муниципальный район, сельское поселение Желтояровский сельсовет, село Черниговка, в целях размещения и использования товаров, являющихся основными производственными средствами. Установлены границы указанной зоны.
Согласно транспортным (перевозочным) документам пунктом назначения товара и местом, куда товар в рамках процедуры таможенного транзита был фактически доставлен, являлась зона таможенного контроля (ООО «Амурский ГХК», 676436, РФ, Амурская область, Свободненский район, с.Черниговка, ул.Октябрьская, д.18В, помещение 9, строительная площадка г.Свободный), созданная на участках ТОСЭР, которая согласно приказу ФТС России от 28 июня 2019 года №1069 находится в регионе деятельности Благовещенского таможенного поста, где осуществляет свои функции подразделение Благовещенского таможенного поста - отдел специальных таможенных процедур №3, должностным лицом которого было принято решение о завершении таможенной процедуры таможенного транзита.
Рассмотрев требования Благовещенского транспортного прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку решение таможенного органа о завершении процедуры таможенного транзита не нарушает прав, свобод участников данных правоотношений (перевозчика и получателя) и интересов Российской Федерации. Товар, ввезенный из КНР через таможенный пост МАПП Кани-Курган, перевезен перевозчиком ООО «Транс Порт Терминал» в место доставки, доставлен получателю ООО «Амурский ГХК», не утрачен, в отношении товара завершена процедура таможенного транзита, товар помещен под таможенную процедуру свободной таможенной зоны, в которой находится без уплаты таможенных пошлин, налогов, предназначен для использования резидентом СЭЗ ООО «Амурский ГХК» на территории СЭЗ в целях осуществления резидентами деятельности по строительству объекта федерального значения – Амурского газохимического комплекса.
С учетом изложенного выше судебная коллегия находит верными и обоснованно мотивированными выводы суда первой инстанции об отказе в удовлетворении требований Благовещенского транспортного прокурора.
Выводы суда первой инстанции мотивированы, соответствуют установленным обстоятельствам дела, основаны на правильном применении и толковании норм материального права и исследованных судом доказательствах.
Вопреки доводам представления для осуществления контроля за функционированием ПЗТК на территории резидента ТОСЭР «Свободный» ООО «Амурский ГХК» образовано структурное подразделение Благовещенского таможенного поста - отдел специальных таможенных процедур №3 Благовещенского таможенного поста Хабаровской таможни. Основными функциями ОСТП №3 в соответствии с Положением об отделе, утвержденным приказом Хабаровской таможни от 1 сентября 2021 года №427 являются, в том числе, совершение в пределах своей компетенции таможенных операций при завершении таможенной процедуры таможенного транзита и проведение таможенного контроля в отношении товаров, помещенных под таможенную процедуру свободной таможенной зоны.
Не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции и доводы представления о том, что судья первой инстанции, рассматривавший дело, ранее работал в Благовещенской таможне, о чем не сообщил в судебном заседании, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о наличии у судьи заинтересованности в исходе дела. Данное утверждение не содержит объективных обстоятельств, которые были бы подтверждены материалами дела и свидетельствовали о наличии предусмотренных статьей 31 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации условий, препятствующих рассмотрению дела судьей и влекущих отмену решения суда по настоящему делу, как рассмотренному в незаконном составе суда.
Другие доводы, изложенные в апелляционном представлении, были предметом рассмотрения суда первой инстанции и обоснованно отвергнуты судом, не содержат фактов, которые имеют юридическое значение для вынесения судебного решения по существу и влияют на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергают выводы суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального закона, предусмотренных ст.310 КАС РФ, являющихся основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке, судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Благовещенского городского суда Амурской области от 29 марта 2023 года оставить без изменения, апелляционное представление Благовещенского транспортного прокурора Лазарева Д.В. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, 54) через суд первой инстанции, то есть через Благовещенский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии