УИД 28RS0021-01-2019-000812-69
Дело № 33АП-308/20 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Назарчук А.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 января 2020 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,
судей коллегии: Бережновой Н.Д., Дружинина О.В.,
при секретаре: Мозговой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ГУ АО - Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району, ГУ МЧС России по Амурской области, Министерству социальной зашиты населения Амурской области о признании подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признании права на выдачу удостоверения, по апелляционной жалобе Министерства социальной зашиты населения Амурской области на решение Сковородинского районного суда Амурской области от 18 октября 2019 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО2, действующей на основании доверенности, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с исковым заявлением к ГУ АО - Управление социальной защиты населения по г.Сковородино и Сковородинскому району, ГУ МЧС России по Амурской области, Министерству социальной зашиты населения Амурской области в обоснование указал, что в период с 20.06.1988 г. - 21.02.1989 года (8 мес.) он проживал в д. <адрес> Республики Беларусь, работал в указанный период художественным руководителем в Досовичском сельском доме культуры. После чего, переселившись из д.Репище 13.03.1989 г. истец был принят на работу в порядке общественного призыва плотником - бетонщиков 2 разряда на жд. станции Бамовской Сковородинского района Амурской области. В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС 26.04.1986 г. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 г. № 328 этот населенный пункт отнесен к зоне с правом на отселение. Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 19.02.1996 г. № 116 этот населенный пункт отнесен к зоне с правом на отселение. Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2004 г. № 1623 указанный населенный пункт отнесен к зоне периодического радиационного контроля с плотностью загрязнения почв цезием - 137 от 1 до 5 Ки/кв.км. Полагает, что имеет право на льготы, предоставляемые Законом РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", для чего ему необходимо удостоверение гражданина, подвергшегося воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, подтверждающее данное право. В марте 2019 г. истец обратился в Государственное казенное учреждение Амурской области - Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району с заявлением о выдаче удостоверения. Однако письмом Министерства социальной защиты населения Амурской области от 18.04.2019 г. № 06-2974 истцу было отказано в выдаче специального удостоверения. Отказом в выдаче специального удостоверения ответчик препятствует истцу в осуществлении права на меры социальной поддержки, гарантированные ему государством, посредством Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На основании изложенного, просит суд признать его гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС; признать за ним право на выдачу специального удостоверения единого образца, предусмотренного ст.24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»; обязать ГУ АО - Управление социальной защиты населения по г.Сковородино и Сковородинскому району выдать специальное удостоверение единого образца, предусмотренного ст.24 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Истец ФИО1 в судебное заседание суда первой инстанции, о месте и времени был уведомлен надлежащим образом, обеспечил явку своего представителя.
Представитель истца ФИО3 поддержал исковые требования в полном объёме.
Представитель ответчика ГУ АО - Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району в судебном заседании о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие. Представил письменный отзыв в котором указал, что ГУ АО - Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району не является надлежащим ответчиком по делу. Просит суд отказать в заявленных исковых требованиях.
Представитель ответчика ГУ МЧС России по Амурской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, с учетом позиции, изложенной в мотивированном отзыве на заявление. Из позиции, изложенной в отзыве, следует, что в иске не указывается какие законные права и интересы истца нарушены действиями (бездействием) ГУ МЧС России по Амурской области. Надлежащим соответчиком по данному гражданскому делу является орган, принявший решение об отказе в выдаче удостоверения в лице Министерства социальной защиты населения Амурской области.
Представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание своего представителя не направил, просил рассмотреть дело в отсутствие своего представителя, с учетом позиции, изложенной в мотивированном отзыве на заявление. Из позиции, изложенной в отзыве, следует, что исходя из норм Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», а также учитывая то обстоятельство, что истец проживал в зоне проживания с правом на отселение в течение 8 месяцев и в силу ст. 33 Закона не имеет права выхода на пенсию раньше срока установленного ст. 8 Федерального закона от 28.12. 2013 года № 400-ФЗ «О Страховых пенсиях», следовательно, не имеет права на получение мер социальной поддержки. На основании вышеизложенного министерство социальной защиты населения Амурской области просит суд отказать в удовлетворении заявленных истцом требований в полном объеме.
Решением Сковородинского районного суда Амурской области от 18 октября 2019 года постановлено: исковые требования ФИО1 к ГУ АО - Управление социальной защиты населения по г.Сковородино и Сковородинскому району, ГУ МЧС России по Амурской области, Министерству социальной зашиты населения Амурской области о признании подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признании права на выдачу удостоверения – удовлетворить частично. Признать ФИО1 гражданином, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. Обязать Министерство социальной зашиты населения Амурской области выдать ФИО1 специальное удостоверение единого образца, как лицу подвергшемуся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС. В удовлетворении исковых требований к ГУ АО - Управление социальной защиты населения по г.Сковородино и Сковородинскому району, ГУ МЧС России по Амурской области - отказать.
В апелляционной жалобе представитель Министерства социальной зашиты населения Амурской области, ссылаясь на нарушение судом норм материального и процессуального права, просит решение суда отменить и принять новое решение об отказе удовлетворении иска в полном объеме. Указывает, что предоставление мер социальной поддержки гражданам, переселившимся с 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отделение, может осуществляться только при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие аварии на Чернобыльской АЭС. Учитывая, что истец проживал в зоне проживания с правом на отселение в течении 8 месяцев, он не имеет права на получение мер социальной поддержки, наделение его статусом с выдачей специализированного удостоверения противоречило бы смыслу действующего законодательства.
Письменных возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО2 настаивала на доводах апелляционной жалобы, указала, что решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено. ГУ МЧС России по Амурской области ходатайствует о рассмотрении апелляционной жалобы в свое отсутствие.
С учетом мнения представителя Министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО2, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, заслушав пояснения представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области ФИО2, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Из справки Могилевского областного исполнительного комитета Республики Беларусь от 20.11.2006 г. № 217/601, справки Могилевского районного исполнительного комитета, трудовой книжки ФИО1 следует, что истец в период с 20.06.1988 года по 21.02.1989 года проживал в <...>, работал в указанный период художественным руководителем в Досовичском сельском доме культуры.
Установлено и не оспаривалось лицами, участвующими в деле, что после 21 февраля 1989 года истец выехал из <...> в другое постоянное место жительства и с 13.03.1989 г. был принят на работу в порядке общественного призыва плотником - бетонщиков 2 разряда на жд. станции Бамовской Сковородинского района Амурской области.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 01.06.1992 г. № 328 населенный пункт - <...> отнесен к зоне с правом на отселение, с плотностью загрязнения почв цезием - 137 - от 5 до 10 Ки/кв.км.
Постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 19.02.1996 г. № 116 названный населенный пункт отнесен к зоне с правом на отселение, с плотностью загрязнения почв цезием - 137 менее 5 Ки/ кв.км., либо стронцием - 90 менее 0,5 Ки/кв.км., или плутонием - 238,239,240 менее 0,02 Ки/кв.км., где среднегодовая эффективная доза облучения населения может превышать 1 м3 в год.
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.2004 г. № 1623 указанный населенный пункт отнесен к зоне периодического радиационного контроля с плотностью загрязнения почв цезием - 137 от 1 до 5 Ки/ кв.км.
Полагая, что он приобрел право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», ФИО1 обратился в суд с рассматриваемым иском.
Удовлетворяя заявленные требования ФИО1, предъявленные к Министерству социальной защиты населения Амурской области, суд первой инстанции пришел к выводу, что представленными доказательствами бесспорно подтверждается факт проживания и работы истца с 20.06.1988 года по 21.02.1989 года на загрязненной территории, а также истец является получателем пенсии за выслугу лет с 01 декабря 2008 года, что подтверждается пенсионным удостоверением № 2593. Совокупность указанных обстоятельств, по мнению суда, позволяет признать за истцом право на получение мер социальной поддержки, гарантированных Законом РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».
Судебная коллегия не может согласиться с указанными выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 11 ст. 13 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся, в том числе, граждане, выехавшие добровольно на новое место жительства из зоны проживания с правом на отселение в 1986 году и в последующие годы.
Статьей 17 названного Закона вышеуказанной категории лиц гарантируются меры социальной поддержки.
В силу положений с п. 11 ст. 24 указанного Закона, гражданам, указанным в п. п. 6, 7, 9, 11 и 12 (кроме граждан, проходивших военную службу в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом) ч. 1 ст. 13, органами, уполномоченными Правительством РФ, выдаются специальные удостоверения единого образца, в которых указываются сроки пребывания указанных лиц в зонах радиоактивного загрязнения.
Согласно ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона.
Гражданам, переселившимся после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения либо в зону проживания с правом на отселение, гарантируются меры социальной поддержки, предусмотренные соответственно статьями 20 и 18 настоящего Закона; этим гражданам (за исключением граждан, указанных в пункте 6 части первой статьи 13 настоящего Закона) в случае их добровольного переселения из указанных зон на новое место жительства меры социальной поддержки, предусмотренные статьей 17 настоящего Закона, предоставляются при условии получения ими права выхода на пенсию по основаниям, связанным с проживанием в данной зоне, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы. При этом добровольное повторное переселение в зону с более высокой степенью радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы либо равнозначную не влечет за собой возникновения права на получение мер социальной поддержки, предусмотренных статьей 17 настоящего Закона.
В силу положений ст. 28.1 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по состоянию на 31 декабря 2018 года, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона. При этом гражданам из числа лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного приложением 5 к Федеральному закону «О страховых пенсиях». Пенсия по старости указанным гражданам по их желанию может назначаться в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях» при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не менее 30, определяемых с применением положений статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях», или Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» при наличии трудового стажа не менее 5 лет.
Возраст выхода на пенсию по старости граждан, пострадавших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, не может быть меньше 50 лет для мужчин и 45 лет для женщин (максимальная величина фактического уменьшения возраста выхода на пенсию по старости - 10 лет).
Гражданам, указанным в статье 13 настоящего Закона, которым предоставлено право выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста, установленного частью второй настоящей статьи, в порядке, предусмотренном статьями 30 - 37 настоящего Закона, и которые одновременно имеют право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10, 16 - 18 части 1 статьи 30 и пунктами 1 - 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», уменьшение возраста выхода на пенсию по старости производится по основанию, предусмотренному Федеральным законом «О страховых пенсиях», и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. При этом гражданам, имеющим право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" (за исключением лиц, указанных в части 1.1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях"), уменьшение возраста для назначения пенсии по старости производится в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом "О страховых пенсиях" по состоянию на 31 декабря 2018 года, и по их желанию по одному из оснований, предусмотренных настоящим Законом. Если сумма величин уменьшения возраста выхода на пенсию по старости по всем имеющимся основаниям превысит 10 лет, то размер превышения приравнивается к стажу на соответствующих видах работ в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации для отдельных категорий граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, по состоянию на 31 декабря 2014 года, в целях определения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 2015 года.
По достижении возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, получатели пенсии по старости, назначенной в соответствии с настоящим Законом, вправе обратиться за установлением страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях». При этом указанные граждане по их выбору имеют право на получение пенсии по одному основанию.
Согласно ст. 37 указанного Закона, гражданам, указанным в пункте 11 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается в соответствии со статьей 33 настоящего Закона.
В соответствии со ст. 33 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», гражданам, указанным в пункте 7 части первой статьи 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 настоящего Закона, на 2 года и дополнительно на 1 год за каждые 3 года проживания или работы на территории зоны проживания с правом на отселение, но не более чем на 5 лет в общей сложности.
Из представленного в материалы дела пенсионного удостоверения истца ФИО1 следует, что он проходил службу в звании ст. прапорщика УФСБ по Амурской области и ему с 1 декабря 2008 года назначена пенсия по выслуге лет.
Таким образом, заслуживают внимания доводы представителя ответчика Министерства социальной защиты населения Амурской области о несоответствии ФИО1 условию, предусмотренному ст. 22 Закона РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» для получения мер социальной поддержки, а именно - отсутствуют надлежащие доказательства, подтверждающие получение ФИО1 права выхода на пенсию по старости с уменьшением возраста по основаниям, связанным с проживанием в зоне отселения, с учетом времени проживания в других зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы.
Указанная позиция согласуется с выводами Конституционного Суда РФ, изложенными в определении от 25 февраля 2013 года № 235-О, согласно которым положения статьи 22 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» связывают предоставление мер социальной поддержки гражданам, которые переселились после 30 июня 1986 года на постоянное место жительства в зону отселения и впоследствии добровольно выехали из указанной зоны на новое место жительства, с наличием у них права выхода на пенсию со снижением пенсионного возраста с учетом степени радиационного воздействия, определяемой исходя из времени и продолжительности периода проживания в зонах радиоактивного загрязнения вследствие чернобыльской катастрофы, и тем самым преследует цель предупреждения возможных злоупотреблений со стороны граждан, которые, сознавая наличие и степень риска проживания в зоне отселения, добровольно переселяются на указанную территорию, а затем выезжают на другое место жительства.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований ФИО1 к ГУ АО Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району, ГУ МЧС России по Амурской области, Министерству социальной зашиты населения Амурской области о признании подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признании права на выдачу удостоверения не имеется, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене ввиду неправильного применения норм материального права и неправильного определения обстоятельств, имеющих значение для дела с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении иска в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Сковородинского районного суда Амурской области от 18 октября 2019 года отменить. Принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований ФИО1 к ГУ АО Управление социальной защиты населения по г. Сковородино и Сковородинскому району, ГУ МЧС России по Амурской области, Министерству социальной зашиты населения Амурской области о признании подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, признании права на выдачу удостоверения – отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационной суд общей юрисдикции (690090, <...>) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Председательствующий:
Судьи коллегии: