НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Амурского областного суда (Амурская область) от 17.07.2020 № 33АП-1843/20

УИД 28RS0004-01-2019-013588-84

Дело № 33АП-1843/2020 Судья первой инстанции

Докладчик Воробьёва В.С. Фирсова Е.А.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 июля 2020 года г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:

председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,

судей коллегии: Бережновой Н.Д., Фурсова В.А.,

при секретаре: Залевской Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к Приамурскому межрегиональному управлению Росприроднадзора о взыскании денежных средств при увольнении, по апелляционной жалобе ФИО1 на решение Благовещенского городского суда Амурской области от 06 февраля 2020 года.

Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., пояснения представителя истца ФИО1 адвоката Останиной Ю.А., действующей на основании ордера, представителей ответчика Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО2, действующего на основании доверенности, ФИО3, действующей на основании доверенности, судебная коллегия

установила:

ФИО1 обратился в суд с настоящим заявлением, в обоснование заявленных требований указал, что в период с 01.09.2014 года по 30.09.2019 года работал в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в должности главного специалиста-эксперта. С 30.09.2019 года должность истца была сокращена. При увольнении истцу были произведены компенсационные выплаты за 4 месяца, а также расчет компенсации за неиспользованные дни отпуска. При этом указанные суммы были насчитаны истцу неверно, без учета при определении размера среднего заработка суммы выплаченной истцу премии. При расчете среднего заработка подлежат учету премии, выплаченные истцу в 2019 году, которые должны входить в расчет среднего заработка при расчете компенсации при сокращении и компенсации за неиспользованный отпуск.

Уточнив в порядке ст. 39 ГПК РФ исковые требования, истец ФИО1 просил суд взыскать с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора недоплаченную компенсацию 4-х месячного денежного содержания в размере 95 710 рублей 02 копеек, недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск в количестве 5 дней в размере 4 358 рублей 35 копеек, недоплаченные отпускные (за 21 день) в размере 12 294 рублей 88 копеек, компенсацию за несвоевременную выплату денежных средств в размере 2 891 рубля 48 копеек (по состоянию на 22.11.2019 года), компенсацию морального вреда в размере 50 000 рублей.

В судебном заседании истец на исковых требованиях настаивал, подробно изложил обстоятельства, указанные в иске, в дополнение указал, что в расчете среднего заработка при определении размера компенсации 4-х месячного денежного содержания и компенсации за неиспользованный отпуск не были учтены премии, выплачиваемые в 2018-2019 годах, к праздникам, ко дню эколога, геолога. В служебном контракте указано, что оплата труда состоит из ежемесячного денежного содержания, куда входит надбавка за особые условия работы, районный коэффициент, надбавка за непрерывный стаж работы и другие выплаты. Стимулирующие выплаты входят в систему оплаты труда. Учитывая периодичность производимых ответчиком выплат, данные выплаты не подходят под понятие единовременной выплаты. Ответчиком была осуществлена попытка замаскировать периодически выплачиваемую премию под разовую с тем, что обеспечить работодателю возможность в любой момент осуществить выплаты в меньшем размере или лишить работника премии в целом. Отсутствие документального обоснования разницы между премиями отдельных работников может быть квалифицировано как нарушение трудового законодательства в отношении дискриминации при установлении изменений условий оплаты труда. Выплачиваемые истцу премии имеют закономерную последовательность выплат 1 раз в квартал и по окончанию года, то, что данные премии приурочены к определенным датам и праздникам, не является доказательством того, что они не входят в денежное содержание, премии выплачивались Управлением на постоянной основе и являлись существенной частью заработной платы. Ответчиком были представлены недостоверные сведения, в частности в лицевом счете за 2018 год, за декабрь 2018 года обозначена премия к празднику по коду 402, а в расчетном листке, выданном истцу, в декабре 2018 года данная сумма указана под кодом 301 и обозначена как премия за выполнение особо важных и сложных заданий. При этом в период работы истца и других работников с приказами о премировании не знакомили, обращения истца о предоставлении данных приказов оставлялись без внимания. Полагал, что из представленных стороной ответчика документов невозможно сделать однозначный вывод о том, что премии носили периодичный характер и не входили в систему оплаты труда. На основании изложенного, истец ФИО1 просил требования искового заявления удовлетворить в полном объеме.

Представители ответчика с иском ФИО1 не согласились, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указали, что истец был принят на работу 01.09.2014 года на должность специалиста-<данные изъяты>. Приказом от 23.09.2019 года в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе с ФИО1 расторгнут контракт, он освобожден от занимаемой должности, уволен 30.09.2019 года. При увольнении истцу была выплачена компенсация за неиспользованные дни отпуска и компенсация в размере 4-х месячного денежного содержания. Расчет денежной компенсации за неиспользованный отпуск, расчет компенсации при увольнении в связи с сокращением численности штата регламентированы Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства от 06.09.2007 года № 562, в соответствии с которыми при расчете денежного содержания на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске учитываются премии за выполнение особо важных и сложных зданий, также материальная помощь в размере ? каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск. Данными Правилами определен ограниченный перечень случаев, при которых исчисление денежного содержания гражданских служащих производится в установленном ими порядке. Выплата премий в Управлении производится на основании соответствующего приказа руководителя при наличии денежных средств в фонде экономии оплаты труда. В связи с чем единовременные премии не в рамках премирования гражданских служащих за выполнение особо важных и сложных заданий в установленных Правилами случаях исчисления денежного содержания не учитываются, в связи с чем требования ФИО1 не подлежат удовлетворению. При этом в связи с перерасчетом в результате счетной ошибки ответчик требования ФИО1 признал в части недоплаченной компенсации в размере 4-х месячного денежного содержания в размере 1 533 рублей 35 копеек, компенсации за неиспользованный отпуск в размере 1 848 рублей 60 копеек.

Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 06 февраля 2020 года постановлено: исковые требования ФИО1 удовлетворить частично. Взыскать с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в пользу ФИО1 недополученную компенсацию 4-хмесячного денежного содержания в размере 1 533 рублей 35 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 2 234 рублей, денежную компенсацию за задержку выплат в сумме 96 рублей 80 копеек, компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части требований.

В апелляционной жалобе ФИО1 с решением суда не соглашается, ставит вопрос о его отмене и принятии по делу нового решения об удовлетворении исковых требований в полном объеме. Считает, что судом не было проверены надлежащим образом за счет каких бюджетных ассигнований федерального бюджета денежные средства, которые были поименованы и выплачены ему как единовременное поощрение, были доведены до Управления Росприроднадзора по Амурской области. Указывает, что судом первой инстанции были исследованы положение о премировании и приказы, которые в том числе были представлены в копиях и не содержали приложений, которые бы позволили соотнести суммы, заявленные им с теми суммами, которые выплачены ответчиком как единовременное поощрение. Кроме того, судом не была дана оценка данным приказам и положению в совокупности с представленными ежемесячными выписками по лицевому счету.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу представитель Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора с доводами апелляционной жалобы не соглашается, просит решение суда оставить без изменения, а доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца адвокат Останина Ю.А. на доводах апелляционной жалобы настаивает.

Представители ответчика ФИО2, ФИО3 в судебном заседании суда апелляционной инстанции с доводами апелляционной жалобы не согласились, просили решение суда оставить без изменения.

Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения настоящей жалобы, в суд апелляционной инстанции не явились, ходатайств об отложении судебного заседания не заявлено.

С учетом мнения представителей сторон, не возражавшей против рассмотрения дела в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, в соответствии со статьей 167 и частью 1 статьи 327 ГПК РФ, судебная коллегия определила рассмотреть дело при данной явке.

Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив письменные возражения, выслушав пояснения представителей сторон, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, в частности из служебного контракта № 45/14 от 01.09.2014 года, дополнительных соглашений к служебному контракту от 09.01.2018 года, от 01.03.2019 года, приказа о приеме на работу № 118-к от 01.09.2014 года, ФИО1 с 01 сентября 2014 года проходил службу в Управлении Росприроднадзора по Амурской области в должности <данные изъяты>

Приказом руководителя Управления № 143-к от 23 сентября 2019 года служебный контракт с ФИО1 расторгнут, ФИО1 освобожден от замещаемой должности государственной гражданской службы 30 сентября 2019 года и уволен в соответствии с п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» в связи с сокращением должностей.

В связи с увольнением по данному основанию ФИО1 выплачена компенсация, предусмотренная частью 3.1 статьи 37 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ, в размере четырехмесячного денежного содержания – 117 978 рублей 24 копеек, а также выплачена компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск за 5 дней в размере 4 444 рублей 80 копеек, сумма отпускных за 21 день отпуска в размере 19 924 рублей 81 копейки.

Не согласившись с размером произведенных ему выплат, ФИО1 обратился в суд с настоящим иском. Истец полагает незаконным невключение ответчиком в расчет сумм выплаченных премий за 12 месяцев, предшествовавших увольнению.

Правовые, организационные и финансово-экономические основы государственной гражданской службы Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно пункту 4 части 1 статьи 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Частью 1 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ установлено, что оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (часть 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (часть 5 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 10 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ гражданским служащим производятся другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

Порядок исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, в том числе и для случаев увольнения с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы, а также на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, урегулирован специальным нормативным актом - Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. № 562 (далее - Правила).

Пунктом 2 Правил предусмотрено, что согласно частям 2 и 5 статьи 50 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы Российской Федерации и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся: а) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; в) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; г) ежемесячное денежное поощрение; д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий; е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих; ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Абзацем первым пункта 8 Правил, в частности, определено, что в случае, предусмотренном подпунктом "д" пункта 1 данных Правил (увольнение с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы), гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере соответственно месячного денежного содержания за 4 месяца и месячного денежного содержания за 1 месяц.

Согласно абзацу второму пункта 8 Правил месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных гражданскому служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных подпунктами "а" - "г" пункта 2 Правил, а также 1/12 размера предусмотренных подпунктами "д" - "ж" пункта 2 Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.

В силу части 1 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и фонд оплаты труда работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной гражданской службы, составляют фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих и работников федерального государственного органа.

При формировании фонда оплаты труда федеральных гражданских служащих сверх суммы средств, направляемых для выплаты должностных окладов, предусматриваются следующие средства для выплаты (в расчете на год): 1) оклада за классный чин - в размере четырех должностных окладов; 2) ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе - в размере трех должностных окладов; 3) ежемесячной надбавки к должностному окладу за особые условия гражданской службы - в размере четырнадцати должностных окладов; 4) ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, - в размере полутора должностных окладов; 5) премий за выполнение особо важных и сложных заданий - в размере двух окладов денежного содержания; 6) ежемесячного денежного поощрения - в размере, который устанавливается для федеральных государственных органов дифференцированно указами Президента Российской Федерации; 7) единовременной выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи - в размере трех окладов денежного содержания (часть 2 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ).

В соответствии с частью 3 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ фонд оплаты труда федеральных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных частью 2 данной статьи, а также за счет средств: 1) на выплату районного коэффициента (коэффициента); 2) на выплату повышенного денежного содержания, размер которого устанавливается Президентом Российской Федерации; 3) на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно части 6 статьи 51 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. № 763 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих» предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из приведенных нормативных положений следует, что фонд оплаты труда федерального государственного гражданского служащего формируется за счет средств, предусмотренных в частях 2 и 3 статьи 51 Федерального закона от <дата> № 79-ФЗ, в том числе за счет средств на иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами, среди которых материальное стимулирование гражданских служащих.

В соответствии с приказами Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области № 16-к от 27.03.2019 года, № 45-к от 16.08.2019 года, № 58-к от 25.09.2019 года, № 32-к от 04.06.2019 года, № 26-к от 07.05.2019 года, № 46-к от 17.10.2018 года, № 60-к от 31.10.2018 года, № 65-к от 13.12.2018 года, № 73-к от 25.12.2018 года, № 06-к от 22.02.2019 года государственным гражданским служащим, работникам Управления была произведена выплата единовременного поощрения, единовременного поощрения в связи с празднованием Дня Государственного флага РФ, в связи с празднованием Дня работников леса, в связи с празднованием Дня эколога, ко Дню победы, ко Дню защитника отечества, в связи с празднованием Нового года, ко Дню Конституции.

Указанные суммы единовременных поощрений не учтены работодателем при расчете ФИО1 компенсационных выплат в связи с увольнением. Позиция ответчика сводится к тому, что спорные выплаты произведены за счет средств экономии фонда оплаты труда и в силу положений вышеуказанного законодательства они не учитываются при расчете компенсационных выплат, связанных с увольнением. Истец полагает, что выплаты производились из средств дополнительных бюджетных ассигнований на премирование государственных гражданских служащих.

Следовательно, к юридически значимым обстоятельствам по настоящему делу с учетом заявленных ФИО1 требований о составе его денежного содержания для исчисления компенсационных выплат в связи с увольнением относится определение правовой природы произведенных ему управлением выплат в виде единовременных поощрений.

Не соглашаясь с доводами истца, суд первой инстанции пришел к выводам, что ФИО1 в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представил доказательства того, что в 2018-2019 годах материальное стимулирование (премии к праздникам) в Управлении Росприроднадзора по Амурской области было сформировано и выплачивалось федеральным государственным гражданским служащим и работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, что позволило бы учитывать премиальные выплаты к праздникам при расчете среднего денежного довольствия. Суд первой инстанции также указал, что материалы дела и справочная правовая система РФ не содержат сведений о принятии соответствующих федеральных законов и иных нормативных правовых актов, предусматривающих в 2018-2019 годах объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих их центральных аппаратов и территориальных органов, либо позволяющих включать премии к праздникам, выплачиваемые из фонда экономии заработной платы, в среднемесячное денежное содержание гражданского служащего. Суд первой инстанции согласился с позицией ответчика, что единовременное поощрение производилось из экономии фонда оплаты труда и по решению руководителя Управления, данное поощрение не является обязательной составляющей денежного вознаграждения.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции преждевременными по следующим основаниям.

Анализ положений ст. ст. 21, 22, 129, 136 ТК РФ позволяет прийти к однозначному выводу, что бремя доказывания законности действий работодателя по начислению и выплате заработной плате лежит на работодателе.

Именно ответчик в рамках рассматриваемого дела обязан представить надлежащие доказательства правильности своего расчета ФИО1 при увольнении компенсационных выплат за 4 месяца, компенсации за неиспользованные дни отпуска, отпускных.

Как следует из п. 5.1, п. 7.1 Положения о премировании, выплате материальной помощи, единовременных выплат и поощрений федеральным государственным гражданским служащим и работникам федеральных государственных органов, замещающим должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Амурской области, утв. Приказом Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Амурской области от 29.12.2012 года № 397, в случае образования экономии фонда оплаты труда может производиться дополнительное единовременное поощрение и дополнительное премирование гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями гражданской службы Управления. Решение о выплате и размер единовременного поощрения в этом случае определяется руководителем Управления. Единовременное поощрение может производиться в качестве поощрения за многолетний добросовестный труд, в связи с юбилейными датами, а также при выходе на пенсию, государственными и отраслевыми праздниками, на дополнительное премирование гражданских служащих. Размер единовременного поощрения устанавливается в конкретной сумме.

Анализ вышеприведенного положения действительно показывает, что выплата единовременного поощрения возможна в случае образования экономии фонда оплаты труда и по решению руководителя Управления.

Как разъяснено Министерством финансов РФ (Письмо Минфина России от 26.02.2015 года № 14-01-07/9690 «О направлении рекомендаций по расчету экономии по фонду оплаты труда госслужащих», экономия по фонду оплаты труда, возникшая в связи с наличием вакантных должностей в федеральном государственном органе (далее - ФГО), превышающих 10 процентов утвержденной в установленном порядке предельной численности федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не отнесенные к должностям федеральной государственной гражданской службы (далее - экономия по ФОТ, госслужащие), рассчитывается на дату принятия решения ФГО о премировании (материальном стимулировании) работников ФГО (далее - дата принятия решения, решение о премировании).

Дате принятия решения о премировании предшествует период расчета экономии по ФОТ (расчетный период), в который не включается период, ранее использованный(ые) для исчисления экономии по ФОТ по принятому(ым) решения(м) о материальном стимулировании.

Фонд оплаты труда по вакантной должности за расчетный период определяется как годовой фонд оплаты труда по вакантной должности, деленный на расчетное количество времени в годовом измерении и умноженный на количество времени в расчетном периоде.

Однако из представленных в материалы дела копий приказов о выплате спорных единовременных поощрений следует, что только в приказах: № 58-к от 25 сентября 2019 года, № 16-к от 27 марта 2019 года, № 46-к от 17 октября 2018 года, № 60-к от 31 октября 2018 года, № 65-к от 13 декабря 2018 года, № 06-к от 22 февраля 2019 года, содержится указание на выплату поощрения за счет экономии фонда оплаты труда без учета районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате (т. 2 л.д. 44, 46, 47, 48, 49, 51). Другие приказы сведений об источнике финансирования не содержат.

Надлежащих доказательств об образовании экономии фонда оплаты труда в определенном размере и соответствующем его распределении на выплату спорных поощрений, в нарушение ст. 56 ГПК РФ ответчиком в материалы дела не представлено.

При этом судом апелляционной инстанции установлено, что в период с 2018г. по 2019 г. Правительством Российском Федерации в целях выделения федеральным государственным органам, в том числе служащим Росприроднадзора, дополнительных бюджетных ассигнований на материальное стимулирование гражданских служащих сверх установленных фондов оплаты их труда были приняты постановления Правительства РФ от 6 марта 2018 года № 229-6 и от 19 марта 2019 года № 283-14, что подтверждается ответом Министерства финансов РФ от 27 марта 2020 года № 14-07-16/24131.

Средства материального стимулирования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета сверх установленного фонда оплаты труда относятся к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона № 79-ФЗ, данные средства материального стимулирования должны быть предусмотрены соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, предоставляться сверх установленного фонда оплаты труда. При соблюдении данных условий указанные средства материального стимулирования будут являться дополнительными выплатами и в соответствии с частью 2 статьи 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ входить в денежное содержание гражданского служащего, а, соответственно, учитываться при расчете среднего денежного содержания при выплате компенсации при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск.

По мнению судебной коллегии, заслуживают внимания доводы представителя истца о том, что в спорный период времени объемы бюджетных ассигнований федерального бюджета федеральным государственным органам сверх установленного фонда оплаты труда на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих выделялись Росприроднадзору, а также доводились до ответчика. Указанное следует из представленных в материалы дела УФК по Амурской области расходных расписаний по доведению лимитов бюджетных обязательств по фонду оплаты труда Управления Росприроднадзора по Амурской области, согласно которым на плановый 2018 и 2019 годы выделялись денежные средства годового фонда оплаты труда по 17 680 000,00 рублей. При этом из расходных расписаний за период с ноября 2018г. по октябрь 2019г. следует, что ответчику доводились еще лимиты, в том числе, по коду расхода, осуществляемого на выплату денежного содержания и осуществление иных выплат.

Необходимо также учитывать, что работник в трудовом споре является более слабой стороной, поэтому все сомнения в полном исполнении работодателем своих обязанностей в трудовых отношениях следует истолковывать в пользу работника.

При таких обстоятельствах, с учетом отсутствия надлежащих доказательств, что спорные выплаты произведены работодателем из экономии фонда оплаты труда и подтверждении факта выделения дополнительных бюджетных ассигнований на дополнительное материальное стимулирование гражданских служащих в течение 12 месяцев, предшествующих увольнению ФИО1, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований о взыскании недополученной компенсации 4-хмесячного денежного содержания, компенсации за неиспользованный отпуск, недоплаченных отпускных.

Расчет недоплаченных сумм, представленный истцом, выполнен в соответствии с нормами действующего законодательства, ответчиком не оспорен, в связи с чем признается судом апелляционной инстанции правильным. В пользу ФИО1 подлежит взысканию недополученная компенсация 4-хмесячного денежного содержания в размере 95 710 рублей 02 копеек, компенсация за неиспользованный отпуск в сумме 4 358 рублей 35 копеек, недоплаченные отпускные в размере 12 294 рублей 88 копеек.

В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от невыплаченных в срок сумм за каждый день задержки, начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. Размер выплачиваемой работнику денежной компенсации может быть повышен коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. Обязанность выплаты указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя.

В связи с тем, что работнику была задержана оплата труда в общей сумме 112 363.25 руб., ему подлежит взысканию компенсация за период с 27 сентября 2019 года по 17 июля 2020 года в размере 11 778 руб. 04 коп.

В силу ст. 237 ТК РФ моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

Как следует из пункта 63 Постановления Пленума ВС РФ от 17 марта 2004 года № 2 (с последующими изменениями) «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).

Поскольку установлен факт невыплаты истцу ФИО1 в полном объеме компенсации 4-хмесячного денежного содержания, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск, учитывая продолжительность допущенного ответчиком нарушения прав истца, требования ФИО1 о взыскании компенсации морального вреда являются обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению размере 1 000 рублей.

При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции подлежит изменению с изложением резолютивной части в следующей редакции: взыскать с ответчика в пользу истца недополученную компенсацию 4-хмесячного денежного содержания в размере 95 710 рублей 02 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 4 358 рублей 35 копеек, недоплаченные отпускные в размере 12 294 рублей 88 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат в сумме 11 778 руб. 04 коп, компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Благовещенского городского суда Амурской области от 06 февраля 2020 года изменить, изложить резолютивную часть решения в следующей редакции.

Взыскать с Приамурского межрегионального управления Росприроднадзора в пользу ФИО1 недополученную компенсацию 4-хмесячного денежного содержания в размере 95 710 рублей 02 копеек, компенсацию за неиспользованный отпуск в сумме 4 358 рублей 35 копеек, недоплаченные отпускные в размере 12 294 рублей 88 копеек, денежную компенсацию за задержку выплат в сумме 11 778 руб. 04 коп, компенсацию морального вреда в сумме 1 000 рублей, отказав в удовлетворении остальной части требований.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Вступившие в законную силу судебные постановления по настоящему делу могут быть обжалованы в кассационном порядке в Девятый кассационной суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.

Председательствующий:

Судьи коллегии:

УИД 28RS0004-01-2019-013588-84

Дело № 33АП-1843/2020 Судья первой инстанции

Докладчик Воробьёва В.С. Фирсова Е.А.