УИД 28RS0017-01-2020-002242-81
Дело № 33АП-141/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Матвеева Т.Н.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
13 января 2021 года г. Благовещенск
Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего судьи: Воробьёвой В.С.,
судей коллегии: Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,
при секретаре: Перепелициной Л.Е.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Пабат Алёны Владимировны к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (межрайонное) о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, об обязании включить в стаж работы дающий право для назначения страховой пенсии по старости период работы, о признании права на назначение страховой пенсии по старости и обязании ответчика назначить страховую пенсию по старости, по апелляционной жалобе Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (межрайонное) на решение Свободненского городского суда Амурской области от 13 октября 2020 года.
Заслушав дело по докладу судьи Воробьёвой В.С., судебная коллегия
установила:
Пабат А.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению-Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (межрайонное), в котором указала, что 17 сентября 2019 года она обратилась в ГУ-УПФР в городе Свободном Амурской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» как лицу, имеющему стаж работы в районах Крайнего Севера. Решением комиссии от 29 октября 2019 года, которое она получила 08 июля 2020 года, ей отказано в назначении в страховой пенсии по старости в связи с отсутствия необходимого специального льготного стажа. Из решения следует, что на день её обращения специальный стаж за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, составил 10 лет 1 месяц 2 дня, общий страховой стаж 24 года 5 месяцев 24 дня. Установленная дата выхода на пенсию – 25 сентября 2021 года. Пояснили, что не был включен период с 06 сентября 1985 года по 27 октября 1986 года - учеба в учебно-производственном комбинате г. Магадана (в период работы в Шмидтовском райбыткомбинате).
На основании изложенного просила суд признать решение ГУ – УПФР в г. Свободном Амурской области (межрайонное) № 305706/19 от 29 октября 2019 года об отказе в назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложить на ответчика обязать включить в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающий право для назначения страховой пенсии по старости, период учебы в учебно-производственном комбинате г. Магадана (в период работы на Шмидтовском райбыткомбинате), признать право на назначение страховой пенсии по старости и обязать ответчика назначить Пабат А.В. досрочную страховую пенсию по старости с 25 мая 2020 года.
В судебном заседании суда первой инстанции истец Пабат А.В. на исковых требованиях настаивала по доводам, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что была принята на работу и направлена на курсы повышения квалификации. Обучалась в г. Магадан. На момент трудоустройства профессиональное образование не имела, устроилась на работу сразу после окончания школы. Начала работать, затем была направлена работодателем на обучение. Она в период прохождения курсов получала заработную плату в период обучения, а не стипендию. В летний период была производственная практика, уезжали в п. Полярный, затем направили на обучение. Комбинат ликвидирован, уже нет и самого поселка. Ответчиком спорный период исключили из льготного стажа, посчитав этот период как «учеба».
Представитель ответчика – ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (межрайонное) Антипова И.Г., в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась, поскольку истец дала согласие на назначение пенсии по данным, сообщенным работодателем, а в выписке по лицевому счету Пабат А.В. как застрахованного лица отсутствуют соответствующие отметки, сведения, подтверждение работу истца в оспариваемый периоды в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а учеба к таким не относится. На предварительном этапе гражданин приносит документы, специалист, изучив документы, определяет где требуется меньше стажа, по такому основанию и проверяется наличие права. Исходили, что истец мать 2-х детей и работала в РКС. Требуемый стаж для истца 12 лет. В решении допущена описка при указании п.6, так как в расчетах идёт речь только по п. 2. Просила в иске оказать по доводам письменного отзыва.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 13 октября 2020 года исковые требования Пабат А.В. удовлетворены частично. Постановлено: признать незаконным решение Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (межрайонное) № 305706/19 от 29 октября 2019 года об отказе Пабат А.В. в назначении досрочной пенсии по старости в части не включения в льготный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости, периода с 06 сентября 1985 по 26 октября 1986 года; возложить на Государственное Учреждение - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (межрайонное) обязанность включить в специальный трудовой стаж в районах Крайнего Севера, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Пабат А.В., <дата> года рождения, с 06 сентября 1985 года по 26 октября 1986 года; признать право Пабат А.В. на назначение досрочно страховой пенсии по старости и обязать Государственное учреждение – Управление пенсионного фонда РФ в г.Свободном Амурской области (межрайонное) назначить Пабат А.В., <дата> года рождения, досрочную пенсию по старости с 25 мая 2020 года. В удовлетворении остальной части исковых требований Пабат А.В. отказать.
В апелляционной жалобе представитель Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (межрайонное) с решением суда об отказе в удовлетворении иска не соглашается. Указывает, что Положением о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утв. Постановлением Совмина СССР от 03 августа 1972 года №590, на которое ссылался суд первой инстанции, не предусматривает включение периода обучения в стаж в районах Крайнего севера для назначения досрочной пенсии. Полагает ошибочным приравнение судом периода учебы к работе, которая следовала за окончанием этого периода, поскольку доказательств работы, начисления и выплаты истцу заработной платы в спорный период не представлено. Полагает неправомерными выводы суда о том, что истец получала именно зарплату, основанный только на архивной справке. Обращает внимание, что резолютивной части спорный период обучения указан как период работы.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истица с доводами апелляционной жалобы не соглашается. Просит решение суда оставить без изменения.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом. Истец Пабат А.В. ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Руководствуясь ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив законность постановленного решения по правилам статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов апелляционной жалобы, изучив письменные возражения, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее по тексту также Федеральный закон от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ), вступившим в силу с 1 января 2015 года.
Согласно части 1 статьи 4 названного Закона (здесь и далее приведены положения Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ в редакции, действующей на момент принятия обжалуемого решения пенсионного органа) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря года N 400-ФЗ).
Частью 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 (часть 3 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.
При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 года № 1029 (в редакции постановления Совета Министров СССР от 03.01.1983 № 12 с последующими изменениями и дополнениями) утвержден Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 года и от 26 сентября 1967 года, о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях.
Согласно данному Перечню к районам Крайнего Севера относится Магаданская область.
Постановление Совмина СССР от 03 января 1983 года №12 «О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. №1029» (вместе с «Перечнем районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, на которые распространяется действие Указов Президиума Верховного Совета СССР от 10 февраля 1960 г. и от 26 сентября 1967 г. о льготах для лиц, работающих в этих районах и местностях», утв. Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967г. №1029) к ним отнесены соответственно Амурская область - районы: Зейский, Селемджинский и Тындинский; города: Зея и Тында с территорией, находящейся в административном подчинении Тындинского городского Совета народных депутатов.
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», проработавшие 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях, имеющие страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для досрочного назначения страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравосоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе, создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»).
В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 17 сентября 2019 года Пабат А.В., <дата> года рождения, обратилась в ГУ-УПФР в городе Свободном Амурской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости.
Решением ГУ-УПФР в городе Свободном Амурской области (межрайонное) от 29 октября 2019 года №305706/19 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ в связи с недостаточностью специального льготного стажа, стаж за работу в указанных местностях учтен в количестве 10 лет 1 месяц 2 дня, общий страховой стаж учтен в количестве 24 года 5 месяцев 24 дня, установлена дата выхода на пенсию – 25 сентября 2021 года.
В силу положений части 1 статьи 33 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2014 г. N 651 «О порядке приравнивания к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», приравнивание к работе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях при определении стажа работы в указанных районах и местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2 и 6 части 1 статьи 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 Федерального закона) работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона, осуществляется путем суммирования стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и стажа на соответствующих видах работ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N516 утверждены Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Согласно пунктов 4, 5 указанных Правил, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что в специальный льготный стаж не включен период прохождения обучения истицы в учебно-производственном комбинате г. Магадана (в период трудоустройства в Шмидтовском райбыткомбинате) с 06 сентября 1985 года по 26 октября 1986 года.
Из копии трудовой книжки истца следует, что первой записью в трудовой книжке истца является указание на Магаданскую область, Шмидтовский райбыткомбинат.
Согласно первой и второй записям трудовой книжки и данных о стаже истца, 06 сентября 1985 года истца принята учеником по пошиву легкого платья и направлена на учебу в УПК г.Магадана; с 27 октября 1986 года указано считать истца приступившей к работе портной легкого платья 2 разряда в Полярнинский Дом быта после окончания УПК.
Согласно данным архивных справок от 04 мая 2018 года, от 26 апреля 2018 года, в архивном фонде Шмидтовского райбыткомбината, находившегося в Чукотском автономном округе (до 1992 года в составе Магаданской области), который относится к районам Крайнего Севера по приказам, лицевым счетам, личным карточкам ф.Т-2 значится Пабат (Гаврилова) А.В. Приказом от 06 сентября 1985 года №76 истица принята учеником по пошиву легкого платья в ДБ п. Полярный Шмидтовского райбыткомбината и направлена на учебу в УПК г. Магадан с 06 сентября 1985 года по 26 октября 1986 года. Приказом №114 от 25 декабря 1986 года переведена портной легкого платья 27 октября 1986 года после окончания УПК. Работала полный рабочий день, неделю по названным профессиям, на другие работы не отвлекалась, прогулов, простоев, учебных отпусков нет.
Истцом в материалы дела также представлено удостоверение Магаданского учебно-производственного комбината №2108 о присвоении квалификации портной легкого платья 2 разряда.
В период обучения истца в учебно-производственном комбинате г. Магадана (в период работы на Шмидтовском райбыткомбинате) с 06 сентября 1985 года по 26 октября 1986 года действовало Постановление Совмина СССР от 3 августа 1972 г. N 590, которым утверждено Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий (утратило силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 3 февраля 2020 г. N 80).
В соответствии с подпунктом «з» пункта 109 названного Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года N 590, кроме работы в качестве рабочего или служащего в общий стаж работы засчитывалось также обучение в училищах и школах системы государственных трудовых резервов и системы профессионально-технического образования (в ремесленных, железнодорожных училищах, горнопромышленных школах и училищах, школах фабрично-заводского обучения, училищах механизации сельского хозяйства, технических училищах, профессионально-технических училищах и т.д.) и в других училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, по повышению квалификации и по переквалификации.
При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты «а» и «б» пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, а также пенсий по старости работницам предприятий текстильной промышленности (подпункт «в» пункта 16) периоды, указанные в подпунктах «к» и «л», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. Период, указанный в подпункте «з», приравнивается к работе, которая следовала за окончанием этого периода.
Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20 ноября 1990 года N 340-1, утратившим силу с 01 января 2002 года в связи с принятием Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ, в статье 91 также предусматривалось включение в общий трудовой стаж подготовки к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре наравне с работой, перечисленной в статье 89 Закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П изложил правовую позицию, согласно которой нормы, изменяющие правовое регулирование, не могут служить основанием для ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые рассчитывало застрахованное лицо до введения в действие нового законодательства.
Таким образом, вопреки доводам апелляционной жалобы ответчика, правильным является вывод суда о том, что действовавшее в период учебы истца правовое регулирование предусматривало возможность зачета такой деятельности в общий стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства (в том числе, введение понятия «страхового стажа», отсутствие в Федеральном законе от 17.12.2001 N 173-ФЗ, в Федеральном законе от 28.12.2013 N 400-ФЗ возможности включения в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии, периода обучения) не может служить основанием для ущемления права Пабат А.В. в области пенсионного обеспечения. Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.
Учитывая, что работа истца в Шмидтовском райбыткомбинате в период с 27.10.1986 года по 06.05.1992 года включена в специальный стаж в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», такая работа следовала непосредственно по окончании обучения в учебно-производственном комбинате г. Магадана (в период работы на Шмидтовском райбыткомбинате), суд правомерно включил период обучения истца в учебно-производственном комбинате г. Магадана (в период работы на Шмидтовском райбыткомбинате) с 06.09.1985 года по 26.10.1986 года в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости на основании п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28.12.2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», признав решение пенсионного органа в данной части незаконным.
Доводы ответчика о том, что поскольку истец претендует на назначение досрочной страховой пенсии в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», на него не распространяются положения п. 109 Постановления Совмина СССР от 03.08.1972 года N 590, подлежат отклонению, поскольку названные положения были применены судом при исчислении периодов, предусмотренных п. 2 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», которые на основании ч. 1 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» подлежат суммированию со стажем в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, что согласуется как с Постановлением Правительства от 16.07.2014 года №656, так и с Постановлением Совмина СССР от 03.08.1972 года N 590.
Решение суда в части признания за истцом права на досрочную страховую пенсию по старости с 25.05.2020 года и отказе в признании в указанной части решения ответчика № 305706/19 от 29.10.2019 года незаконным постановлено с учетом того, что на момент обращения за назначением пенсии, 17.09.2019 года, возраст истца составлял 51 год 1 мес. 23 дня, при требовавшемся для её назначения, с учетом удовлетворенных исковых требований в части зачета в льготный стаж спорного периода, 51 года 4 месяцев, который она достигла 25.11.2019 года, то есть уже после вынесения ответчиком обжалуемого решения от 29.10.2019 года.
Данные выводы суда первой инстанции достаточно мотивированы, ответчиком не оспариваются, и предусмотренных ст. 327.1 ГПК РФ оснований для проверки решения суда в этой части судебная коллегия не усматривает.
Ссылки представителя ответчика ГУ-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (межрайонное) на ошибочное указание суда в резолютивной части спорного периода обучения как периода работы, не свидетельствуют о незаконности выводов суда, поскольку является опиской, подлежащей исправлению рамках ст.200 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение суда основано на анализе пенсионного законодательства, постановлено с учетом всех обстоятельств дела, доводов сторон и представленных доказательств, которые были надлежащим образом исследованы и оценены.
При рассмотрении дела судом первой инстанции не допущено нарушения или неправильного применения норм материального и процессуального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела и подтверждаются доказательствами, исследованными в судебном заседании, а поэтому оснований к отмене решения суда в апелляционной инстанции не имеется.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, основаны на неправильном понимании закона, не содержат фактов, которые не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными и не могут служить основанием для отмены обжалуемого решения суда.
Учитывая, что выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, основаны на правильном применении норм материального и процессуального права, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для отмены судебного акта по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Свободненского городского суда Амурской области от 13 октября 2020 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения-Управления Пенсионного фонда РФ в г. Свободном Амурской области (межрайонное) – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий:
Судьи коллегии:
УИД 28RS0017-01-2020-002242-81
Дело № 33АП-141/2021 Судья первой инстанции
Докладчик Воробьёва В.С. Матвеева Т.Н.