28RS0017-01-2022-002921-16 Судья первой инстанции
Дело №33АПа-1445/2023 Арестова Е.В.
Докладчик Костырева Е.Л.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
11 апреля 2023 года г.Благовещенск
Судебная коллегия по административным делам Амурского областного суда в составе:
председательствующего Диких Е.С.,
судей коллегии Воронина И.К., Костыревой Е.Л.
при секретаре Барановой В.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Свободненского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц к Ф.И.О.1 - главе администрации Желтояровского сельсовета, Желтояровскому сельскому Совету народных депутатов о признании незаконным бездействия Желтояровского сельского Совета народных депутатов и о прекращении полномочий главы муниципального образования Желтояровского сельсовета Свободненского района, по апелляционному представлению Свободненского городского прокурора на решение Свободненского городского суда Амурской области от 20 января 2022 года.
Заслушав дело по докладу судьи Костыревой Е.Л., выступление начальника отдела прокуратуры Амурской области Малёвой А.В., главы администрации Желтояровского сельсовета Свободненского района Ф.И.О.1, судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Свободненский городской прокурор обратился в Свободненский городской суд Амурской области к главе администрации Желтояровского сельсовета, Желтояровскому сельскому Совету народных депутатов с административным исковым заявлением, в котором просил признать незаконным бездействие Желтояровского сельского Совета народных депутатов, выраженное в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Желтояровский сельсовет Ф.И.О.1 в связи с утратой доверия, за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; прекратить полномочия главы муниципального образования Желтояровский сельсовет Свободненского района Ф.И.О.1 досрочно, в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; обратить решение суда к немедленному исполнению.
В обоснование требований указал, что Ф.И.О.1 на основании результатов конкурсного отбора избрана главой муниципального образования Желтояровский сельсовет. В ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции в администрации Желтояровского сельсовета выявлено несоблюдение главой администрации ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом «О противодействии коррупции», Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления». При анализе распоряжений администрации Желтояровского сельсовета установлено, что главой муниципального образования Желтояровский сельсовет Ф.И.О.1 изданы распоряжения «О поощрении», согласно которым она распорядилась о выплате себе следующих премий: по распоряжению от 5 марта 2020 года №05-к в размере 2 300 рублей; по распоряжению от 18 декабря 2020 года №11-к в размере 20 000 рублей; по распоряжению от 26 ноября 2021 года №12-к в размере 25 000 рублей; по распоряжению от 20 декабря 2021 года №15-к в размере 39 500 рублей, в общей сумме 86800 рублей, за счет средств местного бюджета, ссылаясь на решение Желтояровского сельского Совета народных депутатов от 16 ноября 2015 года №20 «О муниципальной службе в Желтояровском сельсовете», постановление главы администрации от 9 ноября 2016 года №167/1 «Об утверждении Положения о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда», как на основания издания перечисленных распоряжений о премировании. Анализ норм решения Желтояровского сельского Совета народных депутатов от 29 июля 2016 года №18 «Об оплате труда муниципальных служащих муниципального образования Желтояровский сельсовет», постановления главы администрации от 9 ноября 2016 года №167/1 «Об утверждении Положения о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда» (действующих в редакции 2016 года) показал, что закрепленные в них положения регулируют порядок назначения выплат муниципальным служащим, к которым выборные должностные лица, замещающие муниципальные должности, не относятся. Таким образом, распоряжения о премировании издавались главой муниципального образования Желтояровский сельсовет в отсутствие достаточных правовых оснований. Кроме того, самостоятельное принятие указанным должностным лицом решений о выплате себе премий, влекущее получение им доходов в виде денег, является проявлением личной заинтересованности, которая прямо влияет на надлежащее, объективное и беспристрастное осуществление этим лицом должностных полномочий. Однако главой муниципального образования Желтояровский сельсовет Ф.И.О.1 при издании распоряжений о своем премировании уведомление о возникновении у нее личной заинтересованности не направлено, мер по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов, не принято. В связи с этим 21 июня 2022 года и 12 сентября 2022 года Свободненской городской прокуратурой в представительный орган местного самоуправления внесены представление и требование, которые осталось без надлежащего рассмотрения, представительный орган допустил бездействие в вопросе о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Желтояровский сельсовет в связи с утратой доверия, выраженное в не удалении главы муниципального образования Желтояровский сельсовет в отставку.
Определениями Свободненского городского суда Амурской области от 28 ноября 2022 года и 22 декабря 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены администрация Свободненского района и финансовое управление администрации Свободненского района.
Решением Свободненского городского суда Амурской области от 20 января 2023 года в удовлетворении административного иска Свободненского городского прокурора отказано.
В апелляционном представлении Свободненский городской прокурор выражает несогласие с решением суда, просит его отменить и принять новое решение о признании незаконным бездействия Желтояровского сельского Совета народных депутатов, о прекращении полномочий главы муниципального образования Желтояровский сельский Совет народных депутатов Свободненского района Ф.И.О.16 досрочно, об обращении решения суда к немедленному исполнению. Ссылается на отсутствие у главы муниципального образования Желтояровский сельский Совет народных депутатов достаточных правовых оснований для издания распоряжений о своем премировании. Главой Желтояровского сельсовета при издании распоряжений о своем премировании уведомление о возникновении у нее личной заинтересованности не направлено, мер по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов не принято. Желтояровский сельский Совет народных депутатов своим бездействием, выраженным в неудалении главы муниципального образования Желтояровского сельсовета в отставку, фактически исключил возможность наступления ответственности главы сельсовета за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей. Указывает, что вопросы, связанные, в том числе, с определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования. Полагает, что постановление №33/1 от 4 июня 2018 года о внесении изменений в постановление администрации Желтояровского сельсовета от 9 ноября 2016 года №167/1 «Об утверждении Положения о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда», предусматривающее распространение его действия на выборных должностных лиц администрации Желтояровского сельсовета, принято главой администрации Желтояровского сельсовета за пределами своих полномочий, поэтому не подлежит применению. Оснований для принятия его в качестве доказательства у суда не имелось, поскольку о его наличии стало известно только в декабре 2022 года. У суда не имелось полномочий для оценки деятельности главы муниципального образования, так как законом эти полномочия предоставлены представительному органу муниципального образования. Судом необоснованно не приняты во внимание положения Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции».
В письменных возражениях председатель Желтояровского сельского Совета народных депутатов ФИО1 выражает несогласие с доводами апелляционного представления, просит решение суда оставить без изменения, апелляционное представление без удовлетворения.
В суде апелляционной инстанции начальник отдела прокуратуры Амурской области ФИО2 на доводах апелляционного представления настаивала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новое решение.
Глава администрации Желтояровского сельсовета Ф.И.О.17 указала на законность и обоснованность решения суда, просила оставить его без изменения.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом. Руководствуясь ст.307, 226 КАС РФ, судебная коллегия рассмотрела дело при состоявшейся явке.
Изучив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционного представления, возражения на него, заслушав участников процесса, оценив представленные доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
На основании статьи 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Пунктом 2 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 29 августа 2014 года №454 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции» на прокуроров возложена обязанность систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействии коррупции, о государственной и муниципальной службе, в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание исполнению требований законодательства о предоставлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе.
Как следует из материалов дела постановлениями Желтояровского Совета народных депутатов первого и второго созыва №33/14 от 10 июня 2016 года и №51/14 от 11 июня 2021 года «Об избрании главы муниципального образования Желтояровский сельсовет», в соответствии со статьей 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Ф.И.О.18 избрана на должность главы муниципального образования Желтояровский сельсовет и является выборным должностным лицом, замещающим муниципальную должность Желтояровского сельсовета.
Свободненской городской прокуратурой Амурской области проведена проверка соблюдения в администрации Желтояровского сельсовета Свободненского района Амурской области требований законодательства о противодействии коррупции, бюджетного законодательства, Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в ходе которой установлено несоблюдение главой администрации Желтояровского сельсовета Ф.И.О.19 ограничений, запретов и обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления».
Так, главой муниципального образования Желтояровский сельсовет Ф.И.О.1 изданы распоряжения «О поощрении», согласно которым она распорядилась о выплате себе премий по следующим распоряжениям: от 5 марта 2020 года №05-к в размере 2 300 рублей, от 18 декабря 2020 года №11-к в размере 20 000 рублей, от 26 ноября 2021 года №12-к в размере 25 000 рублей, от 20 декабря 2021 года №15-к в размере 39500 рублей, в общей сумме 86 800,00 рублей за счет средств местного бюджета, ссылаясь на решение Желтояровского сельского Совета народных депутатов от 16 ноября 2015 года №20 «О муниципальной службе в Желтояровском сельсовете», постановление главы администрации от 9 ноября 2016 года №167/1 «Об утверждении Положения о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда», как на основание издания перечисленных распоряжений о премировании.
По факту неисполнения главой Желтояровского сельсовета обязанности по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, закрепленной в части 4.1 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции», что выразилось в непринятии мер по урегулированию конфликта интересов при осуществлении своих полномочий, прокурором 21 июня 2022 года на имя председателя Желтояровского сельского Совета народных депутатов внесено представление №07-02/2173-2022 об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, в котором содержалось требование рассмотреть представление и принять конкретные меры по устранению нарушений закона, их причин и условий, им способствующим.
В связи с тем, что по результатам рассмотрения представления председателем Желтояровского сельского Совета народных депутатов не дана оценка доводам представления, мер по возмещению главой Желтояровского сельсовета незаконно выплаченных денежных средств в виде премий не принято, Свободненским городским прокурором 1 сентября 2022 года направлено требование №2599-2022 о необходимости рассмотрения представления от 21 июня 2022 года №07-02/2173-2022 и направлении мотивированного ответа в адрес Свободненского городского прокурора.
При повторном рассмотрении представления Свободненского городского прокурора от 21 июня 2022 года №07-02/2173-2022 дан ответ от 12 сентября 2022 года №230, согласно которому Желтояровский сельский Совет народных депутатов представление не удовлетворил, указав, что основания для премирования главы муниципального образования имелись, а отсутствие нормативного правового акта, являющегося правовым основанием для такого премирования, объяснил технической ошибкой, допущенной ввиду невнесения поправок в Положение «О выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда» от 9 ноября 2016 года №167/1.
Не согласившись с бездействием Желтояровского сельского Совета народных депутатов, прокурор Свободненского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц.
Принимая решение об отказе в удовлетворении требований прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что Положение №18-1 от 29 июля 2016 года «О ежемесячном денежном вознаграждении выборных должностных лиц Желтояровского сельсовета» явилось основой Положения №167/1 от 9 ноября 2016 года «О выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда». При этом Положение №167/1 от 9 ноября 2016 года «О выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда» распространяет свое действие и на выборных должностных лиц, поскольку в Положении №18-1 от 29 июля 2016 года «О ежемесячном денежном вознаграждении выборных должностных лиц Желтояровского сельсовета» предусмотрена возможность получения выплат за счет экономии фонда оплаты труда.
Кроме того, реализация главой муниципального образования Желтояровского сельсовета предоставленных ей полномочий по распределению денежных средств из фонда экономии оплаты труда, в том числе направления средств на выплаты поощрительного характера самой себе, не создало конфликта интересов, так как экономия фонда оплаты труда сложилась независимо от выполнения выборным должностным лицом своих полномочий. Выплата премий не могла повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение главой сельсовета своих служебных обязанностей и осуществление полномочий, так как такие выплаты производились одновременно и муниципальным служащим в равных суммах, а возможность осуществления таких выплат предусмотрена принятыми в установленном порядке муниципальными нормативными актами, порядок их выплаты также регламентирован. Проявления личной заинтересованности по смыслу определения, указанного в части 2 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ, не установлено.
При принятии решения суд также исходил из того, что принятие решения об отказе в досрочном прекращении полномочий главы сельсовета не может быть расценено, как проявление бездействия со стороны Желтояровского сельского Совета народных депутатов, поскольку возложение на представительный орган местного самоуправления обязанности принять решение о досрочном прекращении полномочий главы сельсовета в связи с несоблюдением ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных в том числе, Федеральным законом «О противодействии коррупции», являлось бы вмешательством в компетенцию представительного органа муниципального образования, уже принявшего коллегиальное решение по данному вопросу. Желтояровским сельским Советом народных депутатов дана оценка действиям главы администрации по принятию распоряжений о премировании.
Однако судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно части 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 4.1 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» глава муниципального образования должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», и другими Федеральными законами.
Глава муниципального образования подконтролен и подотчетен населению и представительному органу муниципального образования (часть 5 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
На основании пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» противодействие коррупции - это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, которая включает в себя меры по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции), по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией), по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Часть 4.1 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны сообщать в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, о возникновении личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, а также принимать меры по предотвращению или урегулированию такого конфликта.
Непринятие лицом, указанным в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, являющимся стороной конфликта интересов, мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов является правонарушением, влекущим увольнение указанного лица в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 6 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Частью 1 статьи 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (часть 2 статьи 10 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
Статьей 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» определен порядок предотвращения или урегулирования конфликта интересов, стороной которого является лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лицо, указанное в части 1 статьи 10 настоящего Федерального закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Предотвращение или урегулирование конфликта интересов может состоять в изменении должностного или служебного положения государственного или муниципального служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов. Предотвращение и урегулирование конфликта интересов, стороной которого является государственный или муниципальный служащий, осуществляются путем отвода или самоотвода государственного или муниципального служащего в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации (части 4 и 5 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции»).
В соответствии с частью 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
В силу пункта 2.1 части 6 статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно в случае удаления в отставку в соответствии со ст.74.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 1 части 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции» предусмотрено, что лицо, замещающее государственную должность Российской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации, муниципальную должность, в порядке, предусмотренном федеральными конституционными законами, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, подлежит увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия в случае непринятия лицом мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого оно является.
Из части 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборным должностным лицом местного самоуправления является должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия представительного органа муниципального образования, и наделенное собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В соответствии частью 1 статьи 74.1 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе удалить главу муниципального образования в отставку по инициативе депутатов представительного органа муниципального образования или по инициативе высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Одним из оснований для удаления главы муниципального образования в отставку является несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (пункт 4 части 2 статьи 74.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Приведенные обстоятельства и нормы не были учтены и не получили надлежащей оценки суда первой инстанции.
Выводы суда о том, что утвержденное постановлением администрации №167/1 от 9 ноября 2016 года Положение «О выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда» распространяет свое действие и на выборных должностных лиц, поскольку в Положении №18-1 от 29 июля 2016 года «О ежемесячном денежном вознаграждении выборных должностных лиц Желтояровского сельсовета» предусмотрена возможность получения выплат за счет экономии фонда оплаты труда, противоречат закону и установленным по делу обстоятельствам.
Из содержания Положения «О выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда» следует, что оно не распространяет свое действие на выборных должностных лиц. Настоящее Положение определяет размер, условия и порядок выплаты дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда и поощрения муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета (пункт 1.2 Положения).
Как следует из пункта 3.4 Положения №18-1 от 29 июля 2016 года «О ежемесячном денежном вознаграждении выборных должностных лиц Желтояровского сельсовета» экономия по фонду оплаты труда остается в распоряжении органа местного самоуправления Желтояровского сельсовета и используется в соответствии с положением, утвержденным им, на выплату премии, дополнительные поощрения, на оказание материальной помощи и на другие выплаты, носящие единовременный характер.
Вместе с тем, правовой акт, предусматривающий размер и порядок выплаты дополнительного денежного вознаграждения выборным должностными лицам, замещающим муниципальные должности, в муниципальном образовании Желтояровский сельсовет не принят.
Постановлением главы администрации Желтояровского сельсовета Ф.И.О.20 №33/1 от 4 июня 2018 года в постановление администрации Желтояровского сельсовета №167/1 от 9 ноября 2016 года, утвердившего Положение о выплате муниципальным служащим администрации Желтояровского сельсовета дополнительных выплат за счет экономии по фонду оплаты труда, внесены изменения, в новой редакции оно распространяет свое действие и на выборных должностных лиц местного самоуправления Желтояровского сельсовета.
В связи с чем судебная коллегия считает необходимым учитывать следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона №131-ФЗ от 6 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» структуру органов местного самоуправления составляют, в том числе, представительный орган муниципального образования и глава муниципального образования, обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
К исключительной компетенции представительного органа относятся: утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении; определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности; определение порядка материально-технического и организационного обеспечения деятельности органов местного самоуправления; контроль за исполнением органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения; принятие решения об удалении главы муниципального образования в отставку (пункты 2, 5, 8, 9, 10 части 10 статьи 35 Федерального закона №131-ФЗ).
При этом глава муниципального образования подконтролен и подотчетен представительному органу, возглавляет местную администрацию (пункт 5 части 2, часть 5 статьи 36 Федерального закона №131-ФЗ).
Аналогичные положения закреплены Уставом муниципального образования, принятого решением Желтояровского сельского Совета народных депутатов от 31 августа 2010 года №8.
Из приведенных правовых положений в их взаимосвязи следует, что вопросы, связанные с принятием бюджета муниципального образования, контролем за его исполнением, материально-техническим обеспечением деятельности органов муниципального образования, в том, числе, определением размера расходов на денежное содержание главы муниципального образования, отнесены к исключительной компетенции представительного органа муниципального образования, которому подконтролен и подотчетен глава муниципального образования.
В этой связи принятие правового акта, устанавливающего порядок премирования выборного должностного лица, входит в полномочия представительного органа муниципального образования и не относится к компетенции главы муниципального образования.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не может согласиться с выводами суда о том, что у главы Желтояровского сельсовета Ф.И.О.22 имелись правовые основания для издания распоряжений о выплате себе премий, и о том, что действия главы муниципального образования по направлению средств на выплаты поощрительного характера самой себе путем издания распоряжений не создало конфликта интересов, а также не является проявлением личной заинтересованности по смыслу определения, указанного в части 2 статьи 10 Федерального закона №273-ФЗ.
С учетом вышеуказанных положений действующего законодательства и установленных по делу обстоятельств, подтверждается, что главой Желтояровского сельсовета Ф.И.О.24 вынесены распоряжения о своем премировании в отсутствие правовых оснований, меры по недопущению возникновения, а также по урегулированию конфликта интересов не приняты, главой Желтояровского сельсовета Ф.И.О.21 в период исполнения своих полномочий допущены существенные нарушения законодательства о противодействии коррупции, влекущие безальтернативное последствие в виде удаления в отставку.
Вместе с тем, представление Свободненского городского прокурора от 21 июня 2022 года №07-02/2173-2022 Желтояровским сельским Советом народных депутатов осталось без надлежащего рассмотрения, представительный орган допустил бездействие в вопросе о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Желтояровский сельсовет в связи с утратой доверия, выраженное в неудалении главы муниципального образования Желтояровский сельсовет в отставку, хотя наступление ответственности главы сельсовета за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, установлена федеральным законодательством.
В связи с чем судебная коллегия приходит к выводу о бездействии Желтояровского сельского Совета народных депутатов, выраженном в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Желтояровский сельсовет Ф.И.О.23 в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
С учетом изложенного, на основании пунктов 3, 4 части 2 статьи 310 КАС РФ, в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела, неправильным применением судом первой инстанции норм материального права, решение Свободненского городского суда Амурской области от 20 января 2023 года подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований Свободненского городского прокурора.
Из взаимосвязанных положений пункта 2 части 6 статьи 180, статьи 187, пункта 1 части 3 статьи 227 КАС РФ следует, что в резолютивной части решения в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения допущенных нарушений суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений и на предельные сроки устранения таких нарушений с учетом характера соответствующих требований.
При этом суд самостоятельно определяет способ устранения допущенных нарушений и не связан требованием административного истца об устранении допущенного нарушения определенным способом.
Учитывая изложенное, в целях устранения допущенного нарушения судебная коллегия, признавая незаконным бездействие Желтояровского сельского Совета народных депутатов, выраженное в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Желтояровский сельсовет Ф.И.О.26 полагает необходимым прекратить полномочия главы муниципального образования Желтояровский сельсовет Свободненского района Ф.И.О.25 досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
На основании изложенного, руководствуясь ст.307-311 КАС РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Свободненского городского суда Амурской области от 20 января 2023 года отменить, принять по делу новое решение.
Признать незаконным бездействие Желтояровского сельского Совета народных депутатов, выраженное в непринятии решения о досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования Желтояровский сельсовет Ф.И.О.27 в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Прекратить полномочия главы муниципального образования Желтояровский сельсовет Свободненского района Ф.И.О.28 досрочно в связи с утратой доверия за несоблюдение ограничений, запретов, неисполнение обязанностей, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090 <...>) через суд первой инстанции, то есть через Свободненский городской суд Амурской области.
Председательствующий
Судьи коллегии