УИД 28RS0014-01-2018-000445-70 Судья первой инстанции
Дело № 33АПа-1528/2022 Новорецкая Е.П.
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
05 мая 2022 года город Благовещенск
Судья судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда Диких Е.С., рассмотрев единолично без проведения судебного заседания апелляционное представление Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора Зюбина О.В. на определение Октябрьского районного суда Амурской области от 22 февраля 2022 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 05 декабря 2018 года,
У С Т А Н О В И Л:
Решением Октябрьского районного суда Амурской области от 05 декабря 2018 года, вступившим в законную силу 10 января 2019 года, удовлетворены административные исковые требования Благовещенского межрайонного природоохранного прокурора в защиту неопределенного круга лиц к администрации Октябрьского района о признании незаконным бездействия по не проведению лесоустройства, разработке и утверждению лесохозяйственных регламентов в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Октябрьского района Амурской области и на администрацию Октябрьского района Амурской области возложена обязанность в срок до 31 декабря 2019 года провести лесоустройство в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Октябрьского района на площади 2058 га, разработать и утвердить лесохозяйственные регламенты в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Октябрьского района.
Определением Октябрьского районного суда Амурской области от 14 апреля 2020 года административному истцу предоставлена оторочка исполнения решения суда до 01 марта 2022 года.
04 февраля 2022 года администрация Октябрьского района Амурской области обратилась в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда от 05 декабря 2018 года на срок до 31 декабря 2024 года, указав, что в установленный срок решение суда не может быть исполнено, поскольку исполнение контракта по выполнению работ по текстовому и графическому описанию границ городских лесов (лесничеств), заключенного отделом УМИП Октябрьского района и ООО <данные изъяты>, запланировано на 30 декабря 2022 года. Проведение работ по внесению сведений о границах таких лесничеств в Единый государственный реестр недвижимости планируется на конец 2023 года, а итоговый этап, таксация лесов, проектирование мероприятий по сохранению лесов планируется в мае - декабре 2024 года. Администрацией Октябрьского района Амурской области принимаются все возможные меры для исполнения решения суда от 05 декабря 2018 года.
Определением Октябрьского районного суда Амурской области от 22 февраля 2022 года заявление администрации Октябрьского района Амурской области об отсрочке исполнения решения суда удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения суда до 31 декабря 2024 года.
В апелляционном представлении Благовещенский межрайонный природоохранный прокурор Зюбин О.В. просит определение суда от 22 февраля 2022 года отменить. В обоснование представления приводит доводы о том, что судом первой инстанции не в полном объеме исследованы предоставленные администрацией района доказательства. Администрацией Октябрьского района проводятся мероприятия по лесоустройству на площади 145,6 га, в то время как решением суда возложена обязанность проведения лесоустройства в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Октябрьского района, на площади 2058 га. Доказательств проведения лесоустройства на оставшихся 1912,4 га и подтверждающих возникновение препятствий для исполнения судебного акта, которые имеют исключительных характер, в материалы дела не представлено. Процедура внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра регламентирована требованиями законодательства и не соответствует той, что изложена администрацией Октябрьского района.
В письменных возражениях на апелляционное представление администрация Октябрьского района не согласна с позицией, изложенной в апелляционном представлении, просит оставить определение суда от 22 февраля 2022 года без изменения, а апелляционное представление прокурора без удовлетворения.
В силу части 2 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) апелляционное представление рассмотрено без проведения судебного заседания. Обстоятельств, предусмотренных частью 3 статьи 315 КАС РФ, для вызова лиц, участвующих в деле, не имеется.
Изучив изложенные в апелляционном представлении доводы, возражения на него, исследовав представленные материалы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Вступившие в законную силу судебные акты в соответствии с частью 1 статьи 16 КАС РФ являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 189 КАС РФ суд, рассмотревший административное дело, в соответствии с заявлениями лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя либо исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
Частью 1 статьи 358 КАС РФ предусмотрено, что при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного акта, суд, выдавший исполнительный документ, по заявлению взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя вправе отсрочить или рассрочить исполнение судебного акта, изменить способ и порядок его исполнения.
Аналогичные положения содержатся в статье 37 Федерального закона от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее - Закон № 229-ФЗ).
Перечень оснований для предоставления отсрочки исполнения решения суда законом не предусмотрен, установлен лишь критерий определения таких оснований - обстоятельства, затрудняющие исполнение судебного постановления, а вопрос об их наличии либо отсутствии разрешается судом с учетом всех заслуживающих внимания обстоятельств.
В пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» разъяснено, что по смыслу положений статьи 37 Закона № 229-ФЗ, статьи 434 ГПК РФ, статьи 358 КАС РФ и статьи 324 АПК РФ основаниями для предоставления отсрочки или рассрочки исполнения исполнительного документа могут являться неустранимые на момент обращения в суд обстоятельства, препятствующие исполнению должником исполнительного документа в установленный срок. Вопрос о наличии таких оснований решается судом в каждом конкретном случае с учетом всех имеющих значение фактических обстоятельств, к которым, в частности, могут относиться тяжелое имущественное положение должника, причины, существенно затрудняющие исполнение, возможность исполнения решения суда по истечении срока отсрочки. При предоставлении отсрочки или рассрочки судам необходимо обеспечивать баланс прав и законных интересов взыскателей и должников таким образом, чтобы такой порядок исполнения решения суда отвечал требованиям справедливости, соразмерности и не затрагивал существа гарантированных прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, в том числе права взыскателя на исполнение судебного акта в разумный срок.
В силу перечисленных норм основания для рассрочки и отсрочки исполнения решения суда должны носить исключительный характер, сохраняя при этом соразмерность и обеспечение баланса прав и законных интересов всех участников исполнительного производства.
Разрешая заявление администрации Октябрьского района Амурской области и удовлетворяя его, суд первой инстанции исходил из того, что администрацией на постоянной основе ведутся работы по исполнению обязанностей, возложенных решением суда от 05 декабря 2018 года как проведения лесоустройства, разработки и утверждения лесохозяйственного регламента в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Октябрьского района, цикл лесоустроительных работ продолжается, как правило, три года и состоит из подготовительных, полевых и камеральных работ. Доводы прокурора о неисполнении решения суда администрацией района в отношении всех лесов, расположенных на площади 2058 га, судом не были приняты во внимание, со ссылкой на представленные административным истцом доказательства о фактической площади городских лесов в Октябрьском районе.
Между тем, при разрешении настоящего заявления судом первой инстанции не учтено следующее.
В соответствии с частью 8 статьи 5 Федерального конституционного закона от 07 февраля 2011 года № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» вступившие в силу судебные акты судов общей юрисдикции являются обязательными для всех федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных служащих, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Суд не может под видом разрешения вопроса о предоставлении отсрочки исполнения решения суда изменить, хотя бы частично, существо решения, порядок его исполнения.
Однако суд первой инстанции, соглашаясь с доводами администрации Октябрьского района о фактической площади городских лесов в Октябрьском районе 145,6 га (167,2535 - уточненная площадь, определённая путем точных изменений на местности), на которой необходимо провести работы по лесоустройству, по существу изменил содержание решения суда от 5 декабря 2018 года, порядок его исполнения, которым на администрацию Октябрьского района возложена обязанность провести лесоустройство в отношении лесов, расположенных на землях населенных пунктов в пределах территории муниципального образования Октябрьского района, на площади 2058 га.
Кроме того, заслуживает внимание довод апелляционного представления о том, что лесное законодательство, в частности статья 91 Лесного кодекса Российской Федерации, а также Перечень, формы и порядок подготовки документов, на основании которых осуществляется внесение документированной информации в государственный лесной реестр и ее изменение, утвержденный Приказом Минприроды России от 11 ноября 2013 года №496, Порядок ведения государственного лесного реестра, утвержденный приказом Минприроды России от 27 июля 2020 года № 491, установлены процедура и основания внесения изменений в документированную информацию государственного лесного реестра, в том числе в случае наличия разночтений в данных государственного лесного реестра и натурных (фактических) характеристиках лесных участков.
В настоящее время изменения в государственный лесной реестр относительно площади лесов не внесены.
Заявления администрации района о том, что проведение мероприятий по внесению изменений в государственный лесной реестр (относительно площади лесов) возможно только по завершению работ по лесоустройству городских лесов, администрацией района по завершению указанных работ будут организованы работы по внесению изменений в государственный лесной реестр, а также будет направлено в суд заявление об изменении способа и порядка исполнения решения суда, по существу направлены на изменение содержания решения суда, способа и порядка его исполнения, что не является предметом рассмотрения в рамках заявления о предоставлении отсрочки исполнения решения суда.
Из материалов дела следует, что определением Октябрьского районного суда от 14 апреля 2020 года администрации Октябрьского района уже была предоставлена отсрочка исполнения решения суда от 05 декабря 2018 года на срок до 1 марта 2022 года (с учётом требований Лесоустроительной инструкции, утвержденной Приказом Минприроды России от 29 марта 2018 года № 122, согласно которой таксация лесов выполняется в течение двух лет и состоит из подготовительных работ, полевых работ и составления лесоустроительной документации). В настоящее время администрацией Октябрьского района проводятся работы по лесоустройству на площади 145,6 га (167,2535 - уточненная площадь, определённая путем точных изменений на местности), что противоречит вступившему в законную силу решению Октябрьского районного суда от 5 декабря 2018 года.
При таких обстоятельствах, нельзя согласиться с доводами администрации Октябрьского района о том, что ею принимаются все возможные и необходимые меры для исполнения решения суда.
С учетом того, что заявитель просит об отсрочке исполнения решения суда, которое не исполняется на протяжении длительного времени, а именно более 3-х лет, также нельзя согласиться с выводом суда первой инстанции о том, что дальнейший срок предоставления отсрочки исполнения решения суда, а именно до 31 декабря 2024 года (т.е. еще на 2,5 года), является непродолжительным, обеспечивает баланс прав и законных интересов взыскателя и должника. Такой срок не отвечает требованиям справедливости и соразмерности, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в интересах которых прокурор обратился за судебной защитой, не обеспечивает исполнение судебного акта в разумный срок.
При таких обстоятельствах, определение Октябрьского районного суда Амурской области от 22 февраля 2022 года о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от 05 декабря 2018 года не может быть признано законным и обоснованным, на основании пунктов 1,4 части 2 статьи 310, 316 КАС РФ оно подлежит отмене с разрешением вопроса по существу, - об отказе администрации Октябрьского района Амурской области в удовлетворении заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта.
Руководствуясь статьями 315, 316 КАС РФ, судья
О П Р Е Д Е Л И Л:
Определение Октябрьского районного суда Амурской области от 22 февраля 2022 года отменить, разрешить вопрос по существу.
В удовлетворении заявления администрации Октябрьского района Амурской области о предоставлении отсрочки исполнения решения Октябрьского районного суда Амурской области от 05 декабря 2018 года отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и в течение шести месяцев может быть обжаловано в кассационном порядке в Девятый кассационный суд общей юрисдикции (690090, Приморский край, город Владивосток, улица Светланская, д. 54) через суд первой инстанции, то есть через Октябрьский районный суд Амурской области.
Судья Амурского
областного суда Е.С. Диких
УИД 28RS0014-01-2018-000445-70 Судья первой инстанции
Дело № 33АПа-1528/2022 Новорецкая Е.П.