НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Амурского областного суда (Амурская область) от 02.02.2022 № 33АП-135/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

02 февраля 2022 г. г. Благовещенск

Судебная коллегия по гражданским делам Амурского областного суда в составе

председательствующего Калиниченко Т.В.,

судей Абрамовой С.А., Бережновой Н.Д.,

при секретаре Филоненко П.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Амурской области о взыскании выплат, причитающихся при увольнении, процентов за задержку выплаты,

по апелляционной жалобе Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Амурской области на решение Ивановского районного суда Амурской области от 28 сентября 2021 г.

Заслушав доклад судьи Бережновой Н.Д., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Амурской области (далее Межрайонная ИФНС России №6 по Амурской области), указав, что с 11.01.2016 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России №6 по Амурской области в должности старшего государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками в ТОРМ № 2816 с. Ивановка.

Приказом от 13.05.2021 № 70к была уволена по п.8.3 ч.1 ст.37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в связи с упразднением государственного органа ТОРМ № 2816 с. Ивановка Амурской области.

При увольнении ответчиком выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 152 488 руб. 76 коп. и компенсация за неиспользованный отпуск (2 дня) – 2 477 руб. 28 коп.

С размерами компенсаций истец не согласна, так как они определены ответчиком без учета выплаченных средств материального стимулирования, подлежавших включению в состав денежного содержания гражданского служащего.

Уточнив иск, истец требовала: взыскать с Межрайонной ИФНС России <номер> по Амурской области в её пользу недоплаченную компенсацию четырехмесячного денежного содержания – 70 123 руб. 32 коп.; недоплаченную компенсацию за неиспользованный отпуск – 1 196 руб. 20 коп.; проценты за задержку выплат за период с 18.05.2021 по 28.09.21 в сумме 3 818 руб. 49 коп, с дальнейшим начислением процентов до момента фактического погашения всей суммы задолженности.

Определением суда от 05.08.2021 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Государственная инспекция труда в Амурской области.

В судебном заседании ФИО1 на иске настаивала.

Представитель Межрайонной ИФНС России №6 по Амурской области – ФИО2 в письменном отзыве и пояснениях в судебном заседании иск не признал. Указывал, что согласно Правилам исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденным постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 № 562, суммы материального стимулирования, на которые ссылается истец, не включены в состав ежемесячного денежного содержания гражданского служащего, поэтому они не подлежат учету при расчете компенсационной выплаты при увольнении, компенсации за неиспользованный отпуск.

Не соглашался с произведенным истцом расчетом процентов за задержку выплат, поскольку он произведен от суммы 72 319 руб.96 коп., вместо требуемой истцом суммы 71 319 руб. 96 коп.

Решением Ивановского районного суда Амурской области от 28 сентября 2021 г. иск удовлетворен частично. Постановлено взыскать с Межрайонной ИФНС России №6 по Амурской области в пользу ФИО1: доплату компенсации при увольнении в размере четырехмесячного содержания в сумме 70 123 руб. 32 коп.; доплату компенсации за неиспользованный ежегодный отпуск - 1 194 руб. 64 коп.; проценты за задержку выплаты компенсации при увольнении и неиспользованный отпуск за период с 18.05.2021 по 28.09.2021 – 3 765 руб. 67 коп.; проценты за задержку выплаты компенсации при увольнении и неиспользованный отпуск в размере 1/150 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от задолженности, составляющей 71 319 руб. 96 коп., за каждый день задержки, начиная с 29.09.2021 по день фактического расчета включительно.

В апелляционной жалобе представитель Межрайонной ИФНС России №6 по Амурской области ФИО3 ставит вопрос об отмене решения суда, как незаконного. Приводит доводы, аналогичные позиции, изложенной в суде первой инстанции.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о дне рассмотрения дела извещены. На основании ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия пришла к следующим выводам.

Судом установлено и следует из материалов дела, что ФИО1 в с 11.01.2016 по 14.05.2021 проходила государственную гражданскую службу в Межрайонной ИФНС России №6 по Амурской области в должности старшего государственного налогового инспектора отдела учета и работы с налогоплательщиками в территориальном участке (ТОРМ) № 2816 с. Ивановка.

Приказом от 13.05.2021 № 70к с ФИО1 расторгнут служебный контракт от 11.01.2016 № 9, она уволена по п. 8.3 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с упразднением государственного органа ТОРМ № 2816 с. Ивановка Амурской области.

При увольнении истцу была выплачена компенсация в размере четырехмесячного денежного содержания в сумме 152 488 руб. 76 коп. и компенсация за неиспользованный отпуск (2 дня) – 2 477 руб. 28 коп.

Разрешая спор и частично удовлетворяя иск, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Правилами исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих", Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 года N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления", Письмом Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 года N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7, Положением о Министерстве финансов Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года N 329, исходил из того, что материальное стимулирование за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета относится к иным дополнительным выплатам, предусмотренным ч. 10 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, входящим в состав денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, потому выплаченное истцу в период работы материальное стимулирование должно учитываться при расчете среднего заработка для выплаты компенсации при увольнении и компенсации за неиспользованный отпуск.

Оснований не согласиться с такими выводами у судебной коллегии не имеется.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и со служебным контрактом.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 2 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

К дополнительным выплатам относятся: ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе; ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы; ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну; премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента; ежемесячное денежное поощрение; единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих (ч. 5 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Пунктом 10 статьи 50 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что гражданским служащим производятся и другие выплаты, предусмотренные соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

В силу ч.6 ст. 51 указанного Федерального закона Порядок формирования фонда оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федерального государственного органа устанавливается Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации.

Пунктом 8 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" установлено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих федерального государственного органа формируется за счет средств, направляемых для выплаты: а) должностных окладов; б) окладов за классный чин и дополнительных выплат; в) ежемесячного денежного поощрения (в расчете на год).

Пунктом 9 Указа Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 г. N 763 "О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих" предусмотрено, что фонд оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих отдельных федеральных государственных органов формируется за счет средств, предусмотренных пунктом 8 этого указа, а также за счет средств, направляемых для выплаты: а) денежного вознаграждения, премий и денежных поощрений лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации; б) районного коэффициента, коэффициента за работу в пустынных, безводных местностях, коэффициента за работу в высокогорных районах, процентной надбавки к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока, - в размерах, определяемых с учетом размеров коэффициентов и процентных надбавок, установленных соответствующими нормативными правовыми актами Российской Федерации; в) повышенного денежного содержания, - в размерах, устанавливаемых Президентом Российской Федерации; г) других выплат, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - в размерах, определяемых с учетом размеров других выплат, установленных соответствующими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с абзацем 8 подп. "р" п. 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" Правительству Российской Федерации было поручено до 1 июля 2012 г. представить в установленном порядке предложения по внедрению новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы, предусматривающие в том числе установление особого порядка оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от достижения показателей результативности профессиональной служебной деятельности, а также единого подхода к осуществлению выплаты государственным гражданским служащим премий за выполнение особо важных и сложных заданий по результатам работы.

Согласно разъяснениям, содержащимся в Письме Министерства финансов Российской Федерации от 15 июля 2014 г. N 14-04-05/34482 о дополнительном материальном стимулировании, осуществляемом на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 г. N 238-7, для исчисления денежного содержания (на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске, для выплаты компенсации при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы) в соответствии с пунктами 6 и 8 Правил исчисления размеров денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2007 года N 562, дополнительно к выплатам, которые входят в состав денежного содержания гражданских служащих, определенный статьей 50 Федерального закона N 79-ФЗ, следует учитывать суммы средств, выплаченных гражданским служащим в виде материального стимулирования, осуществляемого за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2014 года N 238-7.

Выплаченное истцу материальное стимулирование было осуществлено в рамках мероприятий предусмотренных Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. N 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" в части совершенствования системы оплаты труда гражданских служащих.

С учетом изложенного суд первой инстанции сделал правомерный вывод о том, что средства материального стимулирования, выплаченные истцу в период работы, входят в состав ежемесячного денежного содержания и должны учитываться в расчете компенсационных выплат, причитающихся истцу при увольнении.

Вместе с тем, разрешая требования в части взыскания процентов за задержку выплат, суд первой инстанции не принял во внимание, что между сторонами имеется индивидуальный спор в отношении правомерности исключения из расчета заработной платы сумм материального стимулирования и правовой природы данных выплат. Судом не учтено, что спорные суммы истцу начислены не были, поэтому у суда не имелось оснований для возложения на работодателя ответственности, предусмотренной ст. 236 ТК РФ.

С учетом изложенного, решение суда в части взыскания процентов за задержку выплат подлежит отмене в силу ч.1 ст. 330 ГПК РФ из-за нарушения норм материального права с принятием нового решения об отказе в иске в данной части.

В остальной части оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ, для отмены, изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст.328,329 ГПК РФ, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ивановского районного суда Амурской области от 28 сентября 2021 г. в части взыскания процентов за задержку выплаты компенсации отменить, принять в данной части новое решение.

ФИО1 в иске к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Амурской области о взыскании процентов за задержку выплаты компенсации при увольнении и неиспользованный отпуск за период с 18 мая 2021 года по день фактической выплаты –отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России N6 по Амурской области - без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий

Судьи

В мотивированной форме апелляционное определение принято 04.02.2022

1версия для печатиДело № 33АП-135/2022 (33АП-4814/2021;) (Определение)