НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 31.07.2013 № 33-6076/2013

Судья Воробьева Е.В.                         Дело № 33-6076/2013

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

31 июля 2013 года                                г.Барнаул

    Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Ермакова Э.Ю.,

судей Кулеш О.А., Ковалюк Л.Ю.,

при секретаре Кудрявцевой С.В.,

с участием прокурора Макаровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление заместителя прокурора Угловского района на решение Угловского районного суда Алтайского края от 24 мая 2013 года по делу по заявлению прокурора Угловского района о признании нормативного правового акта противоречащим законодательству.

    Заслушав доклад судьи Ковалюк Л.Ю., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

прокурор Угловского района в интересах неопределенного круга лиц обратился с заявлением о признании решения Угловского районного Совета депутатов Алтайского края от 07.08.2012г. № 78 «Об установлении компенсационной выплаты главе района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе» противоречащим действующему законодательству со дня его принятия.

    В обоснование требования указано, что нормативный правовой акт органа местного самоуправления противоречит положениям ст.34 Бюджетного кодекса Российской Федерации и положениям ст.11 Закона Алтайского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» от 10.10.2011г. №130-ЗС (далее Закон Алтайского края 130-ЗС).

    Так, пунктами 1 и 2 обжалуемого решения главе Угловского района Алтайского края для возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий на непостоянной основе, установлена компенсационная выплата в размере 30% денежного содержания главы Администрации района ежемесячно.

Согласно решению Угловского районного Совета депутатов Алтайского края от 24.12.2012г. № 24 «О бюджете муниципального образования Угловский район Алтайского края на 2013 год» на компенсацию расходов за осуществление полномочий главы района запланировано выделение денежных средств в размере 193 032 рубля. В то же время анализ муниципальных целевых программ, действующих на территории Угловского района в 2013 году, позволяет сделать вывод о том, что необходимые для их реализации финансовые средства на 2013 год заложены не в полном объеме. Принимая во внимание дотационный характер бюджета Угловского района, а также положения ст.34 Бюджетного кодекса РФ о том, что одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является результативность и эффективность использования бюджетных средств, установление ежемесячных выплат главе Угловского района является нецелесообразным, свидетельствует о неэффективном распределении бюджетных средств.

Кроме того, ст.11 Закона Алтайского края № 130-ЗС предусматривает возможность возмещения выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, расходов, связанных с осуществлением его полномочий, порядок и размер компенсационных выплат устанавливается нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования. Однако анализ положений оспариваемого решения не позволяет сделать вывод о том, что оно предусматривает порядок выплаты, то есть данный вопрос муниципальным правовым актом не предусмотрен, в связи с чем не возможно решить вопрос о законности проведенных выплат.

Решением Угловского районного суда Алтайского края от 24 мая 2013 года в удовлетворении заявления отказано полностью.

В апелляционном представлении заместитель прокурора Угловского района просит отменить решение, принять новое об удовлетворении требований, в обоснование указывает, что в бюджете муниципального образования Угловский район Алтайского края предусмотрены денежные средства на компенсацию расходов за осуществление полномочий главы района в размере 193 032 рубля. Вместе с тем, гарантии, предусмотренные ст.11 Закона Алтайского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае», распространяются на всех депутатов районного Совета, осуществляющих свои полномочия на непостоянной основе.

Оспариваемый правовой акт предусматривает только компенсационную выплату главе района, однако, порядка выплаты, принятого представительным органом местного самоуправления, о котором идет речь в ст.11 Закона Алтайского края, на территории муниципального образования не имеется. При этом, по мнению заявителя, порядок должен содержать положения об источнике финансирования, периодичности, сроках, размерах выплаты, конкретный перечень возмещаемых расходов, порядок обращения за компенсацией. Кроме того, решение о производстве выплат должно быть принято в рамках нормативного правового акта, определяющего порядок производства выплат.

Кроме того, вопрос о законности проведенных выплат главе района может быть разрешен только при принятии нормативного правового акта, устанавливающего порядок и размер компенсационных выплат депутатам.

Неправомерно отклонены судом доводы заявителя о нарушении ст.34 Бюджетного кодекса РФ со ссылкой на то обстоятельство, что компенсация не выходит за пределы норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленного на 2013 год распоряжением Администрации Алтайского края от 19.12.2012г. № 555-р, поскольку формирование, утверждение, исполнение бюджета муниципального района относятся к вопросам местного значения.

Рассмотрев дело в соответствии с абзацем первым ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционном представлении, выслушав пояснения прокурора, поддержавшего доводы представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст.36 Устава муниципального образования Угловский район Алтайского края глава района избирается Угловским районным Советом депутатов Алтайского края из своего состава. В соответствии с ч.2 ст.35 Устава глава района осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.

В соответствии с ч.ч.1, 5.1 ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления обеспечиваются условия для беспрепятственного осуществления своих полномочий.

Гарантии осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

    В соответствии с ч.3 ст.11 Закона Алтайского края «О гарантиях осуществления полномочий депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления в Алтайском крае» от 10.10.2011г. № 130-ЗС выборному лицу местного самоуправления, осуществляющему полномочия на непостоянной основе, возмещаются расходы, связанные с осуществлением его полномочий, указанных в части 1 настоящей статьи, за счет средств, предусмотренных на обеспечение деятельности органов местного самоуправления, в порядке и размере, установленных нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования.

В соответствии со ст.3 названного Закона финансирование реализации гарантий осуществления полномочий выборного лица местного самоуправления осуществляется за счет средств соответствующего местного бюджета.

При определении размеров указанного финансирования муниципальные образования, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (за исключением субвенций, а также предоставляемых муниципальным образованиям за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации субсидий и межбюджетных трансфертов на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с заключенными соглашениями) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 10 процентов собственных доходов местного бюджета, не имеют права превышать установленные Администрацией Алтайского края нормативы формирования расходов на оплату труда выборных лиц местного самоуправления, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и (или) содержание органов местного самоуправления.

Распоряжением Администрации Алтайского края от 19.12.2012г. № 555-р утверждены нормативы формирования расходов на содержание органов местного самоуправления для указанных в ч.2 ст.3 Закона Алтайского края 130-ЗС муниципальных образований на 2013 год, в частности, для Угловского района он составляет 32,40%.

    В соответствии с ч.4 ст.35 Устава муниципального образования Угловский район Алтайского края на главу района распространяются гарантии и ограничения, предусмотренные ст.40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В соответствии с п.4 ст.25 Устава муниципального образования Угловский район Алтайского края к полномочиям районного Совета депутатов относится введение компенсационных выплат депутатам для возмещения расходов, связанных с депутатской деятельностью, установление их размера и периодичности выплат.

Согласно ст.53 Устава решения Уголовского районного Совета депутатов Алтайского края являются муниципальными правовыми актами.

    Решением Угловского районного Совета депутатов Алтайского края от 07.08.2012 № 78 «Об установлении компенсационной выплаты главе района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе» для возмещения расходов, связанных с осуществлением полномочий главы района, осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе, главе района установлена компенсационная выплата в размере 30% денежного содержания главы Администрации района (п.1). Указанная компенсационная выплата выплачивается ежемесячно (п.2). Решение вступает в силу с момента его подписания и распространяется на правоотношения, возникшие с 01.05.2012 (п.3). Нормативный правовой акт опубликован в официальном издании Угловского районного Совета депутатов Алтайского края - Сборнике муниципальных правовых актов Угловского района Алтайского края № 6, сентябрь 2012г.

    Согласно справкам Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Угловского района от 06.05.2013г. № 79, от 24.05.2013г. № 93 фактический норматив за 1 квартал 2013г. составил 29,1%, фактические расходы за январь-апрель 2013г. не превышают установленной величины.

    Разрешая заявленные требования, суд пришел к обоснованным выводам о том, что оспариваемый нормативный правовой акт принят в пределах полномочий представительного органа муниципального образования, с соблюдением порядка принятия и введения в действие, содержание нормативного правового не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

    Доводы апелляционного представления основанием для отмены решения не являются, поскольку не основаны на нормах действующего законодательства.

Так, являются несостоятельными доводы представления о том, что решение должно содержать, но не содержит порядок осуществления компенсационной выплаты, предусматривающий источник финансирования, периодичность, сроки, размер выплаты, конкретный перечень возмещаемых расходов, порядок обращения за компенсацией, поскольку из содержания оспариваемого решения следует, что размер и периодичность выплаты предусмотрены. Кроме того, известен источник финансирования компенсационной выплаты - она осуществляет за счет средств бюджета муниципального образования, предусмотренных на эти цели. Отсутствие в решении конкретного перечня возмещаемых расходов и порядка обращения за компенсацией не свидетельствует о его незаконности, поскольку нормативные правовые акты, имеющие большую юридическую силу, так же не содержат указанных положений и не предписывают представительному органу муниципального образования издать акт в их развитие.

Учитывая, что в решении Угловского районного Совета депутатов Алтайского края от 07.08.2012г. № 78 «Об установлении компенсационной выплаты главе района, осуществляющему свои полномочия на непостоянной основе» указана периодичность выплаты, а также определен источник финансирования, судебная коллегия полагает, что порядок компенсационной выплаты установлен.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции правомерно отклонил ссылки заявителя на несоответствие оспариваемого решения положениям ст.34 Бюджетного кодекса РФ по мотиву того, что имеется недофинансирование муниципальных целевых программ

В соответствии со ст.34 Бюджетного кодекса РФ принцип эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Между тем, в соответствии с подпунктом «а» абзаца 2 п.18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007г. № 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспривании нормативных правовых актов полностью или в части» суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов государственной власти Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Кроме того, суд пришел к обоснованному выводу о том, что компенсационная выплата не выходит за пределы норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления, установленного на 2013 года распоряжением Администрации Алтайского края от 12.12.2012г. № 555-р.

Довод представления о том, что формирование бюджета относится к вопросам местного значения муниципального района, на законность решения не влияет, поскольку бюджет муниципального образования утвержден решением Уголовского районного Совета депутатов Алтайского края.

Иных доводов, влекущих отмену решения, апелляционное представления не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

решение Угловского районного суда Алтайского края от 24 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Угловского района - без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи

Судья Воробьева Е.В.                         Дело № 33-6076/2013

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

31 июля 2013 года                                г.Барнаул

    Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Ермакова Э.Ю.,

судей Кулеш О.А., Ковалюк Л.Ю.,

при секретаре Кудрявцевой С.В.,

с участием прокурора Макаровой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление заместителя прокурора Угловского района на решение Угловского районного суда Алтайского края от 24 мая 2013 года по делу по заявлению прокурора Угловского района о признании нормативного правового акта противоречащим законодательству, руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

о п р е д е л и л а:

решение Угловского районного суда Алтайского края от 24 мая 2013 года оставить без изменения, апелляционное представление заместителя прокурора Угловского района - без удовлетворения.

    Председательствующий

    Судьи