Судья Иноземцева И.С. № 33-2128/2021(№ 2-70/2021)
УИД 22RS0001-01-2020-001608-71
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 марта 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Диденко О.В., Ромашовой Т.А.,
при секретаре Морозовой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску Гузачева В. А. к Министерству обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», Федеральному государственному казенному учреждению «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, Федеральному казенному учреждению «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», *** пожарной команде Центрального военного округа, Федеральному казенному учреждению «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай», Профессиональному союзу гражданского персонала Вооруженных сил России о взыскании недоплаченного дополнительного материального стимулирования, премии, признании приказа незаконным, компенсации морального вреда
по апелляционной жалобе Гузачева В. А. и его представителя Гиренкова А. Н. на решение Алейского городского суда Алтайского края от 19 января 2021 года.
Заслушав доклад судьи Ромашовой Т.А., судебная коллегия
установила:
Гузачев В.А. обратился в суд с иском к Министерству обороны Российской Федерации, ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», *** пожарной команде Центрального военного округа, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай», Профессиональному союзу гражданского персонала Вооруженных сил России о признании незаконным п.2 приказа начальника *** пожарной команды Центрального военного округа В.В. от 07 декабря 2020 года № 96 л\с «О выплате единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу *** пожарной команды по итогам работы за 2020 год» о невыплате истцу премии; взыскании доплаты по дополнительному материальному стимулированию за декабрь 2020 года в сумме 1 000 руб., единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за 2020 год в сумме 20 968,90 руб., компенсации морального вреда в размере 3 000 руб.
В обоснование требований указано, что 10 июня 2013 года истец принят на работу в пожарную команду *** на должность пожарного в войсковую часть *** города Алейска Алтайского края. В дальнейшем подчиненность гражданского персонала пожарной команды изменена, полномочия работодателя в отношении работников пожарной команды возложены на начальника пожарной команды ***. За декабрь 2020 года сотрудникам данной пожарной команды начислено и выплачено дополнительное материальное стимулирование примерно в размере 2 000 руб. Вместе с тем, истцу начислено только 1 000 руб. Считает уклонение от выплаты дополнительного материального стимулирования неправомерным.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, предусматривающий определение и расходование объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала вооруженных сил Российской Федерации, условия и размеры соответствующих стимулирующих выплат.
Дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны России от 26 июля 2010 года № 1010, является составной частью системы оплаты труда, и осуществляется за счет экономии бюджетных средств в пределах лимитов, выделяемых на указанные цели Министерством обороны Российской Федерации.
Тот факт, что соответствующая выплата не является гарантированной, а ее размер определяется исключительно по усмотрению руководителя исходя из добросовестного выполнения работником своих должностных обязанностей, заслуживают внимания, однако такое снижение возможно либо по основаниям, предусмотренным законом, либо локальными актами. Приведенный в п. 11 вышеуказанного Порядка перечень исчерпывающий, в связи с чем снижение даже негарантированной выплаты нарушает трудовые права работника, приводит к дискриминации в сфере труда.
Кроме того, 07 декабря 2020 года издан приказ № 96 л\с «О выплате единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу пожарной команды по итогам работы за 2020 год», п.2 которого предусмотрено не выплачивать истцу премию. Размер единовременного денежного вознаграждения (премии) составляет 20 968,90 руб. Невыплата произведена со ссылкой на коллективный договор. Истец считает данный приказ незаконным, а премию подлежащей выплате.
Из положений ст.ст. 129, 135 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что приказы о премировании действительно должны учитывать положения коллективного договора. Вместе с тем, коллективный договор должен соответствовать определенным требованиям.
Частью 4 ст. 8 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что нормы локальных актов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а также локальные нормативные акты, принятые без соблюдения установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников, не подлежат применению. В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашения.
Фактически, как следует из результатов премирования, данный коллективный договор направлен на охрану интересов работодателя, поскольку с учетом ограниченности материальных ресурсов, определяемых вне пожарной команды 1518, позволяет перераспределять денежные средства внутри их лимита произвольно в пользу руководства данной пожарной команды за счет рядовых сотрудников, что не соответствует воле законодателя, предполагающего, что целью заключения коллективного договора является повышенный уровень защиты прав работника по сравнению с действующим законодательством и регулирование неурегулированных законодательством вопросов.
В Вооруженных Силах Российской Федерации действует Профессиональный союз гражданского персонала Вооруженных Сил России, членом которого истец является. Только профсоюзному комитету Трудовой кодекс Российской Федерации представляет право быть представителем работников в переговорах с работодателем и заключать, подписывать от имени работников коллективный договор, как единственному органу, задачей которого является защита прав работников и руководство которого в соответствии с уставом данного профсоюза несет ответственность перед членами профсоюза.
Назначенный руководством пожарной команды представитель от имени трудового коллектива при заключении коллективного договора никакой ответственности в отличие от вышеуказанного органа за свои действия не несет и соответственно не мог подписывать коллективный договор.
Регистрация коллективного договора носит уведомительный характер, в её проведении не может быть отказано, также как отсутствие такой регистрации не свидетельствует о недействительности договора. При таких обстоятельствах у руководства пожарной команды не имелось причин для применения в отношении истца положений коллективного договора.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 19 января 2021 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе истец Гузачев В.А. и его представитель Гиренков А.Н. просят решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении требований, указывая на то, что в соответствии с положениями Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 года, ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации, ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации истец имеет право на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации. Ошибочными является выводы суда о том, что дополнительное материальное стимулирование, установленное приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации», не является гарантированной выплатой обязательного характера. Работодатель, несмотря на длительные споры так и не принял локальный нормативный акт, который бы устанавливал критерии снижения сумм дополнительного материального стимулирования, произвольно снижая размер полагающейся истцу премии. Судом не дана достаточная оценка обстоятельствам ухудшения правового положения работников примененным коллективным трудовым договором и ущемления прав члена профсоюза, которым истец является.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции истец Гузачев В.А. и его представитель Гиренков А.Н. просили жалобу удовлетворить, решение суда отменить.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив указанные доводы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Гузачев В.А. на основании трудового договора от 10 июня 2013 года № 277 работал в должности пожарного в пожарной команде войсковой части ***
Занимаемая истцом должность относится к категории гражданского персонала.
В дальнейшем подчиненность гражданского персонала пожарной команды изменена, полномочия работодателя в отношении работников пожарной команды возложены на начальника пожарной команды ***
Согласно приказу от 09 декабря 2020 года № 98 л/с «О выплате дополнительного материального стимулирования гражданскому персоналу *** пожарной команды Центрального военного округа за декабрь 2020 года» в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 26 июля 2010 года №1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации» и решением Министра обороны Российской Федерации от 13 октября 2020 года, в пределах доведенного объема бюджетных средств на эти цели, принято решение выплатить гражданскому персоналу *** пожарной команды премию по итогам работы в декабре 2020 года с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента в размерах, согласно приложению к приказу.
В соответствии с приложением № 1 к указанному приказу премия пожарному Гузачеву В.А. начислена в размере 1 000 руб. Иным лицам гражданского персонала пожарной команды начислено от 1 800 руб. до 2 000 руб.
Кроме того, приказом начальника *** пожарной команды Центрального военного округа № 96 л\с от 07 декабря 2020 года «О выплате единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу *** пожарной команды Центрального военного округа по итогам работы за 2020 год», в соответствии с требованиями приказа Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных сил Российской Федерации» принято решение выплатить гражданскому персоналу *** пожарной команды единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам 2020 года, пропорционально отработанному времени, с учетом применяемого к заработной плате районного коэффициента в размерах, согласно приложениям к договору.
В п. 2 приказа указано, что решено не выплачивать премию пожарному Гузачеву В.А. согласно главе 3 приложения № 3 Коллективного договора (объявлено «замечание», приказ начальника 1518 пожарной команды от 01 апреля 2020 года № 24 л\с).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о взыскании доплаты к премии суд исходил из того, что определение конкретного размера премии лицам гражданского персонала 1518 пожарной команды относится к исключительной компетенции работодателя, который вправе по своему усмотрению оценить результаты исполнения работниками должностных обязанностей; при этом определяя сумму выплаты, работодатель исходил из факта несдачи истцом зачета по специальной подготовке личного состава пожарной команды.
Отказывая в удовлетворении требований о признании приказа *** л/с от ДД.ММ.ГГ в части невыплаты истцу премии незаконным и взыскании единовременного денежного вознаграждения, суд первой инстанции исходил из того, что единовременное денежное вознаграждение выплачивалось по итогам 2020 года за добросовестное выполнение должностных обязанностей гражданскому персоналу пожарной команды, на момент вынесения приказа о выплате единовременного денежного вознаграждения у истца имелись дисциплинарные взыскания за нарушение правил внутреннего трудового распорядка.
Судебная коллегия с выводами суда по существу спора соглашается, находя их основанными на верном применении норм материального права и соответствующими фактическим обстоятельствам по делу.
В соответствии с п. 1.11.3 трудового договора от 10 июня 2013 года № 277 Гузачеву В.А. установлены процентная надбавка за выслугу лет в Министерстве обороны - 15%, районный коэффициент - 20%, оплата за работу в ночное время - 35%, прочие доплаты, надбавки и коэффициенты, предусмотренные трудовым правом; премия выплачивается в соответствии с Положением о премировании ежемесячно до 25% должностного оклада (п.1.11.6 трудового договора); единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год выплачивается с учетом районного коэффициента в соответствии с приказом и коллективным договором (п.1.11.8 трудового договора) (л.д.111-113).
Таким образом, трудовым договором ежемесячное дополнительное материальное стимулирование, выплата денежных средств из фонда экономии заработной платы, не предусмотрены в качестве гарантированной выплаты, входящей в систему оплаты труда.
Согласно ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации, заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии со ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Согласно ст. 191 Трудового кодекса Российской Федерации, работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии).
Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. За особые трудовые заслуги перед обществом и государством работники могут быть представлены к государственным наградам.
Таким образом, премии и иные поощрительные выплаты не связаны с оплатой труда и не ограничены законодательно минимальным или максимальным размером. Поэтому определение условий, порядка выплаты стимулирующих начислений, а также их размера является прерогативой работодателя.
Указом Президента Российской Федерации от 26 декабря 2006 года № 1459 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» в целях повышения эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов и обеспечения качественного выполнения возложенных на указанные органы функций и задач руководителям федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов предоставлено право использовать средства федерального бюджета на оплату труда и денежное довольствие, высвободившиеся в результате сокращения численности работников, лиц рядового и начальствующего состава и гражданского персонала в соответствии с настоящим Указом, на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам службы (работы).
Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Министром обороны Российской Федерации издан Приказ от 26 июля 2010 года № 1010 «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных сил Российской Федерации (далее - Порядок).
Пункт 2 Приказа от 26 июля 2010 года № 1010 предусматривает выплату дополнительного материального стимулирования - дополнительных выплат (премии) по результатам работы за счет бюджетных средств, выделенных на денежное довольствие военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и на оплату труда лиц гражданского персонала Вооруженных сил.
В соответствии с п.п. 2 и 3 Порядка расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных сил в пределах доводимых Министерству обороны на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
При этом истребование дополнительных средств на выплату денежного довольствия военнослужащим и заработную плату лицам гражданского персонала сверх утвержденных лимитов бюджетных обязательств на эти цели не допускается.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» (вместе с «Условиями, размерами и порядком осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации», «Порядком формирования и использования фонда оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации») предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций устанавливаются виды выплат стимулирующего характера: выплаты за интенсивность и высокие результаты работы (пункты 24, 25, 67 - 70, 76, 79, 80, 82 и 83 настоящего приложения); выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет (пункты 26 - 37 настоящего приложения); премиальные выплаты по итогам работы (пункты 38 - 54 настоящего приложения) (п.21).
Выплаты стимулирующего характера, зависящие от результатов труда гражданского персонала, устанавливаются ему с учетом показателей и критериев оценки эффективности деятельности (п.22).
Выплаты стимулирующего характера, их условия, размеры и порядок выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) воинских частей и организаций в соответствии с трудовым законодательством, нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы трудового права, а также с настоящим приложением с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников. Основанием для осуществления выплат стимулирующего характера являются приказы руководителей воинских частей и организаций (п.23).
Гражданскому персоналу воинских частей и организаций за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и результаты работы производится выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год).
Выплата премии по результатам работы за месяц (квартал, год) осуществляется в пределах средств, предусматриваемых на эти цели фондом оплаты труда.
Экономия фонда оплаты труда в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы на условиях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами), направляется на премии и стимулирующие выплаты, не учитываемые при формировании фонда оплаты труда, установленные гражданскому персоналу воинских частей и организаций положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) (п.38).
Порядок, условия, показатели и размеры премирования и стимулирующих выплат, не учитываемых при формировании фонда оплаты труда, устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами) с участием выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников с учетом требований настоящего приложения (п. 39).
Конкретный размер премии и стимулирующих выплат (в рублях) гражданскому персоналу определяется с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности гражданского персонала (п. 40).
Исходя из указанных положений, суд первой инстанции пришли к правильному выводу о том, что премия, выплачиваемая на основании Приказа от 26 июля 2010 года № 1010, не является обязательной составной частью заработной платы гражданского персонала *** пожарной команды Центрального военного округа, поскольку является дополнительным материальным стимулированием, а не гарантированной выплатой обязательного характера.
Такой вывод соответствует п. 3 Порядка, предусматривающему, что такое материальное стимулирование возможно только по результатам использования лимитов бюджетных обязательств на соответствующий квартал с учетом анализа свободных, не использованных по итогам квартала остатков лимитов бюджетных обязательств, после осуществления в установленном порядке всех выплат денежного довольствия военнослужащим и заработной платы лицам гражданского персонала и иных выплат, установленных законодательными и иными правовыми актами Российской Федерации.
Установление нефиксированного размера стимулирующей выплаты позволяет работодателю наиболее эффективно определять ее размер в зависимости от эффективности деятельности работника.
Определение конкретного размера стимулирующей выплаты является компетенцией работодателя при соблюдении им условий трудового договора, действующего законодательства, локальных нормативных актов и коллективного соглашения, с учетом выполнения показателей и критериев оценки эффективности деятельности работников.
При определении Гузачеву В.А. премии в установленном размере ответчик исходил из личного вклада работника и показателей его работы по итогам декабря 2020 года, учитывал не сдачу зачета по специальной подготовке личного состава *** пожарной команды. Доказательств дискриминации прав истца и злоупотребления ответчиком правом не установлено.
Также судебная коллегия не находит оснований не согласится с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания приказа о выплате единовременного денежного вознаграждения гражданскому персоналу незаконным, взыскании единовременного денежного вознаграждения.
Трудовым договором от 10 июня 2013 года Гузачеву В.А. установлено единовременное денежное вознаграждение по итогам работы за год, которое выплачивается с учетом районного коэффициента в соответствии с приказом Министерства обороны Российской Федерации и коллективным договором.
Как следует из материалов дела, 18 июля 2020 года принят Коллективный договор между администрацией и трудовым коллективом пожарной команды *** Центрального военного округа на 2020-2023 годы, который прошел уведомительную регистрацию в ЦЗН УСЗН по г.Алейску и Алейскому району 20 июля 2020 года.
Согласно п. 6.19 Коллективного договора за грубое нарушение трудовой дисциплины, ненадлежащее исполнение работником должностных обязанностей начальник команды имеет право в соответствии с Положением о материальном стимулировании гражданского персонала воинской части и Положением о порядке выплаты единовременного денежного вознаграждения по итогам работы за год снижать размеры премии и вознаграждения или лишать их полностью.
Положением о порядке выплаты гражданскому персоналу *** пожарной команды Центрального военного округа единовременного денежного вознаграждения по итогам календарного года, являющимся Приложением № 3 к коллективному договору, предусмотрено, что единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года установлено приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 (п. 1.1).
За грубые нарушения трудовой дисциплины, ненадлежащее выполнение должностных обязанностей начальник команды может снижать отдельным работникам размеры вознаграждения или лишить его полностью (п. 3.1).
Работник лишается вознаграждения за нарушение трудовой дисциплины и своих функциональных обязанностей (п. 3.2).
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации» предусмотрено, что гражданскому персоналу воинских частей и организаций выплачивается единовременное денежное вознаграждение за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года (далее - вознаграждение) (п. 41).
Пунктом 52 Приказа предусмотрено, что основанием для выплаты вознаграждения являются приказы руководителей воинских частей и организаций с указанием конкретного размера вознаграждения (в рублях) каждому работнику.
Руководители воинских частей и организаций имеют право снижать размер вознаграждения, лишать гражданский персонал вознаграждения за установленные случаи неисполнения (недобросовестного исполнения) должностных обязанностей, нарушения трудовой дисциплины, а также в случаях, предусмотренных положениями об оплате труда (коллективными договорами, локальными нормативными актами).
Снижение размера вознаграждения или его лишение оформляется приказами руководителей воинских частей и организаций с обязательным указанием причины (п. 53).
Вознаграждение не выплачивается гражданскому персоналу, в том числе в случаях, предусмотренных положением об оплате труда (коллективным договором, локальным нормативным актом) (п. 54).
Из анализа указанных положений следует, что единовременное денежное вознаграждение выплачивается работникам за добросовестное выполнение должностных обязанностей по итогам календарного года, при этом лишение работника указанной выплаты или уменьшение ее размера не должны носить произвольный характер и возможны только на основании приказа начальника команды ввиду наличия нарушений работником трудовой дисциплины и своих функциональных обязанностей.
Как следует из представленных доказательств, приказом начальника *** пожарной команды Центрального военного округа от 01 апреля 2020 года № 24 л/с Гузачеву В.А. за совершение дисциплинарного проступка, выразившегося в нарушении правил внутреннего трудового распорядка, объявлено замечание. Из указанного приказа следует, что 17 марта 2020 года в 08-00 час. Гузачев В.А. в составе основного пожарного расчета заступил на боевое дежурство; около 05-30 час. 18 марта 2020 года он самовольно покинул боевое дежурство; заблаговременно ни командира отделения дежурной смены, ни начальника пожарной команды не предупредил о необходимости убытии, в связи с чем нарушил приказ Министерства обороны Российской Федерации от 26 июля 2012 года № 2000 «Об утверждении порядка организации дежурств в подразделении пожарной охраны ВС РФ» о запрете отступления личным составом пожарной охраны от выполнения установленного распорядка дня, самовольно оставил дежурство, чем осуществил подрыв боевой готовности.
Решением Алейского городского суда Алтайского края от 18 мая 2020 года по делу № 2-320/2020 исковые требования Гузачева В.А. к ФКУ «Объединенное стратегическое командование Центрального военного округа», ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу», *** пожарной команде Центрального военного округа, ФКУ «Отдел финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Алтайскому краю и Республике Алтай» о признании незаконным приказа начальника *** пожарной команды Центрального военного округа от 01 апреля 2020 года № 24 л/с о привлечении Гузачева В.А. к дисциплинарной ответственности в виде замечания, взыскании компенсации морального вреда оставлены без удовлетворения.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 05 августа 2020 года решение Алейского городского суда Алтайского края от 18 мая 2020 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба истца - без удовлетворения.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 10 ноября 2020 года решение суда и апелляционное определение Алтайского краевого суда оставлены без изменения, кассационная жалоба истца - без удовлетворения.
При таких обстоятельствах, поскольку на момент принятия решения о выплате единовременного денежного вознаграждения истцом была нарушена трудовая дисциплина, в результате чего в отношении него применено дисциплинарное взыскание, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии основания для признания приказа от 07 декабря 2020 года № 96 л/с в части невыплаты истцу премии незаконным и взыскания единовременного денежного вознаграждения.
При этом судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об отсутствии оснований полагать, что Коллективный договор не имеет юридической силы и не подлежит применению к спорным правоотношениям, поскольку он заключен в соответствии с требованиями Трудового кодекса Российской Федерации и им не противоречит.
Согласно ст. 9 Трудового кодекса Российской Федерации в соответствии с трудовым законодательством регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений может осуществляться путем заключения, изменения, дополнения работниками и работодателями коллективных договоров, соглашений, трудовых договоров.
Коллективные договоры, соглашения, трудовые договоры не могут содержать условий, ограничивающих права или снижающих уровень гарантий работников по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.
В коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателя, в том числе по следующим вопросам: формы, системы и размеры оплаты труда; выплата пособий, компенсаций; механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором; другие вопросы, определенные сторонами.
В коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями (ст. 41 Трудового кодекса Российской Федерации).
Судебная коллегия не находит оснований полагать, что условия Коллективного договора ухудшают правовое положение работников, так как они не противоречат условиям и порядку осуществления выплат единовременного денежного вознаграждения, установленным Приказом Министра обороны Российской Федерации от 18 сентября 2019 года № 545 «О системе оплаты труда гражданского персонала (работников) воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации».
Поскольку в ходе рассмотрения дела не было установлено нарушений трудовых прав истца, в соответствии с положениями ст.ст. 236, 237 Трудового кодекса Российской Федерации судом первой инстанции правомерно отказано в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда.
С учетом изложенного, по результатам проверки решения суда первой инстанции в пределах доводов апелляционной жалобы оснований для его отмены не усматривается.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Алейского городского суда Алтайского края от 19 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Гузачева В. А. и его представителя Гиренкова А. Н. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>