Судья Корякина Т.А. Дело № 33а-5327/2023
УИД 22RS0033-01-2023-000029-56
№ 2а-70/2023 (1 инстанция)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 июня 2023 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Пасынковой О.М.,
судей Скляр А.А., Запаровой Я.Е.,
при секретаре Хабаровой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика ФИО на решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к ФИО о взыскании задолженности по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к ФИО о взыскании задолженности по налогу, взымаемому в связи с применением патентной системы налогообложения в сумме 15327 руб., пени по нему за период с 2 по ДД.ММ.ГГ – 186,48 руб.
В обоснование заявленных требований указала, что ФИО в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ являлась индивидуальным предпринимателем, ей был выбран вид деятельности – розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы с площадью менее <данные изъяты> Налогоплательщику был выдан патент от ДД.ММ.ГГ***. Исчислена сумма налога в размере 16800 руб. по сроку уплаты ДД.ММ.ГГ, задолженность уменьшена по расчету ДД.ММ.ГГ в сумме 1473 руб., остаток задолженности составляет 15327 руб. Поскольку налог не был уплачен в установленный законом срок, налогоплательщику было выставлено требование по состоянию на ДД.ММ.ГГ***, однако налог, пени уплачены не были. ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка Мамонтовского района Алтайского края выдан судебный приказ, который определением того же мирового судьи ДД.ММ.ГГ отменен.
Решением Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ административный иск удовлетворен, с ответчика взысканы в пользу административного истца задолженность по налогу, взымаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, зачисляемому в бюджеты муниципальных органов в сумме 15327 руб., пеня по нему - 186,48 руб., в доход муниципального образования Мамонтовский район Алтайского края - государственная пошлина в сумме 621 руб.
В апелляционной жалобе административный ответчик ФИО просит решение суда отменить с принятием нового, ссылаясь на то, что судом не было вынесено определение о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного производства, не было предоставлена возможность реализовать процессуальные права; расчет задолженности произведен необоснованно, рассчитанная сумма завышена; предпринимательская деятельность была прекращена в ДД.ММ.ГГ дата уплаты налога рассчитана неверно исходя из некорректной даты прекращения предпринимательской деятельности ДД.ММ.ГГ; налоговым органом пропущен срок для принудительного взыскания задолженности.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу МИФНС России *** по Алтайскому краю просит решение суда оставить без изменения.
До рассмотрения дела по существу Межрайонной ИФНС России *** по Алтайскому краю представлено письменное заявление об отказе от административного иска в части требований о взыскании пени в размере 16,35 руб.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении разбирательства не просили, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение жалобы в их отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 2 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административный истец вправе до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела по существу в суде первой инстанции или в суде апелляционной инстанции, отказаться от административного иска полностью или частично.
В силу части 5 статьи 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд не принимает отказ административного истца от административного иска, признание административным ответчиком административного иска, если это противоречит настоящему Кодексу, другим федеральным законам или нарушает права других лиц.
В соответствии с положениями части 1 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации отказ административного истца от иска, признание иска административным ответчиком или соглашение о примирении сторон, совершенные после принятия апелляционных жалобы, представления, должны быть выражены в поданных суду апелляционной инстанции заявлениях в письменной форме.
Порядок и последствия рассмотрения заявления об отказе административного истца от иска или заявления сторон о заключении соглашения о примирении определяются по правилам, установленным статьями 137.1 и 157 настоящего Кодекса. При принятии заявления об отказе административного истца от иска или при утверждении соглашения сторон суд апелляционной инстанции отменяет принятое решение суда и прекращает производство по административному делу (часть 2 статьи 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Как усматривается из заявления административного истца, отказ от иска в указанной части является добровольным, обусловлен тем, что в расчете пени произошла арифметическая ошибка, последствия отказа от иска административному истцу известны.
Учитывая, что отказ от иска в данной части требований не противоречит Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, другим федеральным законам и не нарушает права других лиц, он подлежит принятию с отменой решения и прекращением производства по делу в указанной части.
Статьей 57 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации патентная система налогообложения применяется индивидуальными предпринимателями наряду с иными режимами налогообложения, предусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации.
В силу пунктов 7 и 8 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации к полномочиям субъектов Российской Федерации относится принятие нормативных правовых актов, устанавливающих размер потенциально возможного к получению годового дохода индивидуального предпринимателя по соответствующим видам предпринимательской деятельности (объекта налогообложения) в установленных названными нормами Налогового кодекса Российской Федерации пределах.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения в порядке, установленном настоящей главой (пункт 1 статьи 346.44 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 346.47 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 346.48 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения в соответствии с настоящей главой, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации.
Установленный на календарный год законом субъекта Российской Федерации размер потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода применяется в следующем календарном году (следующих календарных годах), если он не изменен законом субъекта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 346.49 Налогового кодекса Российской Федерации налоговым периодом признается календарный год, если иное не установлено пунктами 1.1, 2 и 3 настоящей статьи.
Если индивидуальный предприниматель прекратил предпринимательскую деятельность, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента, налоговым периодом признается период с даты начала действия патента до даты прекращения такой деятельности, указанной в заявлении, представленном в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.45 настоящего Кодекса (пункт 2 статьи 346.49 Налогового кодекса Российской Федерации)
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.50 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая ставка устанавливается в размере 6 процентов.
В силу пункта 1 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации налог исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. В случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применяется патентная система налогообложения, до истечения срока действия патента сумма налога пересчитывается путем деления размера потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода на количество дней в этом календарном году и умножения полученного результата на налоговую ставку и количество дней, в течение которых индивидуальным предпринимателем применялась патентная система налогообложения.
Согласно пункту 2 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики производят уплату налога по месту постановки на учет в налоговом органе в следующие сроки (если иное не установлено пунктом 3 настоящей статьи):
1) если патент получен на срок до шести месяцев, - в размере полной суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента;
2) если патент получен на срок от шести месяцев до календарного года:
в размере одной трети суммы налога в срок не позднее девяноста календарных дней после начала действия патента;
в размере двух третей суммы налога в срок не позднее срока окончания действия патента.
Пунктом 2.1 статьи 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации, девствовавшего до ДД.ММ.ГГ, установлено, что в случае неуплаты или неполной уплаты индивидуальным предпринимателем налога налоговый орган по истечении установленного подпунктами 1 или 2 пункта 2 этой статьи срока направляет индивидуальному предпринимателю требование об уплате налога, пеней и штрафа.
Патентная система налогообложения, предусмотренная главой 26.5 Налогового кодекса Российской Федерации, на территории Алтайского края регулируется Законом Алтайского края от 30 октября 2012 года № 78-ЗС «О применении индивидуальными предпринимателями патентной системы налогообложения на территории Алтайского края» (далее Закон Алтайского края № 78-ЗС).
Согласно пункту 1 статьи 2 Закона Алтайского края № 78-ЗС установлены в соответствии с приложением 1 к настоящему Закону размеры потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода на территории Алтайского края на один физический показатель в зависимости от территории действия патентов по группам муниципальных образований.
Согласно подпункта «в» пункта 1 статьи 2 Закона Алтайского края № 78-ЗС <адрес> относится к 3-й группе.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Закона Алтайского края № 78-ЗС размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода на территории Алтайского края рассчитывается путем умножения следующих значений:
размер потенциально возможного к получению индивидуальными предпринимателями годового дохода, установленного на один физический показатель, характеризующий вид предпринимательской деятельности в зависимости от территории действия патентов, согласно приложению 1 к настоящему Закону;
сумма физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.
Согласно пункту 45 приложения № 1 к Закону Алтайского края № 78-ЗС физический показатель предпринимательской деятельности в виде розничной торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы - 1 квадратный метр площади торгового зала, потенциально возможный годовой доход 3-й группы 40 тыс. руб.
Как следует из материалов дела, ФИО являлась индивидуальным предпринимателем в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГФИО подано заявление на получение патента на предпринимательскую деятельность, вид которой розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы, площадь объекта <данные изъяты> кв.м. (л.д. 52-53).
ДД.ММ.ГГ выдан патент *** на период с ДД.ММ.ГГ, сумма налога составила 50400 руб. При этом в срок не позднее ДД.ММ.ГГ подлежал уплате налог в размере одной трети суммы налога – 16800 руб. (л.д.55-56).
Налоговая база в размере 840000 руб. (40000 тыс. (потенциально возможный годовой доход) * 21 (кв.м.)) определена верно с учетом пункта 45 приложения *** к Закону Алтайского края ***-ЗС.
ДД.ММ.ГГФИО подано заявление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, указана дата прекращения предпринимательской деятельности – ДД.ММ.ГГ (заявление представлено в Алтайский краевой суд по запросу судебной коллегии).
Из ответа МИФНС России *** по Алтайскому краю от ДД.ММ.ГГ следует, что в связи с поступлением от налогоплательщика заявления о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась патентная система налогообложения, патент был пересчитан по состоянию на ДД.ММ.ГГ и составил 15327 руб. (840000 руб. (налоговая база) / 365 (налоговый период) * 111 (фактически отработанные дни) * 6 % (налоговая ставка)).
Сумма налога, подлежащая уплате рассчитана верно.
В силу пунктов 3, 4 статьи 75 Кодекса пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Налоговым органом произведено начисление пеней по правилам статьи 75 Кодекса за период с ДД.ММ.ГГ, размер пени, подлежащей уплате, составляет 170,13 руб.
В связи с неуплатой налога в установленный срок ответчику заказным письмом ДД.ММ.ГГ направлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ со сроком исполнения - до ДД.ММ.ГГ.
Факт направления требования, подтвержден списком заказных писем *** от ДД.ММ.ГГ с почтовым штемпелем о принятии корреспонденции, скриншотом АИС Налог-3 ПРОМ, содержащим сведения о номере документа, реестре и почтовом идентификаторе (л.д.13-17).
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 48 Кодекса в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 той же статьи).
Согласно пункту 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Из материалов дела следует, что истец обратился с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании вышеуказанной задолженности к мировому судье судебного участка Мамонтовского района Алтайского края в установленный срок. ДД.ММ.ГГ судебный приказ был выдан, определением мирового судьи названного судебного участка от ДД.ММ.ГГ - отменен.
В этой связи административный иск ДД.ММ.ГГ предъявлен в предусмотренный налоговым законодательством срок - в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, притом, что заявление о выдаче такового подавалось в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Следовательно, административным истцом соблюдены установленные законом порядок взыскания с налогоплательщика задолженности по налогу, взымаемому в связи с применением патентной системы налогообложения, а также сроки для обращения в суд с заявлением о вынесении судебного приказа и с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.
Доводы апелляционной жалобы об обратном ошибочны.
Доводы жалобы о том, что судом не вынесено определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, не предоставлена возможность реализации процессуальных прав, подлежат отклонению.
Из материалов дела следует, что настоящее административное дело было рассмотрено в общем порядке, ответчиком заблаговременно были получены повестки о судебных заседаниях, что подтверждается соответствующими уведомления о вручении почтовой корреспонденции (л.д. 27, 42, 66), ходатайств об отложении рассмотрения дела не направлено, в связи с чем ответчик имела возможность явиться в судебное заседание и реализовать свои процессуальные права.
Ссылка в жалобе на то, что предпринимательсткая деятельность прекращена в марте 2022 года, не принимается во внимание.
В соответствии с пунктом 9 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя утрачивает силу после внесения об этом записи в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 10 и 11 настоящей статьи.
Согласно выписке из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей дата прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя – ДД.ММ.ГГ.
При это сумма налога рассчитана налоговым органом за период с ДД.ММ.ГГ, то есть по дату, которая указана в заявлении о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
При изложенных обстоятельствах решение суда в части требований, от которых не был заявлен отказ, подлежит оставлению без изменения.
Поскольку административный истец отказался от части требований и данный отказ подлежит принятию, общая сумма взыскания составит 15497,13 руб., размер взыскиваемой государственной пошлины - 620 руб., в связи с чем абзацы 2, 3 резолютивной части решения подлежат уточнению.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
принять отказ Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю от административного иска к ФИО в части требований о взыскании пени в размере 16 рублей 35 копеек.
Решение Мамонтовского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части требования о взыскании пени в размере 16 рублей 35 копеек отменить, производство по административному делу в данной части прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Уточнить абзацы 2, 3 резолютивной части решения, указав размер пени -170 рублей 13 копеек, размер взыскиваемой государственной пошлины - 620 рублей.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ.