НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 27.01.2016 № 33А-1006/2016

Судья Шполтакова И.Н. Дело № 33а-1006/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 января 2016 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Мокрушиной В.П., Титовой В.В.,

при секретаре Ждановой М.С.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» на решение Славгородского городского суда Алтайского края от 16 октября 2015 года по делу по административному исковому заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» об оспаривании предписания государственной инспекции труда.

Заслушав доклад судьи Мокрушиной В.П., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» (далее – ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания Государственной инспекции труда в Алтайском крае *** от ДД.ММ.ГГ, просило взыскать с административного ответчика расходы по уплате государственной пошлины в размере <данные изъяты> рублей.

Требования мотивированны тем, что Государственной инспекцией труда в Алтайском крае проведена проверка филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в Немецком, Хабарском и Панкрушихинском районах», по результатам которой выдано предписание в срок до ДД.ММ.ГГ включить в трудовой договор путем заключения дополнительных соглашений обязательные условия - условие оплаты труда размер районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере не менее 1,25, условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами. Административный истец полагает, что к заработной плате работников организаций, финансируемых из федерального бюджета, подлежат применению районные коэффициенты, установленные органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти бывшего Союза ССР. Повышенные районные коэффициенты должны финансироваться за счет средств субъектов Российской Федерации. С 2012 года в учреждении действует коллективный договор, согласно которому работодатель дополнительно гарантирует своим работникам, что обязательства по социальному страхованию, возникшие у него в силу закона, будут им надлежащим образом исполняться. ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» исполняет свои обязанности в части социального страхования. В трудовом договоре каждого работника содержатся условия об обязательном социальном страховании, в том числе ФИО1 (п.5.5 трудового договора) и ФИО2 Дополнительное соглашение от ДД.ММ.ГГ к трудовому договору, заключенному с ФИО2, содержащее условие об обязательном социальном страховании, не было представлено в государственную инспекцию труда в связи с нахождением документоведа в период с ДД.ММ.ГГ в отпуске.

Решением Славгородского городского суда Алтайского края от 16 октября 2015 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной жалобе ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» просит решение суда отменить и принять новое решение об удовлетворении заявленных требований, настаивая на прежних доводах.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции явился представитель ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» Сидорова В.П., поддержавшая доводы апелляционной жалобы. Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.

На основании ст.150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив дело в полном объеме в соответствии с ч.1 ст.308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в силу следующего.

Как усматривается из материалов дела, на основании распоряжения врио руководителя Государственной инспекции труда в Алтайском крае от ДД.ММ.ГГ*** проведена проверка соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, филиалом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в Немецком, Хабарском и Панкрушихинском районах» (л.д.89-90).

По результатам проверки ДД.ММ.ГГ главным государственным инспектором труда составлен акт *** и ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае», филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в Немецком, Хабарском и Панкрушихинском районах» выдано предписание *** (л.д.77-79, 97-99).

В соответствии с данным предписанием ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае», филиал ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в Немецком, Хабарском и Панкрушихинском районах» в срок до ДД.ММ.ГГ обязано устранить нарушения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов содержащих нормы трудового права, а именно:

-на основании ч.2 ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации включить в трудовой договор путем заключения дополнительных соглашений обязательное условие - условие оплаты труда размер районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере не менее 1,25 (абз.4 ч.2 ст.57, ст.148 Трудового кодекса Российской Федерации, постановление Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края») (пункт 1);

на основании ч.2 ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации установить в трудовых договорах путем заключения дополнительных соглашений обязательное условие - условие об обязательном социальном страховании работника в соответствие с Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами (пункт 2).

Отказывая в удовлетворении заявленных требований суд первой инстанции пришел к выводу о законности данного предписания.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда, поскольку они не соответствуют положениям действующего законодательства и обстоятельствам дела.

В соответствии с положениями ст.57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательными для включения в трудовой договор являются, в частности, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты); условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

Из акта проверки от ДД.ММ.ГГ*** усматривается, что в трудовых договорах (с учетом дополнительных соглашений) с работниками филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае в Немецком, Хабарском и Панкрушихинском районах» предусмотрена выплата компенсационного характера – районный коэффициент в размере 20%.

Статьей 148 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Статья 135 Трудового кодекса Российской Федерации определяет, что заработная плата работнику устанавливается в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

В силу статьи 316 Трудового кодекса Российской Федерации размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований устанавливать более высокие размеры районных коэффициентов для государственных органов субъектов Российской Федерации, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, муниципальных учреждений. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав субъекта Российской Федерации муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

Аналогичные положения закреплены в ст.10 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года №4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».

Перечни районов, в которых применяются районные коэффициенты, и их размеры утверждались нормативными актами СССР, дополнялись постановлениями Правительства Российской Федерации. При этом, нормативные акты СССР и Российской Федерации, изданные до введения в действие Трудового кодекса Российской Федерации, согласно ст.423 Трудового кодекса Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

ГК СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 года было принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края утвержден в размере 1,15.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года №4-р размер районного коэффициента для отдельных районов Алтайского края повышен с 1,15 до 1,20.

Постановлением Правительства Российской Федерации №1631 от 27 декабря 1997 года принято предложение администрации края о повышении с 1 января 1998 года на отдельных территориях Алтайского края районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25. При этом бремя расходов на выплату повышенного коэффициента возложены на предприятия и организации, а работникам бюджетной сферы – на бюджет Алтайского края.

ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» является федеральным бюджетным учреждением здравоохранения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета (п.п. 2, 31 Устава ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» (л.д.58-76)).

С учетом изложенного заслуживают внимание доводы административного истца о том, что выплата районного коэффициента к заработной плате в повышенном размере за счет средств бюджета Алтайского края, работникам федерального бюджетного учреждения, финансовое обеспечение деятельности которого осуществляется за счет средств федерального бюджета, производиться не может в силу закона.

Следовательно, пункт 1 оспариваемого предписания не может быть признан законным и обоснованным.

Кроме того, судебная коллегия соглашается с доводами апелляционной жалобы о незаконности пункта 2 предписания, в силу которого на ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Алтайском крае» возложена обязанность установить в трудовых договорах путем заключения дополнительных соглашений обязательное условие – условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

В соответствии с данным требованием на работодателя возложена обязанность включить условие об обязательном социальном страховании в трудовые договоры с каждым работником.

Вместе с тем, в акте проверки *** от ДД.ММ.ГГ указано, что названное условие отсутствует только в трудовых договорах с работниками ФИО2 и ФИО1

Таким образом, поскольку в соответствии с оспариваемым предписанием на работодателя возложена обязанность установить в трудовых договорах условие об обязательном страховании работника путем заключения дополнительных соглашений в отношении всех работников (какие-либо исключения не оговорены), в то время как при проведении проверки не было установлено отсутствие такого условия во всех трудовых договорах, то в этой части предписание также незаконно.

При этом судебная коллегия принимает во внимание, что указание в акте проверки о нарушении абзаца 9 части 2 статьи 57 Трудового кодекса РФ в отношении работника ФИО1 не соответствует фактическим обстоятельствам дела, поскольку п.5 5 трудового договора *** от ДД.ММ.ГГ, заключенного с данным работником, предусмотрено, что работник подлежит социальному страхованию.

Помимо этого в материалах дела имеется дополнительное соглашение к трудовому договору *** от ДД.ММ.ГГ, заключенному с ФИО2, от ДД.ММ.ГГ, которое также содержит условие об обязательном социальном страховании работника. ФИО2 с дополнительным соглашением ознакомлена, его копия ею получена.

На основании вышеизложенного решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Славгородского городского суда Алтайского края от 16 октября 2015 года отменить и принять по делу новое решение.

Признать незаконным предписание Государственной инспекции труда в Алтайском крае *** от ДД.ММ.ГГ.

Председательствующий

Судьи