НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 27.01.2015 № 33-11425/2014

 Судья Слонова Е.А. Дело № 33-429/2015

 АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

 27 января 2015 года г.Барнаул

 Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

 председательствующего Вишняковой С.Г.

 судей Костогладовой О.Г., Бредихиной С.Г.

 при секретаре Шадриной Т.В.

 с участием прокурора Мищенко Е.Ю.

 рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица комитета по образованию администрации Родинского района Алтайского края на решение Родинского районного суда Алтайского края от 07 ноября 2014 года

 по делу по иску прокурора Родинского района Алтайского края в интересах Катамановой Ю.С. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению детский сад «Колокольчик» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получении заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25,

 заслушав доклад судьи Вишняковой С.Г., судебная коллегия

 УСТАНОВИЛА:

 Прокурор Родинского района Алтайского края обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском в интересах Катамановой Ю.С. о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 1,25.

 В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой Родинского района Алтайского края по заявлению истца, работающего в МКДОУ детский сад ««Колокольчик» завхозом на 1 ставку и кладовщиком на 0,25 ставки, проведена проверка исполнения трудового законодательства по оплате труда в данном учреждении, в ходе которой были выявлены нарушения трудовых прав Катамановой Ю.С. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, выразившиеся в оплате труда ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда <данные изъяты> и с применением районного коэффициента ниже установленного Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края». Исходя из требований законодательства заработная плата истцу на 1,25 ставки должна быть начислена в размере не менее <данные изъяты>. в месяц, в том числе за 1 ставку <данные изъяты>. (<данные изъяты>. – минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, и <данные изъяты>. районный коэффициент <данные изъяты>

 Однако, за ДД.ММ.ГГ Катамановой Ю.С. начислена и выплачена заработная плата в сумме <данные изъяты> за ДД.ММ.ГГ – <данные изъяты>

 На основании изложенного прокурор просил: признать за истцом право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с ДД.ММ.ГГ в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края»; обязать МКДОУ детский сад «Колокольчик» с ДД.ММ.ГГ установить заработную плату Катамановой Ю.С. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату; обязать МКДОУ детский сад «Колокольчик» произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГ по день вынесения судом решения заработной платы истца путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.

 Решением Родинского районного суда Алтайского края от 07.11.2014 исковые требования прокурора удовлетворены в полном объеме.

 В апелляционной жалобе третье лицо Комитет по образованию администрации Родинского района Алтайского края просит решение суда отменить полностью и разрешить вопрос по существу, ссылаясь на то, что действующим законодательством не запрещено устанавливать размер должностного оклада менее минимального размера оплаты труда при условии, что ежемесячная заработная плата с надбавками, включая районный коэффициент, будет превышать минимальный размер оплаты труда.

 Применение в данном случае положений ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации о повышенной оплате труда необоснованно, поскольку правила указанной статьи распространяются на лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Перечень таких территорий утвержден Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 №1029, при этом Родинский район, как и Алтайский край в целом, в него не входят. Ежемесячная заработная плата Катамановой Ю.С., включавшая в себя районный коэффициент, начисленный на должностной оклад, составляла не менее минимального размера оплаты труда, что соответствует действующему законодательству. Ссылаясь на судебную практику судов Алтайского края, считает необоснованным вывод суда о необходимости начисления районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда.

 В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Родинского района Алтайского края просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда.

 Лица, участвующие в деле, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание Судебной коллегии не явились, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, на основании ст.ст.167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело подлежит рассмотрению при данной явке.

 Прокурор, возражения на жалобу поддержал, просил об оставлении решения без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.

 Проверив материалы дела в рамках доводов апелляционной жалобы по основаниям ст. 327.1 ч.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия полагает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.

 Как установлено судом и следует из материалов дела, Катаманова Ю.С. работает в должности завхоза на 1 ставку и кладовщика на 0,25 ставки вМКДОУ детский сад «Колокольчик», являющемся муниципальным бюджетным казенным дошкольным образовательным учреждением. По условиям трудового договора с учетом дополнительного соглашения от 09.01.2014, ежемесячная заработная плата истца составляет 6942,5 руб. с учетом всех надбавок.

 Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ежемесячная заработная плата истца без учета районного коэффициента не могла быть менее минимального размера оплаты труда с учетом объема работы <данные изъяты> а районный коэффициент подлежал начислению сверх указанной суммы, поскольку является компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих и работающих в неблагоприятных климатических условиях. Несоблюдение работодателем указанных условий привело к нарушению прав истца, подлежащих защите.

 Судебная коллегия, оценивая решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, соглашается с такими выводами суда.

 В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

 В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

 Согласно данной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

 Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

 Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

 Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

 По смыслу вышеприведенных норм права институт минимального размера оплаты труда по своей правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.

 Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

 При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (ст.ст. 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).

 Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

 При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

 Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 17.08.1971 N 325/24 утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен - 1,15.

 В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края», а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Родинского района Алтайского края, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

 Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в сумме <данные изъяты> в месяц.

 В силу вышеприведенных норм права и учитывая установленные обстоятельства, вывод районного суда об обоснованности заявленных прокурором требований о порядке начисления и выплаты материальному истцу заработной платы является правомерным.

 Доводы апелляционной жалобы третьего лица о включении надбавок в общий размер заработной платы, который не может быть ниже минимального размера, определенного законом, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из вышеизложенного допускается установление в размере менее минимального размера оплаты труда только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (Определение Верховного Суда Российской Федерации № 93-КГПР13-2 от 30.08.2013).

 Довод ответчика о том, что статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации к местностям с особыми климатическими условиями, в отношении которых применяется начисление районных коэффициентов, отнесены только районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, является несостоятельным, поскольку законодательство Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации, не определяет перечень местностей с особыми климатическими условиями.

 На территории Российской Федерации в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и принятых в их развитие правовых актов Российской Федерации, устанавливающих повышенную оплату труда лиц, работающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других местностях с особыми климатическими условиями. В данном случае, как указано выше, применение районных коэффициентов предусмотрено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 и Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».

 Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

 Таким образом, вышеприведенное Постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению, как не противоречащее нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

 Нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных, в частности, в Родинском районе Алтайского края, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не утратили силу в связи с внесением изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.

 Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы, которая равна минимальному размеру оплаты труда, а начисляется сверх указанного размера заработной платы.

 Ссылка третьего лица на противоположную практику судов общей юрисдикции Алтайского края не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.

 Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность постановленного судом решения, жалоба не содержит.

 Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.

 Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

 ОПРЕДЕЛИЛА:

 Апелляционную жалобу третьего лица Комитета по образованию администрации Родинского района на решение Родинского районного суда Алтайского края от 07 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.

 Председательствующий:

 Судьи: