Судья Терпугова Ю.В.
Дело № 33-8329/2023 (2-101/2022)
22RS0038-01-2023-000088-02
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 сентября 2023 года город Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего | Шторхуновой М.В., |
судей | Масликовой И.Б., Амана А.Я., |
при секретаре | Тенгерековой Л.В., |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца С.И. на решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 25 июля 2023 года по гражданскому делу
по иску С.И. к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю о признании решения незаконным и возложении обязанности включить периоды работы в общий страховой стаж,
Заслушав доклад судьи Масликовой И.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА
С.И. обратился в суд с иском к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Алтайскому краю и просил включить в общий страховой стаж периоды работы в должности директора ООО КФХ «Пентакли» с 06.03.1997 по 31.03.1997, с 01.01.1998 по 30.09.1998, с 01.11.1998 по 31.12.2000, с 01.01.2002 по 24.02.2003, а также просил возместить судебные расходы.
В обоснование требований указано, что в спорные периоды он занимал в ООО КФХ «Пентакли» должность директора. При этом ООО своевременно уплачивало страховые взносы, но за истечением времени бухгалтерские документы не сохранились, между тем, он в период с 06.03.1997 по 24.02.2003 непрерывно работал в ООО и частично его стаж включен в страховой.
Решением Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 25 июля 2023 года отказано в удовлетворении иска.
С решением суда не согласился истец и в апелляционной жалобе просит отменить его и удовлетворить требования истца в полном объеме, ссылаясь на те же обстоятельства, которые выступили поводом для обращения в суд. Обращает внимание, что в спорные периоды он не был зарегистрирован как глава КФХ и ИП, а являлся штатной единицей КФХ, занимая должность директора, в связи с чем полагает неправомерным применение судом положений ст.25 Закона РФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Также судом не дано оценки сведениям об уплате КФХ ЕСН за 2002 год, что по смыслу ст.29 Закона «О трудовых пенсиях» приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд, в связи с чем судом неправомерно отказано в удовлетворении иска в части включения в стаж периода с 01.01.2022 по 31.12.2002.
Настаивает, что с учетом ранее включения в страховой стаж период общей продолжительностью 3 года 6 месяцев 2 дня (с 09.04.1997 по 10.10.1999 и с 01.01.2001 по 31.12.2001, у ответчика имелись сведения об уплате страховых взносов, которые были впоследствии им исключены умышленно.
Ответчиком представлены возражения на жалобу, в которых просит изложенные в ней доводы отклонить.
В суде апелляционной инстанции истец и его представитель доводы жалобы поддержали.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции также не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. С учетом положений ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, на основании ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Выслушав истца и его представителя, изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив данные доводы, а также доводы возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
По общему правилу право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону) (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Страховой стаж - учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В разъяснениях, содержащихся в абзаце 3 пункта 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", установлено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 этого Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях").
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Согласно пункту 4 Правил при подсчете страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что в трудовой книжке истца имеются записи следующего содержания: 06.03.1997 на основании приказа № 1 от 06.03.1997 он был назначен главой ООО КФХ «Пентакли», 20.03.2003 уволен по собственному желанию на основании приказа № 5 от 20.03.2003.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ ООО ФКХ «Пентакли» осуществляло деятельность в период с 06.03.1997 по 24.02.2003, учредителем является С.И., он же являлся руководителем и директором.
В качестве застрахованного лица истец зарегистрирован 11.10.1999 года.
Согласно акту расчетов плательщика страховых взносов с Филиалом № 2 АРО ФСС по состоянию на 01.01.2001 относительно ООО ФКХ «Пентакли», где на дату 25.01.2001 указано об отсутствии у ООО какой-либо задолженности по платежам.
По информации архивного отдела администрации Панкрушихинского района документы ООО КФХ «Пентакли» на хранение в архивный отдел не поступали.
29.09.2022 решением ответчика С.И. отказано в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета, поскольку факт уплаты и начисления страховых взносов за периоды с 06.03.1997 по 31.03.1997, с 01.01.1998 по 30.09.1998, с 01.11.1998 по 31.12.2000, с 01.01.2002 по 24.03.2003 отсутствует, при этом в страховой стаж включены периоды работы с 01.04.1997 по 31.12.1997, с 01.10.1998 по 31.10.1998, с 01.01.2001 по 31.12.2001 в качестве главы КФХ.
Согласно сведениям индивидуального лицевого счета С.И., стаж, учитываемый для назначении пенсии составляет 21 год 9 месяцев 26 дней, величина ИПК 22.392 по состоянию на 1.10.2022.
Отказывая в удовлетворении исковых требований С.И., суд указал на то, что истцом не представлено надлежащих доказательств уплаты им страховых взносов в спорные периоды.
Судебная коллегия не находит оснований не согласиться с указанными выводами суда первой инстанции.
Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона N 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 1 ст. 11 Федерального закона N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п.2 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Ранее действующее законодательство, также устанавливало возможность включения в трудовой стаж только периодов индивидуальной трудовой деятельности в качестве предпринимателя, за которые уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, изложенным в п. 9 Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", судам следует иметь в виду, что уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (п.2 ст.29 Федерального закона N 173-ФЗ).
При этом неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пунктом 1.2 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначений пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 4 октября 1991 г. N 190, предусмотрено, что с 1 января 1991 г. время работы лиц, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, а также лиц, занимающихся трудовой деятельностью на условиях индивидуальной или групповой аренды, устанавливается по справкам об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР.
В соответствии с Определением Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 г. N 211-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Протасова на нарушение его конституционных прав положениями подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 14 и статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, т.е. не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.
Доводы жалобы о том, что истец не являлся главой КФХ, опровергаются выпиской из ЕГРЮЛ и иными материалами дела, из которых следует, что в спорные периоды времени именно С.И. являлся учредителем и главой КФХ «Пентакли», в связи с чем, являясь одновременно директором и учредителем предприятия, именно на истце как на руководителе юридического лица лежала обязанность по соблюдению законодательства по уплате предприятием страховых взносов в соответствии с требованиями статьи 8 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (действовавшей в спорный период работы истца), которую он должен был исполнять надлежащим образом.
Доводы жалобы об отсутствии регистрации в качестве главы КФХ или индивидуального предпринимателя, в свете вышеизложенного, основаны на неправильном толковании норм права.
Согласно ст.23 Гражданского кодекса Российской Федерации глава крестьянского (фермерского) хозяйства, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, признается предпринимателем с момента государственной регистрации крестьянского (фермерского) хозяйства. Более того, согласно ст.7 Закона об обязательном пенсионном страховании наряду с индивидуальными предпринимателями члены крестьянских (фермерских) хозяйств являются застрахованными лицами, на которых в соответствии с Законом распространяется обязательное пенсионное страхование.
Таким образом, нормы законодательства, регулирующие правоотношения в системе обязательного пенсионного страхования, приравнивают глав крестьянских (фермерских) хозяйств для целей уплаты страховых взносов в виде фиксированного платежа к индивидуальным предпринимателям. При этом установленный порядок действует независимо от того, когда и в какой форме создано крестьянское (фермерское) хозяйство, что отвечает принципу равенства субъектов обязательного пенсионного страхования (ст. 3 НК РФ, применяемого в соответствии со ст. 2 Закона об обязательном пенсионном страховании), в связи с чем доводы апелляционной жалобы об обратном признаются судебной коллегией несостоятельными.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 04.12.2007 г. N 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (ст. 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25.09.1992 г. N 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований ст. 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
На основании пункта 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации 24 июля 2002 г. N 555, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.
Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами: взносов на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. - документами финансовых органов или справками архивных учреждений; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и после 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации; единого социального налога (взноса) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. документами территориальных налоговых органов; единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Согласно пункту 6 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении названных Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г., уплата единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности. Уплата следующих обязательных платежей подтверждается:
а) взносы на государственное социальное страхование за период до 1 января 1991 г. документами финансовых органов или справками архивных учреждений;
б) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за период до 1 января 2001 г. и с 1 января 2002 г. - документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;
в) единый социальный налог (взнос) за период с 1 января по 31 декабря 2001 г. документами территориальных налоговых органов;
г) единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности - свидетельством и иными документами, выданными территориальными налоговыми органами.
Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выданными территориальными налоговыми органами в установленном порядке (п. 20 Правил).
В соответствии с действующим в спорный период пенсионным и налоговым законодательством истец, как лицо, занимающееся индивидуальной предпринимательской деятельностью, при уплате им налога на доходы физических лиц должен был уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации самостоятельно в сроки, предусмотренные Законом Российской Федерации "О подоходном налоге с физических лиц" и Инструкцией Государственной налоговой службы Российской Федерации от 26 мая 1995 г. N 35 "По применению Закона Российской Федерации "О подоходном налоге на физических лиц", либо при переходе на уплату единого налога на вмененный доход - мог перечислять указанные взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации путем уплаты этого налога.
В соответствии с нормами законодательства, регулирующими порядок уплаты страховых взносов, физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (в том числе, индивидуальные предприниматели), осуществляют уплату страховых взносов не позднее 31 декабря текущего года.
Таким образом, положения как ныне действующего законодательства, так и ранее, регулирующего спорные правоотношения, возможность учета предпринимательской деятельности в страховой стаж ставят в зависимость от уплаты гражданином страховых взносов в период осуществления этой деятельности.
Следовательно, период осуществления предпринимательской деятельности до 1 января 2002 г. учитывается в страховой стаж на основании справки, подтверждающей уплату страховых взносов в ПФР, либо на основании сведений налогового органа об уплате ЕСН, а после 1 января 2002 г. - по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года N 7-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов" положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", устанавливающие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов и адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3) (пункт 1). Положения Федерального закона от 8 января 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год", как воспроизводящие нормы Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", признанные данным Постановлением не соответствующими Конституции Российской Федерации, должны быть пересмотрены в установленном порядке (пункт 3). Указанные в пункте 3 резолютивной части Постановления положения Федерального закона от 8 января 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" по истечении шести месяцев с момента провозглашения данного Постановления не подлежат применению.
Пунктом 1 определения Конституционного Суда Российской Федерации от 26 ноября 1998 года N 144-О "О разъяснении Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 24 февраля 1998 года по делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год" установлено, что пунктом 1 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год", установившие для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов тариф страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов от суммы заработка (дохода), признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2) и 55 (части 2 и 3).
В пункте 5 этого определения указано, что согласно пунктам 3 и 4 резолютивной части разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации положения Федерального закона от 8 января 1998 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год", воспроизводящие признанные неконституционными положения о тарифе страховых взносов на 1997 год для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов, в соответствии с частью третьей статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" должны быть пересмотрены в установленном порядке; при этом Конституционный Суд Российской Федерации, исходя из статьи 128 Конституции Российской Федерации и руководствуясь статьей 80 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", указал, что по истечении шести месяцев с момента провозглашения Постановления Конституционного Суда Российской Федерации они не подлежат применению. В течение этого срока законодателю надлежало урегулировать данные отношения.
Принимая такое решение, Конституционный Суд Российской Федерации исходил, в частности, из того, что объем страховых взносов закреплен в доходной части бюджета Российской Федерации, определяемой на основе федерального закона о бюджете Российской Федерации, который не был и не мог быть предметом рассмотрения по данному делу, и потому до момента его отмены или изменения является действующим. В силу этого при отсутствии необходимого правового регулирования индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, а также адвокаты обязаны были уплачивать до 24 августа 1998 года страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации в размере 28 процентов заработка (дохода). После же установления законодателем тарифа страховых взносов на 1998 год, согласно разъясняемому Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации, суммы страховых взносов, излишне уплаченные названными категориями с заработка (дохода) за 1998 год, подлежат зачету в счет будущих платежей.
После 24 августа 1998 года, т.е. по истечении шести месяцев с момента провозглашения разъясняемого Постановления Конституционного Суда Российской Федерации, положения Федерального закона от 8 января 1998 года о тарифе страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, взимаемых с заработка (дохода) индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, а также адвокатов, утратили силу. Поскольку законодатель не осуществил должное правовое регулирование, в настоящее время взимание страховых взносов с перечисленных категорий плательщиков не имеет законных оснований.
Таким образом, страховые взносы, уплаченные индивидуальным предпринимателем в Пенсионный фонд Российской Федерации после 24 февраля 1998 года без указания периода, за который они уплачены, подлежали зачету в счет текущих и будущих платежей, то есть за 1998 или 1999 годы.
Кроме того, в связи с отсутствием правового регулирования за период с 25 августа 1998 года по 31 декабря 1998 года не подлежали уплате страховые взносы, однако указанное обстоятельство не является основанием в том числе для удовлетворения иска в указанной части, поскольку установлено, что сведения по форме 2-НДФЛ за указанный период в отношении С.И. отсутствуют, следовательно, включение в страховой стаж периода с 25.08.1998 по 30.09.1998 и с 01.11.1998 по 31.12.1998, на размер пенсии истца не повлияет, ввиду отсутствия сведений о размере его заработной платы.
Учитывая требования закона, само по себе внесение записей в трудовую книжку о трудовой деятельности работника в отсутствие сведений о начислении заработной платы в период с не влечет корректировку сведений индивидуального (персонифицированного) учета о страховом стаже с последующей корректировкой величины индивидуального пенсионного коэффициента, поскольку размер страховой пенсии по старости при обращении гражданина за назначением страховой пенсии по старости должен определяется пенсионным органом с учетом заработка (дохода), который фактически получал гражданин в период своей трудовой (иной общественно полезной) деятельности, предшествующий назначению пенсии. Право выбора наиболее выгодного периода работы, из которого для определения размера пенсии подлежит учету среднемесячный заработок, принадлежит гражданину.
Вместе с тем, установлено, что за период с 01.01.1998 по 31.12.2000 ООО КФХ «Пентакли» не производило уплату страховых взносов вообще, соответственно, не имеется оснований говорить о зачете уплаченных в 1998 году взносов в счет платежей за 1998 и 1999 годы, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований о включении в страховой стаж периода деятельности истца в качестве индивидуального предпринимателя с 06.03.1997 по 31.03.1997, с 01.01.1998 по 30.09.1998, с 01.11.1998 по 31.12.2000, с 01.01.2002 по 24.02.2003, поскольку истцом в нарушение ст.56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено доказательств об уплате страховых взносов за указанный период, а в силу требований ст. 89 Закона Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" в общий трудовой стаж индивидуальным предпринимателям засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Доводы о том, что отсутствует задолженность по страховым взносам и налогам, а также ссылка на свидетельские показания, также подлежат отклонению, поскольку в соответствии со ст.60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами, факт уплаты страховых взносов и налога в данном случае подтверждается только сведениями компетентных органов, либо первичными документами.
Исходя из положений ч.1 ст.55, ст.ст.59, 60, 67, 68 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, фактических обстоятельств дела, суд первой инстанции дал надлежащую оценку представленным истцом доказательствам и при отсутствии документального подтверждения факта уплаты страховых взносов за спорные периоды, пришел к верному выводу о том, что требования истца о включении спорных периодов работы в качестве индивидуального предпринимателя в страховой стаж не основаны на законе и удовлетворению не подлежат.
Доводы апеллянта о том, что страховые взносы были им уплачены за спорные периоды, опровергаются имеющимися в материалах дела сведениями территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации о том, что по страхователю ООО «Пентакли» не учтен факт уплаты за 2002 год, так как за данный период не представлены отчетные формы индивидуальных сведений о трудовом стаже, заработке (вознаграждении), доходе, начисленных и уплаченных страховых взносах.
По делу установлено, что ООО «Пентакли» состояло на регистрационном учете в Пенсионном фонде с 06.03.1997 по 24.03.2003, за периоды с 06.03.1997 по 31.03.1997, 01.01.1998 по 31.12.2000, 01.01.2002 по 23.03.2003 ООО не производило уплату страховых взносов за наемных работников, сведения по персонифицированному учету за наемных работников за отчетные периоды с 1998 по 2003 годы не предоставляло.
Из ответов МИФНС № 4 следует, что ООО КФХ «Пентакли» не производило отчислений страховых взносов и не предоставляло сведений о доходах по форме 2-НДФЛ в отношении физического лица С.И. за период с 06.03.1997 по 24.03.2003. Сохранились данные о начислении и уплате за 2002 г. ООО КФХ «Пентакли» ЕСН в ФБ, ФСС, ФФОМС.
При этом, вопреки доводам жалобы, судебная коллегия соглашается с решением суда в части отказа в удовлетворении иска о включении в стаж и периода с 01.01.2002 по 31.12.2002, не смотря на уплату в указанный период ЕСН, исходя из следующего.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при применении настоящего Федерального закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 01 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу настоящего Федерального закона, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Исходя из разъяснений, изложенных в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 года, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу Федерального закона N 173-ФЗ, приравнивается к уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Таким образом, исходя из приведенных положений пенсионного законодательства, основанием для включения периода работы в качестве индивидуального предпринимателя в страховой стаж является уплата до 01 января 2002 года единого налога на вмененный доход, с 01 января 2002 года уплата страховых взносов в Пенсионный фонд, однако такой уплаты со стороны истца не было.
Кроме того, отвечая на доводы жалобы в данной части, коллегия отмечает, что с принятием Федеральных законов от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" и от 31 декабря 2001 года N 198-ФЗ "О внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах" уплачиваемый индивидуальными предпринимателями единый социальный налог был модифицирован, часть налога с начала 2002 года стала полностью направляться на бюджетное финансирование выплат базовой части пенсии.
Одновременно с изменением единого социального налога в Российской Федерации была введена система обязательного пенсионного страхования, предусматривающая уплату в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации специальных страховых взносов на финансирование страховой и накопительной частей пенсии застрахованных лиц.
В Определении от 05 февраля 2004 года N 28-О Конституционный Суд Российской Федерации указал, что с введением системы обязательного пенсионного страхования страховые взносы приобрели иную социально-правовую природу, в отличие от налога, платежи которого не имеют адресной основы, характеризуются индивидуальной безвозмездностью, безвозвратностью и не персонифицируются в бюджет, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование отвечают признакам возмездности и возвратности, поскольку при поступлении в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации персонифицируются в разрезе каждого застрахованного лица и учитываются на индивидуальных лицевых счетах, открытых каждому в органах Пенсионного фонда Российской Федерации, причем учтенные на индивидуальном лицевом счете страховые взносы формируют страховое обеспечение, которое выплачивается застрахованному лицу при наступлении страхового случая (при достижении пенсионного возраста, наступлении инвалидности, потере кормильца), а величина выплат будущей пенсии напрямую зависит от суммы накопленных страховых взносов на индивидуальном лицевом счете, которые за период трудовой деятельности лица уплачивались страхователями.
Сам размер страховых взносов в виде фиксированного платежа, которые индивидуальные предприниматели с 01 января 2002 года стали обязанными уплачивать в Пенсионный фонд Российской Федерации, был определен Федеральным законом от 29 мая 2002 года N 57-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации", составил 150 руб. в месяц.
В силу ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" суммы страховых взносов, поступившие за застрахованное лицо в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются на его индивидуальном лицевом счете по нормативам, предусмотренным настоящим Федеральным законом и Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Судом первой инстанции обоснованно учтены положения ст. 29.1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-Ф "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", согласно которой сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле, одной из составляющих которой является сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 года.
Коллегия также считает необходимым отметить, что в статье 3 Закона от 15.12.2001 г. "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" страховые взносы на обязательное пенсионное страхование определяются как индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет Пенсионного фонда и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете.
В силу ст.234 НК РФ, действовавшей на момент спорных правоотношений, единый социальный налог предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование) и медицинскую помощь.
Согласно ст.20 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" расчетный пенсионный капитал формируется из общей суммы страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Из смысла указанных положений Федерального закона следует, что страховые взносы и иные поступления за застрахованное лицо, поступившие в Пенсионный фонд Российской Федерации, учитываются с 1 января 2002 года, из чего следует, что вопреки доводам жалобы, уплата единого социального налога с 01 января 2002 года не приравнивается к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.
С учетом правовой позиции, выраженной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 04 марта 2004 года N 49-О, Информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11 августа 2004 года N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании", судебная коллегия при разрешении настоящего спора исходит из обязанности С.И. за 2002 год произвести уплату страховых взносов в Пенсионный фонд в виде фиксированного платежа, однако в справке ответчика, предоставленной суду, указано, что за 2002 год страховые взносы не уплачивались, что истцом не оспаривалось в том числе и в ходе разбирательства по делу, в связи с чем указание ИФНС об уплате ЕСН в 2002 году в качестве факта уплаты взносов не может быть расценено, поскольку в том числе по смыслу ранее приведенных положений законодательства, связанных с произошедшими изменениями с 01 января 2002 года, отражению на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица подлежат не суммы уплаченного единого социального налога пусть даже в доле, направляемой на бюджетное финансирование базовой части пенсии, а уплаченных страховых взносов в виде фиксированного платежа.
Ссылка в жалобе на отсутствие задолженности по налоговым платежам, не может служить основанием к отмене решения, поскольку указанное обстоятельство не подтверждает исполнение индивидуальным предпринимателем обязанности по уплате налогов, страховых взносов.
Поскольку страховые взносы в виде фиксированного платежа за 2002 год С.И. не уплачивались, правовые основания для самостоятельного учета органом пенсионного обеспечения платежей по единому социальному налогу в какой-либо сумме в счет исполнения обязанности по уплате страховых взносов отсутствовали. Сведений о том, что по единому социальному налогу имелась переплата, в материалах дела также отсутствует, как и не имеется сведений о проведении зачета переплаты по единому социальному налогу в счет уплаты страховых взносов. Кроме того, такой зачет производится в порядке и в сроки, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации.
Доводы жалобы о произвольном исключении периодов работы из страхового стажа истца в связи с изложенным подлежат отклонению.
При указанных обстоятельствах отсутствуют основания для отмены оспариваемого решения по доводам апелляционной жалобы истца.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права, способных повлиять на законность и обоснованность обжалуемого решения, судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 25 июля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца С.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение составлено 27.09.2023.