НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 26.04.2016 № 33А-4789/16

Судья Балаба Т.Ю. Дело № 33а-4789/16

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

26 апреля 2016 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кулеш О.А.

судей Новиковой Н.В., Зацепина Е.М.,

при секретаре Усачевой К.Н.,

с участием прокурора Текутьевой Я.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора города Бийска на решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 января 2016 года по административному делу по административному иску прокурора города Бийска к администрации города Бийска о признании нормативного правового акта не действующим полностью.

Заслушав доклад судьи Зацепина Е.М., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

прокурор города Бийска обратился в суд с административным иском к администрации города Бийска о признании противоречащим закону и не действующим Порядка назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц, утвержденного постановлением администрации города Бийска от 19 июня 2015 года № 1163 (далее – Порядок).

Заявленные требования обоснованы тем, что данный нормативный правовой акт противоречит федеральному законодательству. Так согласно п. 1 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах имущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Исходя из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлениях от 21 марта 1997 года № 5-П, от 28 марта 2000 года № 5-П, от 19 июня 2002 года № 11-П, от 27 мая 2003 года № 9-П, освобождение от уплаты налогов по своей природе льгота, является исключением из вытекающих из Конституции принципов всеобщности и равенства налогообложения, в силу которых каждый обязан платить законно установленный налог с соответствующего объекта налогообложения; льготы всегда носят адресный характер, и их установление относится к исключительной прерогативе законодателя. В силу абз. 3 п. 3 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представленных органов муниципальных образований о налогах. По смыслу ч. 6 ст. 407 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые льготы начисляются и выплачиваются налоговым органом. Ссылаясь на вышеприведенные нормы, считает, что издание муниципального правового акта, устанавливающего порядок и сроки предоставления малоимущим гражданам преимуществ в виде компенсации расходов по уплате налога на имущество физических лиц, относится к исключительной компетенции представительных органом муниципальных образований. В связи с чем, утвердив Порядок, администрация г. Бийска вышла за рамки своих полномочий.

В качестве заинтересованного лица к участию в деле привлечено МКУ «Финансовое управление администрации города Бийска».

Решением Бийского городского суда Алтайского края от 18 января 2016 года в удовлетворении административного иска отказано.

В апелляционном представлении прокурор города Бийска просит отменить решение суда и принять по делу новое решение, которым удовлетворить требования прокурора, ссылаясь на доводы, изложенные в административном иске. Дополнительно ссылается на то, что вывод суда о наличии у администрации города компетенции по установлению выплат социального характера противоречит действующему законодательству, в частности, п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации, ч. 4.1 ст. 20 Федерального закона «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 45, п. 3 ст. 62 Устава муниципального образования город Бийск.

В возражениях на апелляционное представление представители администрации города Бийска и МКУ «Финансовое управление администрации города Бийска» просят оставить решение суда без изменения.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционного представления в соответствии со ст. 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, выслушав прокурора Текутьеву Я.В., поддержавшую апелляционное представление, представителей администрации города Бийска Трофимову В.А., МКУ «Финансовое управление администрации города Бийска» Кулакову Л.В., возражавших против удовлетворения представления, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что постановление администрации города Бийска от 19 июня 2015 года № 1163 принято уполномоченным органом и не противоречит законодательству, имеющему большую юридическую силу.

Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда, основанном на законе и фактических обстоятельствах дела.

В соответствии с ч. 5 ст. 20 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе осуществлять расходы за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) на осуществление полномочий, не переданных им в соответствии со статьей 19 настоящего Федерального закона, если возможность осуществления таких расходов предусмотрена федеральными законами.

Органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования (за исключением финансовых средств, передаваемых местному бюджету на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Согласно ст. 34 Устава муниципального образования город Бийск Алтайского края, принятого решением Думы города Бийска от 23 июня 2005 года № 250 (далее – Устав), администрация города является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления и наделена настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями по осуществлению отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Алтайского края.

К полномочиям Администрации города в социальной сфере относится оказание в пределах своих полномочий помощи в охране материнства и детства, улучшение жизни многодетных семей, семей, потерявших кормильца, семей с детьми-инвалидами, развитие системы социальных, медико-социальных, психолого-педагогических и правовых услуг, оказываемых нуждающимся семьям с детьми (ст. 45 Устава).

В силу п. 1 ст. 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

Порядок принятия решений о разработке муниципальных программ и формирования и реализации указанных программ устанавливается муниципальным правовым актом местной администрации муниципального образования.

Постановлением администрации города Бийска от 29 декабря 2012 года № 3653 утверждена муниципальная программа «Дополнительные меры социальной поддержки населения и оказание адресной социальной помощи отдельным категориям граждан в городе Бийске» на 2013 - 2015 годы (далее – муниципальная программа).

Согласно разделу 3 муниципальной программы при реализации мероприятия «Выплата социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц» (цель – «Оказание социальной помощи гражданам для обеспечения доступности транспортных, коммунальных услуг, в виде предоставления подписки на периодическое издание и компенсации расходов на уплату налога на имущество физических лиц»; задача – «Компенсация расходов по уплате налога на имущество для физических лиц отдельным категориям граждан») планируется компенсировать расходы малоимущим гражданам, относящимся к определенным Думой города Бийска категориям, по уплате налога на имущество физических лиц.

Реализация муниципальной программы является расходным обязательством муниципального образования город Бийск.

Финансовое обеспечение реализации мероприятий муниципальной программы планируется осуществлять за счет средств бюджета города Бийска, предусмотренных на данные цели (раздел 4 муниципальной программы).

Статьей 3 решения Думы города Бийска от 18 декабря 2014 года № 484 «О бюджете города на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» утвержден перечень публичных нормативных обязательств на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов (приложение № 11) и общий объем бюджетных ассигнований, направляемых на исполнение публичных нормативных обязательств на 2015 год, в сумме <...> тыс. рублей.

Пунктом 3 названного приложения в перечень публичных нормативных обязательства включена компенсация расходов по уплате налога на имущество физических лиц малоимущими гражданами.

ДД.ММ.ГГ администрацией города Бийска принято постановление № 1163 «О социальном пособии для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц», которым утвержден Порядок назначения и выплаты социального пособия для компенсации расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц.

Указанное постановление опубликовано в газете «Муниципальный вестник» № 21 (422) от 01 июля 2015 года.

Учитывая, что администрация города Бийска обладает полномочиями в социальной сфере, постановление от 19 июня 2015 года № 1163 принято в целях реализации муниципальной программы, предусматривающей ее финансирование за счет бюджета муниципального образования, то судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что оспариваемое прокурором постановление принято в пределах компетенции администрации города Бийска, порядок опубликования муниципального правового акта соблюден.

Довод апелляционного представления о том, что компенсация расходов малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц представляет собой налоговую льготу, которая может быть установлена только представительным органом муниципального образования, не принимается во внимание по следующим основаниям.

В соответствии с п. 4 ст. 12 Налогового кодекса Российской Федерации местными налогами и сборами признаются налоги и сборы, которые установлены настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено настоящим пунктом и пунктом 7 настоящей статьи.

Статьей 15 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц отнесен к местным налогам. Налоговые льготы по уплате налога на имущество физических лиц установлены статьей 407 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с п.п.1, 3 ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Льготы по местным налогам устанавливаются и отменяются настоящим Кодексом и (или) нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя о налогах).

Согласно ст. 1 Налогового кодекса Российской Федерации законодательство о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах, законов субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Оспариваемое постановление администрации города Бийска от 19 июня 2015 года № 1163 устанавливает порядок и условия предоставления компенсационных выплат отдельным категориям малоимущих граждан по уплате налога на имущество физических лиц и не относится к актам законодательства о налогах и сборах. Указанные компенсационные выплаты являются дополнительными мерами социальной поддержки отдельных категорий граждан, финансирование расходов по их предоставлению является расходным обязательством городского округа – города Бийска Алтайского края.

Таким образом, предоставление компенсационных выплат, указанных в оспариваемом Порядке, не регулируется положениями налогового законодательства, не устанавливает льгот по уплате налога на имущество физических лиц в смысле статьи 56 Налогового кодекса Российской Федерации, в связи с чем налоговому законодательству не противоречит.

Поскольку компенсационные выплаты по уплате налога на имущество физических лиц являются дополнительными, установлены органом местного самоуправления вне зависимости от наличия указаний в федеральных законах, за счет средств бюджета города, то администрация города Бийска была вправе самостоятельно определить формы, порядок и условия предоставления мер социальной поддержки, а именно, предоставить компенсационные выплаты по уплате налога на имущество физических лиц определенным категориям малоимущих граждан в отношении жилых и нежилых помещений, не используемых для коммерческой деятельности.

Ссылка в жалобе на противоречие оспариваемого постановления администрации города Бийска части 4.1 статьи 20 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» несостоятельно, поскольку установлено, что постановление администрации города Бийска от 19 июня 2015 года № 1163 принято в соответствии с частью 5 статьи 20 названного Федерального закона, предусматривающей право органов местного самоуправления устанавливать за счет средств бюджета муниципального образования дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.

Судом правильно применены нормы материального права, существенных процессуальных нарушений по делу не установлено, в связи с чем оснований для удовлетворения апелляционного представления судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского городского суда Алтайского края от 18 января 2016 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора города Бийска – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи