Судья Малешева Л.С. Дело № 33-6665/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 июля 2018 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.
судей Тертишниковой Л.А., Диденко О.В.,
при секретаре Рогожиной И.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о признании действий незаконными, возложении обязанности
по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2018 года.
Заслушав доклад судьи Тертишниковой Л.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края (далее – УПФР в г. Барнауле, пенсионный орган), просила признать незаконными действия ответчика по исключению должности бухгалтера бухгалтерии <данные изъяты> из Перечня рабочих мест и поименного списка учреждения; обязать включить в списки к Перечню рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии работников <данные изъяты>, должность бухгалтера бухгалтерии с ДД.ММ.ГГ и восстановить в поименном списке.
В обоснование заявленных требований указано, что ФИО1 с ДД.ММ.ГГ работает в <данные изъяты> в должности бухгалтера бухгалтерии. С ДД.ММ.ГГ по настоящее время осуществляет трудовую деятельность, связанную с постоянной и непосредственной занятостью на работах с осужденными. Согласно должностной инструкции в непосредственные обязанности, в том числе входит: вести лицевые карточки по каждому осужденному; в течение рабочего дня обеспечить продажу промышленных и продовольственных товаров в магазине для осужденных согласно лицевым счетам осужденных; своевременно осуществлять зачисление заработной платы, пенсий и других средств осужденных на лицевые счета осужденных; своевременно перечислять денежные средства осужденных по письменным заявлениям, подписанным начальником учреждения, своевременно и в полном объеме подготавливать информацию о наличии денежных средств осужденных на их лицевых счетах, своевременно ознакамливать осужденных под роспись о поступлении либо списании денежных средств с их лицевого счета; принимать участие в проведении годовой инвентаризации товарно-материальных ценностей, а также при проведении внезапных проверок (согласно графику) по указанию главного бухгалтера.
<данные изъяты> ежеквартально предоставляло отчет в УПФР в <адрес> рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Актом УПФР в г. Барнауле от 06.09.2016 № 61, вынесенным по результатам документальной проверки достоверности индивидуальных сведений застрахованных лиц в части специального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости (по возрасту) в связи с особыми условиями труда, за 2014-2015 гг., из Перечня рабочих мест и поименного списка на основании Отчета о проведении специальной оценки труда от 10.12.2014 и карт № 1, № 21, специальной оценки условий труда была исключена, в том числе должность бухгалтера. Пенсионный орган указал, что с даты утверждения отчета о проведении специальной оценки труда к должности бухгалтера не применяется льготное пенсионное обеспечение, на основании результатов проведенной в учреждении специальной оценке условий труда, в котором поставлен 2 (допустимый) класс условий труда.
Ссылаясь на ч. 6, ч. 7 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85 «Об утверждении списка работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда», полагает, что действия ответчика незаконны. В 2017 году <данные изъяты> пыталось во внесудебном порядке защитить права истицы, но получило официальный отказ от УПФР в <адрес> с указанием о том, что ФИО1 не пользуется с даты утверждения отчета о результатах специальной оценки правом на досрочное назначение страховой пенсии.
Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 17.05.2018 исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными действия УПФР в г. Барнауле по исключению должности бухгалтера бухгалтерии <данные изъяты> из Перечня рабочих мест, профессий и должностей <данные изъяты>, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии по старости. На УПФР в <адрес> возложена обязанность скорректировать Перечень рабочих мест, профессий и должностей <данные изъяты>, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включив должность бухгалтера бухгалтерии с ДД.ММ.ГГ. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано. С УПФР в <адрес> в пользу ФИО1 взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В апелляционной жалобе УПФР в <адрес> просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в иске в полном объеме. Жалоба мотивирована тем, что предоставление сведений о застрахованных лицах, в том числе их корректировка, не входит в компетенцию пенсионного органа. Пенсионный фонд проверяет только достоверность предоставляемых работодателем сведений. Акт УПФР в <адрес> от ДД.ММ.ГГ*** касался двух работников – Г.Н.Е. и Д.В.М., указанный документ не имеет отношение к истице. При этом <данные изъяты> индивидуальные сведения по ФИО1 за периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ изначально предоставлялись как работа на общих условиях, без кода особых условиях труда. По результатам проведения специальной оценки условий труда занимаемой истцом должности «бухгалтер» установлен второй класс, что относится к допустимым условиям труда, соответственно, в силу ч. 6 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на досрочное назначение пенсии у последнего отсутствует. Поэтому пенсионным органом было обоснованно указано на то, что данную должность необходимо исключить из Перечня рабочих мест с даты, следующей после утверждения отчетов о проведенной специальной оценки условий труда. Вывод суда о том, что специальная оценка условий труда не должна осуществляться в отношении тех должностей, которые на основании норм специального законодательства наделяют лиц, осуществляющих трудовую деятельность по таким должностям, правом на досрочное назначение пенсии, противоречит положениям Федерального закона «О страховых пенсиях». Кроме того, судом не учтено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГ г.р., не достигла пенсионного возраста, и оценка ее пенсионных прав УПФР в г. Барнауле не производилась, право на назначении пенсии не нарушалось. При переводе истца на должность бухгалтера бухгалтерии специальная оценка условий труда на указанном рабочем месте уже была произведена, и работодатель обязан был уведомить работника о данном факте и о том, что право на досрочное назначение пенсии на данном рабочем месте отсутствует.
В возражениях на апелляционную жалобу истец ФИО1, третье лицо <данные изъяты> просят решение суда оставить без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец ФИО1 и представитель третьего лица <данные изъяты>Ш.А.А. просили оставить без удовлетворения апелляционную жалобу ответчика.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы по правилам ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия находит решение подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).
В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Аналогичные положения закреплены в ст. 36 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В силу пп. «к» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» в целях реализации ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, которые были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, применяется Список работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 № 85.
Согласно названному Списку правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все рабочие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, руководители, специалисты и служащие, постоянно и непосредственно занятые на работах с осужденными, в том числе бухгалтеры.
Как следует из материалов дела, ФИО1 с ДД.ММ.ГГ принята на работу в <данные изъяты> на должность бухгалтера <данные изъяты> в бухгалтерию, с ДД.ММ.ГГ работает бухгалтером <данные изъяты> бухгалтерии (л.д. 10, 64-73).
В соответствии с п.п. 6, 7 должностной инструкции бухгалтера бухгалтерии <данные изъяты>ФИО1, утвержденной ДД.ММ.ГГ, рабочее место бухгалтера бухгалтерии находится на территории зоны учреждения. В течение всего рабочего дня бухгалтер непосредственно работает с осужденными.
В обязанности бухгалтера бухгалтерии, помимо прочего, входит: вести монографические карточки по каждому осужденному; в течение рабочего дня обеспечивать продажу промышленных и продовольственных товаров в магазине для осужденных согласно лицевым счетам осужденных; ежемесячно, до 15 числа месяца, осуществлять зачисление заработной платы, пенсий и других средств осужденных на их лицевые счета; своевременно перечислять денежные средства осужденных по письменным заявлениям, подписанным начальником учреждения; своевременно и в полном объеме подготавливать информацию о наличии денежных средств осужденных на их лицевых счетах; своевременно направлять денежные средства осужденных по назначению при переводе к новому месту отбывания наказания, или освобождении; принимать участие в проведении годовой инвентаризации товарно-материальных ценностей, а также при проведении внезапных проверок (согласно графику) по указанию главного бухгалтера (п.п. 12-13, 15-19 должностной инструкции).
<данные изъяты> ежеквартально предоставляло в УПФР в <адрес> рабочих мест, наименование профессий и должностей, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение трудовой пенсии. Учреждением в УПФР в <адрес> направлен отчет о работниках занятых на работах с осужденными, в том числе должность: бухгалтер бухгалтерии.
В акте УПФР в <адрес> Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ, вынесенного по результатам документальной проверки достоверности индивидуальных сведений застрахованных лиц в части специального трудового стажа, дающего право на пенсию по старости (по возрасту) в связи с особыми условиями труда, за 2014-2015 гг., дано заключение: индивидуальные сведения за 2014-2015 гг., представленные на застрахованных лиц, имеющих стаж на соответствующих видах работ, соответствуют первичным документам и являются достоверными, за исключением индивидуальных сведений, представленных на Г.Н.Е. (бухгалтер) за 2014 год (1 квартал, 9 месяцев), на Д.В.М. (инженер технического отдела) за 2014 год (9 месяцев, год). Рекомендовано представить в двухнедельный срок с даты вручения акта страхователю корректирующую форму Перечня рабочих мест за отчетный период 2014 года и Поименного списка на Г.Н.Е. и Д.В.М. (л.д. 23).
В справке, являющейся приложением к акту *** от ДД.ММ.ГГ, указано, что в соответствии с картами специальной оценки условий труда для должностей – бухгалтер, заведующий складом, установлен класс условий труда – 2 (допустимый). Результаты специальной оценки условий труда применяются с даты утверждения отчета, и соответственно с этой даты применяются дополнительные тарифы страховых взносов в соответствии с классом условий труда, установленным специальной оценкой условий труда. Необходимо представить корректирующую форму Перечня рабочих мест за отчетный период 2014 (9 месяцев, год), указав дату проведения специальной оценки условий труда по указанным должностям, а также исключить указанные должности со следующей даты после утверждения отчетов о проведенной специальной оценки условий труда (л.д. 24-25).
Рассматривая дело по существу, удовлетворяя исковые требования и возлагая на УПФР в <адрес> обязанность скорректировать Перечень рабочих мест, профессий и должностей <данные изъяты>, занятость на которых дает право застрахованным лицам на досрочное назначение страховой пенсии по старости, включив должность бухгалтера бухгалтерии с ДД.ММ.ГГ, суд исходил из того, что специальная оценка условий труда не должна осуществляться в отношении тех должностей, которые на основании норм специального законодательства наделяют лиц, осуществляющих трудовую деятельность по таким должностям, правом на досрочное назначение пенсии.
Судебная коллегия не может согласиться с такой позицией суда первой инстанции, поскольку она основана на неверном толковании норм материального права.
В ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации закреплена обязанность работодателя обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда.
Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная оценка условий труда является единым комплексом последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» установлено, что специальная оценка условий труда не проводится только в отношении условий труда надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
Разъяснения о том, что специальная оценка условий труда проводится в отношении всех категорий работников, за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями - физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, содержатся и в письме Федеральной службы по труду и занятости от 20.11.2015 № 2628-6-1 «Об условиях труда на рабочем месте»
В письме Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 20.10.2015 № 15-1/ООГ-5597 также указано, что в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда безотлагательной специальной оценке условий труда подлежат рабочие места, на которых ранее не проводилась аттестация рабочих мест либо истек срок действия ее результатов, в том числе работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
Необходимость проведения специальной оценки условий труда в отношении рабочих мест, занятость на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, вытекает и из смысла положений ч. 6 ст. 30 Федерального закона.
Делая вывод о том, что в рассматриваемом случае специальная оценка условий труда не должна проводиться, суд первой инстанции сослался на п. 1 ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда».
Пунктом 1 части 6 статьи 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» предусмотрено, что идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Между тем, идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов является лишь одной из процедур, проводимых в рамках специальной условий труда.
Так, согласно п. 1 Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России от 24.01.2014 № 33н, в рамках проведения специальной оценки условий труда последовательно реализуются следующие процедуры:
1) идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;
2) исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов;
3) отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
4) оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.
В ч. 7 ст. 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» закреплено, что перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных в части 6 данной статьи рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда, исходя из перечня вредных и (или) опасных производственных факторов, указанных в частях 1 и 2 статьи 13 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 8 ст. 10 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» эксперт организации, проводящей специальную оценку условий труда, в целях определения перечня, указанного в части 7 данной статьи, может осуществлять:
1) изучение документации, характеризующей технологический процесс, используемые на рабочем месте производственное оборудование, материалы и сырье, и документов, регламентирующих обязанности работника, занятого на данном рабочем месте;
2) обследование рабочего места;
3) ознакомление с работами, фактически выполняемыми работником на рабочем месте;
4) иные мероприятия, предусмотренные процедурой осуществления идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, согласно методике проведения специальной оценки условий труда.
Таким образом, вывод суда о том, что специальная оценка условий труда не должна осуществляться в отношении тех должностей, которые на основании норм специального законодательства наделяют лиц, осуществляющих трудовую деятельность по таким должностям, правом на досрочное назначение пенсии, основан на неправильном истолковании материального закона.
Более того, как ранее было отмечено, работа с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, как работа, дающая право на досрочное назначение пенсии, указана в п. 17 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях».
Согласно ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» периоды работы, предусмотренные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1 - 18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1 - 18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В силу ст. 14 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс) условия труда.
Из материалов дела следует, что в <данные изъяты> в 2014 году была проведена специальная оценка условий труда, по результатам составлен соответствующий отчет. Согласно карте *** специальной оценки условий труда рабочему месту «Бухгалтер» установлен итоговый класс условий труда – 2 (л.д. 34-39). О результатах оценки условий труда истица ФИО1 была ознакомлена ДД.ММ.ГГ (л.д. 37).
В п. 3 ст. 428 Налогового кодекса Российской Федерации для класса условий труда – 2 установлен нулевой тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, следовательно, в таких случаях дополнительный тариф не уплачивается.
Принимая во внимания положения ч. 6 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также то, что в <данные изъяты><данные изъяты> рабочему месту истца по результатам специальной оценки условий труда установлен 2 класс, который соответствует допустимым условиям труда, действия УПФР в <адрес> по указанию работодателю на исключение данной должности из Перечня рабочих мест, занятость на которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, нельзя признать незаконными.
Выводы суда об обратном не основаны на законе.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» разногласия по вопросам проведения специальной оценки условий труда, несогласие работника с результатами проведения специальной оценки условий труда на его рабочем месте, а также жалобы работодателя на действия (бездействие) организации, проводящей специальную оценку условий труда, рассматриваются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и его территориальными органами, решения которых могут быть обжалованы в судебном порядке.
Работодатель, работник, выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников вправе обжаловать результаты проведения специальной оценки условий труда в судебном порядке (ч. 2 ст. 26 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»).
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что истица ФИО1, ДД.ММ.ГГ г.р., в настоящее время не достигла пенсионного возраста, следовательно, ее право на досрочное назначение страховой пенсии по старости не нарушено.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы ответчика являются обоснованными, оспариваемое решение подлежит отмене.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края удовлетворить.
Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 17 мая 2018 года отменить.
Принять новое решение.
Иск ФИО1 к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Барнауле Алтайского края о признании действий незаконными, возложении обязанности оставить без удовлетворения в полном объеме.
Председательствующий:
Судьи:
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>