Судья Купальцева Е.В. Дело № 33а-8192/2023
УИД 22RS0065-02-2022-008117-26
№ 2а-1458/2023 (в 1 инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
24 октября 2023 года г.Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Скляр А.А.,
судей Бугакова Д.В., Мальцевой О.А.,
при секретаре Хабаровой Ю.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика К. на решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 мая 2023 года
по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к К. о взыскании недоимки по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, по налогу на доходы физических лиц, пени.
Заслушав доклад судьи Скляр А.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю (далее – МИФНС № 16 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к К. о взыскании недоимки по транспортному налогу за 2020 год в сумме 13380 руб., пени по транспортному налогу за период с ДД.ММ.ГГ в сумме 43,48 руб.; недоимки по налогу на имущество физических лиц по объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2020 год в сумме 325 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за период с ДД.ММ.ГГ в сумме 1,06 руб.; недоимки по земельному налогу физических лиц, обладающих земельным участком, расположенных в границах городских округов, за 2020 год в сумме 370 руб., пени по земельному налогу за период со ДД.ММ.ГГ в сумме 1,20 руб., недоимки по налогу на доходы физических лиц за 2020 год в сумме 2473 руб., пени по налогу на доходы физических лиц за период со ДД.ММ.ГГ в сумме 8,04 руб., всего – 16601,78 руб.
В обоснование заявленных требований указано, что в 2020 году К. получил доход в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации, кроме того ему принадлежали земельный участок, нежилое и жилое помещения, а также транспортное средство, в связи с чем К. является плательщиком земельного налога, налога на имущество физических лиц, транспортного налога и налога на доходы физических лиц, которые в установленные в налоговом уведомлении и требовании сроки оплачены не были, судебный приказ о взыскании сумм налогов и пени отменен по заявлению должника.
Решением Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 мая 2023 года административные исковые требования МИФНС России № 16 по Алтайскому краю удовлетворены. С К., зарегистрированного по месту жительства по адресу: <адрес>, взыскана задолженность по транспортному налогу за 2020 год в размере 13380 руб., сумма пеней в размере 43,48 руб.; задолженность по земельному налогу с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 370 руб., сумма пеней в размере 1,20 руб.; задолженность по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов за 2020 год в размере 325 руб., сумма пеней в размере 1,06 руб.; задолженность по налогу на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со ст. 228 Налогового кодекса за 2020 год в размере 2 473 руб., сумма пеней в размере 8,04 руб., всего взыскано 16 601,78 руб. Взыскана с К. в доход бюджета муниципального образования – городской округ г.Барнаул государственная пошлина в размере 664 руб.
В апелляционной жалобе К. просит отменить решение суда, в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Лица, участвующие в административном деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие в соответствии со статьей 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Рассмотрев дело в полном объеме в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, изучив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.
Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).
Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя.
Согласно статье 1 указанного закона налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну, одну единицу валовой вместимости транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) свыше свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно - 60,0.
Как установлено судом и подтверждается материалами административного дела, К. в 2020 году принадлежало следующее транспортное средство:
- со ДД.ММ.ГГ автомобиль ЛЕКСУС ЭР ИКС 300, государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 223 л.с.
В налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГ***К. исчислен транспортный налог за 2020 год в размере 13380 руб. (223x60x12/12).
Расчет налога проверен, является верным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 387 Налогового кодекса Российской Федерации земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 1 статьи 394 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и Севастополя).
Решением Барнаульской городской Думы от 31 августа 2018 года № 161 «О внесении изменений в решение городской Думы от 9 октября 2012 года № 839 «Об утверждении Положения о земельном налоге на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» установлены налоговые ставки земельного налога в процентах от кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Налогового кодекса Российской Федерации, в следующих размерах: земельные участки, занятые жилищным фондом – 0,1%.
Как усматривается из материалов дела, К. в 2020 году принадлежал следующий земельный участок:
- с ДД.ММ.ГГ земельный участок по адресу: <адрес>, (кадастровый ***).
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГ определена в размере 739 589,50 руб. (л.д. 45).
В налоговом уведомлении от ДД.ММ.ГГ***К. исчислен земельный налог за 2020 год в размере 370 руб. (739 589 х ? х 0,1% x 12/12).
Таким образом, расчет налога произведен верно.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 данного Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения, в числе прочих, признаются расположенные в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) жилой дом, квартира, гараж, машино-место, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Согласно пункту 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) устанавливает в срок до ДД.ММ.ГГ единую дату начала применения на территории этого субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения с учетом положений статьи 5 настоящего Кодекса.
Согласно статье 1 Закона Алтайского края от 13 декабря 2018 года № 97-ЗС «Об установлении единой даты начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения» в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.
Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат; объектов незавершенного строительства в случае, если проектируемым назначением таких объектов является жилой дом; единых недвижимых комплексов, в состав которых входит хотя бы один жилой дом; гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; хозяйственных строений или сооружений, площадь каждого из которых не превышает 50 квадратных метров и которые расположены на земельных участках для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства или индивидуального жилищного строительства.
В силу статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (пункт 1). Налоговая база в отношении квартиры, части жилого дома определяется как ее кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 20 квадратных метров общей площади этой квартиры, части жилого дома (пункт 3). Налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома (пункт 5).
Сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей (пункт 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Сумма налога за первые три налоговых периода с начала применения порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения исчисляется с учетом положений пункта 9 настоящей статьи по следующей формуле: Н = (Н1 - Н2) x К + Н2, где Н - сумма налога, подлежащая уплате. В случае прекращения у налогоплательщика в течение налогового периода права собственности на указанный объект налогообложения, возникновения (прекращения) права на налоговую льготу, изменения доли в праве общей собственности на объект налогообложения исчисление суммы налога (Н) производится с учетом положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н1 - сумма налога, исчисленная в порядке, предусмотренном пунктом 1 настоящей статьи, исходя из налоговой базы, определенной в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса, без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи; Н2 - сумма налога, исчисленная исходя из соответствующей инвентаризационной стоимости объекта налогообложения (без учета положений пунктов 4 - 6 настоящей статьи) за последний налоговый период определения налоговой базы в соответствии со статьей 404 настоящего Кодекса, либо сумма налога на имущество физических лиц, исчисленная за 2014 год в соответствии с Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 года N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" и приходящаяся на указанный объект налогообложения, в случае применения порядка исчисления налога в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса начиная с 1 января 2015 года; К - коэффициент, равный 0,2 - применительно к первому налоговому периоду, в котором налоговая база определяется в соответствующем муниципальном образовании (городе федерального значения Москве, Санкт-Петербурге или Севастополе) в соответствии со статьей 403 настоящего Кодекса. Предусмотренная настоящим пунктом формула не применяется при исчислении налога в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 настоящего Кодекса, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 настоящего Кодекса, за исключением гаражей и машино-мест, расположенных в таких объектах налогообложения (пункт 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
В случае, если исчисленное в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи в отношении объекта налогообложения значение суммы налога Н2 превышает соответствующее значение суммы налога Н1, сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиком, исчисляется без учета положений пункта 8 настоящей статьи (пункт 9 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации).
Решением Барнаульской городской Думы от 9 октября 2019 года № 381 «О налоге на имущество физических лиц на территории города Барнаула» введен с 1 января 2020 года на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края налог на имущество физических лиц, установлены следующие ставки налога на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения 0,3 процента в отношении жилых домов, частей жилых домов, квартир, частей квартир, комнат, гаражей и машино-мест, в том числе расположенных в объектах налогообложения, указанных в подпункте 2 настоящего пункта; 2,0 процента в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении объектов налогообложения, предусмотренных абзацем 2 пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 миллионов рублей; 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости К. в 2020 году принадлежало следующее имущество:
- с ДД.ММ.ГГ иное строение, помещение и сооружение, расположенное по адресу: <адрес>, (***), общей площадью 16,0 кв.м.
- с ДД.ММ.ГГ жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, (кадастровый ***), кадастровая стоимость по состоянию на ДД.ММ.ГГ<данные изъяты> руб., инвентаризационная стоимость не определена.
Расчет налога на имущество физических лиц за 2020 года по объекту налогообложения – иное строение по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости кадастровая стоимость данного объекта по состоянию на ДД.ММ.ГГ определена в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 46).
Согласно ответу КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», который был представлен по запросу Алтайского краевого суда, инвентаризационная стоимость данного объекта недвижимости составила <данные изъяты> руб.
Расчет налога по объекту недвижимости: <адрес> произведен по пункту 8 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации по следующей формуле:
Н = (Н1-Н2) х К + Н2
где Н1 (налог из кадастровой стоимости) равен 36 950,96 руб. х 0,5% = 185 руб.
Н2 (налог из инвентаризационной стоимости в 2019 году) равнялся 19356 руб. х 0,10 % = 19 руб.
Именно этот размер налога был рассчитан налоговым органом К. за 2019 год в налоговом уведомлении *** от ДД.ММ.ГГ.
При таких расчетах налог на имущество физических лиц по данному объекту налогообложения за 2020 год равен 52 руб. при следующем расчете: (185 руб. – 19 руб.) х 0,2 коэффициент к налоговому периоду 2020 года +19 руб.
Именно этот размер налога рассчитан налоговым органом в налоговом уведомлении *** от ДД.ММ.ГГ и заявлен ко взысканию.
Вместе с тем, проверяя правильность произведенного расчета в полном объеме, судебная коллегия полагает необходимым обратить внимание на то, что налог на имущество в 2019 году по данному объекту недвижимости исходя их инвентаризационной стоимости налоговым органом был рассчитан неправильно.
Так, по запросу Алтайского краевого суда из КГБУ «Алтайский краевой центр недвижимости и государственной кадастровой оценки» поступил ответ от ДД.ММ.ГГ*** о том, что инвентаризационная стоимость объекта недвижимости: <адрес> рассчитывалась только в 2010 году и была определена в размере 58 378,22 руб.
При наличии информации ППК «Роскадастр» об отсутствии данных об инвентаризационной стоимости (л.д. 52) при расчете налога за 2019 год в силу императивных требований статьи 404 Налогового кодекса Российской Федерации необходимо использовать данные об инвентаризационной стоимости объекта недвижимости за 2010 год, умноженные на коэффициент дефлятор за 2019 год равный 1, 518 согласно Приказу Минэкономразвития России от 30 октября 2018 года № 595.
Следовательно, налог за 2019 год по данному объекту, исходя из инвентаризационной стоимости, равен 89 руб. при следующем расчете: 88 618,14 руб. (58 378,22 х 1,518) х 0,10%.Следовательно, налог на имущество исходя из кадастровой стоимости рассчитанный по формуле Н = (Н1 - Н2) x К + Н2 за 2020 год равен 108 руб. Однако налоговым органом налог ошибочно рассчитан в размере 52 руб., то есть в меньшем размере. Суд не вправе выйти за пределы заявленных требований, в связи с чем с К. подлежит взысканию налог на имущество физических лиц за 2020 год за указанный объект недвижимости в размере заявленной суммы – 52 руб. Проверяя правильность расчета налога на имущество физических лиц за 2020 год по объекту налогообложения жилой дом по адресу: <адрес>, судебная коллегия отмечает следующее: Согласно информации налогового органа, представленной по запросу Алтайского краевого суда, поскольку отсутствовали данные об инвентаризационной стоимости, налог за 2019 год по инвентаризационной стоимости не исчислялся. Расчет налога на имущество физических лиц за 2020 год определялся по следующей формуле:НИ=Кадастровая стоимость х налоговая ставка х 0,2 коэффициент к налоговому периоду по статье 408 Налогового кодекса Российской Федерации.Такой расчет является правильным, поскольку начиная с 01 марта 2013 года расчет инвентаризационной стоимости объектов недвижимости не ведется. В Едином государственном реестре недвижимости отражен год завершения строительства спорного жилого дома – 2015 год, следовательно, инвентаризационная стоимость за 2019 год не определялась, налог за 2019 год по инвентаризационной стоимости не исчислялся:Кадастровая стоимость по состоянию на 01 января 2020 года составляла 1 584 497 руб., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.Согласно пункту 5 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении жилого дома определяется как его кадастровая стоимость, уменьшенная на величину кадастровой стоимости 50 квадратных метров общей площади этого жилого дома.Площадь жилого дома с кадастровым номером ***, расположенного по адресу: <адрес>, составляет 117,4 кв.м, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости.Налоговым органом за расчет налога на имущества взята кадастровая стоимость дома за вычетом 50 кв.м. необлагаемой площади в размере 909 668 руб.Расчет налога произведен следующим образом: 909 668 руб. х 0,30% х 1/2 доли х 0,2 коэффициент = 273 руб.Таким образом, расчет налога налоговым органом по данному объекту налогообложения произведен правильно. В соответствии с п.1 ст. 210 Налогового кодекса Российской Федерации при определении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии со статьей 212 настоящего Кодекса. В силу п. 4 ст. 226 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее нормативные акты приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.Положения настоящего пункта не распространяются на налоговых агентов, являющихся кредитными организациями, в отношении удержания и уплаты сумм налога с доходов, полученных клиентами указанных кредитных организаций (за исключением клиентов, являющихся сотрудниками указанных кредитных организаций) в виде материальной выгоды, определяемой в соответствии с подпунктами 1 и 2 пункта 1 статьи 212 настоящего Кодекса. Пунктом 5 данной статьи предусмотрено, что при невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога. Согласно пункту 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 Кодекса, за исключением доходов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пунктом 72 статьи 217 Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога, если иное не предусмотрено пунктом 7 статьи 228 Кодекса. Как установлено судом первой инстанции, и это подтверждается материалами настоящего административного дела, судебным приказом мирового судьи судебного участка № 8 Индустриального района г.Барнаула по делу *** от ДД.ММ.ГГ с К. в пользу АО «Альфа-Банк» взыскана задолженность по соглашению о кредитовании № *** от ДД.ММ.ГГ за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 82765,32 руб., а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 1341,48 руб. На основании исполнительного документа по заявлению взыскателя АО «Альфа-Банк» отделением судебных приставов Индустриального района г.Барнаула возбуждено исполнительное производство ***-ИП от ДД.ММ.ГГ, которое на основании заявления взыскателя АО «Альфа-Банк» от ДД.ММ.ГГ об окончании исполнительного производства постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ окончено, исполнительный документ возвращен взыскателю в связи с выполнением требований исполнительного документа в полном объеме.В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 223 Налогового кодекса Российской Федерации дата фактического получения дохода для целей налогообложения определяется как день прекращения полностью или частично обязательства налогоплательщика по уплате задолженности в связи с признанием такой задолженности в установленном порядке безнадежной к взысканию. В силу пунктов 1 и 2 статьи 415 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательство прекращается освобождением кредитором должника от лежащих на нем обязанностей, если это не нарушает прав других лиц в отношении имущества кредитора.
Обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если должник в разумный срок не направит кредитору возражений против прощения долга.
Из этого исходит Президиум Верховного Суда Российской Федерации, говоря о том, что исключение задолженности гражданина в бухгалтерском учете является односторонним действием кредитора, совершение которого не зависит от воли налогоплательщика. Поэтому один лишь факт отнесения задолженности в учете кредитора к безнадежной, при наличии соответствующих возражений гражданина относительно существования долга и его размера, не может являться безусловным доказательством получения дохода. У кредитора отсутствовало намерение одарить должника, что не позволяет утверждать о получении налогоплательщиком дохода при списании ранее учтенных сумм (Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с применением главы 23 Налогового кодекса Российской Федерации, утвержденный 21 октября 2015 года).
Согласно пункту 34 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 июня 2020 года № 6 «О некоторых вопросах применения положений Гражданского кодекса Российской Федерации о прекращении обязательств» прощение долга представляет собой двустороннюю сделку с подразумеваемым, по общему правилу, согласием должника на ее совершение: обязательство считается прекращенным с момента получения должником уведомления кредитора о прощении долга, если иное не предусмотрено соглашением сторон. В то же время прощение долга следует считать несостоявшимся, если должник в разумный срок с момента получения такого уведомления направит кредитору в любой форме возражения против прощения долга (статья 165.1, пункт 2 статьи 415, пункт 2 статьи 438 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, экономическая выгода и подлежащий налогообложению доход, безусловно, возникают при прощении долга.
В материалах дела имеется письмо К. от АО «Альфа-Банк», в котором ему сообщается о прекращении его обязательств по соглашению о кредитовании № *** от ДД.ММ.ГГ.
К. возражений на данную информацию банку не представил, гашение долга не производил.
Из материалов исполнительного производства, ответа службы судебных приставов следует, что вышеуказанное исполнительное производство ***-ИП от ДД.ММ.ГГ было окончено по тому основанию, что требования исполнительного документа исполнены в полном объеме.
При этом, как следует из справки о движении денежных средств по депозитному счету по исполнительному производству ***-ИП, в рамках данного исполнительного производства всего была взыскана сумма в размере 4706,90 руб.
Давая оценку всем имеющимся в деле доказательствам, судебная коллегия приходит к выводу, что К. не вносил оплату денежных средств по соглашению о кредитовании № PAY*** в полном объеме, о прощении долга был уведомлен, возражений или оплаты не представил.
Действительно, по информации ОСП Индустриального района г.Барнаула в отношении К.ДД.ММ.ГГ было возбуждено исполнительное производство, которое постановлением судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГ окончено в связи с фактическим исполнением на основании представленного взыскателем заявления представителя ОАО «Альфа-Банк» З. от ДД.ММ.ГГ. Однако как уже было указано выше, оплата долга по спорному соглашению не нашла своего подтверждения, первичные документы оплаты (кассовые ордера, квитанции) не были представлены. Окончание исполнительного производства по данному основанию (погашение задолженности) прав и законных интересов должника не нарушает, напротив, препятствует возможности повторного предъявления исполнительного листа ко взысканию, в то время как срок на повторное предъявление исполнительного листа еще не истек.
Отсутствует какая-либо информация относительно того, что в настоящее время к К. банком предъявляются какие-либо требования по оплате долга.
С учетом изложенного, выводы суда о том, что у К. возник доход в виде прощения ему задолженности по соглашению о кредитовании, с этих сумм экономии подлежит начислению налог на доходы физических лиц, являются законными и обоснованными.
Таким образом, размер дохода составил 19022,69 руб., налог на доходы физических лиц – 2473 руб. (19022,69х13%).
Поскольку в силу п. 6 ст. 228 Налогового кодекса Российской Федерации налог на доходы физических лиц подлежит уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, то налоговый орган вправе был начислить пени за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, размер пени составляет 8,04 руб.
Порядок принудительного взыскания налога налоговым органом соблюден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Налогового кодекса Российской Федерации налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации российские организации, в результате отношений с которыми налогоплательщик (физическое лицо) получил доходы, являются налоговыми агентами.
Исходя из положений пункта 3 статьи 24, пунктов 4 и 5 статьи 226 Налогового кодекса Российской Федерации на налогового агента возлагается обязанность по исчислению, удержанию и перечислению налога на доходы физических лиц, а при невозможности удержания сумм налога не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога.
В соответствии с пунктом 6 статьи 228 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, получившие доходы, сведения о которых представлены налоговыми агентами в налоговые органы в порядке, установленном пунктом 5 статьи 226 и пунктом 14 статьи 226.1 настоящего Кодекса, уплачивают налог не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом, на основании направленного налоговым органом налогового уведомления об уплате налога.
Пунктом 2 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
ДД.ММ.ГГК. в личный кабинет налогоплательщика направлено налоговое уведомление от ДД.ММ.ГГ*** со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГ.
В силу п.1 ст. 70 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В связи с неуплатой в срок до ДД.ММ.ГГ налогов за 2020 год ДД.ММ.ГГ через личный кабинет налогоплательщика К. направлено требование ***, в котором указано на обязанность в срок до ДД.ММ.ГГ уплатить транспортный налог в размере 13380 руб., начисленные на него пени в размере 43,48 руб., земельный налог в размере 370 руб. по объекту налогообложения, расположенного в границах городского округа, начисленные на него пени в размере 1,20 руб., налог на имущество физических лиц по объекту налогообложения, расположенного в границах городского округа в размере 325 руб., начисленные на него пени в размере 1,06 руб., налог на доходы физических лиц с доходов, полученными в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 2473 руб., начисленные на него пени в размере 8,04 руб.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
ДД.ММ.ГГ на судебный участок № 8 Индустриального района г.Барнаула Алтайского края поступило заявление Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю о взыскании с К. исчисленных в вышеуказанном требовании недоимки и пени.
ДД.ММ.ГГ был вынесен соответствующий судебный приказ, который отменен определением мирового судьи от ДД.ММ.ГГ в связи с поступлением возражений должника.
Административный иск в районный суд направлен ДД.ММ.ГГ.
Таким образом, сроки принудительного взыскания недоимок и пени соблюдены.
Согласно пунктам 1-3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен уплатить в бюджетную систему Российской Федерации в случае неисполнения обязанности по уплате причитающихся сумм налогов в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается дополнительно к причитающимся к уплате суммам налога независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налогов начиная со дня возникновения недоимки по день (включительно) исполнения совокупной обязанности по уплате налогов.
На основании изложенного судебная коллегия соглашается с выводами суда о наличии оснований для взыскания недоимок за 2020 год и начисленных на них пени за период со 2 по ДД.ММ.ГГ, поскольку доказательства надлежащего исполнения обязанности по уплате налога и пени не представлены, порядок и сроки взыскания соблюдены, что усматривается из приведенных выше обстоятельств.
В связи с неуплатой до ДД.ММ.ГГ вышеуказанных налогов, в требовании рассчитаны пени за период со 2 по ДД.ММ.ГГ, расчет суммы пени проверен судом первой инстанции, что является верным.
Таким образом, поскольку установлена обязанность К. по уплате транспортного, земельного налогам, налога на имущество физических лиц и налога на доходы физических лиц за 2020 год, порядок направления налогового уведомления и требования налоговым органом соблюден, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно пункту 2 статьи 11.2 Налогового кодекса Российской Федерации личный кабинет налогоплательщика используется налогоплательщиками - физическими лицами для получения от налогового органа документов и передачи в налоговый орган документов (информации), сведений в электронной форме с учетом особенностей, предусмотренных настоящим пунктом. Налогоплательщики - физические лица, получившие доступ к личному кабинету налогоплательщика, получают от налогового органа в электронной форме через личный кабинет налогоплательщика документы, используемые налоговыми органами при реализации своих полномочий в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
В силу пункта 4 статьи 31 Налогового кодекса Российской Федерации в случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика.
Согласно подпункту 1 пункта 8 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика, утвержденного Приказом ФНС России от ДД.ММ.ГГ № ММВ-7-17/617@ (далее – Порядок ведения личного кабинета налогоплательщика) получение физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика осуществляется с использованием логина и пароля, полученных в соответствии с настоящим Порядком.
Из пункта 9 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика следует, что для получения физическим лицом доступа к личному кабинету налогоплательщика с использованием логина и пароля физическим лицом или его представителем представляется заявление на получение доступа к личному кабинету налогоплательщика
При первом входе в личный кабинет налогоплательщика физическому лицу необходимо сменить первичный пароль либо подтвердить его дальнейшее использование (пункт 14 Порядка ведения личного кабинета налогоплательщика).
Как следует из материалов дела, К. является пользователем личного кабинета налогоплательщика с ДД.ММ.ГГ, что не отрицалось ответчиком. Пользование личным кабинетом налогоплательщика подтверждается скриншотом истории действий. Факт размещения налогового уведомления и требования также подтверждается скриншотами сообщений из налогового органа.
В связи с этим, доводы административного ответчика о неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, бездоказательны, опровергаются имеющимися в материалах административного дела доказательствами.
Таким образом, решение суда первой инстанции о взыскании недоимки по налогам и пеням является законным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Индустриального районного суда г.Барнаула от 25 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу К. – без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы, кассационного представления в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 02 ноября 2023 года