НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 24.08.2016 № 33-9355/2016

Судья Каплунова О.И. Дело № 33-9355/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

24 августа 2016 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Еремина В.А.

судей Алешко О.Б., Решетниковой И.Ф.

при секретаре Поздняковой А.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите населения на решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 08 июня 2016 года

по делу по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании отказа в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения незаконным и возложении обязанности.

Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Третьяковскому району о признании отказа в назначении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения незаконным и возложении обязанности.

Как следует из заявления, ФИО1, как педагогическому работнику за выслугу лет назначена пенсия (период работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ). Все указанное время истец работала воспитателем детского сада в <адрес> Алтайского края, проживала в указанном поселке и пользовалась, как педагогический работник, льготами по оплате жилья и коммунальных услуг, а именно ей бесплатно было предоставлено жилое помещение, она не оплачивала услуги отопления на основании Постановления ВЦИК и СНК РСФСР от 10.06.1930 года «О льготах квалифицированным работникам в сельских местностях и рабочих поселках», ст. 55 Закона РФ «Об образовании» п.8 ст. 47 от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Однако, после увольнения предоставление льгот истцу как педагогу-пенсионеру было прекращено. ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты по Третьяковскому району с заявлением о предоставлении компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, но ей было отказано письмом *** от ДД.ММ.ГГ в связи с тем, что у истца нет стажа, дающего право на получение компенсации расходов на оплату отопления и освещения. Основанием отказа явилось то обстоятельство, что для предоставления льгот пенсионерам- педагогам учитывается только стаж работы в муниципальных или государственных образовательных учреждениях на основании Правил возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края», утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, а ФИО1 до ДД.ММ.ГГ работала в совхозном и частном детском саду.

ФИО1 считает, что льготы по оплате жилья и коммунальных услуг педагогическим работникам, работающим и проживающим в сельской местности, никогда не ставились в зависимость от вида образовательного учреждения, государственное это учреждение, муниципальное или ведомственное. Главным условием предоставления льгот являлся характер деятельности педагога - образование и просвещение на селе. Характер работы воспитателя муниципального детского сада и «ведомственного» детского сада ничем не отличается. Деятельность воспитателя всегда регулировалась одинаково.

Истец считает, что являясь пенсионером, отработавшим более 10 лет в качестве педагогического работника в сельской местности, она приобрела право на получение льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. Считает, что государственным органом нарушено её право на получение компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения, установленное федеральным законодательством.

Орган социальной защиты необоснованно не включил в стаж её педагогической деятельности период работы в ведомственном детском саду совхоза «Третьяковский», с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, а также в период работы в детском саду реорганизованного предприятия - АКХ «Третьяковская», коопхоз «Третьяковский» с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.

ФИО1 просит признать отказ в назначении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, изложенный в письме УСЗН по <адрес> от ДД.ММ.ГГ***, незаконным и обязать ответчика назначить ей указанную выше компенсацию с ДД.ММ.ГГ; взыскать с ответчика в свою пользу расходы на оплату государственной пошлины и расходы по составлению искового заявления в размере 2300 рублей.

Решением Третьяковского районного суда Алтайского края от 08 июня 2016 года постановлено иск ФИО1 удовлетворить.

Признать отказ в назначении ФИО1 компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, изложенный в письме Управления социальной защиты населения по <адрес> от ДД.ММ.ГГ***, незаконным.

Обязать Управление социальной защиты населения по <адрес> назначить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения с ДД.ММ.ГГ, то есть с даты обращения за указанной мерой социальной поддержки.

Взыскать с Управления социальной защиты населения по <адрес> в пользу Граф Т,А. расходы на оплату государственной пошлины в сумме 300 рублей, расходы по составлению искового заявления в сумме 2000 рублей.

В апелляционной жалобе представитель третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита) просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального права, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. Действующий в Алтайском крае порядок предоставления спорной меры социальной поддержки предусматривает право на компенсацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, при соблюдении обязательных условий: занятие педагогической деятельностью в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в сельской местности непосредственно перед выходом на пенсию, наличие стажа работы в указанных учреждениях не менее 10 лет, получение на момент выхода на пенсию соответствующей меры социальной поддержки.

Детский сад совхоза «Третьяковский», в котором истица осуществляла трудовую деятельность, являлся ведомственным и не имел статуса краевого либо муниципального образовательного учреждения, стаж работы истицы в данном учреждении не может быть учтен при определении права на рассматриваемую компенсацию, поэтому у истицы не выполняются необходимые обязательные условия - наличие стажа работы не менее 10 лет в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, организациях, расположенных в сельских населенных пунктах, непосредственно перед выходом на пенсию, работа в вышеуказанных образовательных учреждениях в должности, дающей право на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, и получение указанных мер. Истец в Управление обратилась впервые, ранее ее право как педагога-пенсионера на получение таких мер не определялось, в настоящее время ее право может быть рассмотрено в соответствии с нормами действующего законодательства. Суд необоснованно применил положения пп. «б» п.6 постановления Совета Министров СССР № 2555 от 04.07.1971г., утратившее силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.06.2015г. № 634. Кроме того, взысканные судом расходы на оплату за составление искового заявления являются завышенными, не соответствуют критерию разумности.

В суд апелляционной инстанции стороны не явились, уведомлены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

С учетом положений ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судебной коллегий в отсутствие не явившихся лиц с учетом их надлежащего извещения.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность принятого решения в пределах доводов жалобы на основании ч. 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Судом установлено, что ФИО1 является пенсионером, с 10.06.2009г. ей назначена пенсия по старости, до выхода на пенсию, то есть до 13.09.2015г. истец осуществляла педагогическую деятельность, проживала и работала в сельской местности более 10 лет. В период с 17.04.1981г. по 29.12.1992г. Граф (добрачная фамилия - ФИО2) Т.А. работала воспитателем в детском саду совхоза «Третьяковский». ДД.ММ.ГГ совхоз «Третьяковский» был реорганизован в Ассоциацию крестьянских хозяйств «Третьяковская» (АКХ «Третьяковская») (постановление <адрес>*** от ДД.ММ.ГГ), ДД.ММ.ГГ АКХ «Третьяковская» реорганизована в СПК «Третьяковский» (постановление <адрес>*** от ДД.ММ.ГГ), ДД.ММ.ГГ СПК «Третьяковский» реорганизован в ООО «Перспектива» (Решение общего собрания *** членов СПК «Третьяковский» от ДД.ММ.ГГ). ФИО1 была принята в ассоциацию крестьянских хозяйств, а затем в коопхоз воспитателем в детский сад. ДД.ММ.ГГ ФИО1 уволена в связи с сокращением штата.

С 01.09.2006г. по 13.09.2015г. истец работала воспитателем в МОУ «Первомайская СОШ».

21.04.2016г. ФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о предоставлении ей льготы как педагогу сельской местности (предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения), приложив к нему копию трудовой книжки.

22.04.2016г. Управлением социальной защиты населения по <адрес> в адрес ФИО1 направлен ответ, согласно которому в назначении компенсации истцу отказано со ссылкой на Постановление Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, которым утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) в связи с тем, что педагогический стаж ФИО1 составляет в государственных образовательных учреждениях на момент выхода на пенсию 8 лет 7 месяцев 16 дней.

Разрешая спор и признавая за истцом право на компенсацию расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, суд первой инстанции обосновано пришел к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований.

В соответствии с пунктами "е" и "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (части 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В силу ст. 21 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", вступившего в силу с 01.09.2013, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных этим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно п. 8 ст. 47 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-1 "Об образовании", действовавшим до 01.09.2013, образовательным признавалось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным учреждениям относятся и дошкольные.

Согласно статье 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" в редакции, действовавшей до 11.01.2011, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.Федеральным законом от 29.12.2010 N 439-ФЗ "О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации "Об образовании" приведенная норма Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 N 3266-I "Об образовании" в редакции Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (статья 3 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ).

Во исполнение ст. 55 Закона РФ "Об образовании" принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 N 88-ЗС "О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)" и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановление Администрации Алтайского края от 07.12.2009 N 515 и от 29.02.2012 N 99).

Согласно названным правовым актам в Алтайском крае с 01.01.2005 компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условий наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получения на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с 01.01.2012 при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.

В силу п. 2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99, распространивших свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2012 года, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

Между тем, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотрено действующим законодательством, а также закреплялось и в статье 59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ, в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время Постановлениях Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 "О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ" (пункт первый обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности) и от 04.05.1971 N 255 "О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности" (подпункт "б" пункта 6 предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности при наличии стажа работы не менее 10 лет).

В соответствии с п. 23 Постановления ЦК КПСС и СМ СССР от 24.05.1982 N 437 "О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения" действие постановления Совета Министров СССР от 10.02.1948 N 246 и подпункта "б" пункта 6 постановления Совета Министров СССР от 04.05.1971 N 255 распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности.

Таким образом, заявительница, являясь пенсионером, ранее отработавшая не менее 10 лет педагогическим работником в сельской местности и получающая на момент выхода на пенсию спорную компенсацию, приобрела право на получение указанных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг.

Данный вывод согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации о том, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан, что необходимо при правовом регулировании мер социальной поддержки соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, существующих прав, действенности их государственной защиты, т.е. в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, а отмена либо изменение льгот компенсационного характера будет иметь место только при установлении надлежащего механизма соответствующего возмещения, формы и способы которого могут меняться, но объем не должен уменьшаться (Постановления и Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16 декабря 1997 г. N 20-П, от 24 мая 2001 г. N 8-П, от 19 июня 2002 г. N 11-П, от 23 апреля 2004 г. N 9-П, от 4 декабря 2003 г. N 415-О, от 15 февраля 2005 г. N 17-О, от 1 декабря 2005 г. N 521-О, от 2 апреля 2009 г. N 553-О-П).

При изложенных обстоятельствах, судебная коллегия находит доводы жалобы основанными на неправильном толковании закона.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии у истицы стажа работы не менее 10 лет в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, государственных, муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по существу сводятся к переоценке выводов суда и к иной, нежели у суда, оценке фактических обстоятельств дела и подлежащих применению правовых норм, для чего оснований судебная коллегия не усматривает.

Несостоятельными являются доводы жалобы о том, что ранее право истца как педагога-пенсионера на получение мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников, не определялось, поскольку, как правильно установлено судом первой инстанции, истец, имея необходимый 10- летний стаж педагогической деятельности уже в 1991г., длительное время фактически получала льготы как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности. Истец получала указанные льготы, работая воспитателем детского сада совхоза «Третьяковский» до конца 1992г., когда не требовалось определения организационно-правовой формы образовательного учреждения, получала истец льготы и в период работы с 01.09.2006г. по 13.09.2015г. воспитателем в МОУ «Первомайская СОШ».

Доводы апелляционной жалобы о необоснованном применении судом первой инстанции положений пп. «б» п.6 Постановления Совета Министров СССР № 255 от 04.07.1971г., утратившего силу в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 26.06.2015г. № 634, судебная коллегия отклоняет, поскольку, в решении районного суда указано о том, что ранее предоставление мер социальной поддержки пенсионерам - бывшим педагогическим работникам, проживающим в сельской местности, было урегулировано вышеуказанным Постановлением (Постановлением Совета Министров СССР № 255 от 04.07.1971г.), что не влияет на правильность решения суда первой инстанции.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для уменьшения подлежащих взысканию в пользу истца расходов по составлению искового заявления, полагает взысканную сумму соответствующей сложности дела и принципу разумности.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что выводы суда первой инстанции в решении мотивированы, построены на правильно установленных юридически значимых обстоятельствах и верном применении норм материального права.

Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Третьяковского районного суда Алтайского края от 08 июня 2016 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите (Главтрудсоцзащита) - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: