Судья Пичугина Ю.В. Дело № 33-4403/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23 мая 2018 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Секериной О.И.,
судей Еремина В.А., Алешко О.Б.
при секретаре Поздняковой А.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционное представление прокурора Поспелихинского района
на решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 07 марта 2018 года по иску прокурора Поспелихинского района Алтайского края, обратившегося в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам Алтайского края о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию,
Заслушав доклад судьи Секериной О.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Поспелихинского района обратился с иском в интересах ФИО1 к ответчику о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию в сумме 83 737 руб. 70 копеек.
В обоснование заявленных требований указал, что в соответствии с поступившим в прокуратуру района заявлением ФИО1, нарушаются права материального истца, предусмотренные федеральным законодательством и законами Алтайского края на получение мер социальной поддержки как педагогическому работнику образовательного учреждения, работающей и проживающей в сельской местности. А именно в нарушение требований закона, материальному истцу ФИО1 в период с января 2015 года по 01 апреля 2017 года Управление социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам предоставляло меры социальной поддержки по оплате освещения исходя из установленного норматива потребления электроэнергии при наличии прибора учета электроэнергии. Ссылаясь на анализ нормативно-правовых актов, действовавших в спорный период времени: на п.4 ст.4, п.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Алтайского края № 88-ЗС от 03 ноября 2005 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселкам (поселках городского типа), утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, прокурор просил суд взыскать с Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам в пользу ФИО1 недополученную за период с января 2015 года по март 2017 года включительно сумму компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии в размере 83 737 руб. 70 коп.
В судебном заседании исковые требования уточнены, сумма исковых требований уменьшена до 12 782 руб. 75 коп. В обоснование уточненных требований процессуальный истец ссылается на неверный первоначальный расчет по причине включения в сумму требований компенсации за электроотопление, что обусловило значительное уменьшение суммы исковых требований. При раздельном учете затрат на электроэнергию и электроотопление, ФИО1 за электроснабжение оплачено за период с января 2015 года по март 2017 года включительно 16 110 руб. 50 коп. По сведениям Управления социальной защиты населения, сумма компенсации затрат на освещение за указанный период, выплаченная ФИО1 составляет 3327 руб. 75 коп., что обуславливает размер исковых требований в сумме 12 782 рублей 75 коп.
Решением Поспелихинского районного суда Алтайского края от 07 марта 2018 года прокурору в удовлетворении требований отказано в полном объеме.
Не соглашаясь с решением суда, прокурор, ссылаясь на ст.47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закон Алтайского края от 04.09.2013 №56-ЗС «Об образовании в Алтайском крае», закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 №99, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 №354, указывает, что действующим федеральным законодательством, а также Законом Алтайского края №88-СЗ от 03.11.2005 не установлено ограничений в предоставлении мер социальной поддержки по оплате освещения педагогам.
Так, согласно п. 28 Правил от 29.02.2012, денежный эквивалент при расчете размера компенсации педагогу определялся исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента. Вместе с тем, в п. 29 Правил предусмотрено, что денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.
При этом жилищное законодательство, в порядке которого должна определяться компенсация электроэнергии, при отсутствии приборов учета, таких ограничений, которые предусмотрены п. 29 Правил от 29.02.2012, не предусматривает.
Согласно п. 42 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утв. Постановлением Правительства РФ 06.05.2011 №354, при отсутствии индивидуального или общего прибора учета электроэнергии размер платы по электроснабжению определяется по формам 4 и 5 Приложения №2 к Правилам, исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
Нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на территории Алтайского края утверждены решением Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 14.11.2012 №154, применяются при расчете коммунальной услуги за электроснабжение при отсутствии приборов учета.
Фактически п. 29 Правил от 29.02.2012, на который ссылается суд в решении, установлен норматив на освещение для предоставления льгот по электроснабжению педагогическим работникам, отличный от установленного норматива жилищным законодательством.
При этом формула, применяемая п. 29 Правил, по мнению апеллянта, снижает объем меры социальной поддержки по сравнению с тем, что предоставлялась до принятия данного нормативного акта.
Таким образом, полагает, что при проверке расчета размера сумм за электроэнергию не следует применять п. 29 Правил в части формулы, приведенной при расчете в отсутствии прибора учета, как противоречащий закону, имеющему большую юридическую силу, и произвести расчет на основании установленных тарифов без ограничений, либо приборов учета, как это предусмотрено жилищным законодательством.
Кроме того, в Жилищном кодексе РФ коммунальная услуга «освещение» не указана, в Правилах предоставления коммунальных услуг в качестве коммунального ресурса указана именно «электроэнергия». Следовательно, термин «освещение» аналогичен термину «электроэнергия». Поскольку в жилом помещении истца установлен прибор учета электроэнергии, определение ответчиком объема потребляемого ресурса расчетным путем необоснованно судом признано верным.
В возражениях на апелляционное представление третье лицо Министерство труда и социальной защиты Алтайского края с доводами апелляционной жалобы не соглашается. Признавая правильными выводы суда.
В суде апелляционной инстанции прокурор Беспалова М.И. просила решение суда отменить, поддержала доводы апелляционного представления.
Представитель третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края с доводами апелляционного представления не согласился.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, законность и обоснованность решения, обсудив доводы жалоб и возражений на них, судебная коллегия не находит оснований для отмены судебного акта.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 с 1981 года по настоящее время работает в муниципальном казенном дошкольном образовательном учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 1 «Ракета» в должности музыкального руководителя.
Как педагог, работающий в сельской местности, ФИО1 имеет право на меры социальной поддержки.
ФИО1 зарегистрирована и постоянно проживает в жилом <адрес>, в <адрес> Алтайского края.
Согласно информации, представленной АО «Алтайкрайэнерго» у абонента ФИО1 имеется общий прибор учета, который учитывает все объемы потребления электроэнергии и имеется один лицевой счет на электроснабжение и электрическое отопление, а также имеется отдельный прибор учета, определяющий объемы потребления кВт/ч по электрическому отоплению, действующий до 01 апреля 2017 года, который в настоящее время выведен из расчета потребляемой электроэнергии.
Согласно копии лицевой карты потребителя, при раздельном учете затрат на электроэнергию и электроотопление, ФИО1 за электроэнергию без учета электроотопления оплачено за период с января 2015 года по март 2017 года включительно 16 110 руб. 50 коп.
В соответствии со сведениями Управления социальной защиты населения, сумма компенсации затрат на освещение за указанный период, выплаченная ФИО1 составляет 3 327 руб. 75 коп., которые определены расчетным путем.
Спора по компенсации сумм затрат на электроотопление между сторонами не имеется.
Прибор учета, фиксирующий потребление электроэнергии, является общим для жилого и подсобных помещений (гараж, баня). Данный прибор фиксирует потребление как освещения, так и иных электроприборов, размещенных в указанных строениях.
Рассматривая спор при таких обстоятельствах, суд исходил из отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда, полагая их основанными на нормах права и фактических обстоятельствах.
Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.
При этом в статье 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.
Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 8 статьи 47).
Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).
Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30.11.2016 установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.
Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.
Постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее – Правила) (в ред. от 03.11.2016).
Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях, расположенных в сельских населенных пунктах, при наличии у них стажа работы в указанных учреждениях (организациях) не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.
В соответствии с пунктом 3 Правил компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.
На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.
Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).
Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м общей площади занимаемого жилого помещения.
Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.
При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Согласно СНиП под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.
Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку у материального истца отсутствует прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Оснований для компенсации истцу расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения в жилом помещении, вопреки доводам процессуального истца, не имелось.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по Поспелихинскому и Новичихинскому районам району в пользу ФИО1 недополученной за период с 01 января 2015 года по март 2017 года компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии не имелось.
Руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Поспелихинского районного суда Алтайского края от 07 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционное представление прокурора Поспелихинского района без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: