НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 21.02.2017 № 33-2050/17

Судья Раченкова Г.Г. Дело № 33-2050/17

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

21 февраля 2017 г. г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

Председательствующего Явкиной М.А.

Судей Рудь Е.П., Сачкова А.Н.

при секретаре Сафронове Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционным жалобам ответчика Управления социальной защиты населения по <адрес> Алтайского края, третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ

по иску Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 к Управлению социальной защиты населения по <адрес> Алтайского края о признании права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, возложении обязанности назначить компенсацию,

Заслушав доклад судьи Явкиной М.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Змеиногорский межрайонный прокурор в интересах ФИО1 обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по <адрес> Алтайского края о признании права на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения, возложении обязанности назначить компенсацию, мотивируя свои требования тем, что ФИО1 проживает в <адрес> Алтайского края, работала в детском саду колхоза «Россия», располагавшемся в <адрес> Алтайского края, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (15 лет 05 месяцев 23 дней), с ДД.ММ.ГГ ей назначена пенсия за выслугу лет.

ДД.ММ.ГГФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о предоставлении льгот по возмещению расходов по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предоставив необходимые документы, однако в этот же день ДД.ММ.ГГ ей в назначении компенсации расходов на оплату жилья и отдельного вида коммунальных услуг, установленных для педагогических работников-пенсионеров, было отказано.

Между тем, действовавшие в момент назначения ФИО1 пенсии правовые акты, регулирующие порядок предоставления льгот педагогическим работникам, проживавшим и работавшим в сельской местности, не ограничивали круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривали в качестве основания для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности.

Решением Змеиногорского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Змеиногорского межрайонного прокурора в интересах ФИО1 удовлетворены.

Признано за ФИО1 право на предоставление компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, как пенсионеру – педагогическому работнику, проживающему в сельской местности.

На Управление социальной защиты населения по <адрес> возложена обязанность назначить ФИО1 компенсацию расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения со дня принятия настоящего решения.

В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по <адрес> Алтайского края просит решение суда отменить в связи с нарушением судом норм материального права, несоответствием выводов суда обстоятельствам дела и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов жалобы указано, что право на меры социальной поддержки сельским педагогам при выходе на пенсию определяется в соответствии с Законом Алтайского края и Правилами предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках», утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ N 99. При вынесении решения судом неправильно применен пункт 2 Правил, которым установлены необходимые условия для предоставления компенсации педагогам-пенсионерам. Несоответствие условиям, предусмотренным п.2 указанных Правил, является основанием для отказа в предоставлении компенсации. Из материалов дела следует, что у истца отсутствует достаточный для назначении компенсации стаж работы в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа); детский сад, в котором работала истица, по мнению апеллянта, не относится к указанным учреждениям. Кроме того, ФИО1 обратилась с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки как педагогу – пенсионеру впервые, ранее ее такое право не определялось, в настоящее время ее право рассматривается в соответствии с действующим законодательством; истец не представила документ, подтверждающий получение на момент выхода на пенсию указанных мер социальной поддержки. В подтверждение доводов жалобы ссылается на судебную практику Верховного Суда Российской Федерации и Алтайского края.

В апелляционной жалобе третье лицо Главное управление Алтайского края по труду и социальной защите просит решение суда отменить, ссылаясь на те же доводы, что и ответчик в своей жалобе.

В письменных возражениях Змеиногорский межрайонный прокурор просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения, указывая на законность и обоснованность решения суда.

В суде апелляционной инстанции прокурор просил оставить решение суда без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения, остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения дела надлежаще извещены.

В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, обсудив доводы жалоб, судебная коллегия приходит к следующему.

Удовлетворяя исковые требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения, исходил из того, что на момент выхода на пенсию ФИО1 имела общий педагогический трудовой стаж в сельской местности более 10 лет, в который входит период работы воспитателем детского сада колхоза «Россия» (СПК «колхоз» им. И.Я. Шумакова) <адрес> Алтайского края, поскольку действовавшее на момент трудовой деятельности ФИО1 законодательство не ограничивало круг педагогов, в том числе пенсионеров, пользующихся правом на льготы, организационно-правовой формой образовательного учреждения, а также не предусматривало в качестве основания для отказа в назначении компенсации отсутствие документов о получении льготы в период трудовой деятельности.

Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции, основанными на законе и представленных в материалах дела доказательствах, соглашается, а доводы жалобы об обратном находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.

В соответствии с п.п. «е» и «ж» ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации общие вопросы образования, социальная защита граждан находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (ч.ч.2 и 5 ст.76 Конституции Российской Федерации).

В силу ст.21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступившего в силу с ДД.ММ.ГГ, образовательная деятельность осуществляется образовательными организациями и в случаях, установленных этим Федеральным законом, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями.

Согласно п.8 ст.47 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Законом Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об образовании», действовавшим до ДД.ММ.ГГ, образовательным признавалось учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. Образовательные учреждения могут быть государственными, муниципальными, негосударственными (частными учреждениями, в том числе учреждениями общественных объединений и религиозных организаций). Действие законодательства Российской Федерации в области образования распространяется на все образовательные учреждения, на территории Российской Федерации независимо от их организационно-правовых форм и подчиненности.

К образовательным учреждениям относятся и дошкольные учреждения.

Согласно ст.55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** «Об образовании» в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГ, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имели право пользоваться бесплатно жилой площадью с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №439-ФЗ «О внесении изменений в ст.ст.52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» приведенная норма Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ*** была изложена в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Одновременно федеральный законодатель предусмотрел, что нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение ст.55 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 3266-1 «Об образовании» в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №439-ФЗ, не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона (ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №439-ФЗ).Во исполнение ст.55 Закона РФ «Об образовании» принят Закон Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)» и утверждены Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) (постановления Администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** и от ДД.ММ.ГГ***).

Согласно названным правовым актам в Алтайском крае с ДД.ММ.ГГ компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности педагогам-пенсионерам при условий наличия стажа работы в образовательных учреждениях не менее 10 лет и получения на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, а с ДД.ММ.ГГ при указанных условиях только определенной категории педагогов-пенсионеров: занимавшимся непосредственно перед выходом на пенсию педагогической деятельностью в государственных, краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.

В силу п.2 Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденных постановлением администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ***, распространивших свое действие на правоотношения, возникшие с ДД.ММ.ГГ, компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения предоставляется проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам: работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края; вышедшим на пенсию и непосредственно перед выходом на нее занимавшимся педагогической деятельностью в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, федеральных государственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, переданных в собственность Алтайского края, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), при наличии у них стажа работы в указанных образовательных учреждениях не менее 10 лет и получении на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренных для педагогических работников.

Между тем, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не свидетельствует о праве субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, а также предусматривать какие-либо ограничения.

Право на бесплатное пользование жилым помещением с отоплением и освещением для специалистов, работающих и проживающих в сельской местности, предусмотрено действующим законодательством, а также закреплялось и в ст.59 Жилищного кодекса РСФСР, а в отношении педагогических работников сельских школ (включая воспитателей), в том числе перешедших на пенсию и имеющих стаж работы в школах сельской местности не менее 10 лет, и совместно с ними проживающих членов их семей, оно специально оговорено в сохраняющих силу в настоящее время постановлениях Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ*** «О льготах и преимуществах для учителей начальных и семилетних школ», пункт 1 которого обязывает исполкомы сельских и поселковых Советов депутатов трудящихся предоставлять бесплатно учителям, директорам (заведующим) и заведующим учебной частью начальных и семилетних школ в сельской местности и членам их семей квартиры с отоплением и освещением по нормам, действующим в данной местности, и от ДД.ММ.ГГ*** «О некоторых мероприятиях по укреплению учебно-материальной базы общеобразовательных школ в сельской местности», подп. «б» пункта 6 которого предусматривает сохранение права на бесплатные квартиры с отоплением и освещением за перешедшими на пенсию учителями, воспитателями, директорами (их заместителями) и другими педагогическими работниками общеобразовательных школ всех типов в сельской местности при наличии стажа работы не менее 10 лет.

В соответствии с п.23 постановления ЦК КПСС и СМ С. от ДД.ММ.ГГ*** «О мерах по дальнейшему улучшению жилищных, коммунально-бытовых и социально-культурных условий жизни сельского населения» действие постановления Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ*** и подп. «б» п.6 постановления Совета М. С. от ДД.ММ.ГГ*** распространено на педагогических и руководящих работников дошкольных учреждений, находящихся в сельской местности.

Как установлено судом и следует из материалов дела, что с 1976 года по настоящее время ФИО1 проживает в сельской местности – <адрес> Алтайского края.

Согласно трудовой книжке в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ (16 лет 5 месяцев 3 дня) ФИО1 работала в детском саду колхоза «Россия», реорганизованном в СПК «колхоз им. И.Я. Шумакова», воспитателем, детский сад располагался в <адрес> Алтайского края (л.д.8-11).

С ДД.ММ.ГГФИО1 на основании ст. 80 Федерального закона «О государственных пенсиях в РФ» назначена пенсия за выслугу лет, о чем свидетельствует справка ГУ – УПФ РФ в <адрес> (л.д.50-51, копия пенсионного удостоверения (л.д. 7).

ДД.ММ.ГГФИО1 обратилась в Управление социальной защиты населения по <адрес> с заявлением о предоставлении ей компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления, освещения, приложив к нему необходимые документы, однако в этот же день ей в назначении компенсации было отказано со ссылкой на пункт 2 Постановления об утверждении правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в связи с тем, что в представленных документах отсутствует достаточный для назначения компенсации стаж работы в государственных образовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности, рабочих поселках (поселках) городского типа, а также при выходе на пенсию заявитель не пользовалась мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения, предусмотренными для педагогических работников.

При этом, вопреки доводам жалоб, учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации о том, что недопустимо принятие нормативных правовых актов, отменяющих или умаляющих права граждан, что необходимо при правовом регулировании мер социальной поддержки соблюдать принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, предполагающих правовую определенность, сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм и предсказуемость законодательной политики с тем, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в неизменности своего официально признанного статуса, существующих прав, действенности их государственной защиты (постановления и определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 20-П, от ДД.ММ.ГГ N 8-П, от ДД.ММ.ГГ N 11-П, от ДД.ММ.ГГ N 9-П, от ДД.ММ.ГГ N 415-О, от ДД.ММ.ГГ N 17-О, от ДД.ММ.ГГ N 521-О, от ДД.ММ.ГГ N 553-О-П), а также то, что действовавшее в период работы истца воспитателем в колхозе «Россия» <адрес> Алтайского края законодательство не ограничивало круг педагогических работников, в том числе вышедших на пенсию, организационно-правовой формой образовательного учреждения (в том числе дошкольного), суд первой инстанции обоснованно учел период работы истца в колхозе в качестве педагогического стажа, необходимого для назначения мер социальной поддержки.

То обстоятельство, что в период трудовой деятельности ФИО1 пользовалась льготами как педагогический работник – коммунальные услуги оплачивались колхозом, установлены судом первой инстанции из показаний свидетелей ФИО2, ФИО3 (работавшие в детском саду «Солнышко», подведомственном колхозу «Россия» в спорный период).

Довод апелляционных жалоб о том, что стороной истца не представлено надлежащих доказательств, подтверждающих получение истцом на момент выхода на пенсию мер социальной поддержки, предусмотренных для педагогических работников, признается судебной коллегией несостоятельным, поскольку иным способом, помимо свидетельских показаний, подтверждение данного факта невозможно ввиду отсутствия соответствующих документов в колхозе, а также в архивном отделе администрации <адрес>. Ненадлежащее исполнение обязанностей работодателем по учету и архивированию информации о своей деятельности не может повлечь негативные последствия для работника, действовавшего добросовестно.

Оценка представленным в материалы дела доказательствам судом дана в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ, результаты оценки доказательств отражены в решении, оснований для их переоценки судебная коллегия не усматривает. Кроме того, как верно указано судом, действовавшее в спорный период законодательство не обуславливало право на получение пенсионерами льгот наличием документа, подтверждающего получение компенсации в период трудовой деятельности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что трудовой стаж ФИО1 в качестве педагогического работника в сельской местности составляет более 10 лет, на момент выхода истца на пенсию действовало законодательство, предусматривающее льготное обеспечение педагогов, во время трудовой деятельности она имела соответствующие компенсации, а также право на них как педагогический работник дошкольного учреждения, расположенного в сельской местности, в которой продолжает проживать в настоящее время, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении исковых требований.

Ссылка в жалобах на судебную практику по аналогичным делам судебной коллегией во внимание не принимается, поскольку судебный прецедент не является источником российского права. Кроме того, разрешая возникшие споры, суд в каждом конкретном случае руководствуется установленными по делу фактическими обстоятельствами, которые учитываются им при принятии решения.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционные жалобы не содержат. Кроме того, апелляционные жалобы не содержит мотивов и доводов, которые бы не исследовались судом первой инстанции, и которым не была бы дана соответствующая оценка. Доводы жалоб правильность выводов суда не опровергают, а выражают несогласие с ними, направлены на иную оценку установленных судом обстоятельств и исследованных доказательств, для чего судебная коллегия не находит оснований.

На основании выше изложенного, судебная коллегия, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ,

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по <адрес> Алтайского края, третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите оставить без удовлетворения, решение Змеиногорского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ – без изменения.

Председательствующий:

Судьи: