НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 20.05.2020 № 2-194/19

Судья Акиньшин А.В. Дело № 33-2104/2020 (№ 2-194/19)

УИД: 22RS0038-01-2019-000374-50

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 мая 2020 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Белодеденко И.Г.

судей Ильиной Ю.В., Ромашовой Т.А.

при секретаре Тенгерековой Л.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Мурашкина О. К. на решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 30 декабря 2019 года по делу

по иску Мурашкина О. К. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) о возложении обязанности засчитать периоды работы в общий страховой стаж.

Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Мурашкин О.К. обратился в суд к ответчику - Государственному учреждению-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) с иском о включении в общий страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина О.К.

В обоснование своих требований Мурашкин О.К. ссылается на то, что по достижению возраста <данные изъяты> он заблаговременно обратился к ответчику за консультацией по вопросу реализации своих пенсионных прав.

Из представленных Государственным учреждением-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) сведений о состоянии индивидуального лицевого счета, Мурашкину О.К. стало известно о том, что периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина О.К. ответчиком не были включены в его страховой стаж, так как за указанные периоды не были уплачены страховые взносы.

С решением Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) Мурашкин О.К. не согласен, так как в периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ он был главой крестьянско-фермерского хозяйства и работал в указанном крестьянском хозяйстве, что подтверждается записями в его трудовой книжке.

Неточное заполнение работодателем его трудовой книжки, по мнению заявителя, не может являться основанием для ущемления его пенсионных прав, а неуплата страховых взносов работодателем на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования.

В соответствии со ст.237 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 01.02.2002, взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 №9-П признаны противоречащим Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

При этом механизм обязательного пенсионного страхования, в рамках которого уплате страховых взносов придано значение необходимого условия для включения соответствующих периодов трудовой деятельности застрахованного лица в его страховой стаж, а размер трудовой пенсии (её страховой и накопительной части) непосредственно зависит от суммы уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации в его пользу страховых взносов, предполагает и наличие соответствующих государственных гарантий реализации застрахованными лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме.

Гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому, неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит и права на пенсию и иные, связанные с нею льготы.

Решением Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 30 декабря 2019 года иск удовлетворен частично, постановлено:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) включить Мурашкину О. К. период работ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина К.О., в общий страховой стаж.

В остальной части в иске Мурашкина О.К. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) отказать.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) в пользу Мурашкина О. К. судебные расходы по оплате госпошлины в размере <данные изъяты>

В апелляционной жалобе истец просит решение суда в части отказа ему в иске отменить, удовлетворив его требования в полном объеме.

В обоснование указал, что справка ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГ*** о том, что фермерское хозяйство Мурашкина О.К. страховые взносы в указанные периоды работы не уплачивало, не может служить доказательством по делу, в виду того, что она не содержит сведений о размерах начислений фермерскому хозяйству Мурашкина О.К. страховых взносов и о размере имеющейся задолженности за указанные периоды работы.

Каких-либо документов и доказательств подтверждающих, начисление фермерскому хозяйству Мурашкина О.К. в указанные периоды работы страховых взносов и размер задолженности по страховым взносам за спорные периоды ответчиком не предоставлено.

В соответствии с действовавшим в то время законодательством, регулирующим деятельность фермерских хозяйств, начисление страховых взносов производилось только в случае получения дохода по итогам года. В том случае, если доход хозяйством получен не был, не начислялись страховые взносы, и обязанность по их уплате не возникала.

Следовательно, отсутствовали основания для отказа в иске в указанной части.

Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка является основным документом о трудовой деятельности и о трудовом стаже работника.

До 01.01.2015 действовали Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555, с 01.01.2015 вступили в силу Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015.

В соответствии с указанными правилами основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, включаемые в страховой стаж, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные или неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

В соответствии со статьей 237 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 01.02.2002 года, взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 № 9-П признаны противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Вместе с тем данные нормы права применены судом неверно, что не согласуется с принципом правовой определенности, закрепленным в ч.2 ст.6, ч.4 ст.15, ч.1 ст.17, ст.ст.18, 19, 55 Конституции Российской Федерации, и связанной с ним предсказуемостью законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, на которые указал суд.

В суд апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Мурашкин О.К., согласно телефонограмме, не возражал против рассмотрения жалобы в его отсутствие. Руководствуясь нормами ч.3 ст. 167 и ч.1 ст. 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив ее доводы, судебная коллегия приходит к следующему выводу.

В п. 15 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что, рассматривая требования, связанные с порядком подтверждения страхового стажа (в том числе стажа, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости), судам следует различать периоды, имевшие место до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и после такой регистрации. Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в силу п. 2 ст. 13 Федерального закона N 173-ФЗ подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В ходе рассмотрения дела установлено, что при обращении Мурашкина О.К. в пенсионный фонд для оценки пенсионных прав, истцом получена информация о том, что в его страховой стаж не включены периоды работы в качестве главы крестьянско-фермерского хозяйства с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, так как за указанные периоды главой крестьянско-фермерского хозяйства Мурашкиным О.К. не производилась уплата страховых взносов.

Не согласившись с данными действиями пенсионного органа, Мурашкин О.К. обратился в суд с настоящим иском.

Разрешая заявленные исковые требования, оценив представленные доказательства по правилам ст.67 ГПК РФ, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для включения периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ год и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина О.К. в страховой стаж в связи с тем, что за указанные периоды главой крестьянско-фермерского хозяйства Мурашкиным О.К. не производилась уплата страховых взносов.

Решение суда в части включения периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ не оспаривается, в связи с чем, не является предметом проверки судом апелляционной инстанции.

В апелляционной жалобе истец выражает несогласие с решением суда в части отказа во включении в страховой стаж периодов с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ год и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, что, по мнению истца, подтверждается записями в трудовой книжке и противоречит Постановлению Конституционного Суда РФ от 10 июля 2007года №9-П.

Как следует из материалов дела, истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования с ДД.ММ.ГГ, в связи с чем, спорные периоды работы, имевшие место до указанной даты, должны подтверждаться сведениями, содержащимися в трудовой книжке, так и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

В соответствии с записью *** в трудовой книжке Мурашкин О.К. ДД.ММ.ГГ на основании постановления Администрации Панкрушихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** был утвержден главой Крестьянского (фермерского) хозяйства и уволен с указанной должности ДД.ММ.ГГ.

Согласно постановлению Администрации Панкрушихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** «О предоставлении земельных участков гражданам ФИО2, ФИО1, Мурашкину О.К., ФИО3 для организации фермерских хозяйств», Мурашкин О.К. был утвержден главой крестьянско-фермерского хозяйства.

Крестьянское (фермерское) хозяйство Мурашкина О.К. в спорные периоды было зарегистрировано в установленном законом порядке.

В соответствии со ст. 1 Закона РСФСР № 348-1 «О крестьянском фермерском хозяйстве» крестьянское (фермерское) хозяйство (КФХ) является самостоятельным хозяйствующим субъектом, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. КФХ, созданные до введения в действие ч.1 ГК РФ (01 января 1995 года), являлись юридическими лицами. С введением в действие ГК РФ главы КФХ, осуществляющие свою деятельность без образования юридического лица, зарегистрированные после указанной даты, рассматриваются как предприниматели без образования юридического лица с момента государственной регистрации КФХ.

В соответствии с постановлением Администрации Панкрушихинского района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** фермерское хозяйство Мурашкина О.К. было исключено из Единого государственного реестра регистрации юридических лиц в связи с его реорганизацией.

Согласно справке Государственного учреждения-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) от ДД.ММ.ГГ*** за периоды с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ фермерское хозяйство Мурашкина О.К. страховые взносы не уплачивало.

По сведениям Межрайонной ИФНС России №6 по Алтайскому краю, представленным по запросу суда, сведения об уплате Мурашкиным О.Е. страховых взносов в спорные периоды также отсутствуют.

Платежным поручением *** от ДД.ММ.ГГ и платежным поручением *** от ДД.ММ.ГГ, представленными в суд истцом, подтверждается уплата страховых взносов в Пенсионный фонд главой крестьянско-фермерского хозяйства Мурашкиным О.К. за ДД.ММ.ГГ

На основании вышеизложенного суд первой инстанции обязал ГУ УПФР в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) включить Мурашкину О.К. период работ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина К.О., в общий страховой стаж.

Периоды работы главой крестьянского (фермерского) хозяйства с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ суд первой инстанции не включил Мурашкину О.К. в общий страховой стаж, поскольку страховые взносы за указанные периоды Мурашкиным О.К. уплачены не были.

Рассматривая доводы жалобы истца, судебная коллегия не соглашается с выводами суда первой инстанции в части отказа во включении истцу в общий страховой стаж периодов работы с 1 января по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина К.О., поскольку они основаны на неправильном применении норм материального права.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 28 декабря 2014 № 400 «О страховых пенсиях» под страховым стажем следует понимать учитываемую при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарную продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой страж.

Согласно ст. 11 ФЗ № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч.1 ст. 4 ФЗ, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Аналогичные положения закреплены в п.1 ст. 10 ФЗ от 17.12.2001 № 173- ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Из содержания ч. 3 ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ (порядок исчисления страхового стажа) следует, что при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу пункта 21 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015, периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Пунктами 10, 11, 16 указанных Правил установлено, что периоды работы подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае, если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 настоящих Правил.

Документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее - трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Записи, внесенные в трудовые книжки членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления.

Пунктом 50 указанных Правил установлено, что при исчислении страхового стажа периоды деятельности лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, глав и членов крестьянских (фермерских) хозяйств, членов семейных (родовых) общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации, осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность, периоды работы у физических лиц (группы физических лиц) по договорам включаются в страховой стаж при условии уплаты страховых взносов.Частью 8 статьи 13 Закона «О страховых пенсиях» также устанавливает, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.

В силу ст. 89 Закон РСФСР от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» в общий трудовой стаж включалась любая работа в качестве рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия (организации); иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию; работа (служба) в военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части, независимо от ее характера; индивидуальная трудовая деятельность, в том числе в сельском хозяйстве.

Закон РСФСР от 22 ноября 1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" определял экономические, социальные и правовые основы организации и деятельности крестьянских (фермерских) хозяйств и их ассоциаций на территории РСФСР.

Статья 25 действовавшего в спорный период Закона РСФСР от 22.11.1990 года N 348-1 "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" устанавливала, что глава и другие члены крестьянского хозяйства подлежат государственному социальному страхованию на равных основаниях. Страховые взносы уплачиваются со всей суммы заработка (дохода) членов крестьянского хозяйства. Из дохода исключаются фактически произведенные хозяйством расходы, связанные с развитием крестьянского хозяйства. Страховой взнос на государственное социальное страхование членов крестьянских хозяйств устанавливается Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". Порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР. Члены крестьянских хозяйств имеют право на пенсию в соответствии с Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР". При этом в их общий стаж засчитывается все время работы в крестьянском хозяйстве. Время работы в крестьянском хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию. Учет трудовой деятельности членов крестьянского хозяйства и граждан, заключивших договоры об использовании их труда, ведется крестьянским хозяйством самостоятельно.

Согласно пункту 3.6 Положения о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР, утвержденного Приказом Минсоцобеспечения РСФСР от 04.10.1991 N 190, время работы в фермерском (крестьянском) хозяйстве членов хозяйства и граждан, заключивших договор об использовании их труда, подтверждается записями в трудовой книжке и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

Таким образом, правила подсчета соответствующего стажа работы предусматривали подтверждение периодов работы члена крестьянского (фермерском) хозяйстве, и трудовой книжкой, и документами, подтверждающими уплату взносов по социальному страхованию.

Отказывая в удовлетворении требований истца о включении спорных периодов работы в страховой стаж суд пришел к выводу, что неуплата истцом (физическим лицом) являющимся страхователем (глава фермерского хозяйства), исключает возможность включения в страховой стаж этого лица периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вопреки доводам жалобы истца, такой вывод относительно периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ соответствует правовому регулированию.

В п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 04 декабря 2007 года № 950-О-О, правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, на пенсию (статья 237 КЗоТ Российской Федерации в редакции Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1) не распространяется на лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, главы фермерских хозяйств и т.п.), осуществляющих свободно избранную ими деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которые уплачивают страховые взносы сами за себя, - в силу требований статьи 89 Закона Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» в общий трудовой стаж им засчитывались лишь те периоды, за которые они производили уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Исходя из приведенных разъяснений и толкования закона Верховным Судом Российской Федерации и Конституционным Судом Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу о том, что применение ст.237 КЗоТ, гарантирующей право работника на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, исключается при наличии совокупности следующих условий: если лицо, самостоятельно обеспечивающее себя работой, осуществляющее свободно избранную им деятельность на основе частной собственности и на свой страх и риск, которое обязано уплачивать страховые взносы само за себя (страхователь), не исполнило этой обязанности.

В спорный период работы Мурашкина О.К. главой КФХ в ДД.ММ.ГГ действовал Закон РСФСР от 22.11.1990 № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

Указанный Закон в статье 1 определял, что крестьянское (фермерское) хозяйство является самостоятельным хозяйствующим субъектом с правами юридического лица, представленным отдельным гражданином, семьей или группой лиц, осуществляющим производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции на основе использования имущества и находящихся в их пользовании, в том числе в аренде, в пожизненном наследуемом владении или в собственности земельных участков. Членами крестьянского хозяйства считаются трудоспособные члены семьи и другие граждане, совместно ведущие хозяйство. Главой крестьянского хозяйства является один из его дееспособных членов. Глава крестьянского хозяйства представляет его интересы в отношениях с предприятиями, организациями, гражданами и государственными органами.

Часть 3 статьи 25 Закона РСФСР № 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» устанавливала, что порядок уплаты страховых взносов на государственное социальное страхование крестьянскими хозяйствами определяется Советом Министров РСФСР.

30 января 1991 года №556-1 Верховным Советом РСФСР принято Постановление «О временном положении о пенсионном фонде РСФСР и порядке уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в пенсионный фонд РСФСР». Указанным Постановлением был утвержден Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и Гражданами в Пенсионный Фонд РСФСР. Пунктом 2 указанного порядка было предусмотрено, что члены крестьянских хозяйств (фермеры) уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Советом Министров РСФСР.

04 июня 1991 года Советом Министров РСФСР было принято Постановление N 308 "О порядке уплаты членами крестьянских (фермерских) хозяйств страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР".

Согласно пункту 2 данного Постановления страховые взносы вносятся крестьянскими (фермерскими) хозяйствами по результатам деятельности в целом за год после представления государственным налоговым инспекциям и их должностным лицам декларации о доходах, но не позднее 01 апреля последующего года.

В силу пункта 3 Постановления доход крестьянского (фермерского) хозяйства в денежной и натуральной формах для исчисления страхового взноса определяется как разность между валовым доходом, полученным в целом по хозяйству, и документально подтвержденными им расходами, связанными с развитием крестьянского (фермерского) хозяйства.

Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2122-1 по Вопросам пенсионного Фонда Российской Федерации (России) признано утратившим с 1 января 1992 Временное положение о Пенсионном фонде РСФСР и Порядок уплаты страховых взносов предприятиями, организациями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР, утвержденные Постановлением Верховного Совета РСФСР от 30 января 1991 года №556-1. На пенсионный фонд возложена обязанность обеспечить сбор страховых взносов, необходимых для финансирования выплат государственных пенсий, позднее используя в этих целях предоставленные ему права; организовать до конца 1992 года государственный банк данных по плательщикам взносов в ПФР на основе современных аппаратно-программных средств, отвечающим международным стандартам, с 1992 года развернуть подготовительную работу по организации индивидуального учета поступающих в ПФР от работающих граждан обязательных страховых взносов, имея ввиду в дальнейшем увеличивать размеры государственных пенсий за счет вносимых ими средств.

Указанным Постановлением 27 декабря 1991 года № 2122-1 утвержден Порядок уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд Российской Федерации (России). Согласно указанному Порядку, крестьянские (фермерские) хозяйства, родовые, семейные общины малочисленных народов Севера, занимающиеся традиционными отраслями хозяйствования, уплачивают страховые взносы в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации по согласованию с ПФР.

Пунктом 2 Указанного порядка (в ред. Постановления ВС РФ от 11.02.1993 № 4460-1; Федеральных законом от 05.05.1997 № 77-ФЗ, от 02.01.2000 №38-ФЗ) в качестве плательщиков страховых взносов указаны: работодатели - юридические лица, в том числе крестьянские (фермерские) хозяйства.

Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 11.10.1993 №1020 было установлено, что крестьянские (фермерские) хозяйства уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с доходов, полученных за истекший календарный год. При этом доход для исчисления страхового взноса определяется как разность между совокупным годовым доходом, полученным в целом по хозяйству, общие от всех видов указанной деятельности и документально подтвержденными плательщиком расходами, связанными с извлечением этого дохода.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от ДД.ММ.ГГ***-О, независимо от того, в какой форме зарегистрировано крестьянское (фермерское) хозяйство – как юридическое лицо либо без образования юридического лица, его глава признается плательщиком страховых взносов в порядке и размере, определенном для индивидуальных предпринимателей, он уплачивает страховые взносы за себя и за каждого члена крестьянско-фермерского хозяйства.

Таким образом, плательщиком страховых взносов за членов КФХ, в том числе и за самого себя, в спорный период являлся глава КФХ, который и должен нести соответствующую ответственность за невыполнение указанной обязанности. Т.е. обеспечение интересов любого члена КФХ в данной сфере возлагалось на главу КФХ, как и в отношении себя, так и наемных работников.

Истец в спорный период являлся главой КФХ, следовательно, нес самостоятельную обязанность по уплате взносов на социальное страхование, то есть являлся страхователем и плательщиком взносов на социальное страхование.

Таким образом, неуплата страховых взносов физическими лицами, являющимися страхователями (к примеру, индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, главы фермерских хозяйств), исключает возможность включения в страховой стаж этих лиц периодов деятельности, за которые ими не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Вышеуказанное корреспондируется с позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе, выраженной в Определении от 4 декабря 2007 N 950-О-О, Определении от 24 июня 2014 г. N 1551-О, Верховного Суда РФ, выраженной в Постановлении Пленума от 11.12.2012 N 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии».

Однако в отношении периодов работы с 1 января по 10 февраля 1997 года и с 25 августа по 31 декабря 1998 года необходимо учитывать следующее.

Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 г. N 18-П признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (части 1 и 2), 35 (части 1 и 2), 55 (части 2 и 3) и 57, положения пунктов "б" и "в" статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 года "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год" и абзацев третьего и шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год" в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуальных предпринимателей, занимающихся частной практикой нотариусов, глав крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокатов, поскольку оно нарушает конституционные принципы справедливого и законного установления обязательных платежей при определении существенных элементов тарифообложения, включая облагаемую базу для начисления страховых взносов и субъект тарифообложения.

Граждане, которые в периоды с 1 января по 10 февраля 1997 года и с 25 августа по 31 декабря 1998 года из-за отсутствия нового правового регулирования не должны были уплачивать страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, в связи с бездействием законодателя имеют право в порядке возмещения вреда в силу статьи 53 Конституции Российской Федерации на включение указанных периодов в страховой стаж и трудовой стаж, дающий право на пенсию.

Таким образом, апелляционная жалоба истца подлежит частичному удовлетворению, а решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от 30 декабря 2019 года - отмене в части отказа во включении истцу в общий страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина К.О. в связи с неправильным применением норм материального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), с принятием в этой части нового решения, которым исковые требования подлежат частичному удовлетворению.

В связи с вышеизложенным, судебная коллегия полагает необходимым обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) включить Мурашкину О. К. также период работ с ДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина К.О., в общий страховой стаж.

В остальной части решение суда подлежит оставлению без изменения, т.к. документов об уплате страховых взносов Мурашкиным О.К. за невключенные в стаж периоды суду не представлено, как и доказательств отсутствия дохода КФХ за данные периоды.

Судебная коллегия в порядке проверки доводов жалобы предлагала истцу представить соответствующие доказательства, Мурашкин О.К. дополнительных доказательств не предоставил, запросы суда апелляционной инстанции в налоговую службу и пенсионный фонд также не дали результатов.

Кроме того, согласно ФЗ «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд» за ДД.ММ.ГГ, КФХ, использующие труд наемных работников, также должны были платить страховые взносы в пенсионный фонд в виде процентов от выплат в пользу работников. Мурашкин О.К., будучи и главой КФХ, и работником КФХ, обязан был, независимо от доходности хозяйства уплачивать за себя как за наемного работника соответствующие взносы.

Таким образом, в остальной части судебная коллегия соглашается с выводами суда и оценкой исследованных им доказательств, полагает, что доводы жалобы не опровергают выводов суда первой инстанции, не содержат обстоятельств, которые нуждались бы в дополнительной проверке, а поэтому не могут быть приняты в качестве оснований к полной отмене обжалуемого решения.

Судебная коллегия считает выводы суда о наличии оснований для частичного отказа Мурашкину О.К. в удовлетворении иска во включении периодов работы в КФХ с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ соответствующими установленным фактическим обстоятельствам дела и сделанными в полном соответствии с вышеуказанными нормами материального права, регулирующими спорные правоотношения.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу истца Мурашкина О. К. удовлетворить частично.

Решение Панкрушихинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить в части отказа во включении Мурашкину О. К. в общий страховой стаж периодов работы с ДД.ММ.ГГ и ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина К.О., принять в этой части новое решение, которым исковые требования удовлетворить частично.

Второй абзац резолютивной части решения изложить в следующей редакции:

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Каменском районе Алтайского края (межрайонное) включить Мурашкину О. К. периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в качестве главы фермерского хозяйства Мурашкина К.О., в общий страховой стаж.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Судьи