НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 19.10.2021 № 2А-1048/2021

Судья Михалева И.Г. Дело № 33а-7675/2021

УИД 22RS0069-01-2021-000655-21

№ 2а-1048/2021 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 октября 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Пасынковой О.М.,

судей Соболевой С.Л., Кайгородовой О.Ю.,

при секретаре Нечай А.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Н.В.Т. на решение Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГ по административному делу

по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к Н.В.Т. о взыскании задолженности по налогам, пене.

Заслушав доклад судьи Соболевой С.Л., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к Н.В.Т. о взыскании недоимки по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 203 руб., пени в размере 2,81 руб., недоимки по транспортному налогу за 2016, 2018 годы в размере 5000 руб., пени в размере 83,06 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что административный ответчик в указанные периоды являлся владельцем 1/2 доли в квартире по адресу: <адрес> а также автомобиля «Тойота Виста», государственный регистрационный знак ***, в связи с чем в связи с чем обязан уплатить налог на имущество физических лиц и транспортный налог. В установленном порядке административному ответчику направлены налоговые уведомления о необходимости уплаты вышеназванного налога, а связи с неуплатой в установленный срок - требования, которые до настоящего времени не исполнены. Налогоплательщиком обязанность по уплате налогов не исполнена, в связи с чем налоговым органом начислены пени. Судебный приказ о взыскании с Н.В.Т. недоимки по налогу, пени отменен определением мирового судьи от 12 августа 2020 года.

Решением Ленинского районного суда г.Барнаула от 3 июня 2021 года административный иск удовлетворен, с Н.В.Т. в доход краевого бюджета задолженность по оплате транспортного налога за 2016, 2018 годы в размере 5000 руб., пени по транспортному налогу за 2016, 2018 годы в размере 83,06 руб.: в доход местного бюджета – задолженность по оплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в размере 203 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год в размере 2,81 руб., в доход бюджета муниципального образования городского округа города Барнаул края - государственная пошлину в размере 400 руб.

В апелляционной жалобе Н.В.Т. просит об отмене решения суда в части взыскания задолженности по транспортному налогу за 2016, 2018 годы, ссылаясь на гибель объекта налогообложения в 2014 году в результате дорожно-транспортного происшествия.

В возражениях на апелляционную жалобу Межрайонная ИФНС России *** по Алтайскому краю просит решение суда оставить без изменения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного ответчика У.Р.Ш. доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме.

Иные лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали, в связи с чем на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая административный спор в пределах требований, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, проверив приложенные административным истцом расчеты, пришел к выводам о наличии заявленной суммы задолженности по налогу и пене, соблюдении порядка и срока обращения налогового органа в суд с требованиями к налогоплательщику - физическому лицу, а также обоснованности взыскания сумм налогов.

С данными выводами следует согласиться.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу части 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В силу частей 1, 2 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации налог на имущество физических лиц устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса (статья 400 Кодекса).

В соответствии с частью 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения в числе прочего признается расположенная в пределах муниципального образования квартира.

Согласно статье 404 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы в редакции, действующей на момент возникновения обязанности по уплате налога) налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до 1 марта 2013 года.

В силу пункта 1 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.

Решением Барнаульской городской Думы от 7 ноября 2014 года N 375 «О налоге на имущество физических лиц на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края на территории городского округа - города Барнаула Алтайского края» установлено, что налог на имущество физических лиц в отношении квартир, суммарная инвентаризационная стоимость которых, умноженная на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика в праве общей собственности на каждый из таких объектов) составляет свыше 300000 рублей до 500000 рублей включительно, взимается по ставке 0,225%.

Приказом Минэкономразвития России от 30 октября 2017 года N 579 коэффициент-дефлятор, необходимый в целях применения главы 32 «Налог на имущество физических лиц» Налогового кодекса Российской Федерации, установлен на 2018 год равный 1,481.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в 2018 году административному ответчику на праве собственности принадлежала 1/2 доля квартиры по адресу: <адрес> инвентаризационная стоимость которой составляет 274181,54 руб. Право собственности Н.В.Т. на указанное имущество зарегистрировано 30 мая 2018 года, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.

Согласно налоговому уведомлению *** от ДД.ММ.ГГ налог на имущество физических лиц за 2018 год в отношении указанной квартиры в размере 203 руб. рассчитан исходя из налоговой базы 406062 руб.(274181,54 руб. (инвентаризационная стоимость) х 1,481 (коэффициент-дефлятор)) за 12 месяцев владения.

В силу части 7 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации, отношении имущества, перешедшего по наследству физическому лицу, налог исчисляется со дня открытия наследства.

Согласно части 4 статьи 1152 Гражданского кодекса Российской Федерации принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.

В соответствии со статьей 1113, частью 1 статьи 1114 Гражданского кодекса Российской Федерации наследство открывается со смертью гражданина. Временем открытия наследства является момент смерти гражданина.

Исходя из изложенного, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обязанность по уплате налога в отношении квартиры, приобретенной Н.В.Т. в порядке наследования после умершей 11 апреля 2017 года Н.Л.Д., у административного ответчика возникла с момента открытия наследства (даты смерти последней).

В соответствии со статьей 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.

Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой.

Согласно статье 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Объектом налогообложения признаются, в том числе, автомобили, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), определяется как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах (пункт 1 части 1 статьи 359 Налогового кодекса Российской Федерации).

Законом Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края» установлен и введен в действие на территории Алтайского края транспортный налог, обязательный к уплате на территории Алтайского края, а также установлены налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя.

Как следует из материалов дела и подтверждается сведениями УМВД России по г.Барнаулу, за Н.В.Т. с ДД.ММ.ГГ зарегистрировано транспортное средство «Тойота Виста», государственный регистрационный знак ***.

Согласно налоговым уведомлениям *** от ДД.ММ.ГГ, *** от ДД.ММ.ГГ налоговым органом транспортный налог за 2016, 2018 год в отношении указанного транспортного средства рассчитан в размере 2500 руб. за каждый налоговый период исходя из налоговой ставки 20 руб., установленной для легковых автомобилей мощностью от 100 л.с. до 150 л.с. учетом срока владения 12 месяцев.

Налоговым периодом признается календарный год (часть 1 статьи 360, статья 405 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 363, части 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог и налог на имущество физических лиц подлежал уплате не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В силу части 3 статьи 363, части 2 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, земельный налог и налог на имущество физических лиц уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.

Частью 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В данном случае налоговые уведомления *** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога за 2016 год, *** от ДД.ММ.ГГ об уплате транспортного налога и налога на имущество физических лиц за 2018 год направлены Н.В.Т. 15 августа 2017 года и 16 июля 2019 года соответственно с соблюдением положений статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации посредством почтовой связи, что подтверждается списками заказных писем ***, ***, сведениями из АИС Налог-3 Пром о присвоении почтового идентификатора. В уведомлениях установлены сроки уплаты налога до 1 декабря 2017 года и 2 декабря 2019 года.

Требования об уплате налога за 2016 год *** по состоянию на 14 февраля 2018 года, а также требование об уплате налогов за 2018 год *** по состоянию на 7 февраля 2020 года направлены налоговым органом почтовой связью 15 февраля 2018 года и 14 февраля 2020 года соответственно с соблюдением положений статей 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации, что подтверждается списками заказных писем ***, ***, сведениями из АИС Налог-3 Пром о присвоении почтового идентификатора. В требовании *** установлен срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГ, в требовании *** – до ДД.ММ.ГГ.

Согласно пункту 1 статьи 72 Налогового кодекса Российской Федерации пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

В соответствии с частями 3,4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. При этом пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме (часть 5 Налогового кодекса Российской Федерации).

В связи с выявлением задолженности по налогам налоговым органом произведено начисление пени.

Размер пени, начисленных на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2018 год, за период с 3 декабря 2019 года по 6 февраля 2020 года составит 2,81 руб. (0,57 руб. за период с 3 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года (203 руб. х 6,50 % : 300 х 13 дней), 2,24 руб. за период с 16 декабря 2019 года по 6 февраля 2020 года (203 руб. х 6,25 % : 300 х 53 дня).

Размер пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2018 год, за период с 3 декабря 2019 года по 6 февраля 2020 года составит 34,64 руб. (7,04 руб. за период с 3 декабря 2019 года по 15 декабря 2019 года (2500 руб. х 6,50 % : 300 х 13 дней), 27,60 руб. за период с 16 декабря 2019 года по 6 февраля 2020 года (2500 руб. х 6,25 % : 300 х 53 дня).

Размер пени, начисленных на недоимку по транспортному налогу за 2016 год, за период с 2 декабря 2017 года по 13 февраля 2018 года составит 48,42 руб. (11 руб. за период с 2 декабря 2017 года по 17 декабря 2017 года (2500 руб. х 8,25 % : 300 х 16 дней), 36,17 руб. за период с 18 декабря 2017 года по 11февраля 2018 года (2500 руб. х 7,75 % : 300 х 56 дней), (1,25 руб. за период с 12 февраля 2018 года по 13 февраля 2018 года (2500 руб. х 7,50 % : 300 х 2 дня).

Расчет пени, произведенный налоговым органом в связи с неуплатой указанной задолженности, проверен судом и обоснованно признан верным.

Согласно части 1 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган, направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

В силу части 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании налога, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа (часть 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации).

Установленные статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроки обращения в суд сначала с заявлением о вынесении судебного приказа (7 июля 2020 года), затем с административным иском (12 февраля 2021 года) после отмены судебного приказа (12 августа 2020 года) административным истцом соблюдены.

С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования административного истца о взыскании недоимки по налогам за 2016, 2018 годы и пени.

Относительно доводов жалобы о необоснованном взыскании транспортного налога в связи с гибелью транспортного средства в 2014 году, суд апелляционной инстанции отмечает следующее.

По смыслу приведенных выше статьей 357, 358 Налогового кодекса Российской Федерации в их системном единстве в качестве объекта налогообложения транспортного налога признаются объекты, соответствующие одновременно двум критериям: является транспортным средством, обладающим определенным физическим показателям; зарегистрирован в установленном порядке согласно законодательству Российской Федерации.

В силу пункта 1 части 1 статьи 18 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» государственный учет транспортного средства прекращается по заявлению владельца транспортного средства.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 19 Федерального закона от 3 августа 2018 года № 283-ФЗ «О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» снятию с государственного учета подлежит транспортное средство по заявлению владельца транспортного средства или организации, уполномоченной в установленном Правительством Российской Федерации порядке, после утилизации транспортного средства.

Согласно пункту 60.1 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним, утвержденного Приказом МВД России от 7 августа 2013 № 605 и утратившего силу с 1 января 2020 года, регистрация транспортного средства прекращается на основании заявления о прекращении регистрации в связи с утратой транспортного средства.

В соответствии с пунктом 147 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации предоставления государственной услуги по регистрации транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России от 21 декабря 2019 года № 950 снятие транспортного средства с государственного учета в соответствии с пунктом 71 Правил производится на основании документов, предусмотренных подпунктами 27.1 - 27.3 пункта 27 Административного регламента и предусмотренного подпунктом 27.4.7 пункта 27 Административного регламента, свидетельства (акта) об утилизации, подтверждающего факт уничтожения транспортного средства. При этом выполняются административные процедуры, предусмотренные подпунктами 61.1 - 61.2, 61.4 и 61.7 пункта 61 Административного регламента.

Учитывая фактические обстоятельства дела, а также то, что соответствующий документ, подтверждающий гибель транспортного средства «Тойота Виста», государственный регистрационный знак ***, налогоплательщик в налоговый орган не представил, как и доказательств обращения в регистрационный орган с заявлением о прекращении регистрации или снятия транспортного средства с государственного учета, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что транспортный налог за спорный период начислен правомерно.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии со статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судом не допущено.

С учетом изложенного оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г.Барнаула от 3 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Н.В.Т. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи:

Судья Михалева И.Г. Дело № 33а-7675/2021

УИД 22RS0069-01-2021-000655-21

№ 2а-1048/2021 (1 инстанция)