Судья Панина Е.Ю. Дело № 33-3121/2021 (№ 2-550/2021)
УИД 22RS0068-01-2020-007482-44
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 мая 2021 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Цибиной Т.О.,
судей Довиденко Е.А., Алешко О.Б.,
при секретаре Трифаченкове Ю.Д.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 января 2021 года по делу
по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края о защите пенсионных прав.
Заслушав доклад судьи Алешко О.Б., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края (далее – УПФР, пенсионный орган) о защите пенсионных прав.
В обоснование исковых требований указала, что с 25.02.2011 ей назначена пенсия по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях).
Согласно записям в трудовой книжке, общий трудовой стаж истца включает следующие периоды трудовой деятельности:
с 19.03.1975 по 06.05.1975 в Пятигорском леспромхозе (обычные условия труда);
с 16.05.1975 по 15.07.1975 в Красновском совхозе (обычные условия труда);
с 29.07.1975 по 30.04.2000 в ОАО «Барнаульский Меланжевый комбинат «Меланжист» (трудовая деятельность в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью).
Общий трудовой стаж составляет 25 лет 20 дней, из которых 24 года 9 месяцев 2 дня она осуществляла трудовую деятельность в соответствии с п. 4 ч.1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях (в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью).
По достижении возраста 50 лет (25.02.2006) в назначении досрочной пенсии истцу отказано по причине отсутствия специального стажа, в связи с чем пенсия назначена в 2011 году.
16.06.2020 истец обратилась к ответчику с заявлением о перерасчете пенсии, учитывая стаж работы в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях, и выплате своевременно неполученной пенсии.
Из ответа пенсионного органа от 02.07.2020 № С-0848 следует, что в специальный стаж не включены периоды работы в ОАО БМК «Меланжист» с 01.12.1975 по 01.06.1976, с 29.09.1976 по 31.12.1997, в связи с простоями предприятия и работой в режиме неполного рабочего дня. Данные периоды трудовой деятельности учтены на общих основаниях. На момент обращения в пенсионный орган 07.02.2011 ее страховой стаж составил 25 лет 20 дней, специальный стаж – 3 месяца 24 дня.
Не согласившись с указанным ответом, истец вновь обратилась с заявлением о перерасчете пенсии, выплате своевременно неполученной пенсии, приложив архивную справку от 28.07.2020 № С-661, подтверждающую факт осуществления трудовой деятельности в ОАО БМК «Меланжист», а также копии фрагментов ведомостей начисления заработной платы.
Из ответа пенсионного органа от 21.08.2020 № С-1108 следует, что с учетом сведений архивной справки от 28.07.2020 № С-661 специальный стаж истца составляет 18 лет 7 месяцев 22 дня.
В специальный стаж не включены периоды работы:
с 29.07.1975 по 30.11.1975 в качестве ученика ленточницы по 1 разряду в ровничном цехе, с 02.06.1976 по 28.09.1976 в качестве ученика ровничницы по 1 разряду в ОАО БМК «Меланжист», так как указанные должности не предусмотрены Списком производств и профессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1992 №130;
с 08.09.1992 по 02.11.1992, с 12.11.1992 по 06.09.1993, с 10.03.1994 по 03.05.1994. с 01.06.1994 по 18.09.1994, с 11.10.1994 по 17.10.1994, с 01.01.1999 по 30.04.2000 в ОАО БМК «Меланжист», так как предприятие находилось в простое.
С ответами УПФР истец не согласна, полагая, что имеет право на досрочную пенсию с момента наступления права – с 25.02.2006.
Ссылаясь на данные обстоятельства, истец просила: возложить на ответчика обязанность включить в специальный стаж указанные спорные периоды; признать за ней право на назначение досрочной пенсии в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30 Закона о страховых пенсиях; возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет выплачиваемой пенсии по старости с учетом включенных периодов, и выплачивать пенсию с учетом произведенного перерасчета и своевременно не полученной суммы пенсии с момента возникновения права – с 25.02.2006.
При рассмотрении дела истец, уточнив требования в части периодов, просила возложить на ответчика обязанность включить в льготный стаж следующие периоды:
с 19.03.1975 по 06.05.1975 (1 месяц 17 дней) в качестве путевой рабочей в производственном объединении Пермлеспром СССР Комбинат «Комипермлес» Пятигорский леспромхоз (работа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях);
с 29.07.1975 по 30.11.1975 (3 месяца 3 дня) в качестве ученика ленточницы по 1 разряду в ленто-ровничном цехе прядильного производства в ОАО БМК «Меланжист»;
с 01.12.1975 по 01.06.1976 (6 месяцев) в качестве ленточницы в ОАО БМК «Меланжист»;
с 02.06.1976 по 28.09.1976 (3 месяца 27 дней) в качестве ученика ровничницы по 1 разряду в ленто-ровничном цехе прядильного производства в ОАО БМК «Меланжист»;
с 29.09.1976 по 07.09.1992 (календарно, что составит 15 лет 11 месяцев 9 дней) в качестве ровничницы, оператора ровничного оборудования в ОАО БМК «Меланжист», в том числе периоды отпусков по уходу за детьми с 01.12.1983 по 07.10.1984 (10 месяцев 7 дней), с 24.02.1985 по 30.12.1985 (10 месяцев 5 дней);
с 08.09.1992 по 31.12.1994 в ОАО БМК «Меланжист» (по фактически отработанному времени, что составит 2 года 3 месяца 23 дня);
по фактически отработанному времени в качестве оператора ровничного оборудования в ОАО БМК «Меланжист»: за 1995 год - 4 месяца 14 дней, за 1996 год - 4 месяца 14 дней, за 1997 год - 3 месяца 4 дня, за 1998 год - 3 месяца 24 дня (всего - 1 год 3 месяца 26 дней);
периоды дополнительных оплачиваемых отпусков в ОАО БМК «Меланжист» в связи с остановкой предприятия: за 1995 год - 7 месяцев 16 дней, за 1996 год - 7 месяцев 16 дней, за 1997 год - 8 месяцев 26 дней, за 1998 год - 8 месяцев 6 дней (всего - 2 года 8 месяцев 4 дня);
с 1999 года по 30.04.2000 - периоды отпуска без содержания в ОАО БМК «Меланжист» в связи с остановкой предприятия (1 год 4 месяца).
Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19.01.2021 исковые требования ФИО1 к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Барнауле Алтайского края оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить, разрешив каждое заявленное требование, полагая необоснованным вывод суда об отсутствии оснований для включения спорных периодов в льготный стаж истца.
В обоснование жалобы указано, что решение суда не может зависеть от наличия или отсутствия заявления на назначение досрочной трудовой пенсии при наличии доказательств, подтверждающих работу в тяжелых условиях, поскольку наличие специального стажа влияет на увеличение зарплаты, может влиять на оформление инвалидности. Приобретенный специальный стаж должен быть отражен в общем трудовом стаже. Основанием для включения спорных периодов в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, является не наличие заявления, а трудовая деятельность в соответствии со ст. 30 Закона о страховых пенсиях.
Кроме того, суд не придал значения тому факту, что на момент обращения в октябре 2005 года специалисты пенсионного фонда вели подсчет по законодательству и правилам того времени, в соответствии с которыми истец не набирала 20 лет специального стажа. Однако позже в законодательство внесены изменения (в частности, относительно периодов отпуска по уходу за детьми), о которых ответчик истцу не сообщил, истец узнала о них только в 2020 году. Согласно действующему законодательству периоды отпуска по уходу за ребенком подлежат включению в специальный стаж истца.
Суд не оказал истцу помощи в истребовании документов (журналов регистрации устных и письменных обращений граждан), подтверждающих факт ее обращения в пенсионный фонд в 2005 году, ответ пенсионного органа об отсутствии в журналах регистрации и информационных базах данных об обращении истца в указанный период надлежащим доказательством не является, в связи с чем заявительный характер обращения исследован не полностью. С выводом суда об обращении в 2005 году за консультацией истец категорически не согласна, и в ходе судебного разбирательства настаивала на том, что подавала заявление о досрочном назначении пенсии.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
Основания возникновения, порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Законом о страховых пенсиях, введенным в действие с 01.01.2015.
До 01.01.2015 исчисление размера пенсии регулировалось нормами Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
Частью 1 статьи 22 Закона о страховых пенсиях установлено, что страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 Закона о страховых пенсиях (часть 2 статьи 22 Закона о страховых пенсиях).
В силу части 4 статьи 5 Закона о страховых пенсиях обращение за назначением страховой пенсии может осуществляться в любое время после возникновения права на страховую пенсию без ограничения каким-либо сроком.
Аналогичный порядок назначения пенсии был установлен и ранее действовавшим Законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
Согласно статье 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью.
Из смысла положений статьи 22 Закона о страховых пенсиях следует, что реализация права на назначение пенсии носит заявительный характер и связывается законодателем с датой обращения за ее назначением, оценка пенсионных прав производится пенсионным органом на дату подачи заявления о назначении пенсии. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 22 Закона о страховых пенсиях, предусматривая сроки, с которых назначается пенсия, наделяют гражданина свободой действий по реализации (отказу от реализации) права на пенсионное обеспечение и способствуют своевременному обращению граждан за назначением пенсии (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 22.12.2015 №2920-О, от 24.04.2018 № 948-О).
В пункте 32 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что, если истец в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, назначить истцу пенсию со дня обращения с заявлением в такой орган либо с более раннего срока, если это установлено Федеральным законом № 173-ФЗ (статьи 18 и 19 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»).
Из приведенного нормативного правового регулирования, позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что страховая пенсия по старости, в том числе назначаемая досрочно в соответствии с положениями статьи 30 Закона о страховых пенсиях, по общему правилу назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на данную пенсию. При этом заявление о назначении пенсии может быть подано гражданином и до наступления пенсионного возраста, но не ранее чем за месяц до достижения соответствующего возраста.
Назначение и выплата страховой пенсии по старости осуществляются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации. Если гражданин в установленном законом порядке обращался в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, за назначением пенсии, однако в этом ему было необоснованно отказано, суд вправе обязать пенсионный орган назначить гражданину пенсию со дня его обращения с заявлением в такой орган, а в случае обращения гражданина с заявлением о назначении пенсии ранее возникновения права на пенсию - с момента возникновения такого права.Из материалов дела следует и установлено судом, что 07.02.2011 ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением об установлении пенсии, на основании данного заявления ей назначена страховая пенсия по старости с 25.02.2011 в соответствии с положениями Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ.
17.06.2020 ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о разъяснении порядка включения периодов работы в специальный стаж по пункту 4 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях.
В ответе от 02.07.2020 № С-0848 пенсионный орган сообщил, что с заявлением о назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 7 Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ заявитель впервые обратилась 07.02.2011, данный вид пенсии назначен с 25.02.2011. Следовательно, законные основания для рассмотрения права заявителя на пенсионное обеспечение с более раннего срока в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 27 Закона от 17.12.2001 №173-ФЗ отсутствуют.
Кроме того указано, что на момент обращения 07.02.2011 страховой стаж работы ФИО1 составлял 25 лет 20 дней, специальный стаж работы в текстильной промышленности – 3 месяца 24 дня, что не дает право на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы. При этом указано, что периоды работы в ОАО БМК «Меланжист» в качестве ленточницы с 01.12.1975 по 01.06.1976, в качестве ровничницы, оператора ровничного оборудования с 29.09.1976 по 31.12.1997 не подлежат зачету в специальный стаж в связи с простоями предприятия и работе в режиме неполного рабочего дня; период работы в ОАО БМК «Меланжист» в качестве оператора ровничного оборудования с 01.01.1999 по 30.04.2000 не подлежит зачету в специальный стаж, так как предприятие находилось в простое.
05.08.2020 ФИО1 вновь обратилась в УПФР, приложив архивную справку от 28.07.2020 № С-661 и выписки из индивидуального лицевого счета.
В ответе УПФР от 21.08.2020 № С-1108 указано, что согласно представленным заявителем документам подлежат зачету в специальный стаж следующие периоды:
- календарно (в том числе периоды по уходу за детьми с 01.12.1983 по 07.10.1984, с 24.02.1985 по 30.12.1985) в ОАО БМК «Меланжист» в качестве ленточницы с 01.12.1975 по 01.06.1976, в качестве ровничницы, оператора ровничного оборудования с 29.09.1976 по 07.09.1992, с 03.11.1992 по 11.11.1992, с 07.09.1993 по 09.03.1994, с 04.05.1994 по 31.05.1994, с 19.09.1994 по 10.10.1994, с 18.10.1994 по 31.12.1994;
- по фактически отработанному времени в ОАО БМК «Меланжист» в качестве ровничницы, оператора: за 1995 год – 4 месяца 14 дней, за 1996 год – 4 месяца 14 дней, за 1997 год – 3 месяца 4 дня, за 1998 год – 3 месяца 24 дня.
Периоды работы на Барнаульском меланжевом комбинате в качестве ученика ленточницы в ровничном цехе с 29.07.1975 по 30.11.1975, в качестве ученика ровничницы с 02.06.1976 по 28.09.1976 не подлежат зачету в специальный стаж, так как указанные должности не предусмотрены Списком производств и профессий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.03.1992 № 130.
Периоды работы на Барнаульском меланжевом комбинате с 08.09.1992 по 02.11.1992, с 12.11.1992 по 06.09.1993, с 10.03.1994 по 03.05.1994 с 01.06.1994 по 18.09.1994, с 11.10.1994 по 17.10.1994, с 01.01.1999 по 30.04.2000 не подлежат зачету в специальный стаж, так как предприятие находилось в простое.
Таким образом, специальный стаж работы в текстильной промышленности составляет 18 лет 7 месяцев 22 дня, что не дает права на досрочное назначение пенсии в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 30 Закона о страховых пенсиях в связи с отсутствием требуемого специального стажа работы.
Согласно ответу ОПФР по Алтайскому краю от 02.10.2020 № С-5292-13 на обращение ФИО1, размер пенсии определяется исходя из продолжительности общего трудового стажа и заработной платы за период до 01.01.2002, после 01.01.2002 учитываются страховые взносы, уплаченные страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации. Продолжительность страхового стажа после 01.01.2002 влияния на размер пенсии не оказывает.
При определении расчетного пенсионного капитала производится оценка пенсионных прав застрахованных лиц, приобретенных на 01.01.2002, путем их конвертации (преобразования) в расчетный пенсионный капитал (статья 30 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
Стажевый коэффициент для женщин, имеющих общий трудовой стаж на 01.01.2002 не менее 20 лет, составляет 0,55 и повышается на 0,01 на каждый полный год общего трудового стажа сверх требуемых 20 лет, но не более чем на 0,20.
Расчетный размер пенсии определяется умножением стажевого коэффициента за трудовой стаж, отработанный до 01.01.2002, на отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране за аналогичный период в размере не свыше 1,2 и на среднюю заработную плату по стране за период с 01.07.2001 по 30.09.2001 – 1 671 руб.
В соответствии с пунктом 6 статьи 17 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал определяется на 01.01.2002, после этой даты индексируется на коэффициенты, установленные постановлениями Правительства Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 30.1 Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ величина расчетного пенсионного капитала подлежит валоризации. Сумма валоризации составляет 10% величины расчетного пенсионного капитала и сверх того 1% за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 01.01.1991.
Размер страховой части трудовой пенсии определяется путем деления расчетного пенсионного капитала на ожидаемый период выплаты.
С 01.01.2015 вступил в силу Закон о страховых пенсиях, и все пенсии, назначенные до этой даты, пересчитаны в соответствии с его нормами исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента. К страховой пенсии устанавливается фиксированная выплата.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента определяется как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды до 01.01.2015 и за периоды после 01.01.2015.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015 определяется исходя из размера страховой части трудовой пенсии, исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по Закону от 17.12.2001 № 173-ФЗ, за периоды трудовой деятельности с 01.01.2015 определяется с учетом ежегодных отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 12 Закона о страховых пенсиях в страховой стаж засчитываются иные периоды, в том числе периоды ухода одного из родителей за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности. При совпадении по времени периодов работы с периодами ухода за ребенком учитывается один из них. Учет периодов ухода за ребенком подразумевает исключение периодов работы из общего трудового стажа, а за периоды ухода за детьми начисляются индивидуальные пенсионные коэффициенты – за полный календарный год периода ухода за первым ребенком начисляется коэффициент 1,8, за вторым ребенком – 3,6.
Согласно документам пенсионного дела, общий трудовой стаж ФИО1 на 01.01.2002 составляет 25 лет 22 дня, из них до 01.01.1991 – 15 лет 8 месяцев 21 день.
Для назначения пенсии учтена среднемесячная заработная плата 239,47 руб. за период работы с 01.01.1978 по 31.12.1982. Средняя заработная плата по стране за этот же период составляет 173,82 руб. Отношение средней заработной платы к средней заработной плате по стране составило 1,378, ограничено установленным законодательством максимальным отношением заработков 1,2. Сумма страховых взносов с 2002 года отсутствует.
В указанном ответе ОПФР по Алтайскому краю подробно приведен расчет размера пенсии, на дату назначения размер трудовой пенсии составил 6 969,36 руб. После даты назначения трудовая пенсия последовательно проиндексирована на коэффициенты, установленные Правительством Российской Федерации. С 01.01.2020 размер пенсии составляет 13 357,08 руб., расчет пенсии произведен в соответствии с нормами действующего пенсионного законодательства.
Кроме того указано, что при начислении индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды ухода за детьми, 07.10.1983 и 30.12.1984 годов рождения, произойдет уменьшение продолжительности общего трудового стажа заявителя, что приведет к уменьшению размера стажевого коэффициента и коэффициента валоризации и, соответственно, к уменьшению размера пенсии. В связи с чем такой перерасчет невыгоден заявителю.
С учетом данных разъяснений засчитать в специальный стаж периоды работы с 29.07.1975 по 30.11.1975 ученицей ленточницы и с 02.06.1976 по 28.09.1976 ученицей ровничницы в ленточно-ровничном цехе, периодов нахождения в простое с 08.09.1992 по 02.11.1992, с 12.11.1992 по 06.09.1993, с 10.03.1994 по 03.05.1994, с 01.06.1994 по 18.09.1994, с 11.10.1994 по 17.10.1994, с 01.01.1999 по 30.04.2000 в ОАО БМК «Меланжист» не представляется возможным. Правовых оснований для перерасчета пенсии с момента наступления права и выплаты пенсии за прошлое время не имеется.
25.09.2020 ФИО1 обратилась в УПФР с заявлением о перерасчете размера страховой пенсии по старости в соответствии с Законом о страховых пенсиях.
Решением УПФР № 194.9.2 от 15.10.2020 истцу отказано в перерасчете размера страховой пенсии по старости. При этом указано, что в соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 18 Закона о страховых пенсиях перерасчет размера страховой пенсии производится в случае увеличения индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 01.01.2015.
Согласно части 10 статьи 15 Закона о страховых пенсиях величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, исчисляется по нормам Закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ.
В силу пункта 48 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015, в случае совпадения по времени периодов работы и (или) иной деятельности с иными периодами органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, при установлении пенсии в страховой стаж застрахованного лица включается (засчитывается) период, учет которого дает право на страховую пенсию (или) на определение величины индивидуального пенсионного коэффициента в более высоком размере.
Граждане имеют право на перерасчет пенсии в связи с учетом периода ухода за ребенком с применением соответствующих сумм коэффициента с исключением данного периода из подсчета стажевого коэффициента при оценке пенсионных прав застрахованного лица.
Поскольку при назначении страховой пенсии по старости общий страховой стаж работы ФИО1 учтен в полном объеме, период работы с 29.07.1975 по 30.04.2000, указанный в архивной справке от 28.07.2020 № С-661, учтен в общий трудовой стаж при исчислении расчетного размера пенсии, а перерасчет в связи с учетом периодов ухода за детьми приведет к уменьшению размера страховой пенсии, другие документы для перерасчета не представлены, оснований для перерасчета не имеется.
Согласно ответу УПФР от 14.01.2021 на запрос суда о предоставлении информации и подтверждающих документов о наличии обращения (заявления) ФИО1 по вопросу пенсионного обеспечения (как с обращением, так и на консультацию) в 2005 году (в период сентябрь – декабрь 2005 года) факт обращения ФИО1 в 2005 году не установлен.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции, руководствуясь нормами законодательства, регулирующими спорные правоотношения, исходя из совокупности представленных доказательств, пришел к выводу о недоказанности факта подачи истцом заявления о назначении досрочной трудовой пенсии в 2005 году, расценив доводы истца как обращение за консультацией по вопросу пенсионного обеспечения. При этом суд исходил из того, что оценка спорных периодов относительно возможности их включения в специальный стаж не восстановит прав истца по назначению досрочной пенсии, в связи с отсутствием такого права по причине несоблюдения заявительного порядка, принимая во внимание, что в последующем истцу назначена пенсия по старости, и спорные периоды включены в страховой стаж.
Судебная коллегия, проверяя постановленное судом решение в пределах оснований и доводов, изложенных истцом в апелляционной жалобе, с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку назначение пенсии обусловлено наличием права на пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права. При этом само по себе наличие специального стажа, дающего право на досрочную пенсию, без соблюдения предусмотренного законом порядка его реализации, вопреки доводам жалобы, правовых последствий не влечет. Доказательств такого волеизъявления в 2005 году истцом не представлено.
Суд первой инстанции дал оценку доводам истца по факту обращения в УПФР в 2005 году, наличие записей карандашом в трудовой книжке истца, выполненных, согласно позиции истца, сотрудником пенсионного органа при обращении в 2005 году, обоснованно не расценено судом как подача заявления о назначении пенсии. Судом установлено, что какого-либо письменного обращения, в том числе о назначении пенсии, от истца в указанный период не поступало.
Ответ УПФР о неустановлении факта обращения истца в пенсионный орган в 2005 году основан на сведениях журналов регистрации обращений и информационных базах данных. Оснований не доверять изложенной в ответе информации не имеется, как и оснований для признания данного доказательства ненадлежащим, учитывая, что доказательств в опровержение содержащейся в ответе информации стороной истца не представлено, а устное обращение не может быть расценено как соблюдение предусмотренного законом заявительного порядка.
Обращение в суд имеет цель восстановления нарушенного права. При этом реализация права на обращение в суд должна повлечь восстановление нарушенных прав заявителя. Вместе с тем права истца нельзя считать нарушенными, поскольку при рассмотрении дела установлено, что истец является получателем пенсии по старости, заявленные спорные периоды включены в страховой стаж, и включение их в специальный стаж увеличение размера пенсии не повлечет. Напротив, включение в стаж истца периодов ухода за детьми, на чем настаивает истец, повлечет исключение периодов работы из общего трудового стажа, вследствие чего произойдет уменьшение продолжительности общего трудового стажа заявителя, что, в свою очередь, приведет к уменьшению размера стажевого коэффициента и коэффициента валоризации и, соответственно, к уменьшению размера пенсии. Учитывая изложенное, права истца нельзя считать нарушенными.
Данная информация, разъясняющая порядок и содержащая подробный расчет размера пенсии со ссылкой на законодательство, регулирующее спорные правоотношения, доведена до сведения истца в ответе ОПФР по Алтайскому краю от 02.10.2020 № С-5292-13.
Поскольку доводы жалобы не содержат каких-либо юридически значимых обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение решение суда, основанное на правильной оценке доказательств, толковании и применении норм материального права, нарушений процессуального права, которые могли бы привести к неправильному рассмотрению дела и явились бы основанием к отмене решения, судом не допущено, оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 19 января 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца ФИО1 – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: