Судья Ожогина Г.В. Дело № 33-10468/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 декабря 2014 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Блинова В.А., Сафроновой М.В.,
при секретаре Курочка Л.П.,
с участием прокурора Рыковой Ю.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу третьего лица комитета по образованию администрации <адрес> Алтайского края на решение Родинского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ
по делу по иску прокурора <адрес> Алтайского края в интересах К.С. к Муниципальному казенному дошкольному образовательному учреждению «<данные изъяты>» о возложении обязанности произвести перерасчет заработной платы и признании права на получении заработной платы, исходя из районного коэффициента 1,25.
Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
<адрес> Алтайского края обратился в суд в порядке статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с иском в интересах К.С. о признании права на получение заработной платы с учетом районного коэффициента в размере 1,25.
В обоснование требований прокурор указал, что прокуратурой <адрес> Алтайского края по заявлению К.С., работающей прачкой в МКДОУ детский сад «<данные изъяты>», проведена проверка исполнения трудового законодательства по оплате труда в данном учреждении, в ходе которой были выявлены нарушения трудовых прав К.С. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, выразившиеся в оплате труда ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда 5554 руб. и с применением районного коэффициента ниже установленного Постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 №1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края». Исходя из требований законодательства заработная плата истцу должна быть начислена в размере не менее 6942,50 руб. в месяц, в том числе 5 554 руб. – минимальный размер оплаты труда, установленный федеральным законодательством, и 1 388,50 руб. районный коэффициент (1,25). В то же время, за ДД.ММ.ГГ К.С. начислена и выплачена заработная плата в сумме <данные изъяты> руб., за ДД.ММ.ГГ – <данные изъяты> руб.
На основании изложенного прокурор просил: признать за К.С. право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с 01.07.2014 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края»; обязать МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» с ДД.ММ.ГГ установить заработную плату К.С. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату; обязать МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» произвести перерасчет с ДД.ММ.ГГ по день вынесения судом решения заработной платы К.С. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.
Решением Родинского районного суда Алтайского края от 05.11.2014 исковые требования прокурора удовлетворены.
За К.С. признано право на получение 25% районного коэффициента к заработной плате на постоянной основе с 01.07.2014 в соответствии с постановлением Правительства РФ от 27.12.1997 № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
На МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» возложена обязанность с 01.07.2014 установить заработную плату К.С. не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями, с начислением районного коэффициента в размере 1,25 к заработной плате на начисленную заработную плату.
На МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» возложена обязанность произвести перерасчет с 01.07.2014 по день вынесения судом решения заработной платы К.С. путем начисления заработной платы не менее одного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации с учетом отработанной месячной нормы рабочего времени и выполнения нормы труда с последующим начислением на данную заработную плату районного коэффициента за работу в местности с особыми климатическими условиями в размере 1,25.
Взыскана с МКДОУ детский сад «<данные изъяты>» в доход бюджета муниципального образования «<адрес>» государственная пошлина в сумме 600 руб.
В апелляционной жалобе третье лицо Комитет по образованию администрации <адрес> Алтайского края просит решение суда отменить полностью и разрешить вопрос по существу, ссылаясь на то, что действующим законодательством не запрещено устанавливать размер должностного оклада менее минимального размера оплаты труда при условии, что ежемесячная заработная плата с надбавками, включая районный коэффициент, будет превышать минимальный размер оплаты труда. Применение в данном случае положений ст. 315 Трудового кодекса Российской Федерации о повышенной оплате труда необоснованно, поскольку правила указанной статьи распространяются на лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Перечень таких территорий утвержден Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 №1029, при этом <адрес>, как и <адрес> в целом, в него не входят. Ежемесячная заработная плата К.С., включавшая в себя районный коэффициент, начисленный на должностной оклад, составляла не менее минимального размера оплаты труда, что соответствует действующему законодательству. Ссылаясь на судебную практику судов Алтайского края, считает необоснованным вывод суда о необходимости начисления районного коэффициента на минимальный размер оплаты труда.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор <адрес> Алтайского края просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения, ссылаясь на законность и обоснованность выводов суда.
Третье лицо Комитет по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края в письменном отзыве на апелляционную жалобу поддерживает изложенные в ней доводы, просит решение суда отменить.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец К.С., представители ответчика МКДОУ «<данные изъяты>» и третьих лиц Комитета по финансам, налоговой и кредитной политике Администрации Алтайского края, Комитета по образованию администрации <адрес> Алтайского края не явились, надлежаще извещены о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определила рассмотреть дело в отсутствии неявившихся участников процесса.
Выслушав процессуального истца – прокурора Рыкову Ю.В., просившую решение суда оставить без изменения, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений относительно жалобы по правилам ч.1 ст. 327-1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения судебного решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, К.С. работает в должности прачки в МКДОУ детский сад «<данные изъяты>», являющемся муниципальным бюджетным казенным дошкольным образовательным учреждением. По условиям трудового договора с учетом дополнительного соглашения от 09.01.2014, ежемесячная заработная плата истца составляет 5554 руб. с учетом всех надбавок.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования прокурора, суд первой инстанции исходил из того, что ежемесячная заработная плата истца без учета районного коэффициента не могла быть менее минимального размера оплаты труда 5554 руб., а районный коэффициент подлежал начислению сверх указанной суммы, поскольку является компенсационной выплатой, направленной на охрану здоровья работников, проживающих и работающих в неблагоприятных климатических условиях. Несоблюдение работодателем указанных условий привело к нарушению прав истца, подлежащих защите.
Судебная коллегия, оценивая решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, соглашается с такими выводами суда.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).
В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно данной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.
Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.
По смыслу вышеприведенных норм права институт минимального размера оплаты труда по своей правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей.
Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1 и 2 ст. 135 Трудового кодекса Российской Федерации) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.
При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (ст.ст. 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации).
Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.
Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС
от 17.08.1971 N 325/24 утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, размер которого для Алтайского края был установлен - 1,15.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края», а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 № 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 № 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для Родинского района Алтайского края, в связи с тяжелыми климатическими условиями. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в сумме 5 554 руб. в месяц.
В силу вышеприведенных норм права и учитывая установленные обстоятельства, вывод районного суда об обоснованности заявленных прокурором требований о порядке начисления и выплаты материальному истцу заработной платы является правомерным.
Доводы апелляционной жалобы третьего лица о включении надбавок в общий размер заработной платы, который не может быть ниже минимального размера, определенного законом, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права, поскольку исходя из вышеизложенного допускается установление в размере менее минимального размера оплаты труда только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (Определение Верховного Суда Российской Федерации № 93-КГПР13-2 от 30.08.2013).
Довод ответчика о том, что статьей 315 Трудового кодекса Российской Федерации к местностям с особыми климатическими условиями, в отношении которых применяется начисление районных коэффициентов, отнесены только районы Крайнего Севера и местности, приравненные к районам Крайнего Севера, является несостоятельным, поскольку законодательство Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации, не определяет перечень местностей с особыми климатическими условиями.
На территории Российской Федерации в настоящее время действует ряд нормативных правовых актов бывшего Союза ССР и принятых в их развитие правовых актов Российской Федерации, устанавливающих повышенную оплату труда лиц, работающих не только в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, но и в других местностях с особыми климатическими условиями. В данном случае, как указано выше, применение районных коэффициентов предусмотрено Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 и Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края».
Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
Таким образом, вышеприведенное Постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежит применению, как не противоречащее нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных, в частности, в <адрес> Алтайского края, направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не утратили силу в связи с внесением изменений в статьи 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации.
Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях и не может включаться в состав заработной платы, которая равна минимальному размеру оплаты труда, а начисляется сверх указанного размера заработной платы.
Ссылка третьего лица на противоположную практику судов общей юрисдикции Алтайского края не может быть принята во внимание судебной коллегией, поскольку судебный прецедент не является источником права в Российской Федерации.
Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность постановленного судом решения, жалоба не содержит.
Поскольку доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу третьего лица Комитета по образованию администрации <адрес> на решение Родинского районного суда Алтайского края от 05 ноября 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: