Судья Балаба Т.Ю. Дело № 33-6724/2019
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 июля 2019 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Вегель А.А.,
судей Новоселовой Е.Г., Рудь Е.П.,
при секретаре Тенгерековой Л.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу
по иску В.Е.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> о признании незаконным решения об отказе в удовлетворении заявления о досрочном назначении страховой пенсии по старости, возложении обязанности по назначению пенсии.
Заслушав доклад судьи Новоселовой Е.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ДД.ММ.ГГВ.Е.В. обратилась в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> (далее пенсионный орган) с заявлением о назначении досрочной пенсии по достижении 50 лет как одному из родителей инвалида с детства, воспитавшего их до достижения ими возраста 8 лет, имеющей страховой стаж не менее 15 лет, при наличии индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) в размере не менее 30.
Решением ответчика от ДД.ММ.ГГ***В.Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях», в связи с тем, что страховая пенсия лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности в 2017 году назначается по достижении возраста 50 лет 6 месяцев.
Ссылаясь на незаконность принятого пенсионным органом решения, истец В.Е.В. обратилась с иском, в котором просила:
признать незаконным и отменить решение пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ*** об отказе в назначении досрочной пенсии с ДД.ММ.ГГ;
обязать ответчика принять решение о досрочном назначении страховой пенсии на основании п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с ДД.ММ.ГГ; взыскать судебные расходы.
Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования истца В.Е.В. удовлетворены частично и постановлено.
Признать незаконным решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бийске и <адрес>*** от ДД.ММ.ГГ об отказе в назначении В.Е.В. досрочной страховой пенсии по старости.
Возложить на Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бийске и <адрес> обязанность по назначению В.Е.В. досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Бийске и <адрес> в пользу В.Е.В. судебные расходы в сумме 300 рублей.
В апелляционной жалобе представитель пенсионного органа Е.Т.Ю. просила решение суда первой инстанции отменить и отказать истцу в иске.
В качестве оснований незаконности постановления суда указала на отсутствие у истца на дату первичного обращения в пенсионный орган ДД.ММ.ГГ одного из условий назначения досрочной пенсии, в связи с вступлением с ДД.ММ.ГГ Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан» (далее Закона №143-ФЗ), поскольку истец замещает на постоянной основе муниципальную должность, то женщина приобретает право на досрочную пенсию через 6 месяцев после достижения 50 лет. На этом основании В.Е.В. отказано в назначении пенсии, а после обращения повторно ДД.ММ.ГГ с заявлением о назначении пенсии с ДД.ММ.ГГ пенсия истцу назначена.
Указывает, что суд при разрешении спора не применил нормы материального права, регламентирующего спорные правоотношения. Ответчиком было заявлено ходатайство о направлении запроса в Конституционный Суд Российской Федерации о соответствии Конституции Российской Федерации Закона №143-ФЗ, в удовлетворении которого судом отказано.
Указывает, что впоследствии Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от ДД.ММ.ГГ изложил правовую позицию, согласно которой определение пенсионного возраста как одного из условий назначения пенсии относится к прерогативе законодателя и не лишает возможности изменения пенсионного возраста, который Конституцией Российской Федерации не установлен.
Ссылается на противоположную судебную практику Московского городского суда, Пензенского областного суда.
Указывает, что для государственных и муниципальных служащих законодатель предусмотрел особенности правового регулирования пенсионного обеспечения, которое неправомерно судом расценено как социальная несправедливость по отношению граждан, которые государственными и муниципальными служащими не являются.
В письменных возражениях истец В.Е.В. просила решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель ответчика поддержал доводы жалобы.
Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в соответствии с ч.1 ст.327.1 ГПК РФ, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене с принятием нового решения об отказе в иске в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 ГПК РФ).
Судом установлено, что с ДД.ММ.ГГ истец В.Е.В. состоит в браке с В.А.В., указанные лица имеют общих детей – В.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, В.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения.
Согласно справке ФГУ «ГБ МСЭ по Алтайскому краю» от ДД.ММ.ГГВ.А.А., ДД.ММ.ГГ года рождения, является инвалидом с детства, инвалидность установлена бессрочно.
ДД.ММ.ГГ истец В.Е.В. обратилась с заявлением в ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> о назначении в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» досрочной страховой пенсии с момента достижения возраста 50 лет (ДД.ММ.ГГ), как родителю ребенка-инвалида с детства, воспитавшему его до достижения возраста 8 лет.
Решением пенсионного органа от ДД.ММ.ГГ***В.Е.В. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях». При этом установлено, что страховой стаж истца составил 31 год 08 месяцев 08 дней, при 15 необходимых, индивидуальный пенсионный коэффициент (ИПК) – 72,169, при необходимом 11,4, В.Е.В. осуществляла воспитание ребенка-инвалида до достижения им возраста 8 лет.
В качестве основания указано, что в соответствии со ст. 8 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия лицам, замещающим государственные (муниципальные) должности, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона «О страховых пенсиях» в 2017 году назначается по достижении возраста 50 лет 6 месяцев.
Согласно сведениям трудовой книжки истца, с ДД.ММ.ГГ до настоящего времени В.Е.В. занимает главную должность муниципальной службы города – начальника отдела опеки и попечительства Администрации <адрес>.
Разрешая исковые требования истца, суд пришел к выводу, что по состоянию на ДД.ММ.ГГ или по достижении 50 лет, а не 55 лет, как по тексту указывает суд, у В.Е.В. возникло право на досрочное значение пенсии в соответствии
С данным выводом суда судебная коллегия не может согласиться по следующим основаниям.
Одним из условий назначения страховой пенсии по старости согласно ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" является достижение гражданином определенного возраста. По общему правилу страховая пенсия назначается по достижении мужчинам 60 лет, а женщинам - 55 лет.
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №143-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан" статья 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" дополнена частью 1.1, касающейся увеличения возраста выхода на пенсию лицам, замещающим на постоянной основе должности государственной (муниципальной) службы. Изменения вступили в силу с ДД.ММ.ГГ.
Данным законом установлено увеличение возраста для назначения страховой пенсии по старости в период замещения государственных (муниципальных) должностей и должностей государственной гражданской (муниципальной) службы: мужчинам возраст увеличен на 5 лет, женщинам на 8 лет, при этом независимо от того, имел гражданин право на страховую пенсию по старости на общих основаниях (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) или со снижением общеустановленного возраста.
Таким образом, часть 1.1 ст.8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусматривает увеличение пенсионного возраста для всех лиц без исключения, замещающим на постоянной основе государственные (муниципальные) должности и должности государственной гражданской (муниципальной) службы, на 6 месяцев ежегодно, начиная с ДД.ММ.ГГ до 2032, независимо от того на каком основании назначается страховая пенсия по старости.
Возраст определяется в соответствии с Приложением 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", где возраст, по достижении которого гражданину была бы назначена страховая пенсия по старости, не замещай он должности, указанные в части 1.1. статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" определен как "V" и в цифровом выражении индивидуален для каждого субъекта пенсионных отношений.
Таким образом, законодатель установил определенный возрастной ценз для приобретения права на назначение страховой пенсии по старости в период замещения гражданином соответствующей должности государственной (муниципальной) службы.
Пунктом 1 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях" сохранено право на назначение пенсии по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного Федерального закона отдельным категориям граждан, в частности одному из родителей инвалидов детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет: мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имею страховой стаж не менее 20 и 15 лет и ИПК в размере не менее 30.
Таким образом, в силу системного толкования вышеприведенного законодательства, дата назначения досрочной страховой пенсии В.Е.В., как воспитавшей ребенка инвалида детства до 8 лет, при том, что она замещает на постоянной основе должность муниципальной службы, должна быть определена с учетом Приложения 5 к Федеральному закону "О страховых пенсиях", а именно: V+6 месяцев (для 2017 года), где V - возраст истца на момент возникновения права на досрочную страховую пенсию в соответствии с п.1 ч.1 ст.32 Федерального закона "О страховых пенсиях".
Поскольку на момент первичного обращения истца в пенсионный орган ДД.ММ.ГГ условие о возрастном цензе не было соблюдено, то ответчик обоснованно отказал в назначении досрочной страховой пенсии, назначив ее В.Е.В. по достижении возраста 50 лет 6 месяцев.
Руководствуясь ст.ст.328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить и принять по делу новое решение.
В удовлетворении исковых требований В.Е.В. к ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> и <адрес> отказать.
Председательствующий:
Судьи: