НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 15.12.2021 № 2А-3175/2021

Судья Ваншейд А.К. Дело № 33а-9026/2021

УИД 22RS0068-01-2021-002490-98 № 2а-3175/2021 (1 инстанция)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 декабря 2021 года г. Барнаул

Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Котликовой О.П.,

судей Копцевой Г.В., Зацепина Е.М.,

при секретаре Семеновой Е.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного ответчика Г. на решение Центрального районного суда г. Барнаула от 09 августа 2021 года по административному делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю к Г. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, пени.

Заслушав доклад судьи Котликовой О.П., судебная коллегия

установила:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 16 по Алтайскому краю, налоговый орган) обратилась в суд с административным иском к Г. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 годы в размере 10 741 руб., пени по налогу на имущество физических лиц в размере 29,43 руб., всего – 10 770,43 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что в соответствии со статьями 400, 401 Налогового кодекса Российской Федерации Г. Е.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц в связи с принадлежностью ему следующих объектов недвижимости: квартира, расположенная в <адрес>; котельные в <адрес>. За период 2016-2018 годы налоговым органом Г. исчислен налог на имущество физических лиц в отношении квартиры по <адрес> за 2018 год в размере 1 115 руб., в отношении котельной по ДД.ММ.ГГ за 2016-2018 годы в размере 3 189 руб. за каждый налоговый период, в отношении котельной по <адрес> за 2016-2018 годы в размере 1 329 руб. за каждый налоговый период, всего сумма налога составила 14 669 руб. Согласно налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГ*** исчисленная сумма налога на имущество физических лиц за 2018 год составила 1 115 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГ, по налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГ*** сумма налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы составила 13 554 руб. со сроком уплаты ДД.ММ.ГГ. Указанные налоговые уведомления были направлены в адрес административного ответчика по почте, в связи с неуплатой сумм налога в адрес налогоплательщика по почте направлены требования об уплате налога от ДД.ММ.ГГ***, от ДД.ММ.ГГ***. На день обращения с административным иском, с учетом зачета ДД.ММ.ГГ суммы в размере 3 928 руб. в счет оплаты по требованию ***, за административным ответчиком числится задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 годы в размере 9 626 руб., с учетом задолженности по требованию *** всего задолженность по налогу за 2016-2018 годы составляет 10 741 руб., и пени в размере 29,43 руб., начисленные на сумму недоимки. По заявлению налогового органа мировым судьей судебного участка № 1 Центрального района г. Барнаула вынесен судебный приказ, который отменен определением от ДД.ММ.ГГ в связи с поступившими возражениями от ответчика.

В ходе рассмотрения к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю (далее – Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю) (л.д. 114).

Решением Центрального районного суда г. Барнаула от 09 августа 2021 года административные исковые требования удовлетворены.

В апелляционной жалобе Г. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на пропуск налоговым органом срока на обращение в суд, необходимость исчисления срока на обращение в суд по каждому налоговому периоду в отдельности, а также на отсутствие доказательств о расчете суммы задолженности за спорный период. Также указывает, что к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа обращался иной налоговый орган – Межрайонная ИФНС России № 15 по Алтайскому краю, следовательно, административным истцом – Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю не соблюдена стадия обращения к мировому судье за вынесением соответствующего судебного приказа.

В возражениях на жалобу представитель Межрайонной ИФНС России № 16 по Алтайскому краю просит оставить апелляционную жалобу без удовлетворения.

Лица, участвующие в деле, уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы в установленном законом порядке, не явились, сведения о причинах неявки не представили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали. На основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на жалобу, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункту 1 статьи 3, пункту 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.

В силу пункта 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (здесь и далее все нормы приведены в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.

Объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: квартира, иные здание, строение, сооружение, помещение (статья 401 Налогового кодекса Российской Федерации).

Согласно пункту 1 статьи 408 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 1 статьи 409 Налогового кодекса Российской Федерации).

В силу пункта 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.

Законом Алтайского края от 13 декабря 2018 года № 97-ЗС установлена единая дата начала применения на территории Алтайского края порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - 1 января 2020 года.

Следовательно, налог на имущество физических лиц за 2018 год подлежит исчислению исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.

Вместе с тем, согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15 февраля 2019 года № 10-П, пункты 1 и 2 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации, по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, не исключают права налогоплательщика требовать в индивидуальном порядке (при разрешении налогового спора), в целях исчисления суммы налога на имущество физических лиц, использования сведений об определенной в надлежащем порядке кадастровой (рыночной) стоимости этого имущества и соответствующего размера налоговой ставки в том случае, когда сумма налога, исчисленная налоговым органом исходя из инвентаризационной стоимости этого имущества, существенно превышает сумму налога, исчисляемую исходя из его кадастровой стоимости.

В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента в отношении квартир, 0,5 процента в отношении прочих объектов налогообложения (подпункты 1, 3 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что Г. в 2016-2018 годах на праве собственности принадлежало следующее недвижимое имущество: 1/10 доли в праве собственности на нежилое помещение Н12, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый *** (далее – помещение Н12); 1/10 доли в праве собственности на нежилое помещение Н11, расположенное по адресу: <адрес>, кадастровый *** (далее – помещение Н11); квартира <адрес> (далее – квартира).

В связи с чем Г. является плательщиком налога на имущество физических лиц.

ДД.ММ.ГГГ. по почте направлено уведомление *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которому за 2016 год на квартиру исчислен налог на имущество физических лиц за 2016 год в размере 1 000 руб., на помещение Н12 - 16 897 руб., на помещение Н11 – 7 044 руб.

В связи с неуплатой налога ДД.ММ.ГГ административному ответчику направлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате налога в размере 25 443 руб., пени в размере 440,58 руб.

ДД.ММ.ГГГ. по почте направлено уведомление *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которому за 2017 год на квартиру исчислен налог на имущество физических лиц в размере 1 072 руб., на помещение Н12 – 18 118 руб., на помещение Н11 – 7 552 руб.

В связи с неуплатой налога ДД.ММ.ГГ административному ответчику направлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате налога в размере 26 742 руб., пени в размере 397,79 руб.

ДД.ММ.ГГГ. по почте направлено уведомление *** от ДД.ММ.ГГ, согласно которому за 2018 год на квартиру исчислен налог на имущество физических лиц в размере 1 115 руб., на помещение Н12 – 18 830 руб., на помещение Н11 – 7 849 руб. (л.д. 8, 31).

За налоговые периоды 2016-2018 года налог на имущество физических лиц исчислен исходя из инвентаризационной стоимости объектов недвижимости.ДД.ММ.ГГГ. обратился к начальнику МИФНС России *** по Алтайскому краю с заявлением о перерасчете налога на имущество физических лиц за налоговые периоды 2016-2018 годы исходя из кадастровой стоимости вышеуказанных объектов недвижимости.

Согласно ответу налогового органа от ДД.ММ.ГГ*** произведено уменьшение по налогу на имущество физических лиц на нежилые помещения Н11 и Н12 исходя из кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости, сумма исчисленного налога по данным объектам составляет 4 518 руб. за каждый налоговый период, срок уплаты установлен до ДД.ММ.ГГ. В отношении квартиры указано на отсутствие оснований для перерасчета, поскольку сумма исчисленного исходя из кадастровой стоимости налога больше, чем из инвентаризационной стоимости (л.д. 140-141).

Указанный ответ, а также квитанция об уплате пересчитанного налога получены административным ответчиком лично ДД.ММ.ГГ, о чем свидетельствует его подпись на ответе.

Согласно налоговому уведомлению *** от ДД.ММ.ГГ сумма налога в отношении нежилого помещения НДД.ММ.ГГ-2018 годы исходя из кадастровой стоимости, составила 3 189 руб. за каждый налоговый период, в отношении нежилого помещения Н11 – 1 329 руб. за каждый налоговый период, что соответствует суммам налога, указанным в ответе налогового органа от ДД.ММ.ГГ. Срок уплаты налога установлен не позднее ДД.ММ.ГГ.

В связи с неуплатой налога в отношении квартиры за 2018 год ДД.ММ.ГГ административному ответчику направлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате налога в размере 1 115 руб., пени за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 15,45 руб. (л.д. 11, 30 оборот).

В связи с неуплатой налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы (с учетом произведенного перерасчета) ДД.ММ.ГГГ. направлено требование *** по состоянию на ДД.ММ.ГГ об уплате налога в размере 13 554 руб., пени за период с 06 по ДД.ММ.ГГ в размере 13,98 руб.

Согласно пункту 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент осуществления перерасчета) перерасчет сумм ранее исчисленных налогов, указанных в пункте 3 статьи 14 и пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, осуществляется не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления в связи с перерасчетом, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Перерасчет, предусмотренный абзацем первым настоящего пункта, в отношении налогов, указанных в пунктах 1 и 2 статьи 15 настоящего Кодекса, не осуществляется, если влечет увеличение ранее уплаченных сумм указанных налогов.

В силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении.

В случае перерасчета налоговым органом ранее исчисленного налога уплата налога осуществляется по налоговому уведомлению в срок, указанный в налоговом уведомлении. При этом налоговое уведомление должно быть направлено не позднее 30 дней до наступления срока, указанного в налоговом уведомлении.

Таким образом, поскольку установлена обязанность Г. по уплате налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы, порядок направления налоговых уведомлений и требований налоговым органом соблюден, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, с учетом произведенного налоговым органом перерасчета.

Расчет налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы и пени проверен судом первой инстанции и является правильным, инвентаризационная и кадастровая стоимость объектов недвижимости подтверждена сведениями из БТИ и ЕГРН соответственно (л.д. 69, 96).

В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

В требовании *** установлен срок для его исполнения до ДД.ММ.ГГ, в требовании *** – до ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ (в пределах шестимесячного срока после указанной даты) налоговый орган обратился к мировому судье судебного участка № 1 Центрального района г. Барнаула с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 годы. ДД.ММ.ГГ мировым судьей судебного участка № 1 Центрального района г. Барнаула вынесен судебный приказ о взыскании с Г. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 годы, пени.

Определением указанного мирового судьи от ДД.ММ.ГГ по заявлению Г. судебный приказ отменен (л.д. 19).

После отмены судебного приказа с административным иском налоговый орган обратился в суд ДД.ММ.ГГ, то есть в установленный законом срок.

Таким образом, срок на обращение в суд административным истцом не пропущен, а доводы апелляционной жалобы об обратном основан на неправильном понимании норм материального права.

Вопреки указанию в жалобе, положения пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающего трехлетний срок исковой давности, не подлежат применению к налоговым правоотношениям, поскольку в силу статьи 1 Налогового кодекса Российской Федерации основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов устанавливается настоящим Кодексом.

Кроме того, обращается внимание, что в данном случае налоговым органом по заявлению налогоплательщика произведен перерасчет налога на имущество физических лиц за три налоговых периода, предшествующих календарному году осуществления перерасчета (то есть в 2019 году мог быть произведен перерасчет налога за 2016-2018 годы), что соответствует положениям пункта 2.1 статьи 52 Налогового кодекса Российской Федерации.

Ссылка в жалобе на отсутствие расчета задолженности по налогу не принимается во внимание, поскольку административные исковые требования заявлены на основании налоговых уведомлений *** от ДД.ММ.ГГ и *** от ДД.ММ.ГГ, в которых отражен расчет налога по каждому объекту недвижимости, с указанием объекта налогообложения, налоговых ставок, налоговой базы, периода владения и суммы исчисленного налога.

Расчет задолженности также приведен в административном исковом заявлении.

То обстоятельство, что с заявлением о выдаче судебного приказа обралась МИФНС России № 15 по Алтайскому краю, а с настоящим административным иском обралась МИФНС России № 16 по Алтайскому краю, не свидетельствует о несоблюдении порядка взыскания задолженности по налогу.

Так, согласно пункту 6.7 Положения о Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, утвержденному приказом УФНС России по Алтайскому краю от 16 сентября 2020 года ***, Инспекция взыскивает в установленном порядке недоимки.

При этом Инспекция осуществляет полномочия в установленной сфере деятельности на территории Алтайского края (пункт 3 Положения).

Следовательно, МИФНС России № 16 по Алтайскому краю обладает полномочиями по предъявлению настоящего административного иска.

Принимая во внимание, что нарушений норм процессуального права при рассмотрении дела не допущено, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда не имеется.

Вместе с тем, судебная коллегия находит решение суда подлежащим изменению в части взыскиваемой с административного ответчика суммы налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы с учетом того, что Г.ДД.ММ.ГГ в счет погашения задолженности была внесена сумма в размере 5 000 руб., которая зачтена в счет уплаты налога за 2016, 2017 годы, что подтверждается выпиской из КРСБ и ответом налогового органа, представленного по запросу суда апелляционной инстанции.

Поскольку в административном иске указано на зачет в размере 3 928 руб., то с учетом установленных обстоятельств взысканная сумма задолженности подлежит уменьшению на 1 072 руб., и составит 9 669 руб. При этом в связи с уплатой части задолженности по истечению сроков, указанных в налоговых уведомлениях, сумма взысканной пени уменьшению не подлежит.

В связи с уменьшением суммы взысканного налога с административного ответчика в доход бюджета муниципального образования – городской округ город Барнаул подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.

С учетом изложенного, решение суда первой инстанции подлежит изменению в части взыскиваемой суммы задолженности налога на имущество физических лиц за 2016-2018 годы и размера госпошлины.

Руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Барнаула от 09 августа 2021 года изменить, изложив его резолютивную часть в следующей редакции:

«Административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю удовлетворить частично.

Взыскать с Г., проживающего по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 16 по Алтайскому краю, с зачислением в соответствующий бюджет налог на имущество физических лиц за 2016, 2017, 2018 годы в размере 9 669 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2018 год за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 15,45 руб., пени по налогу на имущество физических лиц за 2016-2018 годы за период с 06 по ДД.ММ.ГГ в размере 13,98 руб., всего взыскать – 9 698, 43 руб.

В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказать.

Взыскать с Г. в доход бюджета муниципального образования – городской округ город Барнаул государственную пошлину в размере 400 руб.».

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Председательствующий:

Судьи: