судья Коноваленко Л.В. дело № 33-4382/2019
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
14 мая 2019 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Гореловой Т.В.,
судей Медведева А.А., Ромашовой Т.А.,
при секретаре Ивановой А.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Швецова А. В. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 7 марта 2019 года по делу
по иску Швецова А. В. к администрации Красногорского района Алтайского края о взыскании задолженности по пенсионным выплатам за выслугу лет.
Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Швецов А.И. обратился в суд с иском к администрации Красногорского района Алтайского края о взыскании задолженности по оплате пенсии за выслугу лет муниципального служащего за период с февраля 2013 года по ноябрь 2018 года в размере 113 414,01 руб.
В обоснование исковых требований указал, что он является получателем пенсии за выслугу лет как лицо, замещавшее муниципальную должность муниципальной службы администрации Красногорского района Алтайского края. На основании решения комиссии по рассмотрению вопросов об установлении пенсии за выслугу лет и доплаты к пенсии от 04.09.2012г., распоряжением администрации Красногорского района Алтайского края от 05.09.2012г. истцу назначена пенсия в размере фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в сумме 3 278,59 руб., с последующей индексацией. Начиная с февраля 2013 года базовый размер страховой пенсии увеличивался, однако индексация пенсии за выслугу лет ему не производилась, в связи с чем, полагает, нарушены его права, как пенсионера.
Решением Красногорского районного суда Алтайского края от 07.03.2019 в удовлетворении иска Швецова А.В. отказано.
В апелляционной жалобе истец Швецов А.И. просит решение суда отменить, принять новое решение, ссылаясь на то, что отзыв на иск ответчика в судебном заседании ему предоставлен не был, был получен по почте только 19.02.2019г. С пропуском срока исковой давности по платежам до 09.01.2016г. истец согласен, поэтому полагает необходим произвести доплату к пенсии за выслугу лет за период с января 2016 года в размере равном базовому размеру страховой пенсии, установленной на 01.04.2014 в размере 3 910,34 руб., которая истцом не оспаривалась. Полагает, поскольку судом признано, что фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии законодателем не устанавливается и при расчете страховых пенсий не применяется, а применяется фиксированная выплата к страховой пенсии, то необходимо признать расчет ответчика не соответствующим Федеральному закону от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», так как он произведен с учетом фиксированной базовой пенсии, а не с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии. Считает иск подлежит передаче мировому судье, поскольку задолженность составляет 49 286,71 руб. Пункты 2.6, 3.3 Положения, утвержденного решением Красногорского районного совета народных депутатов от 29.05.2018 нарушают права истца на получение доплаты, гарантированное Законом Алтайского края от 07.12.2007 №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае». Не подлежали применению ст. 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации, решение Красногорского районного Совета народных депутатов от 29.05.2018 №12, так как правам лиц, замещавших муниципальные должности, на доплату к трудовой пенсии, должны корреспондировать обязанности соответствующего органа местного самоуправления нести расходы по реализации гражданами такого права, а установление таких доплат является прямым полномочием органов местного самоуправления в отсутствие иных Законов Алтайского края.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истца ответчик просит оставить ее без удовлетворения, а решение суда без изменения.
В судебном заседании апелляционной инстанции истец доводы апелляционной жалобы поддержал.
Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив решение суда в соответствии с ч.1 ст.327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии с пп. «ж» и «н» п. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов (п. 2 ст. 3 Федерального закона от 06.10.1999г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»).
В соответствии с Федеральным законом от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» муниципальный служащий имеет право на пенсионное обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации (пп. 12 п. 1 ст. 11), в области пенсионного обеспечения на него в полном объеме распространяются права государственного гражданского служащего, установленные федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (п. 1 ст. 24), муниципальному служащему гарантируется пенсионное обеспечение за выслугу лет (пп. 5 п. 1 ст. 23).
Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» определение размера государственной пенсии муниципального служащего осуществляется в соответствии с установленным законом субъекта Российской Федерации соотношением должностей муниципальной службы и должностей государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации. Максимальный размер государственной пенсии муниципального служащего не может превышать максимальный размер государственной пенсии государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации по соответствующей должности государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации.
Согласно п.п. 2, 4 ст.7 Федерального закона 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» пенсия за выслугу лет устанавливается к страховой пенсии по старости (инвалидности), назначенной в соответствии с Федеральным законом «О страховых пенсиях», и выплачивается одновременно с ней. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Пункт 6 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривает, что отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Особенности организации муниципальной службы в Алтайском крае и правовое положение муниципальных служащих Алтайского края урегулированы Законом Алтайского края от 07.12.2007г. №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае».
В ч.ч. 2 и 3 ст. 9 указанного Закона предусмотрено, что условия предоставления права на пенсию за выслугу лет муниципальным служащим за счет средств местного бюджета определяются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.
Максимальный размер пенсии за выслугу лет муниципального служащего не может превышать максимального размера пенсии за выслугу лет государственного гражданского служащего Алтайского края по соответствующей должности государственной гражданской службы Алтайского края с учетом соотношения должностей муниципальной службы в Алтайском крае и должностей государственной гражданской службы Алтайского края, установленного статьей 3 настоящего Закона.
Таким образом, вопрос о пенсионном обеспечении муниципальных служащих за выслугу лет отнесен федеральным законодательством и законодательством Алтайского края к компетенции органов муниципальных образований.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Швецов А.И. является получателем страховой пенсии по старости.
Также, истец на основании распоряжения главы администрации Красногорского района Алтайского края от 05.09.2012г. № 90-р является получателем пенсии за выслугу лет с 01.09.2012 в размере фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, которая назначена в соответствии с Положением о порядке назначения, выплаты и индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации Красногорского района Алтайского края и лицам, замещавшим должности главы Красногорского района Алтайского края, утвержденным решением Красногорского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 01.12.2009г. № 30-РР (далее – Положение от 01.12.2009г.).
Согласно п.8 Положения от 01.12.2009г. размер пенсии за выслугу лет, установленный лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации района, при наличии стажа муниципальной службы не менее 15 лет составляет 45% среднемесячного дневного содержания муниципального служащего за вычетом базовой и страховой части трудовой пенсии по старости. За каждый полный год стажа муниципальной службы свыше 15 лет пенсия за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного дневного содержания муниципального служащего. При этом общая сумма указанных частей пенсии по старости и пенсии за выслугу лет не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего. В случае если размер пенсии за выслугу лет, исчисленный по правилам в настоящем пункте, меньше, чем размер базовой части трудовой пенсии по старости, пенсия за выслугу лет устанавливается в размере базовой части вышеназванной пенсии.
Главой 5 Положения установлен порядок увеличения (индексации) пенсии за выслугу лет, в соответствии с которой пенсия за выслугу лет подлежит увеличению (индексации) в связи с повышением денежного содержания по замещавшейся гражданином должности.
Доплата (фиксированная выплата страховой пенсии по старости) истцу по состоянию на момент назначения пенсии за выслугу лет составляла 3 278,59 руб.
Решением Красногорского районного совета народных депутатов Алтайского края № 34 от 28.10.2014г. в Положение о порядке назначения, выплаты и индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Администрации Красногорского района Алтайского края, и лицам, замещавшим должность главы Красногорского района Алтайского края, утвержденное решением районного Совета народных депутатов от 01.12.2009 №30-РР (далее – Положение от 28.10.2014) внесены изменения; абзац 3 пункта 8 изложен в новой редакции, установлено, что для лиц, получивших право на получение пенсии за выслугу лет до 31.10.2014, в случае, если размер пенсии за выслугу лет, исчисленный по правилам, указанным в настоящем пункте, меньше, чем фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости, пенсия за выслугу лет устанавливается в размере фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, установленной на 01.04.2014».
Суд установил, что с ноября 2014 года истцу производилась выплата пенсии за выслугу лет в размере фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости в сумме 3 910,34 руб.
Решением Красногорского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 28.11.2017 № 52 утверждено Положения о порядке назначения, выплаты и индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации Красногорского района Алтайского края (далее – Положение от 28.11.2017), которым признаны утратившими силу решения Совета народных депутатов Красногорского района Алтайского края от 01.12.2009 № 30-РР и от 28.10.2014 № 34.
Из п. 8 указанного Положения следует, что размер пенсии за выслугу лет, устанавливаемый лицам, замещавшим должности муниципальной службы администрации района, при наличии стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2011г. №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» составляет 800 руб.
Индексация пенсии за выслугу лет Положением от 28.11.2017 не предусмотрена.
Начиная с 02.12.2017г. истцу производилась выплата пенсии за выслугу лет в размере 800 руб.
В дальнейшем, решением Красногорского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 29.05.2018г. №12 (действующим с 16.06.2018г.) утверждено Положение о порядке назначения, выплаты и индексации пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы Администрации Красногорского района Алтайского края (далее Положение от 29.05.2018), а также отменено решение Красногорского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 28.11.2017г. №52, признаны утратившими силу решения Красногорского районного Совета народных депутатов Алтайского края от 01.12.2009 № 30-РР и от 28.10.2014г. №34.
Исходя из п.2.5 этого Положения, размер пенсии за выслугу лет, при наличии стажа муниципальной службы не менее стажа, продолжительность которого для назначения пенсии за выслугу лет в соответствующем году определяется согласно приложению к Федеральному закону от 15.12.2001 №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», составляет 45% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего за вычетом страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений указанной выплаты, установленных в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Размер пенсии за выслугу лет увеличивается на 3% среднемесячного денежного содержания за каждый полный год стажа муниципальной службы сверх стажа. При этом общая сумма пенсия за выслугу лет и страховой пенсии по старости, фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений указанной выплаты не может превышать 75% среднемесячного денежного содержания муниципального служащего.
Пунктом 2.6 Положения от 29.05.2018г. предусмотрено, что минимальный размер пенсии за выслугу лет устанавливается в процентном отношении от фиксированной выплаты страховой пенсии по старости, установленной законодательством Российской Федерации и в зависимости от группы должностей, в том числе для главных и ведущих должностей – 17,5%.
В случае, если размер пенсии за выслугу лет, исчисленный по правилам, указанным в п. 2.5 Положения, меньше размера, установленного п. 2.6 Положения, пенсия за выслугу лет устанавливается в минимальном размере (п. 2.8).
Размер среднемесячного денежного содержания, исходя из которого исчисляется размер пенсии за выслугу лет, не может превышать 2,3 должностного оклада по замещавшейся должности муниципальной службы (с учетом районного коэффициента, установленного в соответствии с законодательством Российской Федерации) (п. 2.8).
Главой 5 Положения установлен порядок увеличения (индексации) пенсии за выслугу лет, ежемесячной доплаты к пенсии, исходя из которой пенсия за выслугу лет подлежит увеличению в связи с повышением денежного оклада по замещавшейся гражданином должности муниципальной службы.
Начиная с 16.06.2018г. истцу выплачивается размер пенсии за выслугу лет 872 руб.
Разрешая спор, оценив представленные доказательства, суд первой инстанции не нашел оснований для удовлетворения исковых требований, поскольку пенсия за выслугу лет начисляется и выплачивается истцу в соответствии с порядком и условиями, установленными органом местного самоуправления, при этом индексация пенсии за выслугу лет в связи с изменением фиксированной выплаты к страховой пенсии Положениями, утвержденными от 01.12.2009г. и от 25.05.2018г. не предусматривалась. Кроме того, суд пришел к выводу о пропуске истцом срока исковой давности по требованиям заявленным до 09.01.2016г., о применении которого просил ответчик.
Судебная коллегия с выводами суда первой инстанции соглашается, поскольку они основаны на нормах материального права и соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы жалобы, указывающие на несоответствие расчета пенсии за выслугу лет Федеральному закону от 28.12.2013г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях», поскольку он произведен с учетом фиксированной базовой пенсии, а не с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, во внимание не принимаются. Пенсия за выслугу лет за спорный период рассчитана ответчиком исходя из Положений, утвержденных органами местного самоуправления, которые в установленном порядке не отменены.
Ссылка на то, что п.п. 2.6 и 3.3 Положения от 29.05.2018г. нарушают права истца на получение доплаты, гарантированной Законом Алтайского края от 07.12.2007 №134-ЗС «О муниципальной службе в Алтайском крае» основанием для отмены решения суда не является.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 53 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что расходные обязательства муниципального образования возникают в результате принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, в таком случае расходные обязательства устанавливаются органами местного самоуправления самостоятельно и исполняются за счет собственных доходов и источников финансирования дефицита соответствующего бюджета.
Из приведенных законоположений следует, что правовое регулирование дополнительного пенсионного обеспечения муниципальных служащих, осуществляемого за счет средств местного бюджета, отнесено к компетенции органов местного самоуправления. Федеральными законами определены границы, в пределах которых органы местного самоуправления в соответствии с законодательством субъекта Российской Федерации определяют уровень дополнительного пенсионного обеспечения за выслугу лет для муниципальных служащих своего муниципального образования. Поскольку финансирование пенсии за выслугу лет муниципальных служащих осуществляется за счет собственных доходов соответствующих муниципальных образований, то они с учетом бюджетных возможностей вправе вводить и изменять порядок и условия выплаты такой пенсии муниципальным служащим как в отношении вновь, так и ранее назначенных пенсий.
Поскольку пенсия за выслугу лет муниципальным служащим выплачиваются дополнительно к установленным этим лицам в рамках системы обязательного пенсионного страхования трудовым пенсиям, то само по себе установление и дальнейшее изменение органами местного самоуправления правил исчисления таких пенсий и их размера не может рассматриваться как нарушающее право на пенсионное обеспечение и ухудшающее положение муниципальных служащих, в том числе и Швецова А.В.
Доводы жалобы об обратном являются несостоятельными.
Указание на то, что дело подлежит передаче мировому судье, так как цена иска составляет 49 286,71 руб., основано на неверном толковании норм процессуального права. Согласно ч. 1 ст. 33 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело, принятое судом к своему производству с соблюдением правил подсудности, должно быть разрешено им по существу, хотя бы в дальнейшем оно станет подсудным другому суду. На момент принятия искового заявления, указанная истцом цена иска составляла 113 414,01 руб., что отнесено к подсудности районного суда. То обстоятельство, что впоследствии, с учетом применения судом срока исковой давности, сумма требований фактически уменьшилась, не являлось основанием для передачи дела к мировому судье.
Ссылка на то, что отзыв ответчика на исковое заявление в судебном заседание истцу представлен не был, а получен им только 19.02.2019г. почтовой корреспонденцией не свидетельствует о нарушении норм процессуального права и не влечет отмену судебного решения.
Иные доводы жалобы также проверены судебной коллегией и признаны несостоятельными.
На основании изложенного, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными и не влекут отмену в апелляционном порядке обжалуемого решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права и направлены на переоценку выводов суда по обстоятельствам дела.
Процессуальных нарушений, которые в силу ст.330 ч 4 ГПК РФ являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Апелляционную жалобу истца Швецова А. В. на решение Красногорского районного суда Алтайского края от 7 марта 2019 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: