НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 14.03.2018 № 33-2461/2018

Судья Наконечникова И.В. Дело № 33-2461/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2018 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой С.В.,

судей Варнавского В.М., Костогладовой О.Г.,

при секретаре Горской О.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Терентьева Н. П. на решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 04 декабря 2017 года по делу по иску Терентьева Н. П. к Управлению социальной защиты населения по Мамонтовскому району, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края о признании незаконным отказа в предоставлении мер социальной поддержки, взыскании компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Варнавского В.М., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Терентьев Н.П. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Мамонтовскому району, Министерству труда и социальной защиты Алтайского края о признании отказ Министерства труда и социальной защиты Алтайского края, а также отказ Управления социальной защиты населения по Мамонтовскому району в предоставлении Терентьеву Н.П. мер социальной поддержки, предусмотренных законодательством Российской Федерации для ветеранов труда незаконным; обязании ответчиков предоставить Терентьеву Н.П. меры социальной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для ветеранов труда, начиная с 24.08.2017; взыскании с ответчиков в пользу Терентьева Н.П. компенсации морального вреда в размере 100 000 руб. в равных долях; взыскании с ответчиков в равных долях в пользу истца судебных расходов в размере 25 000 руб., госпошлины в размере 300 руб.

В обоснование заявленных требований указано, что 24.08.2017 Указом губернатора Алтайского края № 111 истцу присвоено звание «Ветеран труда». В управлении социальной защиты по Мамонтовскому району истцу пояснили, что мерами социальной поддержки (льготами), предусмотренными для ветеранов труда, истец сможет воспользоваться только по достижению возраста 60 лет.

Действия ответчиков, выраженные в отказе предоставить истцу меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда на основании Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» до наступления 60-ти летнего возраста и вместе с тем выдача истцу удостоверения «Ветеран труда», что влечет за собой немедленное предоставление мер социальной поддержки, является необоснованным и противоречит Федеральному закону от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» и Постановлению Правительства Российской Федерации № 423 от 27.04.1995 «Об удостоверениях, на основании которых реализуются меры социальной поддержки ветеранов военной службы и ветеранов труда». Наличие удостоверения единого образца является подтверждением статуса ветерана труда и права лица, имеющего данное удостоверение, на предоставление мер социальной поддержки для данной категории граждан.

Незаконными действиями ответчиков истцу причинен моральный вред, нравственные страдания и переживания в связи с незаконным отказом предоставить меры социальной поддержки, предусмотренные для ветеранов труда.

Решением Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 04 декабря 2017 года в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.

В апелляционной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В обоснование доводов жалобы указано, что Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих им достойную жизнь, активную деятельность, почет и уважение в обществе. При этом в пункте 1 статьи 7 названного Закона определен круг лиц, являющихся ветеранами труда, к числу которых отнесены лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии за выслугу лет. Вместе с тем, в Федеральном законе № 5-ФЗ не содержится таких оснований для получения мер социальной поддержки, как достижение возраста в 60 лет для лиц, имеющих трудовой стаж за выслугу лет. Не имеет объективного и разумного оправдания и выдача истцу удостоверения ветерана труда без предоставления мер социальной поддержки.

Очевидно, что законодатель Алтайского края превысил свои полномочия, установив такое основание для получения мер социальной поддержки как достижение возраста 60 лет для лиц, имеющих ведомственные награды и право на пенсию по выслуге лет.

Ссылка суда на то, что меры социальной поддержки ветеранов труда являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации и в силу этого законы субъекта могут самостоятельно устанавливать такие условия, для получения мер социальной поддержки как достижение 60-летнего возраста с учетом возможностей бюджета субъекта Российской Федерации - не состоятельны и не основаны на законе, так как в случае недостаточности собственных средств для покрытия соответствующих расходов, субъекты Российской Федерации вправе рассчитывать на оказание им Российской Федерацией финансовой помощи целевого характера

В возражениях относительно апелляционной жалобы представитель ответчик – Минтрудсоцзащита Алтайского края просил оставить решение суда без изменения, а жалобу ответчика – без удовлетворения.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства труда и социальной защиты Алтайского края – Медведева Т.С. против доводов жалобу возражал.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом: путем направления письменных извещений по имеющимся в материалах дела адресам. Информация о времени и месте рассмотрения дела была публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Правовые гарантии социальной поддержки ветеранов труда установлены ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», согласно которой меры поддержки ветеранов труда определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

В силу п. 2 ст. 10 указанного Федерального закона меры социальной поддержки названной категории граждан являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.

Из анализа указанных норм следует, что законодательные и исполнительные органы власти субъектов Российской Федерации наделены правом самостоятельно устанавливать порядок и условия присвоения гражданам звания «Ветеран труда», объем и содержание оказываемых данной категории граждан мер социальной поддержки с учетом возможностей бюджета субъекта Российской Федерации.

В Алтайском крае меры социальной поддержки для ветеранов труда предусмотрены законом Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».

Согласно ст. 1 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации из числа отдельных категорий ветеранов, проживающих на территории Алтайского края по месту жительства или по месту пребывания (за исключением имеющих документально подтвержденное место жительства в других субъектах Российской Федерации).

К отдельным категориям ветеранов относятся: 1) ветераны Великой Отечественной войны - лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР; лица, награжденные орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны (далее - труженики тыла); 2) ветераны труда - лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда», а также лица, приравненные к ветеранам труда по состоянию на 31.12.2004 в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»; 3) ветераны труда Алтайского края - лица, имеющие удостоверение «Ветеран труда Алтайского края».

Ветераны труда и ветераны труда Алтайского края имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом для ветеранов труда и ветеранов труда Алтайского края, после назначения им страховой пенсии по старости либо по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин в случае получения ими других видов пенсий или пожизненного содержания за работу (службу).

Настоящий Закон распространяется на постоянно проживающих на территории Алтайского края иностранных граждан и лиц без гражданства из числа тружеников тыла.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Терентьев Н.П., ДД.ММ.ГГ года рождения, является пенсионером МВД и получает пенсию за выслугу лет. Страховая пенсия по старости истцу не назначена.

Указом Губернатора Алтайского края от 24.08.2017 №111 «О присвоении звания «Ветеран труда» истцу присвоено звание «Ветеран труда», выдано удостоверение от 07.09.2017 № 672536.

После получения удостоверения «Ветеран труда» истец обратился 28.08.2017 в Управление социальной защиты населения по Мамонтовскому району Алтайского края и Министерство труда и социальной защиты Алтайского края с претензией о предоставлении ему мер социальной поддержки, предусмотренных для ветеранов труда, начиная с 24.08.2017.

В ответе от 15.09.2017 Управления социальной защиты населения по Мамонтовскому району Алтайского края, и от 11.09.2017 Министерства труда и социальной защиты Алтайского края указано на отсутствие в настоящее время права истца на меры социальной поддержки как у ветерана труда согласно Закону Алтайского края от 15.04.2005 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов».

Общеустановленного пенсионного возраста 60 лет истец не достиг. На дату обращения о предоставлении истцу мер социальной поддержки, т.е. 24.08.2017, возраст Терентьева Н.П. составлял 46 лет.

Отказывая в удовлетворении требований суд исходил из того, что истец не имеет права на предоставление мер социальной поддержки, предусмотренной для ветерана труда, поскольку он не достиг возраста 60 лет, предусмотренного Законом Алтайского края от 15.04.2005 № 61-ЗС.

Изучив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает поводов для отмены решения суда первой инстанции.

Отказывая в удовлетворении заявления, суд справедливо исходил из того, что региональным законодателем установлено условие предоставления меры социальной поддержки для ветеранов труда в виде возрастного ценза.

Закрепленное в Законе Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» указание на то, что ветераны труда и ветераны труда Алтайского края имеют право на получение мер социальной поддержки, предусмотренных настоящим Законом для ветеранов труда и ветеранов труда Алтайского края, после назначения им страховой пенсии по старости либо по достижении возраста 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин в случае получения ими других видов пенсий или пожизненного содержания за работу (службу) не может расцениваться как снижение уровня правовых гарантий, установленных федеральным законодателем для ветеранов труда.

Обращает на себя внимание и то обстоятельство, что меры социальной поддержки ветеранов труда устанавливаются законами и иными правовыми актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации (п. 2 ст. 10 и ст. 22 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах»).

При этом определение способов, объемов и условий предоставления мер социальной поддержки ветеранов труда также является прерогативой органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, законодатель субъекта Российской Федерации, вводя своим Законом меры социальной поддержки для ветеранов труда и устанавливая размер и условия их предоставления, действовал правомерно, в рамках компетенции субъекта Российской Федерации

В обоснование жалобы истец ссылается также на то на то, что согласно Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» льготы предоставляются ветеранам труда независимо от достижения определенного возраста, а ч. 3 ст. 1 Закона Алтайского края от 03.12.2004 № 61-ЗС предоставляет эти льготы только ветеранам труда, достигшим возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, что ущемляет права ветеранов труда, имеющих право на получение иных видов пенсий.

Данные доводы не могут быть приняты во внимание потому, что Федеральный закон от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» не предусматривает какие-либо конкретные меры социальной поддержки ветеранов труда и категорию лиц, которой эти меры предоставляются.

Доводы апелляционной жалобы не могут повлиять на отмену решения. Все они были предметом судебного разбирательства, им дана правильная и надлежащая правовая оценка, что нашло обстоятельное и мотивированное отражение в судебном решении.

На основании вышеизложенного судебная коллегия, руководствуясь статьями 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,

определила:

решение Центрального районного суда города Барнаула Алтайского края от 04 декабря 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу истца Терентьева Н. П. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>