НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 14.03.2018 № 33-2321/18

Судья Мишина Н.Л. Дело № 33-2321/2018

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

14 марта 2018 года г. Барнаул

Судья Алтайского краевого суда Сухарева С.А. рассмотрела в порядке упрощенного производства апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району, третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края на решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от 25 декабря 2017 года по делу

по иску прокурора Немецкого национального района Алтайского края в интересах Динкель С. М. к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края о взыскании компенсации затрат на электроэнергию,

У С Т А Н О В И Л :

прокурор Немецкого национального района Алтайского края в интересах Динкель С.М. обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края о взыскании недополученной компенсации затрат на электроэнергию.

В обоснование заявленных требований указал, что в прокуратуру района поступило заявление Динкель С.М. в связи с неполным возвратом ей ответчиком компенсации как педагогическому работнику, проживающему и работающему в сельской местности.

В ходе проверки установлено, что Динкель С.М. относится к категории педагогических работников.

Согласно справке взаиморасчетов за потребленную электроэнергию, представленной АО «Алтайэнергосбыт» ТО «Кулундинское», Динкель С.М. в соответствии с показаниями приборов учета за период с октября 2014 года по март 2017 года было фактически оплачено 60 487 руб. 10 копеек. При этом компенсация затрат за потребленную электроэнергию, предоставленная ответчиком с учетом требований п.16 постановления администрации Алтайского края от ДД.ММ.ГГ*** за аналогичный период, составила 2 816 рублей 53 копейки.

Общая сумма недополученной компенсации за период 2014-2017 годы составила 57 670 рублей 57 копеек.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на п.4 ст.4, п.8 ст.47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закон Алтайского края № 88-ЗС от 03 ноября 2005 года «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности», Правила возмещения расходов, связанных с предоставлением компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных образовательных учреждениях и проживающих в сельской местности, рабочих поселкам (поселках городского типа), утвержденных постановлением администрации Алтайского края от 29 февраля 2012 года № 99, прокурор просил суд взыскать с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району в пользу Динкель С.М. недополученную за период 2014-2017 гг сумму компенсации понесенных ею затрат на оплату электроэнергии в размере 57 670 рублей 57 копеек.

Решением районного суда Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства исковые требования прокурора удовлетворены частично.

С Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края в пользу Динкель С.М. взыскана недополученная сумма компенсации расходов по оплате электроэнергии за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере 56 171 руб. 15 коп.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Немецкому национальному району просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Ссылаясь на ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края, утвержденные постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 №99, указывает, что компенсации педагогическим работникам подлежат только расходы на освещение жилого помещения, а не электроэнергию, используемую для удовлетворения иных потребностей педагогических работников. При этом при отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Компенсация предоставляется в размере 100% по оплате жилого помещения, отопления, освещения.

Вывод суда о том, что освещение жилого помещения включает в себя потребление электроэнергии, в том числе в целях, не связанных с освещением жилого помещения, основан на неверном толковании норм права и противоречит позиции Верховного Суда Российской Федерации.

Кроме того, данное гражданское дело не может быть рассмотрено в порядке упрощенного производства на основании ч. 1 ст. 232.2 ГПК РФ, так как требования истца не вытекают из деликтных обязательств, обязательств из неосновательного обогащения, договорных обязательств, трудовых правоотношений, а направлены на получение суммы понесенных затрат на электроэнергию, компенсация которых не предусмотрена ни договором, ни федеральным, ни региональным законодательством, то есть, не является суммой основного долга.

Кроме того, порядок упрощенного производства предполагает разрешение требований о взыскании денежных средств, размер которых уже определен и его установление в результате перерасчета не требуется.

Согласие сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного судопроизводства должно быть очевидным, следовать из письменного либо зафиксированного в протоколе судебного заседания заявления сторон.

Отсутствие возражений сторон в отношении суда о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства само по себе не является согласием на рассмотрение дела в таком порядке.

Так же в решении неверно указан период недополученной суммы компенсации (период с октября 2017 года по март 2017).

Третье лицо Минтрудсоцзащита Алтайского края в апелляционной жалобе также просит решение суда отменить, ссылаясь на доводы, аналогичные доводам апелляционной жалобы Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району.

В возражениях на апелляционные жалобы прокурор, участвовавший в деле, просит решение суда оставить без изменения, апелляционные жалобы – без удовлетворения.

Изучив материалы дела, доводы апелляционных жалоб, суд полагает решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением норм процессуального права (п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ).

Как следует из материалов дела, Динкель С.М. с октября 2014 года и по настоящее время работает в МБОУ ДОД «Детская школа искусств им. А.П. Лымарева» и занимает должность преподавателя хоровых дисциплин, пользуется льготами по коммунальным услугам как педагогический работник, работающий и проживающий в сельской местности.

Согласно справке взаиморасчетов за потребленную электроэнергию по состоянию на ДД.ММ.ГГДинкель С.М. за период с сентября 2014 по март 2017 года произведена оплата за потребление электроэнергии в общей сумме60 487 руб. 10 коп. При этом истцу компенсированы расходы на освещение за указанный период в размере 2816 руб. 53 коп., которые определены расчетным путем.

Разрешая требования прокурора о взыскании с Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району Алтайского края недополученной Динкель С.М. компенсации затрат на электроэнергию, суд первой инстанции исходил из того, что действующее законодательство не регламентирует порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой на освещение и иные цели, в связи с чем пришел к выводу о том, что определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.

Однако суд при разрешении спора не учел следующие нормы действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, каковым является Российская Федерация (статья 7), устанавливает гарантии социальной защиты, в том числе меры социального обеспечения в предусмотренных законом случаях (статья 39, часть 1). Конкретные способы и объемы такой защиты, предоставляемой тем или иным категориям граждан, устанавливаются федеральным законом или в предусмотренном законом порядке.

В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.2010 N 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (действовавшего до 1 сентября 2013 года) в статью 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» были внесены изменения, в соответствии с которыми предоставление мер социальной поддержки в натуральном виде было заменено на компенсацию произведенных педагогическими работниками платежей, а также закреплено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных учреждений, устанавливаются законодательством Российской Федерации и обеспечиваются за счет средств федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет субъектов Российской Федерации.

При этом в статье 3 вышеуказанного закона законодатель указал, что нормативные правовые акты Российской Федерации, принятые во исполнение абз. 3 пункта 5 статьи 55 Закона «Об образовании», не могут снижать объем мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), на день вступления в силу указанного Закона.

Аналогичное правовое регулирование закреплено в действующем с 1 сентября 2013 года Федеральном законе от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (часть 8 статьи 47).

Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" установлено, что педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации (часть 8 статьи 47).Во исполнение указанного Федерального закона принят Закон Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)», частью 1 статьи 2 которого в редакции от 30.11.2016 установлено, что размер компенсации устанавливается в твердой денежной сумме законом Алтайского края о краевом бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Статья 2 названного Закона в ранее действовавшей редакции устанавливала, что размер компенсации определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.

Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показании приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Размер компенсации расходов, связанных с отоплением жилого помещения, в том числе твердым топливом, определяется исходя из общей площади занимаемого жилого помещения, установленных тарифов на жилищно-коммунальные услуги и цен на твердое топливо.

Размер компенсации расходов, связанных с использованием для отопления жилого помещения (при отсутствии центрального отопления) электроэнергии или газа, определяется исходя из утвержденных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии или газа, установленных для электрических или газовых котлов. При отсутствии отдельно оборудованных приборов учета объем электроэнергии или газа, необходимый для отопления жилого помещения, определяется в пределах нормативов потребления электроэнергии или газа, установленных уполномоченным органом исполнительной власти Алтайского края.

При наличии у педагогического работника права на меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по нескольким основаниям указанные меры предоставляются по одному основанию по его выбору.

Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются администрацией Алтайского края.

Постановлением администрации Алтайского края от 29.02.2012 № 99 утверждены Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края (далее – Правила). Пункт 2 названных Правил определяет, что компенсация расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее – «компенсация») предоставляется проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, расположенных в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края.

В соответствии с пунктом 3 Правила компенсация педагогическим работникам, указанным в пункте 2 настоящих Правил, предоставляется в отношении одного жилого помещения по месту жительства работника.

Компенсация педагогическим работникам может предоставляться по месту пребывания при условии неполучения компенсации по месту жительства. Компенсация в данном случае предоставляется на период пребывания.

На основании пункта 3.1 Правил компенсация предоставляется педагогическим работникам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения, отопления и освещения или при заключении и (или) выполнении соглашений по ее погашению, заключенных с организациями и индивидуальными предпринимателями, предоставляющими жилищно-коммунальные услуги.

Компенсация предоставляется в размере 100% оплаты жилого помещения, отопления и освещения (пункт 4 Правил).

Согласно п. 29 Правил денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв.м. общей площади занимаемого жилого помещения.

Таким образом, из системного анализа приведенных положений закона, регулирующих спорные правоотношения, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, отопление и освещение.

При этом действующее законодательство, предусматривающее в качестве меры социальной защиты указанной категории граждан выплаты компенсации за данные услуги, не ущемляет права педагогических работников, которым ранее действующее законодательство определяло такие меры социальной поддержки в натуральной форме.

В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.

Согласно СНиП под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.

Таким образом, понятия «освещение» и «электрическая энергия» не являются тождественными, в связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Имеется ли у материального истца прибор учета электроэнергии, который фиксирует затраты электрической энергии как на освещение, так и на использование иных электроприборов в доме, суд не выяснил, рассмотрев дела в порядке упрошенного производства.

Между тем, указанные обстоятельства имеют юридическое значение при разрешении указанного спора.

В силу ч.ч.1, 3 ст.232.1 ГПК РФ в порядке упрощенного производства подлежат рассмотрению дела по исковым заявлениям о взыскании денежных средств или об истребовании имущества, если цена иска не превышает сто тысяч рублей, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства (ст.122 и ч.3 ст.125 настоящего Кодекса); по исковым заявлениям, основанным на представленных истцом документах, устанавливающих денежные обязательства ответчика, которые ответчиком признаются, но не исполняются, и (или) на документах, подтверждающих задолженность по договору, кроме дел, рассматриваемых в порядке приказного производства.
Как разъяснил Верховный Суд РФ в Постановлении Пленума от 18.04.2017 N 10 согласно пункту 1 части первой статьи 232.2 ГПК РФ, пункту 1 части 1 статьи 227 АПК РФ под денежными средствами, которые подлежат взысканию в порядке упрощенного производства, понимаются суммы основного долга, а также начисленные на основании федерального закона или договора суммы процентов и неустоек (штрафа, пени), общая сумма которых не должна превышать пределов, установленных указанными нормами.

Переход к рассмотрению дела по общим правилам искового производства или по правилам производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется судом по своей инициативе или по ходатайству лица, участвующего в деле, при наличии оснований, предусмотренных ч.4 ст.232.2 ГПК РФ.

В частности, суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства, если в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства суд пришел к выводу о том, что дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства; необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также произвести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания; заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.

Учитывая изложенное, а также то, что представитель ответчика в письменных возражениях на исковое заявление оспаривал наличие обязательств по расчету и выплате указанной прокурором компенсации ввиду отсутствия доказательств нарушения прав материального истца, размер компенсации, представитель Министерства труда и социальной защиты населения Алтайского края просил предоставить возможность для подготовки и направления в суд доказательств в обоснование возражений по иску, суд должен был решить вопрос о переходе к рассмотрению дела по общим правилам искового производства с целью установления юридически значимых по делу обстоятельств, предложения сторонам представить доказательства с учетом установления данных обстоятельств, исследования дополнительных доказательств по делу.

Таким образом, доводы жалоб о неправомерном рассмотрении дела в порядке упрощенного судопроизводства заслуживают внимание.

Положениями ч.3 ст.335.1 ГПК РФ установлено, что при наличии оснований, предусмотренных ч.4 ст. 330 настоящего Кодекса, а также в случае, если судом апелляционной инстанции признаны обоснованными приведенные в апелляционной жалобе доводы о том, что дело, рассмотренное в порядке упрощенного производства, подлежало рассмотрению по общим правилам искового производства, суд апелляционной инстанции отменяет решение и направляет дело в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства.

На основании изложенного, судья апелляционной инстанции приходит к выводу об отмене оспариваемого решения и направлении дела в тот же суд для рассмотрения по общим правилам искового производства.

Руководствуясь ст. ст. 328 – 330, 335.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья

ОПРЕДЕЛИЛ:

апелляционные жалобы ответчика Управления социальной защиты населения по Немецкому национальному району, третьего лица Министерства труда и социальной защиты Алтайского края удовлетворить.

Решение районного суда Немецкого национального района Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить.

Дело направить в суд первой инстанции для рассмотрения по общим правилам искового производства.

Судья: