НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 13.12.2023 № 2-2690/2023

УИД 22RS0068-01-2023-001678-44

Судья Щиголева Ю.В. № 33-10493/2023

(№ 2-2690/2023)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Науменко Л.А.,

судей Диденко О.В., Сухаревой С.А.

при секретаре Пахомовой Н.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску ФИО1 к Государственному учреждению – Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о защите пенсионных прав

по апелляционной жалобе ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (ОСФР по Алтайскому краю) на решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 мая 2023 года.

Заслушав доклад судьи Науменко Л.А., пояснения представителя истца ФИО2, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ФИО1 обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР) о признании незаконными решений пенсионного фонда от 06.10.2022, 28.10.2022, 08.12.2022, 27.12.2022, возложении обязанности назначить страховую пенсию по старости с момента возникновения права, то есть с 19.06.2022.

В обоснование требований указано, что 19.06.2022 ФИО1 обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях». Решением от 06.10.2022 отказано в назначении пенсии по причине отсутствия 12 полных календарных месяцев стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов евразийского экономического союза от 20.12.2019. Аналогичные решения вынесены ответчиком 28.10.2022, 08.12.2022, 27.12.2022. Истица с данными решениями не согласна, поскольку вышеназванное соглашение вступило в силу с 01.01.2021, однако право на назначение пенсии возникло у нее с 24.08.2019. Кроме того, ФИО1 состояла в программе добровольного пенсионного страхования в периоды с 23.03.2017 по 23.03.2018, с 18.11.2021 по 31.12.2021, общей продолжительностью 1 год 1 месяц 15 дней.

Ответчик возражал против удовлетворения иска, указывая, что пенсионное обеспечение граждан, пребывающих на территории Российской Федерации, и имеющих страховой стаж на территории Республики Казахстан, осуществляется в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов евразийского экономического союза от 20.12.2019, вступившим в силу с 01.01.2021. По данному соглашению проверка периодов страхового стажа осуществляется путем направления формуляра «запрос» в компетентный орган государства – члена ЕАЭС, на территории которого был приобретен стаж. Кроме того, право на пенсию в соответствии с соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства – члена, согласно законодательству которого трудящийся претендует на назначение пенсии. Истцом при обращении представлена трудовая книжка, из которой следует, что её трудовая деятельность протекала на территории Республики Казахстан. В целях оказания содействия в истребовании справок о стаже и заработной плате Отделением был направлен запрос в компетентные органы Казахстана, в ответ на который поступила справка из АО «Единый накопительный пенсионный фонд» с отрицательным ответом. Доводы истца о том, что она состояла в программе добровольного пенсионного страхования не могут быть приняты во внимание, поскольку добровольное пенсионное страхование не является работой, кроме того, в данные периоды истец осуществляла трудовую деятельность на территории Республики Казахстан. Страховой стаж на территории Российской Федерации и РСФСР у истца отсутствует.

Решением Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29.05.2023 исковые требования удовлетворены.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность назначить ФИО1 страховую пенсию по старости с 19.06.2022.

С Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу ФИО1 взыскано 300 руб. в возмещение расходов по оплате госпошлины.

Дополнительным решением от 20.09.2023 ФИО1 отказано в удовлетворении иска о признании незаконными решений пенсионного фонда от 06.10.2022, 28.10.2022, 08.12.2022, 27.12.2022.

Ответчик в апелляционной жалобе просит решение суда от 29.05.2023 отменить, мотивируя тем, что пенсионное обеспечение граждан, прибывших на постоянное жительство на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан, осуществляется по нормам Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 (Соглашение от 20.12.2019). Проверка периодов работы стажа, приобретенного с 13.03.1992, осуществляется посредством направления запросов в компетентный орган другого государства в установленном порядке; кроме того, согласно ч. 5 ст. 7 Соглашения от 20.12.2019 право на пенсию возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства – члена ЕАЭС, где трудящийся претендует на назначение пенсии. В Российской Федерации в настоящее время страховой стаж определяется на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Трудовая деятельность ФИО1 протекала на территории Республики Казахстан. Истец указала, что состояла в программе добровольного пенсионного страхования с 23.03.2017 по 23.03.2018, с 18.11.2021 по 31.12.2021, полагая что в связи с этим у нее имеется 12 месяцев стажа на территории России. Однако добровольное пенсионное страхование не является работой. Кроме того, в данные периоды истец осуществляла трудовую деятельность на территории Республики Казахстан, страховой стаж на территории России у нее отсутствует. На дату достижения возраста (24.08.2019) она проживала и работала в Казахстане, судом установлен факт её проживания на территории Российской Федерации с 19.11.2021, обратилась за назначением пенсии 16.09.2022, таким образом, оснований для возникновения права на пенсию в рамках Соглашения от 20.12.2019 не имеется.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель истца просит оставить её без удовлетворения решение суда – без изменения, ссылаясь на то, что Соглашение от 20.12.2019 в данном случае не подлежит применению, так как право на пенсию возникло у истицы до даты его принятия, а именно с 24.08.2019. Использование системы добровольного пенсионного страхования исключало возможность осуществлять трудовую деятельность на территории Российской Федерации и оплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование.

Представитель истца в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал доводы возражений.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела без их участия.

Проверив материалы настоящего дела исключительно в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, ФИО1, ДД.ММ.ГГ года рождения, зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования с 01.09.2016, является гражданином Российской Федерации, с 19.11.2021 зарегистрирована по месту пребывания по адресу: <адрес>

Из трудовой книжки, архивных справок следует, что периоды работы истца до 2002 года имели место на территории Республики Казахстан. С 01.12.1983 по 01.07.1986 истец работала няней в детском саду № 64; с 01.08.1986 по 08.04.1993 инженером-строителем ЗГППИ «Целингипросельхоз»; с 10.01.1994 по 04.05.1994 коммерческим агентом в АСО «Экспресс»; с 09.07.1993 по 09.01.1994, с 04.11.1996 по 04.05.1997 и с 16.12.1997 по 16.06.1998 состояла на учете в качестве безработной, получала пособия по безработице.

Также из материалов дела следует, что с 23.03.2017 по 23.03.2018, с 18.11.2021 по 31.12.2021 истец добровольно оплачивала страховые взносы в пенсионный фонд России.

19.06.2022 ФИО1, после достижения 58 лет, обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Решением пенсионного органа от 06.10.2022 ***ФИО1 в назначении страховой пенсии по старости отказано в связи с отсутствием права на пенсию.

Из этого решения следует, что в соответствии с Соглашением о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза от 20.12.2019 право на страховую пенсию возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории Российской Федерации. В данном случае у заявителя стаж на территории Российской Федерации отсутствует. Кроме того, заявителем не подтвержден факт постоянного проживания на территории Российской Федерации.

В последующем истец 25.10.2022, 01.12.2022, 22.12.2022 повторно обращалась в пенсионный фонд с заявлением о назначении пенсии. Решениями пенсионного органа от 28.10.2022, 08.12.2022, 27.12.2022 в назначении пенсии отказано по аналогичным основаниям.

С 01.01.2015 страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются и выплачиваются в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Частью 1 статьи 4 Закона № 400-ФЗ установлено, что право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных данным федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 22 Закона № 400-ФЗ страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Согласно статье 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к названому Федеральному закону); страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа; страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Таким образом, пенсия назначается по заявлению гражданина Российской Федерации со дня обращения при наличии права на пенсию, условиями возникновения которого являются: достижение определенного возраста, наличие определенной продолжительности страхового стажа и определенной величины индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК).

В действовавшей до 01.01.2019 редакции пункта 1 статьи 8 Закона № 400-ФЗ, как и ранее действовавшим законодательством, был установлен пенсионный возраст для мужчин – 60 лет, для женщин – 55 лет.

Как следует из приложения 6 к данному Федеральному закону в 2019 году право на пенсию возникало у женщин по достижении ими возраста, с которого возникало право на пенсию до 01.01.2019 (то есть 55 лет), плюс 12 месяцев.

Кроме того, в силу п.3 ст. 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые в период с 01.01.2019 по 31.12.2020 достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 01.01.2019, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Таким образом, женщины ДД.ММ.ГГГГ года рождения, достигшие 55 лет в 2019 году, приобретают право на пенсию в возрасте 55 лет 6 месяцев. Истица достигла этого возраста ДД.ММ.ГГ.

В соответствии с ч.ч. 1-3 статьи 35 Закона № 400-ФЗ продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, в 2015 году составляет шесть лет. Продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости, предусмотренная частью 2 статьи 8 названного Федерального закона, начиная с 01.01.2016 ежегодно увеличивается на один год согласно приложению 3 к этому Федеральному закону. При этом необходимая продолжительность страхового стажа определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 данного Федерального закона. С 01.01.2015 страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.

Следовательно, для возникновения права на пенсию в 2019 году необходимая продолжительность страхового стажа составляет 10 лет, величина ИПК должна составлять не ниже 16,2.

Статьей 11 Закона № 400-ФЗ определены периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж.

В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (часть 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ).

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 этого закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Аналогичные положения о периодах работы и (или) иной деятельности, включаемых в страховой стаж, были установлены статьей 10 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который вступил в силу с 01.01.2002 и действовал до 01.01.2015 – даты вступления в силу Федерального закона №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Ранее, до вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ оплата страховых взносов в качестве обязательного условия периодов работы в страховой стаж не была предусмотрена.

Согласно части 3 статьи 2 Закона № 400-ФЗ в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом №400 от 28.12.2013 «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.

13.03.1992 государствами - участниками Содружества Независимых Государств, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения (далее - Соглашение от 13.03.1992).

В соответствии со статьей 1 названного Соглашения пенсионное обеспечение граждан государств - участников этого Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

Статьей 6 Соглашения предусмотрено, что назначение пенсий гражданам государств - участников Соглашения производится по месту жительства. Для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу данного Соглашения.

Исходя из анализа ст. 6 Соглашения 13.03.1992, в совокупности с п. 5 Рекомендаций, утвержденных Распоряжением Правления Пенсионного фонда России от 22.06.2004 № 99р, для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР. При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).

Таким образом, при назначении страховой пенсии, при расчете общего страхового стажа, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

По смыслу приведенных норм, для включения в стаж периодов работы до 01.01.2002 оплата страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность, обязательным условием не является.

По сведениям пенсионного органа на момент обращения с заявлением страховой стаж истицы составляет 11 лет 10 месяцев 12 дней (с учетом периода работы в 2021 году продолжительностью 1 мес. 14 дней, а без учета этого периода, исходя из стажа по состоянию на 23.03.2018, то есть на момент достижения в 2019 году возраста 55,5 лет – 11 лет 8 мес. 28 дней); индивидуальный пенсионный коэффициент с учетом нестрахового периода ухода за ребенком, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, составляет 18,241 (л.д. 56).

Таким образом, по состоянию на 24.08.2019 истица, являясь гражданкой Российской Федерации, в возрасте 55 лет 6 мес. имела страховой стаж более 10 лет и ИПК более 16,2, поэтому у неё возникло право на страховую пенсию по старости. Ответчиком наличие указанных условий возникновения права на пенсию не оспаривалось в суде первой инстанции, а также не оспаривается и в апелляционной жалобе.

Разрешая спор по существу, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции установив, что на возникшие правоотношения распространяется Соглашение от 13.03.1992 о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, по которому назначение и выплата пенсии истцу должны производится по законодательству Российской Федерации, принимая во внимание, что право на пенсию возникло у истицы до момента обращения с заявлением о назначении страховой пенсии, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований и возложения на ответчика обязанности назначить пенсию с даты первоначального обращения – 19.06.2022.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, мотивированы в судебном решении и подтверждаются представленными по делу доказательствами.

В качестве основания для отмены решения суда ответчиком в апелляционной жалобе указана исключительно необходимость применения условий назначения пенсии, установленных Соглашением от 20.12.2019, участниками которого являются Российская Федерация и Республика Казахстан. Рассматривая дело по доводам апелляционной жалобы ответчика, судебная коллегия находит их несостоятельными, принимая во внимание следующее.

20.12.2019 государствами - членами Евразийского экономического союза, в том числе Российской Федерацией и Республикой Казахстан, подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу для Российской Федерации с 01.01.2021.

Действие Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 в отношении Российской Федерации прекращено с 01.01.2023 в соответствии с положениями, предусмотренными Федерального закона № 175-ФЗ от 11.06.2022.

Пунктом 5 статьи 7 Соглашения от 20.12.2019 установлено, что право на пенсию, за исключением накопительной пенсии, а также трудовых (страховых) пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, в соответствии с данным Соглашением возникает при наличии не менее 12 полных месяцев стажа работы, приобретенного на территории государства-члена, согласно законодательству которого трудящийся (член семьи) претендует на назначение пенсии.

Вместе с тем, приведенная норма для определения права истца на назначение пенсии не применяется, поскольку статьей 12 Соглашения от 20.12.2019 предусмотрено, что предусмотренные в нем правила действуют при назначении пенсии за стаж, приобретенный после вступления этого Соглашения в силу. Если же пенсия назначается за стаж работы, приобретенный до вступления данного Соглашения в силу, то применяется предыдущее Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.

Таким образом, при наличии стажа до 01.01.2021 его подсчет и установление наличия права на пенсию должны производиться с учетом положений Соглашения о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992. Применение статьи 7 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств - членов Евразийского экономического союза возможно только при оценке стажа, который выработан, начиная с 01.01.2021, в том случае, если до указанной даты право на пенсию не возникло.

Поскольку стаж истца, приобретенный на территории Республики Казахстан и достаточный для возникновения права на пенсию в 2019 году с учетом установления иных необходимых условий, имел место до вступления Соглашения от 20.12.2019 в силу, то есть до 01.01.2021, необходимость учитывать стаж, выработанный после вступления в силу этого Соглашения, для установления права на пенсию отсутствует, суд обоснованно не принимал во внимание отсутствие условия, предусмотренного пунктом 5 статьи 7 Соглашения от 20.12.2019, как препятствующее назначению пенсии.

С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что в пределах доводов апелляционной жалобы основания для отмены оспариваемого решения суда не установлены, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит.

Указанных в ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации процессуальных нарушений, при которых решение суда подлежало бы безусловной отмене, не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Барнаула Алтайского края от 29 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15.12.2023.