НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 12.09.2023 № 33-7914/2023

Судья Климук Е.Н. Дело № 33-7914/2023 (2-13/2023)

22RS0005-01-2022-000333-30

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 сентября 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Шипунова И.В.,

судей Алешко О.Б., Назаровой Л.В.,

при секретаре Пахомовой Н.О.

с участием прокурора Бобылевой Д.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края на решение Бурлинского районного суда Алтайского края от 31 мая 2023 года по иску Булыгиной М. А., действующей в своих интересах и в интересах ФИО 1, к краевому государственному казенному учреждению «Управление социальной защиты населения по муниципальному округу город Славгород, городу Яровое, Бурлинскому и Табунскому районам», Министерству социальной защиты Алтайского края, акционерному обществу «Почта России» о взыскании денежной компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Шипунова И.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Булыгина М.А. обратилась в суд с иском к КГКУ «УСЗН по муниципальному округу город Славгород, городу Яровое, Бурлинскому и Табунскому районам» (далее – Управление), АО «Почта России» о взыскании денежной компенсации морального вреда.

В обоснование заявленных требований указала, что постановлением Администрации Бурлинского района Алтайского края от 30.01.2006 *** назначена опекуном родной сестры ФИО 1, которая решением Бурлинского районного суда Алтайского края от 20.11.2003 признана недееспособной.

С 2020 года, на протяжении двух лет сотрудниками Управления систематически нарушаются права истца и ее подопечной.

Управлением в нарушение режима самоизоляции для лиц старше 65 лет, установленного Указом Губернатора Алтайского края от 31.03.2020 № 44, не предпринято мер к выдаче истцу разрешения на получение пенсии подопечной ФИО 1 в отделении почтовой связи на 2021 год. Бездействие должностных лиц Управления привели к тому, что подопечное лицо в феврале 2021 года не было обеспечено пенсионной выплатой, гарантированной государством.

В срок выдачи пенсии за февраль 2021 года – 13.02.2021 – почтальон потребовала у истца Булыгиной М.А. распоряжение органа социальной защиты о разрешении получения пенсии, при этом она показала записку с текстом: «распоряжение на опекунство если срок действия закончен, не платить». Эту записку написала начальник почты ФИО 2 почтальону ФИО 3.

Требование от истца распоряжения руководителем отделения незаконное. Такие грубые нарушения ответчиком ее прав и прав ее подопечной в виде невыданной пенсии привели к нравственным и физическим страданиям. Она поняла как беззащитен больной человек-пенсионер перед социальной службой, уверенной в своей безнаказанности, лишили пенсии, средств к существованию. Полагала, что в данном случае, допущены нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства и законодательства о пенсионном обеспечении.

Специалистами Управления неоднократно в период пандемии, проводились проверки, в том числе с привлечением должностного лица местного самоуправления и сотрудника полиции, составлялись акты о проверках, которые в действительности не проводились. Со стороны Управления в адрес истца поступали угрозы отъема подопечной. Все эти события сопровождались хамским отношением сотрудников социальной защиты, которые ей постоянно звонили, угрожали отменой опеки, а равно отобранием у нее недееспособной сестры.

Сестра истца, хоть и признана недееспособной, но способности к переживанию эмоций, чувства тревоги, страха, обиды не утеряла. В день, когда истцу отказали в выдаче пенсии (13.02.2021), ее сестра ФИО 1 очень расстроилась, плакала, спрашивала: «На что я буду жить?». Также она очень сильно напугалась комиссионной проверки (27.04.2022) с участием привлеченного сотрудника полиции, плакала, волновалась, спрашивала, почему в доме полиция, думала, что что-то случилось. Истец как опекун в вышеперечисленные моменты чувствовала себя бессильной, не могла дать защиту и поддержку своей сестре. Действиями сотрудников соцзащиты и АО «Почта России» подопечной ФИО 1 также причинены моральные страдания, она много плакала, выглядела напуганной и сейчас каждый раз просит у истца прощения, думая, что именно из-за нее возникали вышеописанные события.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, просила взыскать с Управления денежную компенсацию морального вреда в ее пользу в размере 200 000 руб., в пользу ФИО 1 – 200 000 руб., с АО «Почта России» денежную компенсацию морального вреда в ее пользу в размере 100 000 руб., в пользу ФИО 1 – 100 000 руб.

Определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве ответчика привлечено Министерство социальной защиты Алтайского края (Минсоцзащита Алтайского края).

Решением Бурлинского районного суда Алтайского края от 31.05.2023 исковые требования удовлетворены частично.

Взыскана с Министерства социальной защиты Алтайского края за счет казны Алтайского края денежная компенсация морального вреда в пользу ФИО 1 в размере 3 000 руб., в пользу Булыгиной М.А. в размере 3 000 руб. В удовлетворении остальных исковых требований отказано.

Ответчик Минсоцзащита Алтайского края в апелляционной жалобе просит решение суда в части взыскания с него за счет казны Алтайского края компенсации морального вреда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска в указанной части.

Указывает, что Управление имеет статус казенного учреждения и не является государственным органом или органом местного самоуправления. Каких-либо незаконных действий (бездействия) Минсоцзащиты Алтайского края, повлекших нарушения прав истцов, судом не установлено, истцом требований не заявлено.

Со ссылкой на нормы гражданского и бюджетного законодательства считает, что в случае причинения гражданину морального вреда в результате неправомерных действий (бездействия) казенного учреждения взыскание денежной компенсации морального вреда должно осуществляться с указанного учреждения за счет средств бюджета.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика настаивал на удовлетворении жалобы, прокурор полагал, что обжалуемое решение законно.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о его времени и месте извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети Интернет. Об уважительности причин своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.

Разрешая возникший спор, суд пришел к выводу о том, что права истцов Булыгиной М.А. и ФИО 1 нарушены незаконным бездействием Управления по невыдаче распоряжения на получение доходов подопечного, что повлекло за собой невыдачу пенсии и иных выплат подопечному за февраль 2021 года, в связи с чем, приняв во внимание возраст истцов, наличие инвалидности, длительность нарушения прав истцов, предпринятые ответчиком действия по устранению нарушений, характер спорного правоотношения, характер причиненных Булыгиной М.А. и ФИО 1 нравственных и физических страданий, исходя при этом из принципа разумности и справедливости, суд счел возможным определить размер компенсации морального вреда в размере 3 000 руб. каждому из истцов.

Руководствуясь Положением о Министерстве социальной защиты Алтайского края, утвержденным Указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 № 201, Уставом Управления, разъяснениями, данными в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.05.2019 № 13 «О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации», суд пришел к выводу, что денежная компенсация морального вреда подлежит взысканию с Алтайского края в лице Министерства социальной защиты Алтайского края за счет казны Алтайского края.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

Согласно п. 1 ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

В силу ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

Защита прав и свобод человека и гражданина, социальная защита, включая социальное обеспечение, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пп. «б», «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации)

Согласно п. 1.1 Положения о Министерстве социальной защиты Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от 11.12.2018 № 201 (далее – Положение), Министерство социальной защиты Алтайского края является исполнительным органом Алтайского края, осуществляющим функции по реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию и оказанию государственных услуг в сфере социальной поддержки и социального обслуживания населения Алтайского края, демографического развития Алтайского края, преодоления последствий радиационного воздействия на население Алтайского края ядерных испытаний и космической деятельности, а также функции по управлению государственным имуществом в установленной сфере деятельности.

Министерство осуществляет деятельность непосредственно и через подведомственные краевые государственные учреждения (автономные, бюджетные, казенные) в установленной сфере деятельности во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, Правительством Алтайского края, исполнительными органами Алтайского края, органами местного самоуправления, общественными объединениями, иными организациями, в том числе посредством электронного документооборота (п. 1.3 Положения).

Министерство социальной защиты Алтайского края является органом опеки и попечительства, реализующим в Алтайском крае полномочия по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченными судом в дееспособности вследствие психического расстройства, пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (подп. 7 п. 2.1.1 Положения), осуществляет функции и полномочия учредителя подведомственных учреждений, координацию и регулирование их деятельности, контроль за соблюдением подведомственными учреждениями нормативных правовых актов Российской Федерации и Алтайского края (подп. 11 п. 2.1.1 Положения)

Министерство социальной защиты Алтайского края является главным администратором (администратором) доходов краевого бюджета и бюджетов муниципальных образований, главным распорядителем и получателем средств краевого бюджета в части ассигнований, предусмотренных на содержание Министерства, подведомственных учреждений, а также на реализацию возложенных на Министерство полномочий (подп. 1 п. 2.1.2 Положения).

Согласно п. 2.1 Устава КГКУ «Управление социальной защиты населения по муниципальному округу город Славгород, городу Яровое, Бурлинскому и Табунскому районам» (с изменениями, утвержденными приказом Минсоцзащиты Алтайского края от 15.07.2022 № 27/Пр/265) учреждение является унитарной некоммерческой организацией, созданной Алтайским краем для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации на территории муниципального округа город Славгород, города Яровое, Бурлинского и Табунского районов предусмотренных законодательством Российской Федерации, Алтайского края полномочий Министерства социальной защиты Алтайского края в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, демографического развития Алтайского края, преодоления последствий радиационного воздействия на население Алтайского края ядерных испытаний и космической деятельности, а также полномочий государственного учреждения службы занятости населения.

Учредителем учреждения и собственником его имущества является Алтайский край. Функции и полномочия учредителя осуществляет Минсоцзащита Алтайского края, которая координирует и регулирует деятельность учреждения и является главным распорядителем бюджетных средств в отношении учреждения (п. 2.3 Устава).

Предметом и целями деятельности учреждения является, в том числе, осуществление полномочий по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченными судом в дееспособности вследствие психического расстройства, пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (п. 3.2 Устава).

Для достижения целей и реализации предмета деятельности учреждение в области социальной поддержки и социального обслуживания населения, демографического развития Алтайского края, преодоления последствий радиационного воздействия на население Алтайского края ядерных испытаний и космической деятельности исполняет на территории по месту жительства граждан полномочия по опеке и попечительству над совершеннолетними гражданами, признанными судом недееспособными или ограниченными судом в дееспособности вследствие психического расстройства, пристрастия к азартным играм, злоупотребления спиртными напитками или наркотическими средствами (подп. 5 п. 3.4.3 Устава).

Из приведенных положений следует, что осуществляя в отношении ФИО 1 полномочия органа опеки и попечительства, и вступая в правоотношения с опекуном Булыгиной М.А., Управление реализует полномочия Алтайского края по опеке и попечительству, реализуемые Министерством социальной защиты Алтайского края через подведомственное ему учреждение.

В ходе рассмотрения дела суд установил, что нарушение личных неимущественных прав истцов произошло именно в связи с реализацией указанных полномочий публично-правового образования, то есть, применительно к данному случаю, вред причинен истцам действиями (бездействием) государственного органа, в связи с чем суд пришел к правильному выводу о его возмещении в порядке ст. 1069 ГК РФ за счет казны Алтайского края.

Доводы апелляционной жалобы являются несостоятельными, они основаны на неверном толковании норм закона.

Согласно п. 7 ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) при недостаточности лимитов бюджетных обязательств, доведенных казенному учреждению для исполнения его денежных обязательств, по таким обязательствам от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отвечает соответственно орган государственной власти (государственный орган), орган местного самоуправления, орган местной администрации, осуществляющий бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств, в ведении которого находится соответствующее казенное учреждение.

В данном же случае обязательство по возмещению морального вреда возникло не у Управления, а у Алтайского края.

В силу подп. 1 п. 3 ст. 158 БК РФ главный распорядитель средств бюджета субъекта Российской Федерации выступает в суде от имени субъекта Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к субъекту Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, не соответствующих закону или иному правовому акту.

Поскольку согласно Положению Минсоцзащита Алтайского края обладает бюджетными полномочиями главного распорядителя; привлечено судом к участию в деле в качестве ответчика как представитель Алтайского края, взыскание в пользу истцов компенсации морального вреда именно с этого органа государственной власти соответствует закону.

Таким образом, решение суда отмене по доводам апелляционной жалобы не подлежит.

Руководствуясь ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Бурлинского районного суда Алтайского края от 31 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства социальной защиты Алтайского края – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение составлено 13 сентября 2023 года.