НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 11.10.2023 № 33-8697/2023

судья Закоптелова О.А. дело №33-8697/2023 (2-177/2023)

22RS0057-01-2023-000154-58

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

11 октября 2023 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Довиденко Е.А.,

судей Медведева А.А., Масликовой И.Б.,

при секретаре Орликовой С.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Угловского районного суда Алтайского края от 11 июля 2023 года по делу

по иску Федяевой Светланы Владимировны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о признании незаконным решения об отказе в перерасчете пенсии, возложении обязанности произвести перерасчет пенсии,

Заслушав доклад судьи Медведева А.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Федяева С.В. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР по Алтайскому краю, Отделение), в котором просила признать незаконным отказ в перерасчете пенсии, возложить на ответчика обязанность произвести перерасчет пенсии.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. ДД.ММ.ГГФедяева С.В. повторно обратилась в пенсионный орган с заявлением о перерасчете пенсии. ДД.ММ.ГГ решением отдела установления пенсий *** Управления установления пенсий ГУ ОПФР по Алтайскому краю истцу отказано в перерасчете размера пенсии. С таким решением Федяева С.В. не согласна, полагая, что о факте прекращения трудовых отношений пенсионному органу стало известно на следующий день после увольнения в связи с изменениями в Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», что не препятствовало принять решение об индексации пенсии неработающему пенсионеру.

Решением Угловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены.

Признано незаконным решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю об отказе в перерасчете пенсии ФИО1 от ДД.ММ.ГГ.

На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность произвести ФИО1 индексацию (корректировку) размера страховой пенсии с ДД.ММ.ГГ в связи с прекращением трудовой деятельности ДД.ММ.ГГ.

Взысканы с Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю в пользу ФИО1 300 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.

В апелляционной жалобе ответчик Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю просит отменить решение суда, ссылаясь в обоснование жалобы на положения статьи 26.1 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях), указывая, что действующее пенсионное законодательство не содержит однозначной нормы, определяющей период, в который работающий пенсионер может прервать трудовую детальность, позволяющий проиндексировать размер страховой пенсии, а затем вновь трудоустроиться.

Правилами выплаты пенсий, осуществления контроля за их выплатой, проведения проверок документов, необходимых для их выплаты, начисления за текущий месяц сумм пенсии в случае назначения пенсии другого вида либо в случае назначения другой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, определения излишне выплаченных сумм пенсии, утвержденными Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГ № 545н (Далее – Правила № 545н) установлено, что если после принятия распоряжения об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии получены сведения об акте осуществления работы и (или) иной деятельности на день принятия указанного распоряжения, влияющих на суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, подлежащих выплате, территориальный орган Пенсионного фонда пересматривает ранее вынесенное решение путем вынесения нового решения.

С ДД.ММ.ГГ при увольнении застрахованного лица основанием для вынесения решения Отделением о выплате сумм пенсии с учетом индексаций после увольнения является, в том числе отчет СЗВ-ТД, который представляется работодателем на застрахованное лицо не позднее следующего рабочего дня после увольнения. Об увольнении истца и о приеме на работу предоставлены такие сведения работодателем в день указанных событий, чему судом не дана оценка.

Поскольку распоряжения об осуществлении индексации страховой пенсии выносятся Отделением ежемесячно каждое 15-е число месяца в массовом порядке на основании полученных отчетов по формам СЗВ-М и СЗВ-ТД о трудовой деятельности (прекращении такой деятельности) пенсионеров, оснований для вынесения пенсионным органом распоряжения об индексации истцу пенсии не имелось, так как у ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГ имелись сведения о трудоустройстве истца. Кроме того, на основании представленных сведений, Отделение не лишено возможности принять новое решение о прекращении выплаты индексации пенсии.

Также ответчик оспаривает судебное решение в части взыскания государственной пошлины.

Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явились. Об отложении судебного разбирательства не просили, о наличии уважительных причин неявки не сообщали. В этой связи, с учетом положений ст.167 ГПК РФ их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 является получателем страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ.

Согласно записям в трудовой книжки истца, сведениям о трудовой деятельности, предоставляемым работнику работодателем (форма СТД-Р), на момент назначения пенсии по старости и по ДД.ММ.ГГ она состояла в трудовых отношениях с <данные изъяты> в должности медицинской сестры участковой, откуда уволена ДД.ММ.ГГ по собственному желанию и вновь принята на работу в данное учреждение с ДД.ММ.ГГ на должность медицинской сестры участковой.

Таким образом, в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ истец являлась неработающим пенсионером.

ДД.ММ.ГГ истец обратилась в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о том, что прекращала трудовую деятельность в указанный период, в связи с чем, имеет право на перерасчет пенсии в связи с увольнением. Данное заявление на основании решения от ДД.ММ.ГГ*** было оставлено ответчиком без удовлетворения по причине того, что ФИО1 по сведениям информационных баз данных ОСФР осуществляет трудовую деятельность с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ и с ДД.ММ.ГГ в <данные изъяты> в связи с чем, не имеет право на перерасчете пенсии как неработающий пенсионер.

Разрешая спор, суд первой инстанции, оценив представленные доказательства по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь статьей 26.1 Закона о страховых пенсиях, исходил из того, что истец прекратила осуществление работы и являлась неработающим пенсионером с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в связи с чем на 1-ое число месяца, следующего за месяцем прекращения работы, имела право на перерасчет размера пенсии (страховой части и фиксированной выплаты) как неработающий пенсионер, на эту дату истец не была трудоустроена, поскольку прием истца на работу имел место ДД.ММ.ГГ, а по норме ч. 8 ст. 26.1 Закона № 400-ФЗ при последующем трудоустройстве выполненный в связи с прекращением работы перерасчет пенсии не аннулируется. В связи с изложенным, суд обязал ответчика произвести перерасчет суммы пенсии с ДД.ММ.ГГ.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции, так как они сделаны при неправильном применении норм материального права и его толковании. Доводы апелляционной жалобы ответчика заслуживают внимания.

Целевым назначением страховой пенсии является компенсация застрахованному лицу заработка или другого дохода в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности.

В соответствии с частью 12 статьи 21 Закона о страховых пенсиях выплата страховой пенсии на территории Российской Федерации производится пенсионеру органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, в установленном размере без каких-либо ограничений, за исключением случаев, предусмотренных статьей 26.1 настоящего Федерального закона.

Согласно статье 26.1 Закона о страховых пенсиях пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности (часть 1).

Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3).

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», в целях реализации положений частей 1 - 3 настоящей статьи производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 4).

Следовательно, уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений страхователя по форме СЗВ-М за отчетный период (ежемесячно, не позднее 15 числа месяца, следующего за отчетным).

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 2.2, 2.4 - 2.6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (часть 6).

Суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенные в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 настоящей статьи, выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение, предусмотренное частью 6 настоящей статьи (часть 7).

В случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности (часть 8).

Таким образом, работающие пенсионеры в период осуществления ими трудовой деятельности не имеют права на индексацию размера фиксированной выплаты к страховой пенсии и корректировку страховой пенсии. При этом в случае увольнения пенсионер имеет право на получение суммы страховой пенсии и фиксированной выплаты к ней с учетом индексации и корректировки, имевших место в период осуществления им работы, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы.

Материалами дела установлено, что сведения о прекращении трудовой деятельности истца зарегистрированы пенсионным органом в день увольнения ДД.ММ.ГГ на основании подачи работодателем отчета формы СЗВ-ТД посредством электронного документооборота.

Сведения о приеме истца на работу поступили в территориальный орган ПФР ДД.ММ.ГГ также на основании отчета формы СЗВ-ТД посредством электронного документооборота.

ДД.ММ.ГГ истец самостоятельно обратилась в пенсионный орган с заявлением о факте прекращения трудовой деятельности.

Поскольку истец фактически осуществляла трудовую деятельность и в ДД.ММ.ГГ, и в ДД.ММ.ГГ, работодатель обязан был представить в отчете формы СЗВ-М сведения об истце как о застрахованном лице в отчетном периоде. Такие сведения в пенсионный орган представлены.

С ДД.ММ.ГГ внесены изменения в пенсионное законодательство (часть 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях), согласно которым пенсионный орган может выносить решение об индексации на основании документа от работодателя, формы СЗВ-ТД, которая может поступить в пенсионный орган не позднее следующего рабочего дня после увольнения. Таким образом, законодатель дополнил формы отчетов, предоставляемых страхователем, на основании которых пенсионный орган имеет возможность получения сведений более оперативно.

Как следует из материалов дела, истец была уволена с работы ДД.ММ.ГГ, работодателем отчет по форме СЗВ-ТД с информацией об увольнении был представлен в пенсионных орган ДД.ММ.ГГ; истец принята на работу ДД.ММ.ГГ, отчет по форме С3В-ТД с информацией о приёме на работу был представлен ДД.ММ.ГГ.

Таким образом, судебная коллегия находит заслуживающими внимания доводы апелляционной жалобы о том, что на дату вынесения распоряжений об осуществлении индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии, которые выносятся в массовом порядке ежемесячно каждое 15-е число месяца, на основании, полученных отчетов по формам «СЗВ-М» и «СЗВ-ТД», предоставляемых страхователями ежемесячно, пенсионным органом уже были получены сведения об осуществлении ФИО1 трудовой деятельности. Следовательно, пенсионный орган, располагая сведениями о том, что в ДД.ММ.ГГ истец работала, не имел правовых оснований для индексации (перерасчета) пенсии, как неработающему, прекратившему трудовую деятельность пенсионеру по смыслу положений ст. 26.1 Закона о страховых пенсиях.

Кроме того, по настоящему делу истец являлась работающим пенсионером на дату принятия пенсионным органом решения (ДД.ММ.ГГ), а также на установленный законом срок выплаты пенсии с перерасчетом (в следующем месяце после принятия решения), что противоречит правовой природе индексации пенсии по старости неработающему пенсионеру, установленной с целью поддержания материального благополучия пенсионера, не имеющего иного дохода для поддержания своего жизненного уровня. Такое стимулирование работающих пенсионеров законом не предусмотрено.

Более того, судебная коллегия отмечает наличие в действиях истца недобросовестного поведения, поскольку фактические обстоятельства: увольнение лица пенсионного возраста и последующий его прием на работу через несколько дней в то же учреждение и на ту же должность – указывают на искусственное создание обстоятельств, с которыми закон связывает возможность перерасчета размера пенсии для пенсионеров, прекративших свою трудовую деятельность. Такое поведение отклоняется от добросовестного (ст.10 ГК РФ), поскольку направлено на увеличение размера пенсии для фактически продолжающего трудовую деятельность пенсионера в обход установленных законом условий.

Учитывая вышеизложенное, оснований для признания незаконным решения ответчика об отказе в перерасчете пенсии и возложении обязанности произвести такой перерасчет, как обосновано указано ответчиком в жалобе, у суда первой инстанции не имелось.

Поскольку выводы суда об обратном противоречат приведенным нормам материального права, решение суда об удовлетворении исковых требований подлежит отмене (ст.330 ч 1 п.4 ГПК РФ) с вынесением нового решения по делу об отказе в удовлетворении иска.

Вместе с тем, судебная коллегия обращает внимание на то, что гражданин-пенсионер, обратившийся в суд с иском к пенсионному органу, в том числе с требованием о перерасчете размера страховой пенсии по старости, в силу подп. 5 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации освобождается от уплаты государственной пошлины за подачу иска.

Таким образом, у истца отсутствовала обязанность уплачивать при подаче иска государственную пошлину.

В силу ст. 93 ГПК РФ основания и порядок возврата или зачета государственной пошлины устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Таким образом, излишне уплаченная государственная пошлина истцом при подаче иска, может быть возвращена ей на основании положений ст. 93 ГПК РФ, путем обращения с заявлением в суд о возврате излишне уплаченной госпошлины.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Угловского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ отменить и принять по делу новое решение.

Исковые требования ФИО1 к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о перерасчете пенсии оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: