Судья Рожнов Е.В. Дело № 33а-5120/2020
УИД 22RS0030-01-2020-000084-02
Дело № 2а-81/2020
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 августа 2020 года г. Барнаул
Судебная коллегия по административным делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Пасынковой О.М.,
судей Зацепина Е.М., Скляр А.А.,
при секретаре Нечай А.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю на решение Курьинского районного суда Алтайского края от 12 мая 2020 года по делу по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю к Канунникову А. Е. о взыскании недоимки по налогам, пени.
Заслушав доклад судьи Пасынковой О.М., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 12 по Алтайскому краю (далее - Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю) обратилась в суд с административным иском к Канунникову А.Е. о взыскании задолженности по транспортному налогу за 2017 год в сумме *** руб., пени по нему за период с 4 декабря 2018 года по 28 января 2019 года - *** руб.
В обоснование заявленных требований указано, что Канунников А.Е. в 2017 году являлся собственником транспортных средств «Хонда ЦР-В», государственный регистрационный знак *** мощность двигателя 166 л.с.; трактора Т-40 АМ, государственный регистрационный знак *** (допущена описка в указании регистрационного знака). В этой связи было направлено налоговое уведомление ***, а впоследствии требование *** по состоянию на 29 января 2019 года с установлением срока для уплаты задолженности до 26 марта 2019 года, однако налог в полном объеме не уплачен. Мировым судьей судебного участка Курьинского района Алтайского края 23 сентября 2019 года был выдан судебный приказ о взыскании задолженности в размере *** руб., пени *** руб. Определением мирового судьи того же судебного участка от 2 октября 2019 года судебный приказ отменен. 29 октября 2019 года Канунников А.Е. уплатил транспортный налог в сумме *** руб., в связи с чем с учетом ранее имевшейся задолженности остаток составил *** руб.
Решением Курьинского районного суда Алтайского края от 12 мая 2020 года в удовлетворении административных исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе Межрайонная ИФНС России № 12 по Алтайскому краю просит решение суда отменить с направлением дела на новое рассмотрение, ссылаясь на то, что вывод суда о пропуске срока обращения в суд ошибочен, поскольку заявление о выдаче судебного приказа, также как и административное исковое заявление были поданы в предусмотренный законом срок, факт обращения в суд 2 апреля 2020 года, то есть в течение шести месяцев со дня отмены судебного приказа, подтвержден списком внутренних почтовых отправлений, который суд не предложил представить при рассмотрении дела.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административного истца Межрайонной ИФНС России № 12 по АК - Борбат М.В. доводы апелляционной жалобы поддержала. Административный ответчик, извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на основании статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Рассмотрев дело в соответствии с частью 1 статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в полном объеме, выслушав представителя налогового органа, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 356 Кодекса транспортный налог (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Устанавливая налог, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации определяют налоговую ставку в пределах, установленных настоящей главой. В отношении налогоплательщиков-организаций законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.
Налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей (часть 1 статьи 357 Кодекса).
Как следует из материалов дела, включая ответы Государственной инспекции гостехнадзора Курьинского района от 12 мая 2020 года, УМВД России по г.Барнаулу от 30 июля 2020 года, копию карточки учета транспортного средства, в 2017 году за Канунниковым А.Е. были зарегистрированы транспортные средства: «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак ***, мощность двигателя 166 л.с.; трактор «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак *** мощность двигателя 50 л.с.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 359 налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
В силу пункта 1 статьи 361 Кодекса налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы): свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно - 5 руб., другие самоходные транспортные средства, машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 2,5 руб.
Налоговые ставки, указанные в пункте 1 настоящей статьи, могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов Российской Федерации, но не более чем в десять раз. Указанное ограничение размера уменьшения налоговых ставок законами субъектов Российской Федерации не применяется в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно (пункт 2 той же статьи).
Закон Алтайского края от 10 октября 2002 года № 66-ЗС «О транспортном налоге на территории Алтайского края», в редакции, действовавшей на начало налогового периода, в его статье 1 установил ставки в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) - 25 рублей; для других самоходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу (с каждой лошадиной силы) - 25 рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 362, пунктом 1 статьи 363 Кодекса транспортный налог исчисляется налоговыми органами, срок уплаты налогов установлен не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Пунктом 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда расчет суммы налога производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Согласно пункту 3 статьи 363 Кодекса направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
В данном случае налоговое уведомление *** от 21 августа 2018 года было направлено ответчику заказным почтовым отправлением 10 сентября 2018 года по месту жительства с указанием срока уплаты налога до 3 декабря 2018 года.
Указанное обстоятельство подтверждено копиями налогового уведомления, списка почтовых отправлений с почтовым идентификатором и почтовым штемпелем о принятии корреспонденции АИС Налог-3 ПРОМ (л.д.15,16).
В налоговом уведомлении исчислен исходя из мощности двигателя и вышеприведенной налоговой ставки, в том числе транспортный налог за 2017 год в отношении вышеуказанных транспортных средств в общей сумме 5400руб., а также транспортный налог в отношении трактора за 2015, 2016 годы в общей сумме *** руб.
При этом в отношении трактора с государственным регистрационным знаком *** налог в связи с уточнением сведений в отношении транспортного средства в части его регистрационного знака исчислен в пределах предусмотренного статьей 363 Кодекса срока впервые.
Следовательно, у Канунникова А.Е. возникла обязанность по уплате вышеперечисленных налогов в срок не позднее 3 декабря 2018 года.
Впоследствии 31 октября 2018 года уменьшено начисление налога в общей сумме на *** руб. за 2015, 2016 годы, 3 декабря 2018 года - за 2017 год в связи с ошибочным его исчислением в отношении трактора с иным государственным номером, который за ответчиком фактически зарегистрирован не был. 19 ноября 2018 года ответчиком произведена уплата налога в сумме *** руб.
В силу пунктов 3, 4 статьи 75 Кодекса пеня начисляется, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса, за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога по день исполнения обязанности по его уплате включительно. Сумма пеней, начисленных на недоимку, не может превышать размер этой недоимки. Пеня за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
В связи с выявлением задолженности налоговым органом за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 произведено начисление пени на сумму ***. (с учетом произведенных к тому времени уменьшений и уплаты) по правилам статьи 75 Кодекса.
В связи с неуплатой налогов в установленный срок налоговым органом в адрес налогоплательщика 21 февраля 2019 года заказным почтовым отправлением направлено требование об уплате налогов и пени по состоянию на 29 января 2019 года *** с установлением срока уплаты до 26 марта 2019 года. В требовании указана задолженность по транспортному налогу *** руб., пене - *** руб.
В силу части 1 статьи 70 Кодекса требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее *** рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 48 Кодекса, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом (пункт 2 той же статьи).
Согласно пункту 3 указанной статьи рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций, если иное не установлено федеральным законом.
Из материалов дела следует, что административный истец 16 сентября 2019 года обратился к мировому судьей судебного участка Курьинского района Алтайского края с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности по транспортному налогу на основании вышеуказанного требования в сумме *** руб., пени - *** руб. Мировым судьей названного судебного участка 23 сентября 2019 года был выдан судебный приказ, который впоследствии отменен определением от 2 октября 2019 года.
В этой связи административный иск 2 апреля 2020 года подан в предусмотренный налоговым законодательством срок - в течение шести месяцев после отмены судебного приказа, притом что заявление о выдаче такового подавалось в пределах шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что административный иск предъявлен 3 апреля 2020 года, а потому срок обращения в суд пропущен, о восстановлении такового не заявлено.
Между тем доказывание по административным делам осуществляется на основе принципа состязательности и равноправия сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 и часть 1 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии судом предусмотренных Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения административного дела (часть 2 статьи 14, часть 1 статьи 63, часть 5 5 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Таким образом, предусмотренные Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации меры для полного и правильного установления фактических обстоятельств административного дела, их всестороннего исследования судом первой инстанции не приняты.
В такой ситуации суду следовало предложить административному истцу представить доказательства соблюдения срока обращения в суд.
При апелляционном рассмотрении дела административным истцом представлена копия списка внутренних почтовых отправлений от 2 апреля 2020 года, содержащая сведения о виде корреспонденции и почтовый штемпель о принятии таковой от 2 апреля 2020 года.
С учетом изложенного вывод суда о пропуске срока ошибочен, в связи с чем решение подлежит отмене. Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, судом первой инстанции частично исследовались, оснований к возвращению дела на новое рассмотрение, как о том просил заявитель, не имеется.
Из материалов дела следует, что транспортный налог за 2017 год в отношении вышеуказанных транспортных средств исчислен верно, задолженность частично уплачена, в связи с чем недоимка составила 3750 руб.
Так, согласно представленных копией извещения об уплате к налоговому уведомлению *** (индекс документа ***) (в реквизите «106» основание платежа - «ТП» (платежи текущего года), в реквизите «107» дата уплаты «03.12.2018»), чека-ордера от 19 ноября 2018 года с соответствующим индексом документа, с учетом Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами, утвержденных Приказом Минфина России от 12 ноября 2013 года № 107н, ответчиком в указанный день произведена уплата транспортного налога как текущего платежа в сумме 4150 руб., то есть за 2015, 2016 и 2017 годы, в связи с чем погашена недоимка за 2015 и 2016 годы в общей сумме 2500 руб., а также за 2017 год в сумме *** руб. (***), долг составил *** руб. (***).
Как следует из представленной налоговым органом карточки расчета с бюджетом, вследствие произведенных вышеприведенных уменьшений начисления по состоянию на ДД.ММ.ГГ у налогоплательщика имелась задолженность по недоимке за 2016 год в сумме *** руб. (впоследствии уменьшена до ***)
В этой связи с учетом идентификации платежа остаток долга по транспортному налогу за 2017 год составил *** руб. (*** а потому в пределах заявленных требований подлежит взысканию 2100 руб.
Платеж в сумме *** руб., осуществленный 29 октября 2019 года, исходя из чека ордера с указанием индекса документа (***) идентифицируется в отношении налогового уведомления *** от 27 июня 2019 года, которым исчислен транспортный налог за 2018 год в общей сумме ***.
Таким образом, по данному чеку-ордеру частично оплачен транспортный налог за 2018 год, а потому сумма долга по транспортному налогу за 2017 год не изменилась.
Доводы административного истца о том, что платежи не были идентифицированы, ввиду не указания в платежном документа налогового периода несостоятельны, поскольку в чеках-ордерах был указан индекс документов (извещений к налоговым уведомлениям), содержащих данные сведения и сформированных самим налоговым органом,. Данные документы находились в распоряжении налогового органа, и им же представлены судебной коллегии.
В связи с безосновательным отнесением поступивших текущих платежей на уменьшение недоимка за предыдущие периоды налоговым органом завышена, на которую подлежит начислению пеня.
Следует отметить, что в соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом налогообложения тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции.
Статьей 3 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (далее - Федеральный закон № 264-ФЗ) к сельскохозяйственным товаропроизводителям отнесены также и граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 7 июля 2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (пункт 1 части 2) (далее Федеральный закон № 112-ФЗ).
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 112-ФЗ личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2).
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона № 112-ФЗ граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрации личного подсобного хозяйства не требуется.
Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок (статья 6 Федерального закона № 112-ФЗ).
Между тем административный ответчик не представил доказательств использования трактора в 2015 - 2017 годах для указанных целей, тогда как ему предлагалось судебной коллегией такие доказательства представить, в связи с чем оснований к исключению данного объекта налогообложения не имеется.
По сообщению налогового органа ответчик на основании его заявления от 23 ноября 2018 года освобожден от уплаты транспортного налога в отношении вышеуказанного трактора с 7 ноября 2018 года по 19 августа 2019 года (с даты регистрации права собственности на земельный участок по дату прекращения права собственности на транспортное средство), то есть за последовавший период.
Расчет пени произведен истцом за период с 4 декабря 2018 года по 28 января 2019 года исходя из недоимки *** руб., тогда как по состоянию на 3 декабря 2018 года задолженность составляла *** руб.
При исчислении за тот же период на верно определенную сумму недоимки пеня составит ***
С учетом изложенного решение подлежит отмене с принятием нового о частичном удовлетворении требований.
В соответствии с требованиями статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 400 руб.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Курьинского районного суда Алтайского края от 12 мая 2020 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административные исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы *** по Алтайскому краю к Канунникову А. Е. удовлетворить частично.
Взыскать с Канунникова А. Е., проживающего по адресу: <адрес>, задолженность по транспортному налогу за 2017 год в сумме *** рублей, пеню на недоимку по транспортному налогу за 2017 год за период с 4 декабря 2018 года по 29 января 2019 года в размере ***, всего взыскать ***.
В остальной части административного иска отказать.
Взыскать с Канунникова А. Е. в доход муниципального образования Курьинский район Алтайского края государственную пошлину в размере ***
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения путем подачи кассационной жалобы в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: