НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 11.02.2019 № 2-3215/19

Судья Федорова Ю.Ю. Дело № 33-1130/2020 (№2-3215/2019)

УИД 22RS0011-02-2019-003209-07

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

12 февраля 2020 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Науменко Л.А.,

судей Ромашовой Т.А., Диденко О.В.,

при секретаре Морозовой А.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 октября 2019 года

по иску Ждановой Т. В. к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края об отмене решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении страховой пенсии.

Заслушав доклад судьи Диденко О.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Жданова Т.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края (далее – УПФ, пенсионный орган) об отмене решения ответчика *** от ДД.ММ.ГГ в части невключения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периодов работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности старшей пионервожатой, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности учителя географии в средней школе *** имени Ф. Кастро; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности учителя географии, учителя экономики в школе-лицее ***; включении указанных периодов в стаж и назначении страховой пенсии с ДД.ММ.ГГ.

В обоснование требований указано, что ДД.ММ.ГГ истец обратилась в пенсионный орган с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости. Решением УПФ от ДД.ММ.ГГ*** в досрочном назначении страховой пенсии отказано ввиду отсутствия необходимого стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж ответчиком не включены периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности старшей пионервожатой, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности учителя географии в средней школе *** имени Ф. Кастро, так как не подтвержден стаж на соответствующих видах работ, приобретенный на территории Республики Узбекистан; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности учителя географии, учителя экономики в школе-лицее ***, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками *** и ***. В страховой стаж не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку запись об увольнении заверена печатью с аббревиатурой несуществующего государства (на печати Алмалыкская ср. шк. № 15 Ташкентской области Узбекской ССР) и с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку запись об увольнении заверена печатью, которую невозможно прочитать из-за нечеткого оттиска. Истец считает отказ в назначении пенсии и не включении указанных периодов работы в специальный стаж, незаконным.

В судебном заседании суда первой инстанции истец и ее представитель уточнили требования в части, просили включить в стаж работы период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, в остальной части требования поддержали в полном объеме.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Ждановой Т.В. удовлетворены частично.

Отменено решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края *** от ДД.ММ.ГГ в части не включения в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости периодов работы: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - учителем географии в средней школе *** им. Ф.Кастро; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - учителем географии, учителем экономики в школе-лицее ***, а также периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ старшей пионервожатой.

Постановлено включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды работы Ждановой Т.В.: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - старшей пионервожатой; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - учителем географии в средней школе *** им. Ф.Кастро; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - учителем географии, учителем экономики в школе-лицее ***.

В удовлетворении остальной части требований отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края просит решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска, ссылаясь на то, что период работы истца в должности пионервожатой подлежит включению в педагогический стаж только при условии наличия не менее 2/3 стажа (16 лет 08 месяцев) работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию, тогда как на дату обращения с заявлением (ДД.ММ.ГГ) педагогический стаж работы истца составлял 10 лет 05 месяцев и 21 день. Полагает, что период работы в должности учителя географии в средней школе *** и учителя географии и экономики в школе-лицее *** также не подлежат включению в стаж в связи с тем, что в Республике Узбекистан отменено назначение досрочной пенсии по старости учителям. Пунктом «к» части 2 статьи 12 Закона Республики Узбекистан от 03.09.1993 №938-ХII «О государственном пенсионном обеспечении граждан» предусмотрено право на льготную пенсию с уменьшением общеустановленного возраста на 5 лет учителям специализированных образовательных учреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний при наличии специального стажа работы не мене 25 лет. Средняя школа *** и школа-лицей *** не относятся к перечисленной категории образовательных учреждений, работа в которых засчитывается в педагогический стаж. Из компетентных органов Республики Узбекистан ответы на запросы пенсионного органа об изменении законодательства и о возможности включения периодов работы в педагогический стаж истца в соответствии с законодательством Республики Узбекистан, действовавшем в период выполнения работы истца, не поступали. Кроме того, согласно ст. 1 Соглашения от 08.12.1991 «О создании Содружества независимых государств» пенсионное обеспечение граждан государств-участников Соглашения осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают. Истец проживает на территории России, следовательно, пенсионное обеспечение осуществляется по законодательству Российской Федерации, которым не предусмотрено наименование учреждения «школа-лицей».

В письменных возражениях на апелляционную жалобу ответчика истец просит оставить ее без удовлетворения, решение суда без изменения.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика просил жалобу удовлетворить, решение суда отменить.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом. Информация о времени и месте рассмотрения дела публично размещена на официальном сайте Алтайского краевого суда в сети интернет. Об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы согласно ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения и отмены решения суда.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГЖданова Т.В. обратилась в УПФ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости на основании п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением *** от ДД.ММ.ГГ органа пенсионного обеспечения Ждановой Т.В. в назначении досрочной пенсии по старости в соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях» отказано, поскольку отсутствует стаж на соответствующих видах работ, необходимый для назначения пенсии.

При этом ответчиком в стаж на соответствующих видах работ не засчитаны периоды работы: с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ старшей пионервожатой, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ учителем географии в средней школе *** имени Ф.Кастро, поскольку не подтвержден стаж на соответствующих видах работ, приобретенный на территории Республики Узбекистан; представленые документы не приняты для рассмотрения, так как ответы на запросы об обоснованности достоверности сведений, содержащихся в них, направленные во Внебюджетный пенсионный фонд при Министерстве финансов Республики Узбекистан и в Управление по архивному делу Ташкентской области, не поступили; также не зачтен период работы истца с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ учителем географии, учителем экономики в Школе-лицее ***, поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списками *** и ***.

Кроме того, в страховой стаж не засчитаны периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку запись об увольнении заверена печатью с аббревиатурой несуществующего государства (на печати Алмалыкская ср. шк. № 15 Ташкентской области Узбекской ССР); с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ запись об увольнении заверена печатью нечеткого оттиска.

По расчетам ответчика специальный стаж истца составляет 10 лет 05 месяц 21 дней, страховой стаж – 19 лет 11 месяцев 14 дней, индивидуальный пенсионный коэффициент – 26,509. В системе обязательного пенсионного страхования Жданова Т.В. зарегистрированаДД.ММ.ГГ.

Разрешая спор, оценив представленные по делу доказательства, установив, что периоды работы пионервожатой, учителем географии и учителем экономики в средней школе *** и в школе-лицее *** исключены из специального стажа истца неправомерно, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявленных требований, включив спорные периоды работы в специальный стаж истца. При этом суд не нашел оснований для назначения досрочной страховой пенсии по старости с ДД.ММ.ГГ, поскольку к моменту обращения с заявлением о назначении пенсии отсутствовал требуемый специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогический деятельностью.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда, как основанными на установленных по делу обстоятельствах, представленных суду доказательствах и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлен Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 01.01.2015.

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.

Согласно части 3 статьи 2 Федерального закона «О страховых пенсиях» в сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом «О страховых пенсиях», применяются правила международного договора Российской Федерации.

Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств - участников Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.

В силу п. 2 ст. 6 названного выше Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.

Согласно п. «к» ст. 12 Закона Республики Узбекистан от 03.09.1993 N 938-XII «О государственном пенсионном обеспечении граждан», вступившего в силу 01.07.1994, право на пенсию с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Закона, на пять лет независимо от места последней работы имеют учителя и другие работники просвещения при наличии специального стажа работы не менее 25 лет (Список №3, часть VII).

В Списке №3 части VII, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Узбекистан «Об утверждении списков производств, учреждений, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию на льготных условиях» (в редакции, действовавшей до 09.09.2011) предусмотрены учителя общеобразовательных школ (независимо от их наименования).

Изменения в пенсионное законодательство Республики Узбекистан, на которые ссылается пенсионный орган в жалобе, предусматривающие право на пенсионное обеспечение с уменьшением пенсионного возраста только для учителей специализированных образовательных учреждений для детей-инвалидов, домов «Мехрибонлик», военных академических лицеев, воспитательных колоний, внесены Законом Республики Узбекистан от 22.12.2010 №ЗРУ-272, в связи с чем доводы жалобы в соответствующей части не влияют на правильность выводов суда относительно периодов работы истца, включенных в специальный стаж, имевших место до внесения изменений в законодательство.

Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР (далее - Рекомендации).

В соответствии с п. 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.

В пункте 5 Рекомендаций закреплено, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.

При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (письмо Минтруда России от 29.01.2003 N 203-16).

Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

Из анализа указанных положений следует, что при назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Узбекистан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.

При этом периоды работы за пределами территории Российской Федерации (в данном случае на территории Республики Узбекистан) подлежат включению в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с нормами Закона о страховых пенсиях при условии, что выполнявшаяся работа соответствует условиям (критериям), предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Таким образом, ссылка в жалобе на то, что пенсионным законодательством Республики Узбекистан отменено назначение досрочной пенсии по старости учителям, не является безусловным основанием для не включения спорных периодов работы истца в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Узбекистан. Соглашение от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» не содержит в себе положений, препятствующих досрочному назначению пенсии гражданину, переехавшему на постоянное место жительства в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» предусмотрено, что в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

-Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список №781);

-Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 N 1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно (далее – Список № 1067);

-Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 включительно (далее – Список № 463);

-Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992 (далее – Перечня №1397).

В Перечне № 1397 предусмотрено, что правом на досрочное назначение пенсии имеют учителя начальных, семилетних, восьмилетних и средних школ, независимо от их наименования.

В Списке №463 предусмотрено, что учителя школ всех типов и наименований, а также лицеев и гимназий имеют право на досрочное назначение пенсии.

Таким образом, как законодательством Российской Федерации, так и Законодательством Республики Узбекистан (в ред. до 22.12.2010) предусмотрено право на досрочное назначение пенсии учителям школ независимо от их наименования.

Из трудовой книжки и архивных справок Территориального Управления по архивному делу Ташкентской области *** от ДД.ММ.ГГ следует, что истец работала с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ старшей пионервожатой в средней школе *** имени Ф. Кастро; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ учителем географии в средней школе *** имени Ф. Кастро (учебное учреждение реорганизовано в школу-лицей ***); с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - учителем экономики в школе-лицее *** (учебное учреждение реорганизовано в школу-лицей ***).

В спорный период истцу начислялась заработная плата, из которой удерживались страховые взносы, что подтверждается актом инспектора по назначению пенсии и пособий Внебюджетного пенсионного фонда г. Алмалыка от августа 2019 года и архивными справками Территориального Управления по архивному делу Ташкентской области *** от ДД.ММ.ГГ.

Из справки Территориального управления по архивному делу Ташкентской области *** от ДД.ММ.ГГ следует, что средняя школа *** им. Ф.Кастро Алмалыкского гороно реорганизована в школу-лицей *** на основании постановления Хокима Алмалыка (приказ *** от ДД.ММ.ГГ, решение комиссии Обл. УНО - приказ 6/53 от ДД.ММ.ГГ). Школа-лицей *** в 2007 году реорганизована в среднюю общеобразовательную школу *** на основании приказа Хокима Алмалыка *** от ДД.ММ.ГГ.

Согласно справке *** от ДД.ММ.ГГ средней общеобразовательной школы *** Управления народного образования Ташкентской области отдела народного образования г. Алмалык, средняя школа *** входит в систему образования Республики Узбекистан Ташкентской области и создана в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Республики Узбекистан полномочий органов местного самоуправления г. Алмалыка Ташкентской области в сфере образования. Основным видом деятельности средней школы *** в период с 1984 по 2001 годы являлась реализация образовательных программ начального, основного и среднего образования.

Из пояснений истца в судебном заседании суда первой инстанции следует, что в спорный период цели и задачи средней школы ***, а после реорганизации школы-лицея ***, не менялись, учреждение являлось общеобразовательным учреждением для детей.

Таким образом, суд первой инстанции правильно определил, что неоднократные переименования учреждения, в котором истец осуществляла педагогическую деятельность в должности учителя, не повлекли ни изменения статуса учреждения, ни основного вида его деятельности, профиль учебного учреждения не менялся.

В оспариваемый период учебное учреждение по своему статусу являлось образовательным учреждением для детей, осуществлявшим образовательную деятельность и реализующим общеобразовательные программы начального основного и среднего образования.

Поскольку представленными документами подтверждено, что истец в спорный период времени работала учителем в общеобразовательном учреждении – средней школе ***, которая затем реорганизована в школу-лицей ***, основной вид деятельности учреждения в связи с реорганизацией не менялся, суд первой инстанции правомерно включил периоды работы истца в специальный педагогический стаж.

Также судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части включения в специальный стаж периода работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ старшей пионервожатой в средней школе *** имени Ф. Кастро.

Пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397, действующему до ДД.ММ.ГГ, предусмотрено, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитываются работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.

При этом в силу пункта 4 названного положения время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.

С ДД.ММ.ГГ постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в должности пионервожатых, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей. Сохранение возможности зачета таким лицам в стаж работы по специальности работы в должности пионервожатых допускается только при условии, если работа имела место до ДД.ММ.ГГ (как определено подпунктом «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 665), и только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до ДД.ММ.ГГ в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 N 1397.

Истец осуществляла трудовую деятельность в должности старшей пионервожатой с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, при этом начала педагогическую деятельность в должности учителя до ДД.ММ.ГГ. При таких обстоятельствах, поскольку стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, с учетом включенным судом первой инстанции периодов, составляет более 2/3 требуемого стажа, работа истца в качестве пионервожатой верно включена судом в специальный стаж.

Ссылка на то, что у суда не имелось оснований для включения периодов работы в должности пионервожатой в специальной стаж, так как на дату обращения истца с заявлением в пенсионный орган не имелось необходимого стажа (более 2/3 требуемого стажа), на законность по существу верно принятого решения не влияет, поскольку у пенсионного органа отсутствовали правовые основания для не включения в специальный стаж периодов работы в должности учителя в Республике Узбекистан.

Довод жалобы о том, что из компетентных органов Республики Узбекистан ответы на запросы пенсионного органа о возможности включения периодов работы в педагогический стаж, не поступали, основанием для отмены решения суда не является.

В соответствии с пунктом 15 Указания Министерства социальной защиты населения Российской Федерации от 18.01.1996 N 1-1-У «О применении законодательства о пенсионном обеспечении в отношении лиц, прибывших на жительство в Россию из государств - бывших республик Союза ССР» (зарегистрировано в Минюсте РФ 21.03.1996, регистрационный N 1056) документы о стаже работы и заработке, представляемые из государств - бывших республик Союза ССР, должны быть оформлены в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Изложенное означает, что данные документы, в частности, должны содержать все реквизиты, заполнение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации. Форма документов может быть произвольной.

К документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств - участников Соглашения от 13.03.1992, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства - участника Соглашения от 13.03.1992. Эти документы должны быть представлены гражданином в подлинниках или в копиях, удостоверенных в установленном законом порядке. При этом орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений, в том числе путем направления запросов в компетентный орган государства - участника международного соглашения в области пенсионного обеспечения.

Факт осуществления истцом педагогической деятельности в общеобразовательных учреждениях в спорный период подтверждается, помимо трудовой книжки, также копиями архивных справок, выданных архивным учреждением Республики Узбекистан, заверенных судом первой инстанции.

Коме того, отсутствие ответа компетентного органа на запрос пенсионного органа, при наличии иных допустимых доказательств, не должно повлечь неблагоприятные последствия для истца в виде не включения периода работы в страховой стаж и не может быть постановлено в вину работнику.

В связи с изложенным, доводы апелляционной жалобы не могут быть признаны обоснованными и не влекут отмену в апелляционном порядке обжалуемого решения суда, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом первой инстанции норм материального или процессуального права и направлены на переоценку выводов суда по обстоятельствам дела.

Процессуальных нарушений, которые в силу ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являлись бы безусловным основанием к отмене обжалуемого судебного постановления, судебной коллегией по делу не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

апелляционную жалобу ответчика Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Рубцовске и Рубцовском районе Алтайского края на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 30 октября 2019 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>

<данные изъяты>