НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 11.02.2019 № 2-2591/19

Судья Алонцева О.А. Дело № 33-10539/2019

№2-2591/2019

УИД 22RS0011-02-2019-002380-69

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 ноября 2019 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Кузнецовой С.В.,

судей Варнавского В.М., Юрьевой М.А.,

при секретаре Вакаевой Е.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги и благоустройство» на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 августа 2019 года

по иску Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» в интересах Ульяновой Л. Л. к обществу с ограниченной ответственностью «КУБ» о защите прав потребителя.

Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» (далее - АКОО «АЗПП «Сутяжник») обратилась в суд с иском в интересах Ульяновой Л.Л. к ООО «Коммунальные услуги и благоустройство» (далее - ООО «КУБ»), в котором просила признать незаконным бездействие ответчика ООО «КУБ», выразившегося в необеспечении гражданину возможности производить оплату коммунальных платежей путем внесения наличных денежных средств по выбору потребителя без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов или в кассу ответчика; обязать ответчика ООО «КУБ» устранить допущенные нарушения прав потребителя Ульяновой Л.Л., в части отсутствия альтернативной возможности оплатить коммунальные платежи без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов или в кассу ответчика; обязать ответчика ООО «КУБ» довести до потребителя Ульяновой Л.Л. информацию о возможности оплаты платежей без комиссии и вознаграждения без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов или в кассу ООО «КУБ».

В обоснование заявленных требований указано, что ответчик ООО «КУБ» является компанией, обслуживающей жилые дома в <адрес>. В силу закона на ответчика возложена обязанность по сбору денежных средств с жителей домов, находящихся в его управлении, за предоставленные услуги без взимания платы и вознаграждения. В апреле 2019 года в ООО «КУБ» письменно обратилась потребитель Ульянова Л.Л. с просьбой разъяснить возможность принять у нее денежные средства за коммунальные услуги и обслуживание дома в кассу ответчика, а также разъяснить возможность оплаты без вознаграждения. Ответчик ООО «КУБ» отказался принять деньги в кассу, мотивируя это тем, что режим работы кассы не установлен, не определен порядок приема платежей, письменного ответа ответчик не представил. ООО «КУБ» нарушает положения Закона РФ «О защите прав потребителя», поскольку предоставляет неполную информацию для потребителей об альтернативе оплаты коммунальных платежей без взимания комиссии.

В ходе рассмотрения спора АКОО «АЗПП «Сутяжник» С.Е.А., истец Ульянова Л.Л. требования поддержали в части признания бездействия ответчика незаконным и обязании ответчика устранить допущенные нарушения прав потребителя в виде отсутствия альтернативной возможности оплатить коммунальные платежи без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов, пояснив, что оплата без комиссии в кассу ответчика стала производиться в ходе рассмотрения дела в суде.

Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования удовлетворены частично.

На ООО «КУБ» возложена обеспечить Ульяновой Л.Л. альтернативную возможность оплатить жилищные и коммунальные услуги по <адрес> в <адрес> Алтайского края без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов, доведя данную информацию до потребителя.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Взыскана с ООО «КУБ» в доход бюджета муниципального образования «Город Рубцовск» Алтайского края государственная пошлина в сумме 300 руб.

В апелляционной жалобе ответчик ООО «КУБ» просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.

В обоснование доводов жалобы, ссылаясь на ч.15 ст.155 Жилищного кодекса Российской Федерации указывает, что жилищным законодательством не предусмотрено прямой обязанности заключения управляющей организацией договоров с платежными агентами, осуществляющими деятельность по приему платежей физических лиц. Указанная позиция изложена в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25.11.2015.

Судом не дана оценка доводам ответчика о том, что в силу положений ст.16.1 Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» обязанность обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт распространяется на продавца (исполнителя), у которого выручка от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий календарный год превышает сорок миллионов рублей. При этом продавец освобождается от обязанности обеспечить возможность оплаты товаров с использованием национальных платежных инструментов в торговом объекте, выручка от реализации товаров в котором составляет менее пяти миллионов рублей за предшествующий календарный год.

Оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось, поскольку ООО «КУБ» собственникам помещений предоставлена возможность производить оплату без комиссии через кассу ООО «Куб».

Оспариваемый судебный акт является неисполнимым, так как резолютивная часть решения не содержит указания на наименование платежного агента, с которым необходимо заключить договор.

Кроме того, ссылается на судебную практику.

В возражениях на апелляционную жалобу процессуальный истец Алтайская краевая общественная организация «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика ООО «Куб» Н.И.П. доводы жалобы поддержала, представитель Алтайской краевой общественной организации «Агентство по защите прав потребителей «Сутяжник» С.Е.А. против удовлетворения жалобы возражал.

Иные лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены своевременно и надлежащим образом, об уважительных причинах своей неявки не сообщили, об отложении разбирательства по делу не просили. Принимая во внимание положения ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ), судебная коллегия определила о рассмотрении дела при данной явке.

Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений, судебная коллегия полагает решение подлежащим отмене в части в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст.330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно части 2 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

Как установлено судом и следует из материалов дела, Ульянова Л.Л. является сособственником <адрес> в <адрес> Алтайского края.

Управляющей организацией обслуживающей вышеуказанный многоквартирный жилой дом, является ООО «КУБ».

Пунктом 4.5 договора управления многоквартирным домом предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится собственником ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, путем внесения денежных средств в кассу управляющей организации, либо через отделения Почты России или Сбербанка России.

Как следует из имеющихся в материалах дела платежных документов, подтверждающих оплату истцом коммунальных услуг, при оплате таких услуг через налогового агента ФГУП «Почта России» последним взималась комиссия за прием платежей.

ДД.ММ.ГГУльянова Л.Л. обратилась к ответчику ООО «КУБ» с заявлением о предоставлении информации о том, где она может произвести оплату за коммунальные и жилищные услуги как наличным, так и безналичным способом без взимания комиссионных вознаграждений.

Согласно ответу ООО «КУБ» от ДД.ММ.ГГ для оплаты коммунальных услуг без комиссии Ульянова Л.Л. может воспользоваться услугами АО «Тинькофф Банк», ПАО «Почта Банк», а также произвести оплату через личный кабинет в системе ГИС ЖКХ.

Судом установлено, что для оплаты через личный кабинет в системе ГИС ЖКХ платеж должен быть совершен с помощью мобильного кошелька, при этом, для того, чтобы платеж был совершен без взимания комиссии, сумма платежа должна составлять свыше 3 000 руб. ПАО «Почта Банк» не взимает комиссию за перевод только при оплате предоплаченными виртуальными картами «Виртуальный мир», эмитированными ПАО «Почта Банк», в остальных случаях взимается комиссия 1,1% от суммы перевода, минимум 39 руб.

Также судом установлено, что в ходе рассмотрения спора ответчиком установлен кассовый аппарат в ООО «КУБ», принимаются платежи через кассу без комиссии.

Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что ответчик ООО «КУБ» не обеспечил истцу, потребителю коммунальных услуг в многоквартирном доме, возможности производить оплату жилищных услуг и коммунальных платежей путем внесения денежных средств по выбору потребителя без комиссии через платежного агента, что нарушает права и законные интересы потребителя Л.Л.Г., в связи с чем удовлетворил исковые требования в части возложения на ответчика обязанности по оплате коммунальных услуг без комиссии за перевод денежных средств через платежных агентов.

Судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции сделанным с существенным нарушением норм материального права, принимая во внимание следующее.

Пунктом 15 ст.155 ЖК РФ предусмотрено, что наймодатель жилого помещения, управляющая организация, иное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым в соответствии с настоящим Кодексом вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги, а также их представитель вправе осуществлять расчеты с нанимателями жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов и собственниками жилых помещений и взимать плату за жилое помещение и коммунальные услуги при участии платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также банковских платежных агентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

В соответствии с п. 65 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ*** «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (далее- Правила ***) если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, потребитель вправе по своему выбору: оплачивать коммунальные услуги наличными денежными средствами, в безналичной форме с использованием счетов, открытых, в том числе, для этих целей в выбранных им банках или переводом денежных средств без открытия банковского счета, почтовыми переводами, банковскими картами, через сеть Интернет и в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 103-ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по приему платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств физического лица перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), а также направленных органам государственной власти, органам местного самоуправления и учреждениям, находящимся в их ведении, в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно ст. 2 указанного Федерального закона платежным агентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом также является оператор по приему платежей (юридическое лицо, заключившее с поставщиком договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) либо платежный субагент (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц) (п. 4 ст. 2 Закона).

Платежный субагент - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

Поставщиком является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, получающие денежные средства плательщика за реализуемые товары (выполняемые работы, оказываемые услуги) в соответствии с настоящим Федеральным законом, а также юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которым вносится плата за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, учреждения, находящиеся в их ведении, получающие денежные средства плательщика в рамках выполнения ими функций, установленных законодательством Российской Федерации.

Плательщик - физическое лицо, осуществляющее внесение платежному агенту денежных средств в целях исполнения денежных обязательств физического лица перед поставщиком.

На основании ст. 3 ФЗ от 03.06.2009 № 103 «О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами» под деятельностью по приему платежей физических лиц в целях настоящего федерального закона признается прием платежным агентом от плательщика денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги в соответствии с ЖК РФ, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком. Платежный агент при приеме платежей вправе взимать с плательщика вознаграждение.

Согласно ст. 16.1 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» продавец (исполнитель) обязан обеспечить возможность оплаты товаров (работ, услуг) путем использования национальных платежных инструментов, а также наличных расчетов по выбору потребителя.

При этом, оплата товаров (работ, услуг) может производиться потребителем в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем расчетов через объекты национальной платежной системы, осуществляющие оказание платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации о рациональной платежной системе, если иное не установлено федеральными законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с ч. 4 ст. 37 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» при использовании наличной формы расчетов оплата товаров (работ, услуг) потребителем производится в соответствии с указанием продавца (исполнителя) путем внесения наличных денежных средств продавцу (исполнителю), либо в кредитную организацию, либо платежному агенту, осуществляющему деятельность по приему платежей физических лиц, либо банковскому платежному агенту, осуществляющему деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности, если иное не установлено федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Из анализа указанных правовых норм следует, что физические лица – плательщики коммунальных услуг, вправе производить оплату без комиссии за перевод денежных средств. При этом, выбор порядка оплаты коммунальных услуг без комиссии, в том числе через кассу управляющей организации, платежных агентов, платежных банковских агентов, принадлежит управляющей организации. Расчеты за потребленные коммунальные услуги без комиссии производятся потребителями в порядке, установленном и указанном продавцом коммунальных услуг (через кассу управляющей организации, платежных агентов, платежных банковских агентов).

При рассмотрении дела в суде первой и апелляционной инстанций стороной истца не оспаривалось, что ООО «КУБ» в ходе рассмотрения спора обеспечил возможность оплаты коммунальных платежей без комиссии путем внесения денежных средств в кассу.

Таким образом, ответчик ООО «КУБ» выполнил возложенную на него обязанность по обеспечению приема платежей за жилищные и коммунальные услуги без комиссии за перевод денежных средств, в этой связи судом первой инстанции сделаны ошибочные выводы о наличии у управляющей компании обязанности обеспечить потребителю возможность внесения оплаты без комиссии дополнительно через платежных агентов, поскольку законом на исполнителя возложена обязанность обеспечить прием оплаты без комиссии лишь одним из предусмотренных законом способов.

Учитывая изложенное, решение суда в обжалуемой части не может быть признано законным и подлежит отмене с вынесением нового об отказе в иске.

Руководствуясь ст.ст. 328, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу ответчика общества с ограниченной ответственностью «Коммунальные услуги и благоустройство» удовлетворить.

Решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 09 августа 2019 года отменить в части удовлетворения исковых требований, принять в указанной части новое решение об отказе в иске.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий:

Судьи: