НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 10.07.2019 № 33-6369/19

Судья Аникина Л.А. Дело № 33-6369/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 июля 2019 года город Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Цибиной Т.О.,

судей Алешко О.Б., Дмитриевой О.С.,

при секретаре Рогожиной И.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края на решение Центрального районного суда города Барнаула от 11 апреля 2019 года по делу по иску Звенкова С. А. к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края о возложении обязанности, признании права.

Заслушав доклад судьи Цибиной Т.О., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Звенков С.А. 27 января 2016 года обратился в адрес пенсионного органа с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края от 14 апреля 2016 года Звенкову С.А. отказано в назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пп.1 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсия» в связи с отсутствием требуемого специального стажа.

На момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости пенсионный орган определил наличие у Звенкова С.А. величины индивидуального пенсионного коэффициента 9, страхового стажа продолжительностью 21 год 11 месяцев 21 день, стажа работы по Списку № 1 - продолжительностью 4 года 11 месяца. 14 дней.

Изложенные обстоятельства выступили поводом для обращения Звенкова С.А. в суд с иском, где он просит признать за собой право на досрочное получение страховой пенсии по старости, обязать пенсионный орган включить в специальный стаж период прохождения службы в рядах Советской Армии с 12 ноября 1977 года по 20 декабря 1979 года (2 года 1 месяц 9 дней), назначить страховую пенсию по старости с момента подачи заявления 27 января 2016 года. В обоснование иска указал, что зачет периода срочной службы в специальный стаж увеличит продолжительность последнего до 7 лет 23 дней, что даст право работнику для досрочного выхода на пенсию в возрасте 53 лет. Полагал, что действовавшее в период прохождения истцом военной службы (п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года № 590) предусматривало возможность зачета такой деятельности в специальный стаж работы, а дальнейшее изменение законодательства не может служить основанием для ущемления права истца в области пенсионного обеспечения.

Решением Центрального районного суда города Барнаула от 11 апреля 2019 года исковые требования Звенкова С.А. удовлетворены. Государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края обязано включить Звенкову С.А. в специальный стаж период службы в армии с 12 ноября 1977 года по 20 декабря 1979 года с назначением пенсии с 27 января 2016 года. С государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края в пользу Звенкова С.А. взысканы судебные расходы в размере 300 руб.

С таким решением не согласился ответчик государственное учреждение Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края, в апелляционной жалобе ставя вопрос об отмене состоявшегося судебного акта с принятием нового решения об удовлетворении иска. В жалобе заявитель указывает об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж Звенкова С.А. периода службы в армии с 12 ноября 1977 года по 20 декабря 1979 года с назначением пенсии с 27 января 2016 года, поскольку спорный период имел место до 01 января 1992 года, требуемый страховой стаж продолжительностью 20 лет истцом не выработан, при исследовании вопроса о возможности назначения пенсии управлением применен льготный порядок расчета службы в армии, исходя из двойного исчисления, предусмотренный Законом РСФСР № 340-1 от 1990 года, не содержащим нормы, позволяющей включить в специальный стаж период прохождения службы в армии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав возражения Звенкова С.А., судебная коллегия по гражданским делам находит жалобу не подлежащей удовлетворению.

Судом установлено и следует из материалов дела, что Звенков С.А. в период с 12 ноября 1977 года по 20 декабря 1979 года проходил службу по призыву в Вооруженных Силах СССР. До призыва на службу в армию истец обучался в училище по специальности слесарь-инструментальщик, по окончании службы 01 февраля 1980 года принят в прядильный цех Барнаульского производственного объединения «Химволокно» учеником аппаратчика полимеризации.

Общий трудовой стаж Звенкова С.А. на момент обращения с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии составил 17 лет 11 месяцев 21 день, однако был увеличен до 21 года 11 месяцев 21 дня в связи с включением в стаж периода обучения и двойного исчисления службы в Вооруженных силах СССР по правилам Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации». Льготный стаж по Списку № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 года № 10, составил 4 года 11 месяцев 14 дней.

27 января 2016 года Звенков С.А. обратился в пенсионный орган с заявлением о назначении страховой пенсии и просил включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, указанный выше период прохождения службы в Вооруженный Силах СССР по призыву.

Решением ответчика Звенкову С.А. сообщено о том, что включение в специальный стаж периода прохождения службы в армии не предусмотрено, в связи с чем его заявление удовлетворено быть не может.

Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действовавшее в период службы истца правовое регулирование в области пенсионного обеспечения предусматривало возможность зачета периода службы в специальный стаж, в связи с чем имеются основания для включения периода службы истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 30 и ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Пенсионный орган, ставя вопрос об отмене решения суда первой инстанции с принятием нового решения об отказе в иске, указал на то, что Положение о порядке назначения и выплаты государственных пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590, фактически утратило силу в связи с принятием Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», в связи с чем к спорным отношениями не применимо.

Судебная коллегия находит приведенные доводы апелляционной жалобы основанными на неправильном применении и толковании норм материального права по следующим основаниям.

Истец претендовал на назначении страховой пенсии назначена по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, которым предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждый полный год такой работы – мужчинам.

В период службы Звенкова С.А. в Вооруженных Силах СССР действовало Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590.

Действительно, названное Положение фактически утратило силу в связи с принятием Закона РСФСР от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».

В абзаце седьмом п. 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года «О государственных пенсиях», Закон СССР от 15 мая 1990 года «О пенсионном обеспечении граждан в СССР», Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29 января 2004 года № 2-П указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.

В пп. «к» п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 (действовавшего в период возникновения спорных отношений), было определено, что в общий стаж работы засчитывается в числе прочих оснований служба в составе Вооруженных Сил СССР. При назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (пп. «а» и «б» п. 16) периоды, указанные в п. «к», приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода (п. 109 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий).

Таким образом, в соответствии с указанным Положением период прохождения службы может быть включен в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода. В данном случае истец просил приравнять период службы в армии к работе во вредных условиях.

Суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что при решении вопроса о включении в специальный стаж периода службы истца по призыву необходимо руководствоваться положениями законодательства, действовавшего на момент прохождения истцом службы, и правильно пришел к выводу о наличии оснований для включения периода службы истца в стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости по пп. 1 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ.

В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что к спорным отношениям Положение о порядке назначения и выплаты пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров СССР от 3 августа 1972 года № 590 (действовавшее на период прохождения истцом службы), применению не подлежит, судебная коллегия находит основанным на неправильном применении норм материального права.

Как верно указал суд первой инстанции, закон не содержит запретов и ограничений относительно принципов стажеисчиления, действующих в периоды различного правового регулирования пенсионных отношений.

Доводы пенсионного органа об обратном носят декларативный характер, не подтвержденный ссылками на нормы права либо иные акты, регламентирующие возникший вопрос.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что у пенсионного органа не имелось оснований для отказа Звенкову С.А. в назначении досрочной страховой пенсии

Выводы суда первой инстанции основаны на требованиях закона и подтверждаются материалами дела, а доводы жалобы основаны на неправильном понимании и толковании норм материального и процессуального закона, что в силу закона не является основанием к отмене обжалуемого решения суда.

Руководствуясь статьями 327-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Барнаула от 11 апреля 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика государственного учреждения Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Барнауле Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи