НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 10.02.2016 № 33-1420/2016

Судья Шмидт Е.А. Дело № 33-1420/2016

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

10 февраля 2016 года г.Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего Науменко Л.А.,

судей Александровой Л.А., Блинова В.А.,

при секретаре Ахроменко А.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционные жалобы ответчика Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 27 ноября 2015 года по делу

по иску Шестаковой Д. П. к Краевому государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» о возложении обязанности начисления заработной платы не ниже установленного минимального размера оплаты труда без включения в нее районного коэффициента, установлении районного коэффициента в размере 1,25, перерасчете заработной платы.

Заслушав доклад судьи А. Л.А.., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Шестакова Д.П.. обратилась в суд с иском к Краевому государственному бюджетному стационарному учреждению социального обслуживания «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» (далее – КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей») о возложении обязанности установить ей с ДД.ММ.ГГ заработную плату не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации (далее МРОТ) при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда без включения в нее районного коэффициента, установить ей с ДД.ММ.ГГ районный коэффициент в размере 1,25 и произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ.

В обоснование требований истица указала, что она работает в <данные изъяты> с ДД.ММ.ГГ по настоящее время. КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в нарушение действующего трудового законодательства применяет районный коэффициент в размере 20% вместо 25%, который стал применяться с ДД.ММ.ГГ, начисляя его не на МРОТ, а на оклад по должности. Статьей 133 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, не может быть ниже минимального размера оплаты труда. При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов. Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 1997 года № 1631 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение Администрации Алтайского края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате до 1,25, в том числе для <адрес> Алтайского края. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате работникам бюджетной сферы осуществляются за счет средств бюджета Алтайского края. В соответствии со ст. 1 Федерального закона Российской Федерации от 19 июня 2000 года №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с ДД.ММ.ГГ установлен в размере <данные изъяты> в месяц. Региональным соглашением между Алтайским краевым общественным объединением профсоюзов, краевым объединением работодателей и Администрацией Алтайского края «О размере минимальной заработной платы в Алтайском крае на 2013 - 2015 годы», заключенным ДД.ММ.ГГ, установлен размер минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики в Алтайском крае в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ №82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда», т.е. не менее <данные изъяты>. Из изложенного следует, что заработная плата работников организаций, расположенных в регионах с неблагоприятными климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда с учетом стимулирующих выплат постоянного характера, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в указанных районах или местностях. По мнению истицы ее заработная плата на ставку по должности <данные изъяты> при условии полной отработки месячной нормы рабочего времени и выполнении норм труда с учетом установленного минимального размера оплаты труда - <данные изъяты> руб., районного коэффициента - 1,25 (<данные изъяты>), не могла быть ниже <данные изъяты>. в месяц. При начислении ей заработной платы в <данные изъяты> районный коэффициент применялся до доведения заработной платы до величины МРОТ, а не после этого. К заработной плате работника организации, расположенной в районе Крайнего Севера или приравненной к районам Крайнего Севера местности, установленной в размере МРОТ, начисляется соответствующий районный коэффициент.

Решением Егорьевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования Шестаковой Д.П.. удовлетворены.

На КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» возложена обязанность начислять заработную плату Шестаковой Д.П. с ДД.ММ.ГГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнении норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением на неё районного коэффициента в размере 1,25, до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство либо до прекращения трудовых отношений и произвести перерасчет заработной платы с ДД.ММ.ГГ с учетом не ниже установленного минимального размера оплаты труда, с последующим начислением районного коэффициента за работу в местностях с тяжелыми климатическими условиями в размере 1,25.

Взыскана с КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» в доход муниципального бюджета <адрес> государственная пошлина в сумме <данные изъяты>

В апелляционных жалобах ответчик КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», третье лицо Главтрудсоцзащита просят решение суда отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, указывая на то, что заработная плата не может быть ниже МРОТ и в заработную плату входит районный коэффициент. Данная выплата в размере 25% должна начисляться на МРОТ только работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. <адрес> не является районом Крайнего Севера и приравненной к ним местностью, следовательно, на истца не распространяются нормы ст. 315, 316 Трудового кодекса Российской Федерации. Решением не определено, до каких изменений в трудовое законодательство применяется данный порядок начисления.

В суде апелляционной инстанции представитель третьего лица Польгейм О.В. поддержала доводы жалобы.

Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционных жалоб извещены надлежаще, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствии этих лиц.

Проверив материалы дела, законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверяя законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.Суд при разрешении спора правильно применил закон, верно определил круг обстоятельств, имеющих значение для разрешения спора, выводы суда обоснованны, соответствуют исследованным в ходе рассмотрения дела доказательствам.

В силу ч. 3 ст. 37 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на вознаграждение за труд.

В соответствии с ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Заработная плата конкретного работника устанавливается в трудовом договоре в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда, которые разрабатываются на основе требований трудового законодательства (ч.ч.1,2 ст.135 ТК РФ) и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом установленных законодательством критериев, в том числе условий труда.

При этом оплата труда, выполняемого в местностях с особыми климатическими условиями, осуществляется с применением районных коэффициентов (ст.ст.146,148 и 315 ТК РФ).

Государственным комитетом СМ СССР по вопросам труда и заработной платы совместно с ВЦСПС за N 325/24 17 августа 1971 года принято Постановление, которым размер районного коэффициента для Алтайского края установлен в размере 1,15.

Распоряжением Совета Министров РСФСР от 3 января 1972 года N 4-р размер районного коэффициента для отдельных районов, в том числе и для Егорьевского района Алтайского края, повышен с 1,15 до 1,20.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27 декабря 1997 года «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края», а также постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года № 325/24, распоряжением Совета Министров РСФСР от 03 января 1972 года № 4-р принято предложение администрации Алтайского края о повышении с ДД.ММ.ГГ районного коэффициента к заработной плате с 1,20 до 1,25, в том числе для <адрес>. Расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате определено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.

Как следует из материалов дела, истец состоит в трудовых отношениях с КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» с ДД.ММ.ГГ по настоящее время в должности <данные изъяты>.

Приказом директора КГБСУСО «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей» от ДД.ММ.ГГ*** установлено при начислении заработной платы применение районного коэффициента в размере 1,25 с ДД.ММ.ГГ. Произведен перерасчет заработной платы за июнь 2015 года.

При рассмотрении дела суд первой инстанции пришел к выводу о том, что заработная плата начислялась истцу в размере, не соответствующим нормам трудового законодательства. Как следует из пояснений представителя ответчика в суде первой инстанции, совокупный размер месячной заработной платы работников составлял не менее минимального размера оплаты труда, включая должностной оклад, районный коэффициент, надбавку за стаж и иные выплаты, то есть при доведении заработной платы до минимального размера оплаты труда исчисленный на начисленную заработную плату размер коэффициента включался в минимальный размер оплаты труда, с ДД.ММ.ГГ оплата труда производится с применением районного коэффициента в размере 1,25%.

Удовлетворяя заявленные требования, суд проанализировав нормы трудового законодательства, пришел к выводу, что районный коэффициент должен начисляться сверх установленного законодательством минимального размера оплаты труда, который на территории <адрес> составляет 25%.

Судебная коллегия выводы суда находит верными.

Доводы жалоб о включении районного коэффициента в общий размер заработной платы, который не ниже минимального размера, определенного законом, судебная коллегия признает несостоятельными, как основанные на неверном толковании норм материального права.

Согласно ст. 115 Конституции Российской Федерации постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации. Постановление Правительства № 1631 от 27 декабря 1997 года в силу ст. 423 Трудового кодекса Российской Федерации подлежат применению, как не противоречащие нормам Трудового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, нормы указанного Постановления устанавливают особенности оплаты труда работников организаций, расположенных в <адрес> Алтайского края. Направленные на обеспечение государственных гарантий повышенной по сравнению со всеми остальными категориями работников оплаты труда, и не были изменены законодателем при внесении изменений в статью 129 и 133 Трудового кодекса Российской Федерации. Районный коэффициент в данном случае выполняет компенсационную функцию, обусловленную фактом выполнения работы в особых климатических условиях, и не может включаться в состав заработной платы, равный минимальному размеру оплаты труда, а должен начисляться сверх указанного размера заработной платы.

В связи с изложенным, доводы жалоб о том, что Алтайский край не относится к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, в связи с чем, права об оплате труда в повышенном размере в данном случае не применимы, судебная коллегия отклоняет.

То обстоятельство, что суд установил вышеуказанный порядок начисления заработной платы до внесения соответствующих изменений в трудовое законодательство, не может повлечь отмену принятого по делу судебного постановления, поскольку не противоречит действующему законодательству.

Если в рамках исполнительного производства будет подтверждено, что районный коэффициент начислялся работодателем на всю заработную плату, которая выплачивалась в размере не меньше МРОТ, то права ответчика не будут нарушены в связи с фактическим исполнением решения суда.

Иных доводов, влияющих на законность и обоснованность судебного постановления, апелляционные жалобы не содержит.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда по доводам апелляционных жалоб.

Законность и обоснованность решения суда в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации проверена в пределах доводов жалоб.

Руководствуясь ст. ст. 328-329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционные жалобы ответчика Краевого государственного бюджетного стационарного учреждения социального обслуживания «Егорьевский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», третьего лица Главного управления Алтайского края по труду и социальной защите на решение Егорьевского районного суда Алтайского края от 27 ноября 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи: