Судья Астанина Т.В. Дело № 33-5549/2014
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
09 июля 2014 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Науменко Л.А.,
судей Довиденко Е.А., Белодеденко И.Г.,
при секретаре Евстигнеевой Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе истца ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 07 апреля 2014 года по делу по иску ФИО1 к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю о взыскании задолженности по пенсии с учетом районного коэффициента и инфляции.
Заслушав доклад судьи Белодеденко И.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ГУ МВД России по Алтайскому краю) о взыскании недоначисленной пенсии за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с учетом районного коэффициента 1.25 в сумме <данные изъяты> и инфляции в сумме <данные изъяты>.
В обоснование исковых требований ссылался на то, что с ДД.ММ.ГГ является пенсионером ГУ МВД России по Алтайскому краю. Постановлением Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1.2 до 1.25, в том числе и для <адрес>. Начисление и выплата пенсии истцу производится исходя из районного коэффициента 1.2, вместо положенного 1.25. Отсутствие регионального нормативного акта Алтайского края о повышении районного коэффициента до 1.25 не может служить основанием для отказа в выплате задолженности в размере 5% районного коэффициента с момента действия данного Постановления, то есть с 01.01.1998 по 30.12.2011, поскольку Постановление является нормативным актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2011 № 1237 с 01.01.2012 установлен постоянный районный коэффициент для <адрес> Алтайского края, и данное постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 01.01.2013. В результате за период с 01.01.1998 по 30.12.2011образовалась задолженность по выплате районного коэффициента в размере 5% и составляет <данные изъяты>, задолженность по инфляции составляет <данные изъяты>.
Решением Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 07 апреля 2014 года исковые требования ФИО1 оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе ФИО1 просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении иска. В обоснование доводов жалобы ссылается на ч.1 ст.48 Закона Российской Федерации №4468-1 от 12.02.1993 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» и указывает, что районные коэффициенты имеют цель компенсировать дополнительные материальные и физиологические затраты в связи с работой и проживанием в неблагоприятных природно-климатических условиях. Постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов к заработной плате государственным органом – Правительством Российской Федерации, в связи с чем, постановление является нормативным правовым актом прямого действия, обязательным к исполнению на территории Алтайского края.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия рассматривает дело в порядке статей 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы в соответствии с ч.1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.
В силу части 1 статьи 48 Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» в редакции, действовавшей до 01 января 2012 г., пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются районные коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего районного коэффициента, установленного в данной местности для рабочих и служащих непроизводственных отраслей.
Районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих непроизводственных отраслей для местности, в которой проживает истец (<адрес> Алтайского края), введен с 01.01.1972 постановлением Совета Министров СССР от 05.08.1971 N 553 «О введении районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районных Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены».
Совместным Постановлением Госкомтруда СССР и Секретариата ВЦСПС от 17 августа 1971 года N 325/24 «О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения» утвержден районный коэффициент к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Алтайского края.
Согласно названным нормативным актам районный коэффициент в Алтайском крае с 01 января 1972 года составляет 1,15.
Распоряжением Совета Министров РСФСР от 03.01.1972 N 4-р районный коэффициент повышен с 1,15 до 1,2 для рабочих и служащих, занятых на работах в отдельных районах Алтайского края, недостаточно обеспеченных питьевой водой, особенно подвергающихся засухе, согласно приведенному перечню, в который входит и <адрес>.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ФИО1 проживает в <адрес> Алтайского края, является пенсионером МВД России, пенсия назначена по выслуге лет, районный коэффициент за период с 01.01.1998 по 31.12.2011 применялся в размере 20%.
Постановлением Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997 года «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято предложение администрации Алтайского края о повышении с 01.01.1998 районного коэффициента к заработной плате с 1,2 до 1,25, в том числе на территории <адрес>, в связи с тяжелыми климатическими условиями.
При этом расходы на выплату повышенного районного коэффициента к заработной плате постановлено осуществлять за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы - за счет средств бюджета Алтайского края.
Разрешая спор при указанных обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований и указал, что финансирование пенсий пенсионерам МВД осуществляется за счет средств федерального бюджета, следовательно, районные коэффициенты к данного рода пенсиям могут быть установлены только федеральным законодательством.
Судебная коллегия соглашается с таким выводом суда по следующим основаниям.
Увеличение районного коэффициента по инициативе властей Алтайского края путем принятия соответствующего нормативного акта, предполагает, что выплата такого коэффициента является расходным обязательством Алтайского края и не влечет возникновения обязанности по увеличению районного коэффициента для расчета денежного довольствия сотрудников федеральных органов исполнительной власти.
Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» федеральный государственный служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета. Пункт 1 ст. 18 названного Федерального закона устанавливает, что финансирование федеральной государственной службы осуществляется за счет средств федерального бюджета в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Порядок и условия пенсионного обеспечения сотрудников органов внутренних дел и членов их семей и стаж службы в органах внутренних дел, дающий право на получение пенсии за выслугу лет, определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации (
ст. 70 Федерального закона от 30.11.2011 N 342-ФЗ (ред. от 25.11.2013, с изм. от 21.03.2014) «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 10 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» выплата пенсий лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом финансирование расходов на выплату пенсий осуществляется в централизованном порядке.
Принимая во внимание, что финансирование расходов на содержание федеральных государственных служащих органов исполнительной власти (в том числе на пенсионное обеспечение) в соответствии с действующим законодательством осуществляется исключительно за счет средств федерального бюджета и привлечение на эти цели средств бюджетов иных уровней не допускается, применение районных коэффициентов, расходы на выплату которых осуществляются за счет средств предприятий и организаций, а работникам бюджетной сферы – за счет средств бюджета Алтайского края, для расчетов пенсионных выплат федеральным государственным служащим является неправомерным.
Следовательно, при исчислении пенсии истцу обоснованно применялся районный коэффициент 1.20.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о применении к пенсии истца районного коэффициента в размере 1.25 на основании Постановления Правительства РФ № 1631 от 27.12.1997 года.
Соответственно в удовлетворении требований о взыскании недоплаченных сумм с учетом уровня инфляции отказано верно.
Кроме того, с 01.01.2012 вступило в силу Постановление Правительства Российской Федерации № 1237 от 30.12.2011 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», которым и установлены размеры районных коэффициентов за военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, в том числе для <адрес> Алтайского края - 1,2.
Этим же Постановлением постановлено федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу, в соответствии с Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», применять с 01.01.2012 коэффициенты, установленные настоящим постановлением, при выплате указанным лицам пенсий в случаях, установленных статьей 48 этого Закона.
Финансирование расходов, связанных с реализацией настоящего постановления, осуществляется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете федеральным органом исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), на денежное довольствие и пенсионное обеспечение.
Указанные обстоятельства также свидетельствуют о том, что оснований для исчисления пенсии истца с применением районного коэффициента 1.25 не имелось.
В связи с изложенным, доводы жалобы о том, что постановление Правительства Российской Федерации № 1631 от 27.12.1997 «О повышении районного коэффициента к заработной плате на отдельных территориях Алтайского края» принято уполномоченным на установление районных коэффициентов государственным органом, является нормативным правовым актом прямого действия обязательным к исполнению на территории Алтайского края, судебной коллегией не принимаются, поскольку на законность принятого решения не влияют.
Доводы апелляционной жалобы не могут повлечь отмену принятого по существу решения суда, так как основаны на неправильном толковании положений законодательства, применяемого к спорным правоотношениям, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования суда первой инстанции, и к выражению несогласия с произведенной судом оценкой обстоятельств дела, оснований для переоценки которой судебная коллегия не находит.
При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Апелляционную жалобу истца ФИО1 на решение Октябрьского районного суда г.Барнаула Алтайского края от 07 апреля 2014 года оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: