НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Апелляционное определение Алтайского краевого суда (Алтайский край) от 09.06.2015 № 33-5161/15

Судья Фролов В.В. Дело № 33-5161/15

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 июня 2015 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе

председательствующего Поповой Н.П.

судей Сафроновой М.В., Медведева А.А.

при секретаре Богдан Л.Ф.

с участием прокурора Беспаловой М.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе третьего лица комитета по образованию администрации Зонального района на решение Зонального районного суда Алтайского края от 02 апреля 2015 года

по иску прокурора Зонального района в защиту трудовых прав ФИО1 к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению Урожайная основная общеобразовательная школа Зонального района Алтайского края о взыскании недоначисленной заработной платы, возложении обязанности

Заслушав доклад судьи Поповой Н.П., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Зонального района, действуя в интересах ФИО1, обратился в суд, ссылаясь на то, что при проведении прокурорской проверки соблюдения трудового законодательства в образовательном учреждении установлено, что заработная плата истцу в нарушении трудового законодательства начисляется и выплачивается с учетом включения в минимальный размер оплаты труда районного коэффициента. В связи с тем, что месячная заработная плата работника ниже минимального размера оплаты труда, производится доплата до МРОТ. Вместе с тем, согласно действующему законодательству, а также состоявшейся судебной практике, начисление районного коэффициента должно производиться сверх размера МРОТ. С учетом изложенного просил:

- взыскать с ответчика недоначисленную заработную плату за ноябрь 2014 г. в размере <данные изъяты>;

- обязать ответчика с ДД.ММ.ГГ производить начисление заработной платы ФИО1 не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента, как за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,15 к заработной плате на начисленную заработную плату.

Решением Зонального районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ исковые требования прокурора удовлетворены частично.

На Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Урожайная основная общеобразовательная школа Зонального района Алтайского края возложена обязанность начислять заработную плату ФИО1 с ДД.ММ.ГГ не ниже установленного минимального размера оплаты труда в Российской Федерации при полностью отработанной месячной норме рабочего времени и выполнения норм труда (трудовых обязанностей) без включения в нее районного коэффициента, как за работу в местности с тяжелыми климатическими условиями, с последующим начислением районного коэффициента в размере 1,15 к заработной плате на начисленную заработную плату.

Взыскано с Муниципального казенного общеобразовательного учреждения Урожайная основная общеобразовательная школа Зонального района Алтайского края в доход бюджета муниципального образования Зональный район Алтайского края государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

В остальной части исковых требований отказано.

В апелляционной жалобе третье лицо комитет по образованию администрации Зонального района просит об отмене судебного постановления и принятии нового об отказе в удовлетворении требований прокурора, указывая, что районный коэффициент не входит в размер МРОТ, кроме того до 2015 года начисление заработной платы работникам образовательных учреждений производилось в соответствии с Региональным соглашением о размере минимальной заработной плате в Алтайском крае на 2013-2015 годы.

В апелляционной жалобе третье лицо комитет по образованию администрации Зонального района Алтайского края просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. В обоснование доводов, ссылаясь на положения ст.ст.129,133,135,146 Трудового кодекса Российской Федерации, указал, что действующее законодательство предусматривает возможность установления для работника окладов (тарифных ставок) меньше, чем минимальный размер оплаты труда, при этом, фактическая заработная плата не должна быть менее данного установленного федеральным законом размера. Кроме того, начисление заработной платы работникам образовательных учреждений до 2015 г. производилось в соответствии с Региональным соглашением о размере минимальной заработной плате в Алтайском крае на 2013-2015 г., рекомендациями администрации Алтайского края и общероссийской практикой начисления МРОТ для работников бюджетного сектора экономики.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор Зонального района просит решение оставить без изменения, жалобу – без удовлетворения, полагая, что решение является законным и обоснованным.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Беспалова М.И. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагая принятое судом решение законным и обоснованным.

Иные лица участвующие в деле, не явились, о времени и месте рассмотрения дела по апелляционной жалобе были извещены надлежащим образом.

Судебная коллегия, руководствуясь ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), признала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Изучив материалы дела, заслушав прокурора, обсудив доводы жалобы, проверяя законность и обоснованность решения суда в соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

В силу ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).Согласно данной статье тарифная ставка - фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) - фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы - минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Часть 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Статья 148 Трудового кодекса Российской Федерации предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

По смыслу вышеприведенных норм права при установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правило об оплате труда, осуществляемого в районах с особыми климатическими условиями, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях.

Постановлением Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 17.08.1971 N 325/24 "О размерах районных коэффициентов к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для которых эти коэффициенты в настоящее время не установлены, и о порядке их применения" утверждены районные коэффициенты к заработной плате рабочих и служащих предприятий, организаций и учреждений, расположенных в районах Западной Сибири, для Алтайского края установлен районный коэффициент 1,15.

Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" минимальный размер оплаты труда с 01.01.2014 установлен в сумме 5 554 руб. в месяц.

Соответственно, месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда, в Зональном районе Алтайского края не может быть ниже 6387,10 руб. (5554 руб. + 15 %).

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно – правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума (Постановление от 27 ноября 2008 года N 11-П, Определение от 1 октября 2009 года N 1160-О-О).

При этом, устанавливая систему оплаты труда, каждый работодатель должен в равной мере соблюдать как положения части третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 данного Кодекса, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в повышенном размере по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1557-О-О и от 25 февраля 2010 года N 162-О-О).

Таким образом, в силу указанных выше правовых норм заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями, должна быть определена в размере не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством, после чего к ней должен быть начислен районный коэффициент.

Установив по делу, что размер начисленной и выплаченной истцу заработной платы был установлен без учета районного коэффициента, ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, суд пришел к обоснованному выводу о допущенных МКОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа» нарушениях трудовых прав истца при выплате ему заработной платы.

Доводы апелляционной жалобы о неправомерности применения районного коэффициента к МРОТ судебная коллегия признает несостоятельными как основанные на неверном толковании норм материального права.

Как указано выше, допускается установление в размере менее минимального размера оплаты труда только окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

При таких обстоятельствах оснований согласиться с данными суждениями заявителя судебная коллегия не находит.

Ссылка заявителя о том, что до 2015 года начисление заработной платы работникам образовательных учреждений производилось в соответствии с Региональным соглашением о размере минимальной заработной плате в Алтайском крае на 2013-2015 годы, не влияют на правильность выводов суда первой инстанции, так как положения Регионального соглашения об установлении в Алтайском крае минимальной заработной платы для работников бюджетного сектора экономики в соответствии с Федеральным законом от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", не освобождают работодателей от обязанности по начислению районного коэффициента к заработной плате.

Учитывая, что доводы апелляционной жалобы не опровергают правильных выводов суда, основаны на ошибочном толковании норм материального права, нарушений норм гражданского процессуального права, которые могли бы явиться основанием для отмены решения, судом не допущено, оснований к отмене решения судебная коллегия не усматривает.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

апелляционную жалобу третьего лица комитета по образованию администрации Зонального района на решение Зонального районного суда Алтайского края от 02 апреля 2015 года оставить без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: